a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методические рекомендации по составлению рабочих программ учителей

Опубликовано: 2014-10-23 11:25:38

Документы для скачивания

Методические рекомендации Составление рабочей программы Рабочие программы являются одним из основных компонентов образовательной программы общеобразовательного учреждения, а так же средством фиксации содержания образования по учебным предметам инвариантной части учебного плана общеобразовательного учреждения, предназначенных для обязательного изучения, а также элективных, факультативных курсов и дополнительных предметов( курсов) вариативной части учебного плана. Так же рабочие программы составляются и для предметных кружков, расширяющих возможности учебного плана. С целью приведения рабочих программ в соответствие с имеющимися требованиями предлагаем вам познакомиться с методическими рекомендациями по их разработке и оформлению. Рабочая программа- это совокупность учебно- методической документации( пояснительная записка, календарно- тематический план, включающий разделы и темы программы. п ланируемые результаты образования, способы и формы оценки достижения этих результатов, формы занятий( теоретические занятия, практические занятия) , приемы и методы преподавания, виды деятельности учащихся, перечень учебно- методического обеспечения образовательного процесса) , которая самостоятельно разрабатывается образовательным учреждением на основе базисного учебного плана и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин( модулей) , рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации. 1. Статус рабочих программ в общеобразовательном учреждении Рабочая программа- это документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения какой- либо учебной дисциплины, в соответствии с которым учитель непосредственно осуществляет учебный процесс в конкретном классе по учебному предмету, элективным и факультативным курсам, предметным кружкам. Рабочая программа выполняет три основные функции: нормативную, информационно- методическую и организационно- планирующую. Нормативная функция определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме. Информационно- методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения материала, а также путях достижения результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета. Организационно- планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся. Функции программы определяют следующие требования к ней: 1) наличие признаков нормативного документа; 2) учет основных положений образовательной программы образовательного учреждения; 3) системность и целостность содержания образования; 4) последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; 5) учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана образовательного учреждения; 6) конкретность и однозначность представления элементов содержания образования. Виды рабочих программ: Рабочие программы предметы инвариантной части учебного плана предметы, дополнительно введенные в учебный план за счет часов вариативной части в соответствии с особенностями образовательного учреждения( тип и вид) и его образовательной политики( миссия, цели, задачи и др. ) элективные курсы факультативные курсы предметные кружки Кружки, объединения, секции дополнительного образования 2. Рабочие программы по учебным предметам, входящим в инвариантную часть Базисного учебного плана. Основой для составления рабочих программ являются примерные программы. Примерная программа – это документ, который детально раскрывает обязательные( федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Примерные программы служат инструментом для реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях. Примерные программы выполняют две основные функции. Информационно- методическая функция позволяет участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся школы средствами конкретного учебного предмета, о вкладе каждого учебного предмета в решение общих целей образования. Организационно- планирующая функция позволяет рассмотреть возможное направление развертывания и конкретизации содержания образовательного стандарта общего образования по отдельному учебному предмету с учетом его специфики и логики учебного процесса. Реализация организационно- планирующей функции предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик содержания обучения на каждом этапе. Примерная программа определяет инвариантную( обязательную) часть учебного курса, предмета, дисциплины( модуля) , за пределами которой остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей достижения результатов освоения образовательной программы учащимися. Примерные программы не могут использоваться в качестве рабочих, поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам. Примерные программы являются документом- ориентиром при подготовке рабочих программ по предметам, входящим в Базисный учебный план. Также примерные программы могут быть документом- ориентиром при составлении программ интегрированных учебных предметов. К рабочим программам по учебным предметам, входящим в инвариантную часть Базисного учебного плана относятся: 1) Авторские программы к учебникам( линии учебников или УМК) . Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного предмета, курса, дисциплины( модуля) . Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. К таким программам учитель составляет только календарно- тематическое планирование, отражающее особенности образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, классе. 2) Программы, составленные учителем или коллективом учителей. В этом случае для разработки рабочей программы учителя могут брать за основу: - авторские программы и примерные программы по данному предмету( в данном случае примерные программы являются обязательным документом- ориентиром, задающим границы корректировки авторских программ) ; - примерные программы и материалы авторского учебно- методического комплекта( при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне) ; - примерные программы по отдельным учебным предметам общего образования. Составитель рабочей программы может самостоятельно: расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки, раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в государственном образовательном стандарте и примерной программе; конкретизировать и детализировать темы; устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять учебный материал по годам обучения; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально- технических ресурсов образовательного учреждения; конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися; выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся. 3. Рабочие программы дополнительных предметов, элективных, факультативных курсов, предметных кружков и других объединений дополнительного образования. Рабочие программы дополнительных предметов, элективных, факультативных курсов, предметных кружков, введенных в учебный план в соответствии с особенностями образовательной политики общеобразовательного учреждения, статуса( типа и вида) , образовательных потребностей и запросов обучающихся, особенностей контингента обучающихся могут разрабатываться на основе самых разнообразных программных и методических материалов. Такими материалами могут быть: - программы учреждений начального и среднего профессионального образования; - программы, реализуемые в учреждениях дополнительного образования детей; - авторские программы факультативных, элективных курсов, подготовленные другими педагогами, опубликованными в методических изданиях; - справочная и методическая литература; - другие информационные источники. Такое разнообразие определяется тем, что, как правило, эти программы направлены на освоение содержания не входящего в государственные образовательные стандарты общего образования и учитель в отсутствие готовых авторских программ может пользоваться разнообразными источниками. При наличии апробированных авторских программ по факультативным, элективным курсам, предметным кружкам они могут использоваться в качестве рабочих. 4. Структура рабочей программы: Структура рабочей программы является формой представления учебного курса, предмета, дисциплины( модуля) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно- методического материала, и включает в себя следующие элементы: 1. Пояснительная записка 2. Общая характеристика учебного предмета, курса 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане 4. Личностные, метапредметные( компетентностные) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса 5. Содержание учебного предмета, курса 6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 7. Описание материально- технического, учебно- методического обеспечения образовательного процесса 8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса 9. Список литературы и электронных ресурсов Титульный лист Полное наименование образовательного учреждения. Гриф утверждения программы( педагогическим советом или методическим объединением школы и директором школы с указанием даты) . Название учебного курса, для изучения которого написана программа. Указание параллели, на которой изучается программа. Фамилию, имя и отчество разработчика программы( одного или нескольких) Название города, в котором подготовлена программа. Год составления программы. Учебно- тематический план Содержит распределение часов на основные разделы курса, а также контрольные работы, тесты, лабораторные и т. п Учебно- методический комплекс Программа, автор Класс Учебник, издательство, год издания Пособие для учителя, издательство, год издания Пособие для учащихся, издательство, год издания Контрольно- измерительные материалы, издательство, год издания Электронные образовательные ресурсы Название электронного образовательного ресурса Вид электронного образовательного ресурса Издательство( для электронных образовательных ресурсов на твердых носителях) Ресурсы сети Интернет Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы: - определить цели и задачи изучения учебного предмета( должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми) , роль учебного предмета в достижении результатов освоения образовательной программы образовательного учреждения; - дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения; Если учитель использует в качестве рабочей программы опубликованную авторскую программу, то в пояснительной записке достаточно привести сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания и кратко обосновать причины ее выбора и особенности ее реализации в конкретном образовательном учреждении. В этом случае пояснительная записка является очень краткой. Основное содержание программы. Этот раздел включают в рабочую программу, если: - в авторскую программу обоснованно внесены значительные изменения; - авторская программа отсутствует, а рабочая программа составлена на основе примерной программы по учебному предмету и авторскому учебно- методическому комплекту или учебнику; - авторские программа и учебно- методический комплект отсутствуют, а рабочая программа составлена на основе учебной литературы( для рабочих программ по дополнительным образовательным предметам, элективным и факультативным курсам) . В этой части рабочей программы приводится краткое содержание изучаемого учебного материала в виде перечисления основных разделов, тем курса и перечня дидактических элементов в рамках каждой темы. По каждому разделу( общей теме) указывается количество учебных часов, выделяемых на ее освоение. Учитель, разрабатывая рабочую программу, может определять новый порядок изучения материала; вносить изменения в содержание изучаемой темы, конкретизируя и детализируя дидактические единицы; расширять перечень дидактических единиц, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Изменения, произведенные в содержании рабочей программы по сравнению с примерной или авторской программой по предмету, должны быть обоснованными, логически вытекать из заявленных в пояснительной записке. Если изменения по сравнению с авторской программой не затрагивают существенным образом ее структуру, порядок подачи учебного материала и т. д. , то в этом разделе можно только указать разделы, темы, дидактические элементы, введенные в авторскую программу, с указанием их места в авторской программе, не переписывая полностью ее текст. Если учитель использует в качестве рабочей программы авторскую программу без изменений, то этот раздел может отсутствовать( при этом у учителя должна быть в наличии опубликованная авторская программа) . Если учитель использует в качестве рабочей программы авторскую программу, в которой сформулированы требования к уровню подготовки учащихся, то этот раздел может отсутствовать( при этом у учителя должна быть в наличии опубликованная авторская программа с этим разделом) . Календарно- тематическое планирование является одним из самых важных компонентов рабочей программы или её приложением, т. к. позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы общеобразовательного учреждения. Календарно- тематическое планирование разрабатывается на учебный год. Планирование по полугодиям или четвертям( триместрам) нецелесообразно, т. к. не позволяет спланировать, обеспечить и проконтролировать прохождение обучающимися рабочей программы в полном объеме. Календарно- тематический план должен содержать информацию о разделах и темах программы с указанием объема отводимых на их реализацию учебных часов; темы уроков в рамках прохождения тем и разделов программы, темы практикумов и лабораторных уроков; темы уроков контроля результатов усвоения обучающимися программного материала. Поурочное распределение учебного материала осуществляется последовательно. Примерные сроки прохождения учебных тем указываются по календарю текущего года. В каждом отчетном периоде( четверть, семестр, полугодие) календарно- тематический план рабочей программы должен быть соотнесен с классным журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно- тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов. Перечень учебно- методического обеспечения, являющийся компонентом рабочей программы, содержит в себе справочную информацию о выходных данных примерных и авторских программ, авторского учебно- методического комплекта и дополнительной литературы, а также включает данные об используемом учебном и лабораторном оборудовании. Рабочая программа подлежит экспертизе. Сначала она рассматривается на заседании методического объединения учителей на предмет ее соответствия требованиям государственного образовательного стандарта, а также миссии, целям, задачам образовательного учреждения, зафиксированным в образовательной программе. Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания, а на последней странице рабочей программы( внизу слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания методического объединения учителей от 00. 00. 0000 №00. Затем рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно- воспитательной работе на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственных образовательных стандартов, а также проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне. На последней странице рабочей программы( внизу слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР( подпись) Расшифровка подписи. Дата. После согласования рабочую программу утверждает директор общеобразовательного учреждения, ставит гриф утверждения на титульном листе( вверху справа) : УТВЕРЖДАЮ Директор( подпись) Расшифровка подписи. Дата. 5. Классификация рабочих программ по уровню реализуемого содержания В общеобразовательных учреждениях реализуются: - рабочие программы для изучения предмета на базовом уровне( 1- 11 классы) ; - рабочие программы для изучения предмета на профильном уровне( 10- 11 класс) ; - рабочие программы для углубленного изучения предмета( 2- 11 классы) - рабочие программы для расширенного изучения предмета( 2- 11 классы) . Рабочие программы для изучения предмета на базовом уровне являются инструментом для реализации государственного стандарта общего образования и позволяют осуществить общеобразовательную подготовку учащихся. Основой для составления этих программ( как было отмечено выше) являются примерные программы. Рабочие программы для изучения предмета на профильном уровне( 10- 11 класс) ориентированы на подготовку обучающихся к последующему профессиональному образованию. Эти программы обеспечивают профильную подготовку обучающихся в средних общеобразовательных школах и учреждениях повышенного статуса( школа с углубленным изучением отдельных предметов, лицей, гимназия. ) . Основой для составления этих программ являются примерные программы профильного уровня. Для реализации дополнительной подготовки учащихся в учреждениях повышенного статуса реализуются также программы углубленного и расширенного изучения предмета. В качестве рабочих программ для углубленного изучения предмета, как правило, используются авторские программы, предложенные авторскими коллективами, авторами учебников для углубленного изучения предметов, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки РФ. При отсутствии таких программ учителем( коллективом учителей) могут быть разработаны рабочие программы для углубленного изучения предмета. В начальной и основной школе за основу берется примерная программа по предмету( гарантия выполнения требования государственного стандарта) с углублением отдельных тем и вопросов. В старшей школе программа углубленного изучения предмета может быть составлена на основе 1) примерной программы профильного уровня с углублением отдельных тем и вопросов; 2) авторской программы для профильного изучения предмета с углублением отдельных тем и вопросов. Также программой углубленного изучения предмета может быть признана авторская программа для изучения предмета на профильном уровне при условии, что учащимся предложены элективные курсы, углубляющие отдельные вопросы изучаемого предмета( т. е. , программа профильного изучения предмета+ программы элективных курсов= программа углубленного изучения предмета) . При разработке программ углубленного изучения предметов учителем( коллективом учителей) должны быть выполнены следующие условия: - программа должна быть рассмотрена в образовательном учреждении( методический совет, кафедра, методическое объединение и др. ) ; - программа должна пройти апробацию в образовательном учреждении и получить экспертное заключение о ходе реализации программы и полученных результатах( в совокупности эти действия обеспечивают внутреннее рецензирование программы) ; - программа должна пройти внешнее рецензирование на предметных( предметно- методических) кафедрах профильных( педагогических) вузов, учреждений повышения квалификации( региональных, федеральных) . Все вышеуказанные требования должны быть указаны и конкретизированы для каждого образовательного учреждения отдельно в соответствующем локальном акте. Таким образом, используемые в общеобразовательном учреждении рабочие программы, отражают особенности образовательной политики учреждения, его статус( особенно – вид) и обеспечивают реализацию Государственного образовательного стандарта. Заведующий РМК И. . Нифонтова

Оставить комментарий: