a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Путешествие в прошлое казачьей станицы"

Автор: Казанцева Марина Анатольевна Опубликовано: 2018-02-07 20:54:11

МБДОУ Центр развития ребёнка Тацинский детский сад первой категории «Колокольчик». Конспект интегрированного занятия. Тема: «Путешествие в прошлое казачьей станицы» Подготовительная группа № 1 «Кочеток » Воспитатель: Казанцева М. А. Станица Тацинская 2018 год. Цель:   закрепление представлений о быте и доме донских казаков, развивать познавательный интерес к истории своего народа. Воспитывать любовь к малой Родине. Задачи: Образовательные: Сформировать представление о жизни Донского казачества, их обычаях, традициях, предметах обихода, предметах одежды. Развивающие: Развивать память, внимание, наблюдательность, логическое мышление, мелкую моторику рук, цветовое восприятие. Речевые: Развивать связную речь, о богатить словарь детей: атаман, глечик, ухват, коромысло, рушник. Воспитательные: Воспитыв ать интерес к истории Донского казачества, любознательность. Демонстрационный материал:   Экран с проектором и ноутбук, макет казачьего куреня, казачья плетень, макет казачьего подворья. Раздаточный материал: раскраски посуды донских казаков, раскраски донские кони, краски, кисти, салфетки. Методические приемы:  игровая ситуация, показ слайд- шоу, рассматривание предметов быта донских казаков, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов. Ход занятия( Звучит отрывок из казачьей песни: «Мы Донские казаки», дети в казачьих костюмах танцуют) . Воспитатель в казачьем костюме встречает детей. Воспитатель: Проходите ребята, присаживайтесь. Ребята, какие вы сегодня нарядные, какая удалая песня прозвучала. А как вы думаете, кто поёт эту песню, а что это у вас за наряды такие красивые. Дети: Наряды донских казаков, казачек и песня казачья. Воспитатель: А давайте поздороваемся как донские казаки. Здорово ночевали казаки! Дети: Слава Богу! Воспитатель: Молодцы, очень красиво вы танцевали. Правильно, песню эту поют донские казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Скажите, почему донские, где жили эти казаки? Правильно потому что селились и жили казаки по берегам реки Дон. Воспитатель: А в какой области находится река Дон? Дети: Ростовской. Воспитатель: Правильно ребята, река Дон находится в Ростовской области. Где живём и мы с вами. Казаки, первыми поселившиеся на Дону, умели храбро воева ть, жили честно, были смелыми,  бесстрашными. Семьи у них были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи. Воспитатель: Дорогие казачата, я предлагаю вам отправиться в путешествие в прошлое и посмотреть, как же жили наши с вами предки донские казаки. Вы согласны? Дети: Да. Воспитатель: А отправимся в путешествие мы с вами на катере по нашей замечательной реке Дон. Ну что отправляемся. ( Слайд катер плывёт по реке) . Первая станция: «Донской край»( слайды донского края) Любимый край степной. . . Любимый край Донской И луг цветущий здесь весной. . . И степь Донская всегда со мной И вся вот эта красота … Казачья Родина моя! ( Дети читают стихи о донском крае) Воспитатель: Отправляемся дальше. Вторая станция: « Историческая ». ( Слайды казачьих куреней в старину) Для поселений казаки выбирали выго дные места: крутые берега рек, возвышенности, защищенные оврагами и болотами. Селения окружались глубоким рвом и земляным валом. В XVIII – XIX вв. в связи с резким увеличением численности поселений – именно тогда создавали погранично- оборонительные линии, произошли перемены в организации поселений. Поселения эти обычно назывались станицами, видимо, название происходит от слова «стан», что «на Руси в XI – XVII вв. означало название военного лагеря, который обычно разбивался на возвышенном месте и укреплялся повозками…», забором, иногда рвом или земляным валом. Как правило, станицы ставились в укромных местах, чаще вдоль речек и ручьев, и были хорошо приспособлены к защите от нападений. В это же время получил распространение новый тип жилища – курень( на территории Области Вой с ка Донского) . Казачий курень — наземная срубная( реже — каменная) двухкамерная постройка. Слово «курень» происходит от монгольского «куря», что означает стойбище в форме круга. В курень можно было попасть, поднимаясь по закрытому со всех сторон балкону- галерее. ( Переходим к макету казачьего куреня. ) Воспитатель: Ребята посмотрите, вот перед нами казачий курень. Свои дома казаки называли куренями. Казачий курень имеет два уровня и состоит из каменных низов и подклета деревянных «верхов» и четырёхскатной крыши. Курень- означает круглый. Ребята, а как вы думаете для чего казаки строили двухуровневые дома? ( Ответы детей) . Воспитатель: Пр авильно, чтобы весной когда разливаются реки их не затопило, ведь жили казаки на втором деревянном этаже, а первый этаж каменный, считался хозяйственным. Посмотрите ребята, а чем крыли крыши? Дети: Соломой, камышом. Воспитатель: А как вы думаете почему? ( Ответы детей) . Воспитатель: Это был недорогой доступный природный материал. А что у казаков было вместо забора. Дети: Плетень. Воспитатель: Правильно плетень, казаки огораживали свои подворья плетенью, который плели сами. На него хозяйки вешали глечики, одежду сушить. Плетень также была заграждение для хозяйства скота, овец, коз, птицы, чтобы оно не разбегалось. Ну что ребята отправляемся дальше. ( слайд катер плывёт) . Третья станция: «Быт казака»( Слайды казачьего быта) Воспитатель: Ребята, а кто у казаков был главный доме казак или казачка? ( Ответы детей) . Воспитатель: Правильно, конечно казак, а казачка была хозяйкой в доме. Одна из пословиц гласит: «Каждый казак – государь в своём дворе». Даже атаман не мог войти во двор казака без разрешения владельца. А вы знаете, кто такой атаман? Дети: Самый главный казак. Воспитатель: Совершенно верно, это главный казак, предводитель, которому подчинялись казаки. Ну вернёмся в наш курень. Курень делился на левую женскую половину и правую мужскую. Женщины и дети никогда не входили на мужскую половину. А как называется угол в котором висели иконы? Дети: Красный угол. Воспитатель: Правильно, красный угол, казаки были народ очень гостеприимный и набожный. Жилище казаков были украшены рушниками с вышивкой, вязанными ковриками. Мебель делалась из дерева. Посуда также была деревянная или глиняная. В центре куреня всегда бала печь. Для чего нужна была печь? Дети: Печь топили, чтобы обогреться, готовить еду, а зимой спали на печи, там была специальная лежанка. Воспитатель: Правильно. В печи готовили еду в чугунках, а чтобы ставить чугунок в печь и доставать из печи у казачек было специальное приспособление которое называлось «ухват». А воду ребята брали из реки Дон, чтобы готовить еду, стирать, носили ведрами. А чтобы удобнее было это делать казачки пользовались коромыслами, специальное приспособление. Ребята, а кто для казака был главным. Дети: Конь. Воспитатель: Правильно казака и коня не разделяют. Вместе живут и вместе умирают. А какие вы знаете пословицы и поговорки об этом? Дети: Казак сам не поест, а коня накормит. Казак без коня, что солдат без ружья. Казаку конь себя дороже. Казак с пелёнок на лошади. Воспитатель: Молодцы, много поговорок знаете. А давайте проверим какие у нас казаки и немного поиграем и проведём соревнования для казаков. ( Игра: «Нагайка») Какие у нас удалые казаки, молодцы. А чем занимались донские казачки? ( Ответы детей) . Воспитатель: Правильно, казачки вели дом, готовили еду, занимались рукоделием, пока казаки были на войне, на казачке был весь дом. А давайте посмотрим какие у нас казачки. ( игра «Развесь бельё) . Молодцы казачки, не уступают казакам. Ну что продолжаем наше путешествие. ( Слайд катер плывёт) . Четвёртая станция: «Творческая». Мы с вами попали в художественную мастерскую но не простую, а казачью, нам нужно показать какие мы с вами художники. Проходите пожалуйста за столы. На столах у вас лежат раскраски, у мальчиков кони, а у девочек казачья посуда. Вам нужно раскрасить эти рисунки. Мальчики для себя раскрасят боевого коня, а девочки посуду. Приступайте к работе. ( Дети раскрашивают. ) Воспитатель: Молодцы, у вас хорошо получилось, давайте на память о нашем путешествии сфотографируемся у казачьего плетня. ( Фото детей с рисунками) Отправляем дальше, у нас последняя станция осталась. Пятая станция: «Казачьи традиции»( Слайды о традициях в казачьей семье) Воспитатель: У казаков воспитывали такие качества как: уважение к старшим, духовность, авторитет отца и матери был главным у казаков. Мальчиков воспитывали настоящими войнами, защитниками. При рождении мальчика покупали коня. Начиная с двух лет мальчика сажали на коня, чтобы он привыкал к седлу. Важным событием для казачонка было получение красных штанов в 3 года, с этого времени он начинал учиться верховой езде. К женщинам и девочкам также относились уважительно, защищали их, потому что женщина являлась хранительницей домашнего очага. Говорили: «Без хозяина дом плачет, а без хозяйки дом сирота» Соблюдение традиций дошло и до наших с вами времён. Скажите, а какие традиции казачьи сохранились у нас, как вы думаете? ( Ответы детей) . Воспитатель: Ну что ребята пора нам возвращаться в наше время. ( Слайд катер плывёт) . В просторах России- матушки Так много морей и рек! Красивей всех – Дон- батюшка, Он в сердце моем навек! Куда бы судьба не забросила, Тропинка за мной следит. По этой тропинке узенькой Домой я вернусь хоть на миг. Знайте: дороже золота Мне батюшки Дона вода. Милая моя родина, Как я люблю тебя! Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в казачью станицу. Скажите, вам понравилось наше путешествие? А что понравилось больше всего? Что особенно запомнилось? ( Ответы детей) Воспитатель: Спасибо всем большое! Ваши рисунки останутся вам на память о нашем путешествии.

Оставить комментарий: