a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Сообщение. Способности детей - на кончиках их пальцев

Автор: Пешкова Ольга Васильевна Опубликовано: 2018-01-28 08:18:41

Документы для скачивания

Муниц ипальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Росток» город Радужный «Способности детей- на кончиках их пальцев» Пешкова Ольга Васильевна, воспитатель группы общеразвивающей направленности от 2- х до 3- х лет №3 «Яблонька» 2018 год. «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский « Способности детей — на кончиках их пальцев » Мелкая моторика — это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, в дальнейшем ребенок, подрастая, учится держать ложку, карандаш. С возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных движений обеих рук. Казалось бы, все замечательно – малыши растут, их ручки с каждым годом должны становиться все более сильными и ловкими, но, к сожалению, само собой не у всех это происходит. Многим детям сложно манипулировать мелкими предметами, они неправильно держат карандаш, пальцы рук у них вялые и неловкие. Исторически сложилось так, что развитие функций речи и руки у человека шло параллельно, и первой формой общения людей друг с другом были жесты. В настоящее время учеными установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук и совершенствование речи непосредственно зависит от степени тренировки рук. Эта зависимость обусловлена тем, что в коре головного мозга зона, отвечающая за развитие тонких движений кисти руки и речевая моторная зона, расположены очень близко друг от друга. На протяжении всего раннего детства четко прослеживается, как по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. Если обратиться к истории, то можно заметить, что многое из опыта наших предков не забыто, более того, продолжает развиваться, что говорит о пользе и важности данных игр в детстве. Наши предки наверняка о чем- то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам « Сорока- белобока », «Ладушки», «Коза- рогатая» не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж. В игре « Сорока- белобока » водить пальцем нужно по часовой стрелке, от центра ладони, постепенно увеличивая круги к внешним контурам ладони. Дело в том, что в центре ладони находится протекция толстого кишечника( текст нужно произносить не торопясь, разделяя слоги) . Закончить варить кашу надо на слове КОРМИЛА, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки. Описывая работу той самой «Сороки белобоки» на раздаче каши деткам не стоит халтурить, указывая лёгким касанием «этому дала, этому дала». Каждого «детку», то есть каждый пальчик ребёнка, надо взять за кончик слегка сжать и загнуть. Сначала – мизинчик, он отвечает за работу сердца. Потом – безымянный, для хорошей работы печени и почек. Затем- средний, он стимулирует работу кишечника. Затем- указатель ный отвечает за работу желудка. Большой палец не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, повышает функциональную активность головного мозга. Поэтому большой палец недостаточно слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга. Н ужно играть поочередно то с правой, то с левой ручкой. Движения пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Развивать тонкие движения пальцев рук необходимо с самого раннего возраста. Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не все знают каким образом можно осуществить это развитие. И еще меньше представляют, как эту работу можно разнообразить. В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям. Можно брать их в работу. Так же можно организовать работу из «подручных» материалов, тех, которые нас окружают. Первый вид деятельности, – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками. Важно отметить, что родители, желающие, чтобы их ребенок развивал мелкую моторику, не должны, помогать ребенку одеваться, застегиваться, шнуровать ботинки. А уже тем более делать это за него. Разумеется, когда ребенок собирается сам, это требует гораздо больше времени. Но, зато, это послужит благому делу. Следующее приспособление, – это бельевые прищепки. С помощью них можно конструировать. Например, дать ребенку круг из желтого картона и предложить сделать из прищепок лучики. Разнообразие персонажей зависит только от фантазии, это могут быть и ушки у зайчика, и хвост у лисы, и щупальца у осьминога, и листочки у дерева, и перья в х в осте у павлина, и лепестки цветика- семицветика. Хорошо помогают в развитии мелкой моторики тесемочки, шнурки, нитки. Из них можно заплетать косички или же выкладывать фигуры на ровной поверхности. Конструировать так же можно из пластилина. Причем, при работе с этим материалом, следует помнить, что в идеале кусок пластилина изначально должен быть твердым. Не надо предварительно класть его на батарею или помогать ребенку его раскатать. Пока ребенок самостоятельно готовит материал к работе, его руки получают замечательный массаж, что благотворно влияет на его мелкую моторику. Так же в качестве конструктора хорошо подойдут счетные палочки. С их помощью можно выкладывать на плоской поверхности различные узоры и фигуры. Для девочек очень хорошо подойдет работа по изготовлению бус. Для этого понадобится прочная нитка и различные бусины. Стоит учесть, что если ребенок младшего дошкольного возраста, то бусины понадобятся крупнее, чем старше ребенок, тем размер бусин меньше. По мере совершенствования ребенком своих навыков, бусинки можно подбирать мельче. Для мальчиков полезным и интересным занятием будет закручивание гаек, забивание гвоздей. Разумеется, стоит помнить о технике безопасности и работа эта должна осуществляться строго под контролем взрослого. Помимо всего прочего, не стоит забывать про раскраски, контурные картинки, мозаики, конструкторы, которые так же благотворно влияют на развитие мелкой моторики рук. Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель не ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Пальчиковые игры Сидит белка на тележке( русская народная потешка) Исходная позиция: сидя или стоя, руки согнуты в локтях, пальцы рук сжаты в кулак. Сидит белка на тележке, Продает она орешки. ( Кулачки вниз, вверх, вниз, вверх перед грудью) Кому? Лисичке- сестричке, ( Выпрямить большие пальцы обеих рук) . Воробью, ( Выпрямить указательные пальцы обеих рук) . Синичке, ( Выпрямить средние пальцы) . Мишке толстопятому, ( Выпрямить безымянные пальцы) . Заиньке усатому. ( Выпрямить мизинцы) . Пальчики М. Картушина Исходная позиция: стоя или сидя, руки согнуты в локтях, подняты, пальцы сжаты в кулаки. Раз- два- три- четыре- пять! Вышли пальчики гулять. ( Поочередно, начиная с большого пальца, разогнуть все пальчики) Раз- два- три- четыре- пять! В домик спрятались опять. ( Поочередно, начиная с большого пальца, согнуть все пальчики. Поднять прямые руки и немного потрясти ими) . Мы играем на рояле Исходная позиция: сидя за столом, кисти рук на столе. Мы играем на рояле, Посмотрите все на нас. Ловко двигаются пальцы, Играть научим мы и вас. Предложите детям «поиграть на рояле»( имитация) Меняйте темп игры: «играйте» медленное произведение, затем быстрее. Круглый орех Катает грецкий орех между ладонями и приговаривает: «Я катаю мой орех, Чтобы стал круглее всех». Лыжи Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Что бы это было? Как вы думаете? Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог: «Мы едем на лыжах, Мы мчимся с горы, Мы любим забавы Холодной зимы». В зоопарке Возьмите решетку для раковины( обычно она состоит из множества клеточек) . Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно — и двумя одновременно, говоря: «В зоопарке мы бродили, К каждой клетке подходили И смотрели всех подряд: Медвежат, волчат, бобрят». Колкие иголки Предложите ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая: «У сосны, у пихты, елки Очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник». Месим тесто Насыпьте в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: " Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут- будут из печи Булочки и калачи" . Список литературы: 1. В. Г. Дмитриева «Методика раннего развития Марии Монтессори, М. , « Эксмо », 2013г. , 223с. 2. М. Монтессори Помоги мне сделать это самому, М. , издательский дом «Карапуз», 2001г. , 270с. 3. Ю. И. Фаусек Детский сад Монтессори, М. , издательский дом «Карапуз», 2011г. , 239с. 4. Журнал «Ребенок в детском саду» № 3, 2002г. ; № 4, 2002г. https: / / pedportal. net/ attachments/ 000/ 775/ 352/ 775352. pptx? 1427811914

Оставить комментарий: