a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Опыт работы: Ознакомление с историей родного села как средствопатриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО

Автор: Беседина Татьяна Евгеньевна Опубликовано: 2018-01-24 16:41:07

Документы для скачивания

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад «Ольха» с. Подольхи Прохоровского района Белгородской области       Ознакомление с историей родного села как средствопатриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО                                                                                     Беседина Татьяна Евгеньевна Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Ольха» с. Подольхи С. Подольхи Содержание. Раздел 1 1. Информация об опыте …………………. 3 1. 1. Условия возникновения и становления опыта 1. 2. Актуальность опыта 1. 3. Ведущая педагогическая идея опыта 1. 4 Длительность работы над опытом 1. 5. Диапазон опыта 1. 6. Теоретическая база опыта 1. 7. Новизна опыта 1. 8. Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта. Раздел 2 2. Технология опыта ……………………. . 9 Определение цели Постановка задач Основной этап Раздел 3 3. Результативность ………………… ……. 16 4. Библиографический список …………… 19 5. Список приложение к опыту ……………………………. . . 20 Раздел I. Информация об опыте: Тема опыта: Ознакомление с историей родного села как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО 1. Информация об опыте. 1. 1 Условия возникновения и становления опыта: Возникновение и становление опыта проходило в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Ольха », расположенном на территории Прохоровского района. В данном образовательном учреждении в текущем году детский сад посещало 42 детей в 3- х группах- комплектах с наполняемостью групп от 11 до 17 детей, работают 3 педагога. Коллектив «Детского сада « Ольха» работает по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в которой нашли отражение федеральный и региональный компоненты. Все дети проживают в сельской местности, в семьях с различным социальным статусом и материальным положением. Воспитатель: Стаж педагогической деятельности – 30 лет. Имею среднее педагогическое образование, квалификацию воспитатель детского сада. В 2015 году мне была присвоена первая квалификационная категория. Наше село Подольхи расположено в живописном месте, со всех сторон оно окружено цветущими лугами с пьянящим запахом медовых трав. Природа щедро одарила этот край – бескрайними полями, животворными родниками. С каждым годом растет и хорошеет наше село. Дети растут, уходят из детского сада в школу, взрослеют. О чем они думают, мечтают? Что значит для них Родина, родной край? Понимают ли они, что Родину, как и мать, не выбирают по своему вкусу и желанию? Осознают ли, что впереди у них много дорог, а дорога домой одна- единственная? Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном селе, стране, особенностях русских традиций. Данные предварительной диагностики( приложение № 7) доказывают целесообразность поиска путей развития познавательного интереса у дошкольников к родному краю. Уровень Родное село, символика Истории народной культуры, традиции. Историко- географический, природный  компоненты Личностный компонент Высокий 6% 0% 0% 44% Средний 69% 62% 69% 50% Низкий 25% 38% 31% 6% Таким образом, была обоснована необходимость организации и проведения системы мероприятий, способствующих проявлению интереса, воспитанию любви к родному селу, желанию беречь его красоту, проявлять заботу о нём. 1. 2 Актуальность опыта:  Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт( ФГОС) . В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой одной из задач воспитания личности ребенка является ознакомление с малой Родиной и др. сделали акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. Академик Д. С. Лихачёв говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Основной целью образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Особое место уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном селе, стране, особенностях. Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно- патриотического воспитания. Данная тема актуальна, но решается не полностью. Задача воспитания в ребенке с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, селу, Родине решается формально. Поэтому очень много приходиться дорабатывать, использовать дополнительную литературу. Изучив психолого- педагогическую и методическую литературу, я выявила существующие противоречия: 1. Между потребностью современного общества в личности, способной ценностно относиться к своей малой Родине и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в формировании патриотизма дошкольника; 2. Между необходимостью интенсифицировать процесс воспитания патриотизма в системе дошкольного воспитания и отсутствием научных разработок, педагогических технологий, а также опыта практической работы по данной проблеме; 3. Между стремлением педагогов к воспитанию основ гражданственности по отношению к своему селу у дошкольника и педагогической некомпетентностью родителей в данной проблеме. Выявленные противоречия определили проблему, заключающуюся в создании такой системы работы в группе, которая бы наиболее успешно способствовала развитию познавательного интереса у дошкольников к знаниям о родном крае, чувства гордости и бережного отношения к нему, как следствие, воспитанию чувства патриотизма и любви к родине. 1. 3 Ведущая педагогическая идея опыта: Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий, содействующих воспитанию патриотических чувств дошкольника к родному селу на основе обогащения социальных представлений детей. 1. 4. Длительность работы над опытом: Длительность работы над опытом можно разделить на три этапа. I этап( 2014 г. – 2015 г. ) аналитика- диагностический – период констатации проблемы, подбора диагностического материала и выявление уровня нравственно – патриотического развития детей. II этап( 2015 г. - 2016 г. ) исследовательский – выбор методов и средств достижения целей. На данном этапе был разработан перспективный план работы с детьми по проблеме, намечены мероприятия по ознакомлению дошкольников с историей села, его достопримечательностями, проводилась апробация системы работы. III этап( 2016 г. – 2017г. ) аналитико- обобщающий – анализ опыта работы, оценка результатов. 1. 5 Диапазон опыт: Диапазон опыта охватывает систему работы по образовательной деятельности, организации экскурсий и целевых прогулок, консолидации усилий педагога и родителей. 1. 6 Теоретическое обоснование опыта: В своей работе опиралась на положения концепции модернизации дошкольного образования, где определены социальные требования к системе российского образования: «…именно образование в первую очередь должно собрать воедино значимые ценности и общественные установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма». Исследованием проблемы патриотического воспитания занимались такие известные педагоги и исследователи, как К. Д. Ушинский, С. А. Козлова, М. Ю. Новицкая, Е. В. Соловьёва, Л. И. Царенко, О. Л. Князева, и др. Именно идея патриотизма всегда являлась тем фундаментом, на котором во все времена консолидировались все слои российского общества. Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Е. И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К. Д. Ушинский говорил в свое время: «Отличие западного образования состоит в том, что западный человек более знаком со своим отечеством, литературой, географией, а русский человек менее знаком с тем, что всего к нему ближе: со своей Родиной и всем, что к ней относится». Учеными давно доказано, что именно в дошкольном возрасте начинается познание тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине; чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с раннего детства. Педагогические идеи патриотического воспитания содержатся в работах С. И. Ожегова, он определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. В. А. Сухомлинский обращал внимание на то, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. В связи с этим, перед коллективом педагогов современного дошкольного образовательного учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско- патриотических качеств дошкольников. В нашем детском саду сложилась своя система по патриотическому воспитанию дошкольников. Одним из направлений этой работы является тесная взаимосвязь с родителями, как с представителями старшего поколения, в жизненном опыте которого еще сохранились воспоминания о событиях прошлых лет. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого. Это вызывает у детей не только интерес, но и осознание сопричастности к истории своей семьи, своего народа.  Главной целью детского сада в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. «Своеобразие и индивидуальное лицо культуры создается не путем самоограничений и сохранения замкнутости, путем постоянного и требовательного познания всех богатств, накопленных другими народами и культурами прошлого. В этом жизненно важном для любой культуры процессе особое значение имеет познание и осмысление собственной старины, истоков собственной национальной культуры. » Д. С. Лихачев Неслучайно в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования говорится о приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Нравственно- патриотическое  воспитание – формирует у ребенка следующие аспекты: - Нравственные чувства( совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма) - Нравственный облик  ( терпение, милосердие) - Нравственная позиция( способность к различению добра и зла, проявление самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний) - Нравственное поведение( готовность служения людям и Отечеству, послушания, доброй воли) Изучив методическую и педагогическую литературу, был определен круг авторов, чьи позиции по вопросам патриотического воспитания детей  с родным краем наиболее  близок. При составлении перспективного плана работы использовала п а р ц иал ь н ую п ро г р а мму для д ош к ол ьн о г о о б разо в а н ия Т. М. Стр у чаевой, Н. Д. Е па н ч и н цевой, О. А. Брытк о вой, « Белгородоведение » Д а н н ая програм м а разработ а на в соотв е т с твии с Ф ед е р а ль н ым го с у д ар с тв е н н ым об р азовательным стандартом дош к ольного о б р а зован и я и явля е тся инн ов а ц и онн о й разработкой( до к у м е нт ом) для дош к ол ьн ы х у ч р ежд е н и й Б е лгородской области. Програ м ма вк л юч а ет систе м у раз н ообразных ф о рм и м е тодов работы с дет ь ми в ра м ках и з у че н и я к у рса « Б елгородо в ед е н и е », к оторая обе с пе ч ива е т эффек ти в н ое разви т ие ч у в ства п атриотизма у дет е й дошкол ьн о г о возра с та и обога щ ен и е и х п р е дст а вл е н и й об и стори и, к у ль т у р е, п р и роде род н ого края. Опиралась на рекомендации Е. Ю. Александровой, Е. П. Гордеевой, М. П. Постниковой, Г. П. Поповой, данные в пособии «Система патриотического воспитания в ДОУ», на опыт работы Матовой В. Н. «Краеведение в детском саду », О. Н. Баранникова «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду», Н. Ф. Виноградова «Моя страна- Россия», А. Д. Жариков «Растите детей патриотами», «У истока реки Северский Донец». Дополнительно обращалась к отечественным традициям и народной педагогике, темам актуальным в современном обществе, обеспечивающие нравственно- патриотические компоненты развития личности ребенка, присущим традициям нашего края, региональной образовательной политике, светского характера образования и законности( соответствующие действующему законодательству РФ) . Базовым этапом формирования у детей любви к Родине эти педагоги считают накопление ими социального опыта жизни: о своём селе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношения, приобщение к миру, его культуры. Основополагающими принципами данного опыта являются: Энциклопедичность – обеспечивает отбор содержания знаний из разных областей действительности( природа, социальный мир, культура и т. д. Уникальность места – изучение специфики природного и культурного наследия, духовных ценностей, историко- культурных, этнокультурных особенностей развития региона. Интеграция знаний – отбор содержания знаний для понимания детьми целостной картины мира. Единство содержания и методов. Динамика преемственности связей – на каждой возрастной ступени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при этом учитывается специфика изменения социального опыта детей разного дошкольного возраста. Комплексность – содержание концентрируется в темах- комплексах «Природа», «Труд людей», «Достопримечательности села», «История села Подольхи » и т. д. Выявила основные задачи: Дать знания детям о родном селе: достопримечательности, люди, природа Познакомить с культурой и традициями Прохоровского района. Воспитывать чувства ответственности и гордости за достижения Малой Родины. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать Предполагаемые результаты: Итоговым результатом является активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно- патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь. Освоение доступных знаний об истории и жизни родного края. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи. 1. 7 Новизна опыта: Новизна опыта заключается в разработке системы работы по воспитанию гражданско- патриотических чувств детей к родному селу в условиях дошкольного образовательного учреждения. Оригинальность состоит в тщательно продуманной интеграции краеведческой работы в систему воспитательно- образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др. , а также процесс взаимодействия с семьями воспитанников. 1. 8 Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта: Данный опыт может быть легко адаптирован к условиям любого дошкольного образовательного учреждения. Опыт работы вк л юч а ет систе м у раз н ообразных ф о рм и м е тодов работы с дет ь ми, к оторая обе с пе ч ива е т эффек ти в н ое разви т ие ч у в ства п атриотизма у дет е й дошкол ьн о г о возра с та и обога щ ен и е и х п р е дст а вл е н и й об и стори и, к у ль т у р е, п р и роде род н ого края. Раздел II. Технология описания опыта Целью педагогической деятельности является организация педагогического процесса, способствующего формированию патриотического воспитания детей посредством знакомства с родным селом. Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи: создание условий для развития у ребенка патриотических чувств, любви и привязанности к своей семье, дому, родному селу; предоставление возможности дошкольникам почувствовать себя маленькими селянами, участниками жизни села; знакомство с селом, его историей и достопримечательностями; взаимодействие с родителями по приобщению детей к приумножению и сохранению богатств родного села. Специфической особенностью патриотического воспитания является то, что его нельзя обособить в какой- то специальный воспитательный процесс. Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье к самым близким людям – к матери, к отцу, бабушке, дедушке; восхищение тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения – со знакомства с детским садом, своей улицей, селом, с его символами. Таким образом, воспитание патриотизма возможно лишь в случае, если этот процесс целенаправленный, предполагающий систему в использовании форм, методов и приемов педагогического воздействия. В начале работы были выявлены проблемы: незнание детьми названия села, улицы, где они живут; неумение вести себя на улицах родного села; неуважение к результатам труда людей; непонимание родителями важности знаний у детей о родном селе и чувства патриотизма; отсутствие гордости за своё родное село, осознания своей гражданской принадлежности; отсутствие единой системы ценностей( семья- люди- село) в сознании дошкольника и родителей. Наличие этих проблем, позволило взяться за последовательную, поэтапную работу с детьми средней и старшей группы. Был составлен перспективный  план мероприятий( приложение № 1) , включающий экскурсии, путешествия по родному селу – живые впечатления, в процессе образовательной деятельности, беседы, игры  для закрепления знаний и впечатлений. На экскурсиях дети получают знания о родном селе, крае, обогащаются знаниями о труде людей, их жизни. Постигая новое, дети начинают активно общаться между собой и с взрослым. Согласно поговорке « Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать », строила свою работу с дошкольниками в форме путешествий по родному селу. Посещая неизвестные ранее и уже знакомые места, любуясь красотой села, дошкольники узнавали много нового о нем, учились беречь и любить свою малую родину. Разработанное тематическое планирование способствовало  эффективному усвоению детьми знаний о родном крае, помогло  установить взаимосвязь между событиями и явлениями, происходящими в нём.   Все  темы были связаны между собой логически и вместе представляли   целостную   картину   сведений о родном селе Подольхи.  Данную работу начала вести систематически, планомерно, в разных видах деятельности и по разным направлениям. Большая роль в реализации опыта отводилась совместной деятельности с детьми,  так как воспитания чувств  - процесс, который нельзя уложить в жёсткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребёнком, в результате которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к родному селу.   Формы и методы работы с детьми: 1. Игровая деятельность: Сюжетно ролевые игры: «Путешествие в прошлое», «Горница приглашает гостей», «Семья», «Детский сад», дидактические игры: «Путешествие по родному селу « Подольхи », «Знатоки»( приложение № 3) , «Моя семья»,  «Достопримечательности нашего села»( пазлы и кубики) , «Край, в котором мы живём», «Кому, что нужно для труда? »,  «Так бывает или нет? ». народные игры: «Карусель», « Ручеек », «Платочек» 2. Познавательно- исследовательская деятельность: Целевые прогулки по селу, экскурсии  к памятникам « Первому председателю колхоза Я. И. Стригунову », « Кавалеру трех орденов славы Стрельникову И. М», « Павшим воинам ВОВ», к Истокам реки Северского Донца, в библиотеку, на почту, в Краеведческий музей СОШ, встреча с интересными людьми Ракитянским Н. М. и его деревянными творениями. 3. Коммуникативная деятельность: составление рассказов на тему: «Мой детский сад», «Дом, в котором я живу», «Расскажи о своей улице », беседы: : « Мои родители», «Родной дом», Беседа о важности труда всех людей, о людях которые прославили наше село. «Как жили люди на Руси», «Коллектив сада», «Труженики села», решение проблемных ситуаций. 4. Продуктивная деятельность: мастерская по изготовлению продуктов детского творчества- рисование, аппликация, ручной труд. 5. Трудовая деятельность: самостоятельные, совместные действия, поручения. Заложили яблоневый сад « Кавалеру трех орденов славы Стрельникову И. М» 5. Чтение художественной литературы: загадки, пословицы, поговорки, заучивание стихотворений, чтение познавательной литературы о родном крае. 6. Музыкально – художественная деятельность: слушание, исполнение, импровизация. 7. Взаимодействие с семьей: беседы, консультации, экскурсии, встречи, досуги, праздники. Содержание  работы построила  по принципу от простого к сложному, от знакомого к неизвестному. Работу начала с экскурсии с детьми средней группы по территории детского сада. ( Приложение №2) . Рассматривая здание детского сада, его особенности, строения, оборудование детских площадок, дети узнали о том, кто это делал, украшал, строил, планировал, кто поддерживает чистоту на территории, для чего это делается. Они осознали, сколько труда и сил вложили сотрудники детского сада в эту работу. К сожалению, пришлось узнать и о тех, кто все это приводит в негодность. В ходе беседы с дошкольниками выявили, что нужно сделать, чтобы сохранить имущество на территории детского сада. Дети предлагали разные варианты: завести собаку- уличного сторожа для охраны площадок, ловить разрушителей и заставлять их ремонтировать то, что сломали; позвать на помощь всех пап и мам; всех кто разрушает, наказывать дома лишением сладостей и мультфильмов. Эти детские высказывания вызывают улыбки, но ведь на самом деле в таком возрасте не столь важно, можно ли осуществить в жизни, то, что предлагали дети, а главное, что они не остались равнодушными и пытались изменить к лучшему. После проведенных экскурсий в групповой комнате была оформлена выставка рисунков «Мой любимый детский сад», где малыши запечатлели дом, который для них стал родным. Экскурсия по территории детского сада не прошла даром. Когда при подготовке к новому учебному году, был организован субботник по благоустройству участка детского сада, многие родители, ранее ссылавшиеся на занятость и другие причины, нашли возможность оказать помощь нашему саду в свободное время. Дети гордились своими родителями и неоднократно повторяли: «Моя мама приходила и красила песочницу! », «Мой папа сделал мостик и полочки для игрушек! ». А сколько эмоций, радости и удовольствия ребятам доставило путешествие по экологической тропе, расположенной на территории ДОУ. Рассматривая цветы, растения, деревья ребята знакомились с природой родного края, узнали, что многие растения приносят человеку пользу Затем мы рассматривали двор жилого дома, расположенного недалеко от детского сада. Дети смогли сами рассказать о том, что двор чистый, потому что работал дворник и убрал территорию. На вопрос: «Может ли двор остаться чистым без помощи дворника? », не все дошкольники, к сожалению, смогли ответить. И только после беседы о том, что если все жители будут бросать мусор в урну, двор будет оставаться чистым, ребята уяснили, что чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Наблюдение за работой дворника и машин- помощников- мусоровоза, трактора помогло сформировать представление о том, как можно сделать двор чище, уютнее. А беседы по содержанию помогали воспитывать у дошкольников активную гражданскую позицию. Со старшими детьми  проводились целевые прогулки по близлежащим улицам,  в ходе которых дала понятие детям, что такое улицы, какими они должны быть. Предлагала  вспомнить  и назвать их домашний адрес. Познакомила  дошкольников  с  название улиц, которые названы в честь известных людей, так же  с улицами на которых живут дошкольники. Мы с ребятами обращали внимание  на соблюдение правил дорожного движения, работу дворников, мусороуборочных машин  и делали соответствующие выводы. Вызывала  у ребят желание поддерживать чистоту на улицах села, чтобы оно было всегда чистым и красивым. Дала детям понять, что они хоть и маленькие, но являются жителями села Подольхи и их называют   подолешенцы, это формирует у детей представление о родном  селе, его устройстве, достопримечательностях. Беседы  на тему  «Дом в котором я живу»,  «Любимые места села»,  «Улицы села»  по своему содержанию помогали  воспитывать у дошкольников активную гражданскую позицию. В процессе беседы, «Каким ты хотел видеть  свое село» рассказы детей были очень интересными. В основном все хотели видеть своё село современным, зеленым, чистым, чтобы были широкие улицы с красивыми домами, много цветов, детская площадка. После проведенных бесед и экскурсий вместе с детьми сделали игру «Правильно сортируй мусор». Прогулка- экскурсия к Истокам Северского Донца, расположенные в районе улицы Ключи, вызвала у детей огромный положительный эмоциональный отклик, во время которых дети не только знакомятся с местностью, в которой   расположено село, но и любуются  красивыми местами села, его необычным разнообразным  ландшафтом, замечательной природой. С удивлением рассматривали они Купель, Часовню, беседки, лавочки, качели, деревянную горку- домик. С удовольствием отдохнули в беседках, побегали по дорожкам и, конечно, сполна насладились катанием с горки и на качелях. До сознания детей было донесено, что в создании этого парка принимали участие люди разных профессий: художники, архитекторы, строители, тем самым у детей воспитывались чувство уважения к труду создателей современных парков в селе, бережливость к красивым местам. Беседа о правилах поведения в парке способствовала решению задачи о бережном отношении к родной природе, зарождению желания сохранять и создавать подобную красоту. Ведь чем красивее село, тем больше его любят жители. В старшей группе диапазон экскурсий расширился. Знакомить детей с историей возникновения  села, с его достопримечательностями, символикой Белгородского края начала со старшей группы. Пополнила уголок краеведения  новым материалом,  оформили с детьми альбомы: « Быт и культура русского народа », «Животные и птицы нашего края», «Природа моего края»,  презентацию «Достопримечательности нашего села » и др  . Если целью моих занятий по ознакомлению с окружающим в средней группе являлось дать представление детям о родном селе, вызвать желание узнать о нём больше, то в старшей группе расширила  знания детей о малой родине. За основу взяла элементы программы « Белгородоведение ». Дошкольники узнали о том, как жило село и развивалось в прошлом с момента его рождения, о важных событиях которые проходили в нем. Были организованы экскурсии: в Краеведческий музей СОШ,  к памятниками « Первому председателю колхоза Я. И. Стригунову », « Кавалеру трех орденов славы Стрельникову И. М». Экскурсии к памятнику погибших воинов, возложение живых цветов к могиле советских воинов, способствовали воспитанию у дошкольников духа патриотизма и чувства уважения к памяти боевых подвигов их прадедов в сражениях за освобождение нашей Родины от нашествия немецко- фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Доносила до детей мысль: спустя много- много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших Родину. Детей подводили к пониманию того, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Накануне праздника Победы провела НОД «Никто не забыт». Подвела детей к пониманию того, что  мы победили в Великой Отечественной войне, потому  что  любим свою  Родину, Отчизну. Заострила внимание детей, что наши отцы и деды внесли огромный вклад в Великую  Победу Для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей, формирования базиса личностной культуры установлены тесные связи с историко- краеведческим музеем в школе и библиотекой. Выставки, предложенные детям «Глиняные игрушки», «Новогодняя игрушка», «Великая Отечественная война» продолжали воспитывать в детях чувство гордости за своё село, его жителей, его защитников, вызывали желание быть похожими на них, делать все для улучшения жизни своих близких, родных. Проводились экскурсии в магазин, школу, библиотеку, почту, центр семейной медицины, пекарню и т. д.  Это помогает детям познакомиться с функциями и устройством различных учреждений, формирует у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей, о том, как и кто, заботится о жителях села. А организованная совместно с родителями фотовыставка «Папа, мама на работе» помогла закрепить содержание труда взрослых в родном селе: учитель, врач, строитель, водитель. Дошкольники увидели важность и значимость труда своих родителей, и это явилось продолжением заложённых основ уважительного отношения к труду взрослых, направленного на благо родного села. Большая часть работы проходила вне занятий- это беседы, сюжетно- ролевые игры, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и репродукций с видами родного края. Закрепление знаний проходило на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, аппликации. После проведённых экскурсий  на основе полученных знаний и впечатлений  дети  отражали своё отношение в разных видах деятельности. Например, в  игровой, в сюжетно- ролевых   играх  «Семья», «Детский сад», «Путешествие в прошлое», «Горница приглашает гостей». Дидактическая игра « Путешествие по родному селу « Подольхи » и «Достопримечательности нашего села»( пазлы и кубики) закрепляли представления детей о родном селе. Чтобы правильно дозировать познавательный материал, предлагаемый детям, устанавливать логическую связь между различного рода сведениями организовывала деятельность в определенной последовательности: настоящее село; село в прошлом; достопримечательности нашего села. Путешествуя по знакомым детям родным местам, выяснили значение слов «родной», «Родина», «Отчизна», «малая родина». Следующим было путешествие в историческое прошлое нашего села. Дети узнали о том, как жило и развивалось село Подольхи с момента своего рождения, вспомнили важные события, которые произошли в селе, обсудили достопримечательности, которые сохранились до наших дней, а также- то новое, что появилось за последние годы. Сопоставляя «старое» и «новое» село, подвела дошкольников к пониманию того, что любовь к родному селу на деле, а не на словах, - это, прежде всего, стремление быть заботливым и неравнодушным хозяином. «Это наше с вами село – нам нравится здесь жить, играть, учиться и гордиться Подольхами! ». При ознакомлении с историей малой родиной была организована поисковая деятельность: детям было предложено расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, на которой они живут и далее дошкольники обменялись полученной информацией, предлагали свои версии об истории некоторых названий улиц. Игра «Доскажи словечко» помогла уточнить представление об улицах села и их названии. В результате данной работы вырос познавательный интерес к истории села, уважение к знаменитым землякам. Были проведены НОД: «Мое село», «С чего начинается Родина». Например, в процессе беседы, «Каким ты хотел видеть  свое село» рассказы детей были очень интересными. В основном все хотели видеть своё село современным, зеленым, чистым, чтобы были широкие улицы с красивыми домами, много цветов, детская площадка. Было проведено итоговое НОД « Н аше село Подольхи »( Приложение 5) Познакомила детей с символикой Белгородского края, обратила  внимание  ребят, что у каждой области  свой герб. Рассмотрев герб  нашей области, дети с помощью наводящих вопросов смогли  разобраться в значении символов изображённых на гербах. С  целью закрепления знаний детей о гербах, умения находить их среди других и знать символику гербов провела дидактические  игры: «Найди герб  области»,  «Сложи герб». С помощью экспериментальной деятельности дошкольники познакомились с богатством Белгородской земли – белая глина. Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей. Организация совместных творческих домашних заданий- придумывание и изображение герба своей семьи, создание фотоальбома « Моё село и я», выращивание комнатных цветов для группы, объединило родителей и детей, обогатило общение между ними и доставило радость. В  процессе работы  у детей начинался  постепенно складываться образ собственного дома, с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родного дома» ложится в основу любви к Родине. Если в семье есть свои привычки, традиции, правила( готовить друг другу подарки, сюрпризы, отмечать какие- то даты вместе и  так далее) ,  то это все постепенно  и основательно входит в социальный опыт ребенка. Как приятны воспоминания детства, которые хочется пережить снова. Поэтому очень важной является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников « Я и моя семья, « Портрет семьи», « Наша дружная семья», «Моя мама», «Традиции семьи» и т. д. При проведении бесед: «Что значит любить родителей? », «Домашние обязанности членов семьи? », «Как провели выходные дни? » дети рассказывали о своих родителях, близких и дальних родственниках. Рисовали рисунки на тему: «Мой дом», «Мы спортивная семья», «Портрет моей мамы», готовили подарки для  мам, пап, родных и близких. Родители  совместно с детьми оформляли  выставку семейных фотографий,  фотоальбомы  и фотогазеты  о любимых занятиях и увлечениях всей семьи, её традициях. Организация  совместных праздников Праздник «Покров Пресвятой Богородицы»( приложение 4) , «День матери», «Папа, мама, я спортивная семья», «Рождественские посиделки», «С днем защитника- Герой», «Масленица» и другие  является формой взаимодействия детей, педагогов и  родителей. Совместно с родителями организовывала экскурсию в « Музей природы Белогорья». Каково же было восхищение и удивление детей, увидев такое количество животных, птиц, рыб в музее природы. Применяла различные приемы: проблемные  ситуации, усложняла задания, преднамеренные ошибки, вопрос, ответ. Данные методы позволили увеличить активность детей и привлечь к участию пассивных детей. Много времени уделялось  на проведение индивидуальных и групповых бесед, составлению иллюстрированных рассказов. В старшей  группе закрепляла знания детей о родном селе, систематизировала их, давала новые знания об истории села, связывала их с  историей  России, чтобы дети осознавали, что история их родного села неразрывно связана с историей страны Провела родительские собрания на тему: «Привитие патриотизма у детей», «Учим детей любить и беречь родное село»( Приложение№6) , консультации  на тему:  «Семейный маршрут выходного дня», «Отдыхаем всей семьёй». Помогла многим семьям  проводить выходные всей семьёй, гулять по знакомым и любимым  местам, уточнить и закреплять  знания  о родном селе. Традициями группы были утренние и вечерние беседы с родителями, давала информацию о том, что рассказывала детям по теме  «Мое родное село». Работа в данном направлении вызвала  интерес у родителей, что побудило  их лучше  узнать историю родного села и вызвало чувство гордости  за него. Этот  положительный  отклик  послужил   примером  для их детей. Тема  моего опыта была интересна не только детям и родителям, но и педагогическому составу детского сада. Для воспитателей  мной были проведены открытые просмотры НОД: «Никто не забыт, ничто не забыто», «С чего начинается Родина». Выступила на педсовете с докладом «Воспитание у детей любви  к родному краю », провела консультацию  «С чего начинается Родина».   Раздел 3. Результативность опыта          Из таблицы мы видим, что на начало года уровень знаний детей по патриотическому воспитанию  поверхностный.  АНАЛИЗ исследования детей на начало учебного года. Уровень Родное село, символика Истории народной культуры, традиции. Историко- географический, природный  компоненты Личностный компонент Высокий 6% 0% 0% 44% Средний 69% 62% 69% 50% Низкий 25% 38% 31% 6% С  целью выявления  результативности проведённой мной работы по  воспитанию патриотических  чувств  у дошкольников, были  повторно предложены детям вопросы, в ходе которых были показаны  следующие результаты: АНАЛИЗ исследования детей в конце четвертого учебного года. Уровень Родное село, символика Истории народной культуры, традиции. Историко- географический, природный  компоненты Личностный компонент Высокий 90% 67% 77% 82% Средний 10% 25% 25% 18% Низкий 0% 8% 8% 0% Из таблицы видно, что увеличился процент высокого и среднего уровня, уменьшился- низкий уровень. Этому способствовало: - продуманное систематическое планирование работы; - обогащение предметно- развивающей среды; - беседы с детьми; - использование разнообразных форм организации детской деятельности. 100% детей твердо знают название села, в котором живут, и могут безошибочно найти герб района и рассказать о нем. Об истории возникновения нашего села имеют точные знания 90% детей, 10% допускает небольшие неточности. 77% детей имеют представление о названии улиц села, знают, по какому адресу находятся дома, в которых они живут, детский сад, который они посещают. Дети могут объяснить, почему или в честь кого названы улицы села, 25% допускают ошибки. О самых распространенных профессиях нашего села имеют хорошее знание 54% детей, 46% детей не на все вопросы могут ответить уверенно. Познакомить с достопримечательностями нашего села могут 77% детей, 25% - немного в этом затрудняются. В итоге, общий уровень следующий: 77% детей имеют прочные знания о Родном селе, 23% - допускают небольшие неточности. В результате изучения данной темы дети многое узнали о своем селе, видели его красоту и богатство своими глазами. Старалась научить детей не только восхищаться красотой окружающего мира, но и заложить ростки любви к родному городу, попыталась научить их самостоятельно решать проблемы, возникающие в жизни, старалась воспитать чувство настоящего селянина, который умеет использовать свои знания на практике. Анкетирование родителей подтвердило эффективность работы. Родители стали отмечать не только интерес и желание детей как можно больше узнать о родном селе, но и признали, что сами стали больше уделять внимания патриотическому воспитанию ребенка. Многие родители в своих ответах указали, что стали интересоваться историей своего села Подольхи, расположенного на Белгородской земле. Подводя итог, можно сказать о том, что в ходе работы наблюдалась положительная динамика воспитания патриотических чувств у дошкольников. Считаю, что основным  результатом работы  по данной  теме  является, то, что воспитанники моей группы  стали духовно богаче. Они много  узнали о своём селе, изменили своё отношение  к нему, увидели красоту и богатство своим глазами, с уважением  стали относиться к основателям, защитникам и людям,  прославившим село, бережнее относиться  к окружающему. Так  же у ребят изменилось взаимоотношения друг с другом, появились  чувства коллективизма, сопереживания  к людям, животным, доброжелательные отношение к окружающим. Таким образом, систематическая работа по воспитании гражданско- патриотических чувств детей к родному селу в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты, а современное дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей « малой Родине». Библиографический список: 1. Н. Ф. Виноградова «Дошкольникам о родной стране» Москва 2009, Издательство «Просвещение». 2. А. Д. Жариков «Растите детей патриотами» Москва 1980г. 3. В. Н. Матова « Краеведение в детском саду»( опыт работы) Москва 2013, Издательство «Детство- Пресс». 4. О. Н. Баранникова « Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду» Москва 2007, Издательство «АРКТИ». 5. Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева «Система патриотического воспитания ДОУ» Волгоград 2007, Издательство «Учитель». 6. Е. Л. Романенко, И. В. Верещак «У истока реки Северский Донец» Прохоровка 2003. 7. А. С. Куприна, Т. А. Бударина « Знакомство детей с русским народным творчеством» Санкт- Петербург Издательство «Детство- Пресс» 2015 8. Н. Ф. Виноградова «Наша Родина» 1984г. Издательство «Просвещение». 9.    «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. 2015 10.    В. И. Петрова, Г. Д. Стульник Этические беседы с детьми. Издательство Мозаика – Синтез. Москва 2007г. 11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования( Приказ МО РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) . 12. В. В. Горошников «История Белгородчины » Том I, издательство «Мидиарост», 2015г. 13. В. В. Горошников «Традиции и народные творчества Белгородчины » Том II издательство «Мидиарост», 2015г. 14. В. В. Горошников «Знатные земляки» Том III, издательство «Мидиарост», 2015г. 15. В. В. Горошников «Белогорье: краски неба и образы земли», издательство «Мидиарост», 2015 г. 16. А. Н. Петин « Родники Белогорья» 17. А. Лукьянов. Областной краеведческий музей. 18. В. Н. Ганичев. Белгородчина духовная. 19. Н. Д. Епанчинцевой, Т. М. Стручаевой « Белгородоведение » для дошкольных образовательных организаций/ Методические рекомендации/ Белгород: ООО «Эпицентр», 2015. –20с.

Оставить комментарий: