a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Сообщение по творческой теме на педагогическом совете "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Автор: Щербинина Наталья Петровна Опубликовано: 2018-02-03 15:17:47

Документы для скачивания

Сенсорное развитие детей раннего возраста Специалисты утверждают, что ребенок появляется на свет с природными способностями познавать мир через восприятие предметов и явлений. Однако для полноценного развития природных способностей подрастающему малышу уже не хватает. Поэтому в первые годы жизни ребенка родителям необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы малыш мог тренировать способности своих органов чувств, а также совершенствовать их в дальнейшем. Для этого очень важно предоставить ему весь спектр первых впечатлений, благодаря которым его психофизическое развитие будет происходить гораздо быстрее и эффективнее. Другими словами, необходимо активно использовать методики, направленные на сенсорное развитие ребенка. Что такое сенсорное развитие и воспитание? Сенсорное развитие  ( сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т. д. Когда малыш впервые столкнется с многообразием окружающих его форм, красок и событий( а это происходит практически в первые же дни его жизни) , важно не пропустить это время, помочь ему освоиться в этом мире и подтолкнуть к самосовершенствованию. Именно эти цели являются основополагающими в сенсорном воспитании ребенка – планомерном, последовательном ознакомлении его с так называемой сенсорной культурой. Конечно же, даже без помощи родителей ребенок, так или иначе, познает мир таким, каким он есть, но эти познания, без правильного сенсорного развития, могут оказаться ложными или неполными. Согласно мнению специалистов, сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом для общего умственного развития малыша, а с другой стороны, имеет совершенно самостоятельное значение, как способ развития у детей ощущений, восприятий и представлений. И именно ранний возраст является наиболее благоприятным для накопления и систематизации представлений об окружающем мире и совершенствовании деятельности органов чувств ребенка. Виды сенсорных ощущений Сенсорные ощущения   классифицируются на: визуальные( зрительные) ; осязательные; обонятельные; слуховые; вкусовые. Именно в соответствии с ними у ребенка формируются понятия о: размере форме цвете звуках вкусе запахе. Основные задачи сенсорики Основными задачами сенсорного развития детей являются: формирование правильных сенсорных эталонов; формирование правильных перцептивных реакций( чувственных восприятий) ; приобретение навыков самостоятельно применения системы эталонов и верного реагирования на перцептивные процессы. Важно понимать, что сенсорное воспитание ребенка должно учитывать его возрастные особенности. При нормальном развитии дети до шести месяцев, как правило, наблюдают за перемещением предметов, совершают хватательные движения, проявляют интерес к ярким игрушкам и громким звукам. Со временем малыш начинает интересоваться запахами и вкусами. От года до трех ребенок приобретает основные знания о признаках окружающих его вещей. Именно в этом возрасте у него формируются понятия о формах, цвете, размерах, вкусах и запахах. На четвертом году жизни происходит усвоение главных представлений о признаках предметов, а также закрепление   сенсорных эталонов. Это начало аналитического восприятия предметов и событий, окружающих ребенка. Эталонная система для детей раннего возраста Сенсорными эталонами для детей на раннем этапе развития принято считать: девять основных цветов спектра; пять геометрических форм( квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал) ; три размера( величины) предмета: большой, средний, маленький; музыкальные ноты, звуки родного языка; четыре вкуса( сладкий, горький, соленый, кислый) ; два температурных определения( тепло, холодно) ; пять типов запаха( сладкий, горький, свежий, легкий, тяжелый) . В зависимости от возраста малыша, требования сенсорного воспитания предполагают следующие знания и умения. Для возраста 1, 5- 2 года: понимание и способность назвать 3- 4 цвета, а также правильно подбирать их по образцу; ориентирование в размерах( величинах) предметов, способность разобрать и собрать трехразмерную матрешку; умение правильно собрать цветную пирамидку из 4- 6 колец разного размера; способность правильно соотносить конфигурацию объемных фигур с плоскими; иметь начальные навыки рисования( проводить горизонтальные, вертикальные, короткие и длинные линии, а также внятно объяснять, что он нарисовал) . Для возраста 2- 4 года: понимание и способность назвать 6 цветов, а также правильно подбирать их по образцу; ориентирование в 3- 5 контрастных величинах( размерах) ; умение собирать цветную пирамидку из 6- 8 колец разного размера; способность правильно сформировать целый объект из 4- х частей( разрезанный рисунок, складные кубики) ; умение четко различать объемные предметы по форме( куб, шар, пирамида и т. д. ) , и плоские по очертанию( квадрат, треугольник, ромб, круг) ; умение рисовать в рамках листа короткие и длинные линии разного расположения. Когда и в какой форме необходимо приучать малыша к сенсорной культуре Научно доказано, что раннее сенсорное воспитание положительно влияет на уровень интеллекта и качество умственного развития ребенка в целом. Поэтому приучать малыша к сенсорной культуре нужно начинать как можно раньше( идеальный вариант с годовалого возраста, когда малыш наиболее любознателен, и пытается все рассмотреть, потрогать, попробовать на ощупь) . Но насильно заставлять ребенка развиваться и самосовершенствоваться в таком возрасте, естественно, нельзя. Все занятия необходимо проводить в единственно доступной для его понимания форме – форме игры. Однако и игра не должна утомлять малыша, иначе он быстро утратит к ней интерес. Достаточно 10- 15, а в некоторых случаях и 5- 7 минут для того, чтобы ребенок вынес из занятия что- то полезное для себя. Примеры простейших игровых упражнений для сенсорного развития детей Для детей от 1 до 2 лет: разложив перед малышом разноцветные кубики, шары и элементы пирамидки, просим его выбрать и отсортировать предметы по цвету или форме; разобрав пирамидку, и показав, как она собирается, просим кроху повторить ваши действия; прикасайтесь к руке ребенка предметами с разной текстурой( варежка, перышко, мочалка, игрушка и т. д. ) , описывая свойства предмета и ощущения от его прикосновения. Затем попросите ребенка закрыть глаза, повторите прикосновения, и предложите малышу угадать предмет, опираясь на ощущения от его прикосновения; продемонстрируйте ребенку свою улыбку, прокомментировав ее словом «добрый». Сделайте гримасу злого человека, назвав ее «злой». Попросите малыша повторить вашу мимику; если ребенок знает, как выглядят овощи и фрукты, соберите набор из них и положите в непрозрачный пакет. Дайте его малышу, пусть он попробует, не глядя и не доставая, на ощупь определить и назвать осязаемый им овощ или фрукт, а также описать его форму, цвет и вкус. То же можно проделать с другими знакомыми малышу предметами. Для детей от 2 до 4 лет: начните учить с ребенком буквы алфавита. Прописывая или показывая ему литеры, попросите называть их. В такую же игру можно играть и с цифрами; насыпьте попарно в непрозрачные пакеты, мешочки или воздушные шарики различные наполнители( гречку, горох, фасоль, сахар) , и попросите малыша на ощупь рассортировать предметы, найдя каждому мешочку соответствующую пару с одинаковым содержанием; расскажите и покажите ребенку, как собираются пазлы. Попросите его самостоятельно собрать несложную картинку; заинтересуйте кроху ассоциациями. Попросите его назвать несколько слов, ассоциативно привязанных к названному вами слову. Например: зима( холодно, снег, мороз) , ночь( сон, темно, поздно) , лимон( желтый, кислый, овальный и др. ) . Сенсорное развитие ребенка   при правильном подходе не только формирует его сознание и способности к оценке происходящих событий. Занимаясь с малышом и приобщая его к сенсорной культуре вы открываете перед ним неограниченные возможности для проявления потенциальных талантов, а также самореализации на этапе взрослой жизни. Кроме этого, ранняя сенсорика является основой для закрепления у малыша навыков поведения в обществе, корни которых находятся в общении с родителями. Систематическая и планомерная работа в данном направлении, а также использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов. Задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе использования игр по сенсо- моторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально- поисковой деятельности. Заключение   Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась, то есть формирование сенсорных эталонов у детей третьего года жизни проходит эффективно при создании следующих условий, если: 1. будет отобрано содержание работы по формированию сенсорных эталонов  у детей третьего года жизни, доступное освоению детьми данного возраста; 2. будет разработана система работы( цикл занятий, мероприятий) , построенных по принципу доступности освоению детьми данного возраста; 3. ребенок в процессе формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни- активный субъект деятельности. Это проявилось в том, что у детей младшего дошкольного возраста формирование сенсорных эталонов прошло более успешно, то есть на высоком и среднем, ближе к высокому уровню, что объясняется рядом факторов: - необходима целенаправленная работа по формированию данных сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста; - данная работа  должна быть запланирована воспитателями  детей младшего дошкольного возраста; - целенаправленная  работа по формированию сенсорных  эталонов у детей младшего  дошкольного возраста должна  реализовываться в организованной  деятельности детей ( например, на  занятиях) ; - работа по  формированию сенсорных эталонов  у детей младшего дошкольного возраста должна проводиться не только в рамках организованной деятельности детей, то есть на занятиях, но и в повседневной жизни( например, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной и групповой работе с детьми и т. д. ) ; - работа по  формированию сенсорных эталонов  у детей младшего дошкольного  возраста должна реализовываться не только в дошкольном образовательном учреждении, но и в рамках семьи; - данная работа  по ознакомлению родителей с  методами и приемами формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста должна быть запланирована воспитателями в разделе «Работа с родителями»; - комплексный  подход в данном направлении  позволит плодотворно формировать  сенсорные эталоны у детей  младшего дошкольного возраста. Исходя из этого  следует, что процесс формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста – процесс сложный, но необходимый, так как в процессе овладения такого рода системой, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. А как мы уже отмечали выше, усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность. Таким образом, основная задача ознакомления малышей со свойствами предметов – это обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов. Исходя из этого, можно сказать, что цель данной работы – выявить эффективные условия  формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни в повседневной жизни ДОУ и осуществить целенаправленную работу в данном направлении проведена успешно. Список литературы   1. Азаров Ю. П. Педагогика семейных отношений. – М. : Знание, 1977. – 96 с. 2. Аксарина Н. М. Дошкольное учреждение и ребенок в нем. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 132 с. 3. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 214 с. 4. Варга Д.   Радости родительских забот. – М. : «Прогресс», 1983. – 199 с. 5. Варкан А. И. Воспитателю о работе с детьми раннего возраста: пособие для педагогов дошкольных учреждений.   – М. : ВЛАДОС, 2004. – 182 с. 6. Венгер Л. А. , Венев И. Д. Формирование восприятия цвета у дошкольников. / Под ред. А. В. Запорожца- М. : Педагогика, 1969. – 132 с. 7. Воспитателю о работе с семьей: пособие для воспитателя детского  сада / под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М. : Просвещение, 1989. – 192 с. 8. Выгот ский Л. С.   Педагогическая психология/ под ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1991. – 480 с. 9. Герасимова  А. С. Программа развития и обучения дошкольника. От 1 до 3 лет. – СПб. : «Издательский Дом «Нева»», 2002. – 96 с. 10. Детский сад  и семья / под ред.  Т. А. Марковой. – М. : Просвещение, 1986. – 207 с. 11. Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 112 с. 12. Дошкольные учреждения и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений/ составители: Т. Н. Дронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 2001. – 234 с. 13. За единство принципов воспитания детей в дошкольном учреждении и семье/ составители: Т. А. Маркова, Л. Г. Налчаджян А. А. ,   Емельянова, Л. В. Загик, Ю. Г. Макова. – М. : Просвещение, 2001. – 176 с. 14. Зимняя И. А.   Педагогическая психология: учебное пособие. – Ростов н/ Д. : Феникс, 1997. – 480 с. 15. Крысько В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн. : Харвест, 1999. – 384 с. 16. Леонидова Б. Л. Страна « детсадия ». - М. : Знание, 1980. – 96 с. 17. Настольная книга воспитателя детского сада/ составитель: Н. Ю. Честнова – Ростов н/ Д: Феникс, 2005. – 336 с. 18. Никитина Л. А. Семья или детский сад?   – М. : Знание, 1997. – 192 с. 19. Ноткина Н. А. Воспитателю о психологических  особенностях детей раннего возраста. – М. : Просвещение, 1997. – 196 с. 20. Павлова Л. Н. и др. Ранее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. - М. : Мозайка- Синтез, 2000 – 232 с. 21. Павлова Л. Н. Знакомим малыша с окружающим миром. Раздел: «Воспитание познавательной активности в процессе действий с предметами». - М. : Просвещение, 1987. – 320 с. 22. Печора К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 172 с. 23. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: пособие для воспитателя детского сада. -   М. : Педагогика, 1983.   – 166 с. 24. Спок Б. Ребенок и уход за ним. - М. : Знание, 1990. – 191 с. 25. Столяренко Л. Д. Сдаем педагогику. – Ростов н/ Д: Феникс, 2004. – 160 с. 26. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М. : «Академия», 2001. – 336 с. 27. Усова А. П. , Запорожец А. В. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М. : Просвещение, 1965. – 212 с. 28. Щелованов Н. М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. - М. : Педагогика, 1960. – 196 с. 29. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах/ под ред. Д. И. Фельдштейна   – М. : «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 416 с.

Оставить комментарий: