a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект Космос.

Автор: Ульянова Вера Алексеевна Опубликовано: 2018-03-13 17:46:33

Муниципальное казённое дошкольное образовательное

учреждение детский сад №2

 

          

 

       

 

      Проект на тему:

 

            «Космос»

 

                        Автор проекта:

                                                                  Ульянова В.А.

                                                                  воспитатель 1категории

                                             

                                                              

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

                             г. Острогожск- 2016 г.

                 

                                  Паспорт проекта.

Вид проекта: информационно-творческий, коллективный, краткосрочный. 

Сроки реализации проекта: с 28.03 по 06.052016 г.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель Ульянова В.А., родители.

Цель:  формирование  у  детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.

                                                                   Задачи для детей:                                                                                 Образовательные:  1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.
2. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным.                                   
3. Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине;                                                    
4. Привлечь родителей к совместной деятельности.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Развивающие:                                                                                                                  1.Активизировать познавательную активность детей.                                                                  2.Развивать игровой замысел и творческую инициативу.                                      3. Развивать физические качества личности: быстроту, ловкость, выносливость, подвижность, внимательность.                                                        Воспитательные:                                                                                                                  Воспитывать гордость к достижениям своей страны.                                             Для педагогов:                                                                                            1.Создавать условия для развития детского воображения, как предпосылки к формированию и совершенствованию связной речи, развитию способности к словесному творчеству.                                                                                              2.Создавать предметно – развивающую среду.

3.Сплотить коллектив детей, родителей и педагогов в работе над общим

Проектом.

 

 

 Для родителей:

1.Побуждать родителей оказывать помощь в организации развивающих

мероприятий и активно включаться в общеобразовательный процесс;                                               

2.Привлекать к активному участию в конкурсах, детских праздниках, оформлении группы.

                        Актуальность.

«Человечество не останется вечным на земле, но в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе  все околосолнечное пространство…»           К.Циолковский

Тема исследования и покорения космоса - обширная область для исследования, дающая возможность всестороннего развития ребенка.

                      Проблема:                                                                    

Недостаточность знаний детей о Дне космонавтики, первом полете человека в космос, космических объектах.

               Формы реализации проекта:

1.Организованная образовательная деятельность.

2.Сюжетно – ролевые, дидактические игры, строительные игры.

3.Беседы, рассматривание альбомов, иллюстраций, картин, плакатов.

4.Экскурсия в музей.

5.Работа с родителями.

 6.Коллективное посещение Планетария.

  1. Презентация – отчет о проделанной работе по проекту «Космос» (для защиты проектов и родительского собрания)

.                Предполагаемый результат:

Продуктивное творчество детей, педагогов, родителей.

Для детей

1.Сформированы первичные представления детей о многообразии космоса.  , космических объектах, значении Дня космонавтики.                                                                                                                                                                   2.Формирование исследовательской деятельности детей, развитие интереса к новому, неизвестному в окружающем мире.                                                            3.Пополнение словарного запаса.                                                                                                                                                                                                                                        4.Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателями и родителями.

Для педагогов:

        1.Высокий уровень профессиональной компетентности по использованию в    образовательном процессе современных образовательных технологий.

        2.Повышение творческого потенциала, самореализация.

 

Для родителей:

 1.Высокий уровень педагогической, коммуникативной культуры

родителей, их заинтересованности в воспитании и развитии детей.                                                  

 2.Оптимизация детско-родительских отношений.

 3.Создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.

      

 Продукт проектной деятельности:

 

  1. Выставка детского творчества.
  2. Выставка совместных работ детей и родителей.
  3. Фотовыставка о проектной деятельности «Космос».
  4. Презентация – отчет о проделанной работе по проекту «Космос».

 

     Форма проведения итогового мероприятия:

 

         Коллективный поход в Планетарийй. Тема Космос.

                 

               Этапы проекта.
                    I.Подготовительный.
(Информационно – накопительный)

  1. Определение темы проекта.
    2. Формулировка цели и задач.
    3. Мониторинг детей и родителей, информирование родителей о предстоящей деятельности.
  2. Подбор художественной литературы, наглядного материала (иллюстрации, фотографии, альбомы).
  3. Составление перспективного плана реализации основного этапа проекта.
    6. Разработка сценариев мероприятий.

7.Подбор художественной литературы, наглядного материала (иллюстрации, фотографии).                                                                                      8.Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактических игр, сюжетно - ролевых игр.

 

               

                

  1. II. Основной этап:

      (Организационно – практический).

                    Перспективный план.

           Реализации проектной деятельности.

Содержание деятельности

Срок

Деятельность

Результат

Детей

Родителей

Беседы на тему: «Каким должен быть космонавт, «Если очень захотеть, можно в космос полететь», «Земля – космическое чудо!», «Первый космонавт Ю.А.Гагарин»,беседа-общение»Герои космоса»,беседа-рассуждение»Что я могу увидеть в космосе»

 

Март-апрель

Дети участвуют в беседах, отвечают на поставленные вопросы

 

Дети получат элементарные знания о космосе, отвечают на поставленные вопросы.

1.Рассматривание альбомов: «Первый космонавт», «Космос».

2. Рассматривание плакатов по теме: «Космос»

Апрель

Дети рассматрива-ют альбомы.

Помощь в организа-ции.

Дети получат элементарные знания о космосе

Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Мы космонавты!» ,»Полет в космос»

Дидактические игры: «Собери ракету», «Найди лишнее»,»Восстанови порядок в солнечной системе».»Подбери созвездие»,»добавь словечко»,»Куда летят ракеты»                                                                               

АпрельМай

Развитие игровой деятельностидетей.

Помощь в организа-ции.

Во время игр дети обогащают свои знания о космосе.

.        Просмотр мультфильма «Тайна третей планеты»

Просмотр мультфильма «Полет на Луну».- СССР: Союзмультфильм, 1953.

                                

Апрель

Дети с удовольствием смотрят презентации, пополняют запас знаний.

Помощь в подборе материала.

Создание праздничного настроения. при просмотре презентаций.

Организованная образовательная деятельность (Ознакомление с окружающим миром: «Полет первого космонавта», «Мы –космонавты»        

Март-апрель

Активизация познавательной активности детей.                                                                 

Помощь в подборе материала.

Обогащение знаний.

 

3.Загадки о космосе. Чтение Г. Юрлин «Что внутри? ». Издательство малыш. Рассказ «Счастливого пути, космонавты»

Е. П. Левитан "Твоя Вселенная"

Е. П. Левитан "Звёздные сказки"

К. А. Порцевский “Моя первая книга о Космосе”

Любовь Талимонова "Сказки о созвездиях"

Чтение стихов о космосе, о вселенной, о солнечной системе.Заучивание стихотворений о космосе.

 

Апрель-май

Дети с удовольствием слушают художественные произведения, разучивают стихи. 

Помощь в заучивании стихов.

Развитие речи детей.

Организованная образовательная деятельность (Художественно-эстетическое развитие: рисование,

лепка, аппликация).                                                                                                                              Постройка космических кораблей из разного вида строительного материала и конструктора по замыслу детей                                                                                           

Март-апрель

Отражают в своих работах полученные ранее впечатления

 

 

 

 

Выставка детского творчества «Космос».

 

 

 

 

1.Подвижные игры: «Раз-два стоит ракета», «Ждут нас быстрые ракеты», «Невесомость», «Кто быстрее», «Держи равновесие»,»Солнце-чемпион»,»Ракетодром»                                   2.Пальчиковые игры «Мы по глобусу шагаем…», «Смотрим в небо…»

3. Комплекс утренней гимнастики «Мы – космонавты!»

 

Апрель-май

Развитие физических качеств.

 

 

Развитие физических качеств.

Коллективный поход в Планетарий- «Космос»

 

 

 

 

 

12 апреля

Просмотр презентации, спортивные соревнования между командами.

 

Приобретение сюрпризно-го момента для детей.

 

 

Отлично проведенный праздник, фотосъемка.

Фотоотчет для родителей.

 

Выставка совместных работ  (детей и родителей) по теме «Космос».

 

Апрель

Дети помогают родителям в изготовлении поделок.

Изготовление поделок для выставки.

Выставка совместных работ, гордость детей за своих умелых родителей.

 

 

               Алгоритм реализации проекта.

Образовательные области

Формы и методы работы

Социально –коммуникативное развитие

 

1.Беседы на тему: : «Каким должен быть космонавт, «Если очень захотеть, можно в космос полететь», «Земля – космическое чудо!», «Первый космонавт Ю.А.Гагарин»,беседа-общение»Герои космоса»,беседа-рассуждение»Что я могу увидеть в космосе»

 

2.Рассматривание альбомов: «Первый космонавт», «Космос».                                                                                        3.Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Мы космонавты!» ,»Полет в космос»

 

 

Познавательное развитие

 

1.Мультимедийные презентации «Урок про космос», «Видеоролик о планете Земля для детей.                                                Дорога в космос», презентация «Путешествие в космос».                                                                          2.ООД (Ознакомление с окружающим «Полет первого космонавта», «Мы - космонавты»                                                                                                                                                                                             3.Дидактические игры:  : «Собери ракету», «Найди лишнее»,»Восстанови порядок в солнечной системе».»Подбери созвездие»,»добавь словечко»,»Куда летят ракеты»                                                                                                                                                             4.Крупная и мелкая мозаика «Построй ракету».

Речевое развитие

 

Загадки о космосе. Чтение Г. Юрлин «Что внутри? ». Издательство малыш. Рассказ «Счастливого пути, космонавты»

Е. П. Левитан "Твоя Вселенная"

Е. П. Левитан "Звёздные сказки"

К. А. Порцевский “Моя первая книга о Космосе”

Любовь Талимонова "Сказки о созвездиях"

Чтение стихов о космосе, о вселенной, о солнечной системе.Заучивание стихотворений о космосе.

 

Загадывание и отгадывание загадок.

Художественно – эстетическое развитие

 

1.Рисование «Ракета летит в небо!» (карандаши), «Ракета» (гуашь),

2.Лепка «Ракета».

3. Аппликация «Звездное небо».

4.Конструирование из бумаги:»Ракета»                                                                                                                             Постройка космических кораблей из разного вида строительного материала и конструкторов по замыслу детей                                                                                             Поделки из разного материала.

Физическое развитие

 

 

1.Комплекс утренней гимнастики «Мы – космонавты!»

2.Подвижные игры:  : «Раз-два стоит ракета», «Ждут нас быстрые ракеты», «Невесомость», «Кто быстрее», «Держи равновесие»,»Солнце-чемпион»,»Ракетодром»                                            3.Пальчиковые игры: «Мы по глобусу шагаем», «Смотрим в небо».

 

Взаимодействие с семьёй

Беседы с родителями о подготовке проекта, информирование о предстоящих мероприятиях. Выставка творческих работ по теме: «Космос».                                                       Подготовка сюрпризного момента.

             

              III.Заключительный этап:

 

1.Оформление паспорта проекта.

2.Выставка детского творчества.

3.Фотовыставка о проектной деятельности по теме «Космос».

4.Выставка совместных работ детей и родителей.                                                               

5.Подготовка презентации к защите проекта.

                 Рефлексивная записка (заключение).

В ходе совместного проекта, еще раз убеждаешься в том, что взаимосвязь с семьей нам необходима и жизненно необходима ребёнку. Ведь родители и педагоги – партнеры в общем деле воспитания, ведь все мы члены одного коллектива. Совместное участие в проектной деятельности помогает нам лучше узнать друг друга, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми. Родители становятся более коммуникабельными, доброжелательными и дипломатичными. Устанавливаются доверительные детско-родительские отношения. У родителей появляется заинтересованность в продолжительном сотрудничестве. Результатом проекта является удовлетворенность от общения, проделанной работы и совместных дел родителей, детей и педагогов. Особенность данного проекта, на мой взгляд, в том, что родители превращаются из наблюдателей в активных участников образовательной и воспитательной жизни своих детей в детском саду.

                                                                                                                                           

                                  Литература:

1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой; Москва, «Мозаика- синтез» 2014г.                                                                                       2. «Космос». Детская энциклопедия. Москва 2000 г.                                                                                       3. А.Леонов «Я вижу космос» Москва, 1985 г.                                                                                  4. Е.П.Левитан «Малышам о звездах и планетах» Москва, 1981 г.                                                              5. В.Мороз «Расскажите детям о космосе» Москва, Мозаика- Синтез, 2008                                                                   6. Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками» Москва.                                                                                                                                                   7. Т.А. Шарыгина, М.Ю.Парамонова «Детям о космосе и Юрии Гагарине- первом космонавте Земли». Беседы, досуги, рассказы» Москва, ТЦ «Сфера».                                                                                                                                                              8. Интернет-ресурсы.

Фотоотчет о проектной деятельности.                                                  Беседы, рассматривание альбомов: «Первый космонавт», «Космос», рассматривание плакатов по теме: «Космос!»                                                                                      

 


 

 

Постройка космических кораблей из разного вида строительного материала и конструктора по замыслу детей.                                                                                             Сюжетно-ролевые игры: «Полет в космос», «Мы космонавты!» «Путешествие в космос».

 


 

Дидактические игры: «Собери ракету», «Найди лишнее» (разрезные картинки), постройка ракет из мозаики.                                                                              
          Экскурсия в музей им.И.Н.Крамского.

 

 

 

 

 

Конструирование из бумаги:»Ракета»


Рисование на тему: «Ракета» (гуашь)».Солнечная система»

                                                                                 

 

 

 

 

Конкурсы: Полет на луну ,Лучший чтец

 

 

Рисование мелками:»Путешествие в космос»

Витаминный лук  для космонавтов.

 

Аппликация: Быстрые ракеты.


Посещение Планетария»Космос»

                                         


 

Утренняя гимнастика «Мы – космонавты!»                                                    .                                  

                                    

Пальчиковая  игра- Смотрим в небо


Если все мы захотим, в ?

Коментарии
игорь написано 2018-04-12 05:35:40
херня
Ответить
настя написано 2018-06-01 11:40:06
игорь, почему?
Ответить
Alexei Talimonov написано 2021-10-31 10:05:34
Талимонова Н. Л. КОСМИЗМ ЛЮБОВИ ТАЛИМОНОВОЙ Космизм (в переводе с греческого – упорядоченный мир) – философское и эстетическое течение, зародившиеся в Х1Х в., утверждающие взгляд на Землю как на космическое тело, подчинённое общим законам вселенной, и на человека как на активный фактор происходящих во вселенной изменений. Философия, как известно, это любовь к мудрости. К появлению русского космизма привёл прорыв в научно-философских знаниях. К взаимодействию человека, Земли и космоса обратились Н.Ф. Фёдоров, П.А. Флоренский, В.С. Соловьёв, В. И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А. Л. Чижевский. Все космисты говорили о необходимости высшей цели при многовекторности эволюционных направлений развития, все они понимали бесконечность пути познания и всю неисчерпаемость бытия. «Философия общего дела» – фундаментальный труд Федорова, в котором он доказывает, что раньше или позже восторжествует супраморализм (сверхморализм), суть которого в обожествлении предыдущих поколений. «Борьба с разъединяющим пространством» для Фёдорова – «первый шаг в борьбе со всепоглощающим временем». Он писал, что предстоит «не только посетить, но и населить все миры вселенной». Фёдоров высказал замечательные соображения о космической устремлённости именно русского человека, «воспитанного широкими пространствами суши и океана – постоянного источника богатства и свободолюбия». Л.Н. Толстой сказал о нём: «Я горжусь, что живу в одно время с подобным человеком». П.А. Флоренский полагал, что есть «идеальное родство» человека и мира, их взаимосвязанность, «пронизанность друг другом». Человек и мир этот философ соотносит как микрокосмос и макрокосмос. И человек, и мир внутренне бесконечны и одинаково сложны, поэтому могут считаться частями друг друга. Тема космизма наиболее полно рассмотрена В. Соловьёвым в трактате «Чтения о богочеловечестве». Вечность Бога, по его мнению, предполагает вечность человечества, однако не природного, а идеального, умопостигаемого. Мировая душа в человеке впервые соединяется с Логосом и осознаёт себя в качестве чистой формы всеединства. Вернадский создал учение о ноосфере, сфере разума. Циолковский – творец своеобразной космической философии, предвосхитивший конечный переход разума в фазу «лучистого человечества», родоначальник ракетостроения и пророк современной космонавтики. Он писал задолго до первых опытов освоения межпланетного пространства: «Я свободно представляю первого человека, преодолевшего земное притяжение и полетевшего в межпланетное пространство... Он русский... По профессии, вероятнее всего, лётчик... У него отвага умная, лишённая дешёвого безрассудства... Представляю его открытое русское лицо, глаза сокола». Каждый из нас видел Юрия Гагарина. Циолковский утвердил единство мира в работе «Монизм вселенной», где его материализм сочетается с панпсихизмом. Чижевский стал основателем гелиобиологии, открыл зависимость земной истории от 11-летнего цикла солнечной активности. В своих работах он подчёркивал принцип «монизма», сформулированный Циолковским: «Материя едина, и основные свойства её во всей Вселенной должны быть одинаковы». Чижевский предсказывал, что «потенциал человеческой фантазии неисчерпаем. Но совершенно невообразимо, какую энергию должна будет развивать психика, чтобы приучить себя к бездонным просторам Космоса, к его черноте с колючими звёздами, к беспредельному одиночеству в нём». Русский космизм – философия, имеющая большие традиции в культуре нашей страны. Это направление мысли объединяет, кроме философов, религиозных мыслителей, учёных, поэтов, писателей, художников. Группа художников «Амаравелла» в своих необычайно смелых по мысли картинах воплощала идеи К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского. Большое влияние на творчество «Амаравеллы» оказала встреча с Н.К. и Е.И. Рерихами, знакомство с учением Живой Этики. Огромный вклад в становление и развитие школы русского космизма внесли Рерихи, Чюрленис, Черноволенко, писатели-фантасты, особенно И. Ефремов, композиторы. Если философия узнаёт мир посредством мыслительной деятельности, то искусство делает это через художественные образы. Очевидно, что для искусства в приоритете эмоциональный уровень и художественность, а для философии – наличие строгих и точных категорий, позволяющих рассматривать её в качестве науки Художник отражает в своём творчестве ту реальность, которую он видит. Но что такое «реальность»? Только ли яблоки в вазе или сцены на улице? Духовный поиск – это реальность? Мысль – это реальность? Могут ли зримые образы передать полёт мысли? Художники, которых принято называть космистами, отвечают на этот вопрос утвердительно. В их художественном пространстве отражено космическое мироощущение, поиск новой красоты. Силой своего дара художник-космист переносит на холст звуки космических ритмов. Л.В. Шапошникова подчёркивала, что «космизм – это нечто духовное, то, что пронизывает форму, проникает в те или иные художественные сюжеты». Любовь Талимонова является ярким представителем философского направления в искусстве, - как в литературе, так и в живописи. Ее творчество – это своеобразное возвращение к нерасчленённости философии и искусства, и космизм – одно из направлений ее творчества. Юная Люба писала: Пространство, время, звезды, люди, - Едины мы, зависим друг от друга… Она являлась членом Союза художников и Союза писателей Великобритании. Любовь создала серии картин: «Космос», «Мегалиты», «Странствия Духа», «Гармония мира», «Знания» и др. География выставок Любови Талимоновой, – при её жизни их было более 30-ти, – не только широка, но и необычна. Это Россия (Москва, Тула, Звездный городок, Троицк, Волоколамск и др.), Украина, Польша, Франция, Англия, Ирландия, Италия, Испания, Германия, Китай и … Космос. В 1992 –1993 гг. картины тогда ещё совсем молодого мастера совершили шестимесячное звёздное путешествие на борту орбитальной станции «Мир», о чём свидетельствуют автографы космонавтов и штемпели космической почты. В 1994г. картины Любови Талимоновой выставлялись в Кремле по случаю празднования 60-летия Юрия Гагарина. Своеобразие вклада Л.Талимоновой в развитие идей школы русского космизма отмечено Дипломом X Конгресса Международной Ассоциации участников космических полётов. Этой награды она была удостоена наравне с писателем-фантастом И.А.Ефремовым, исследователем Ж.И. Кусто и художником-космистом В. Т. Черноволенко. В 2013г. в Музее Рерихов в Москве проходила выставка «Русские космисты ХХ-ХХ1 веков», картины Л. Талимоновой там выставлялись. В 2014г прошла персональная выставка её картин в этом музее. Красота картин Л. Талимоновой возвышенная и утончённая. Её сюжеты вполне реальны, но эта реальность более высокого порядка. Техника и манера художницы глубоко индивидуальны. Как и другие художники Л. Талимонова обращается к языку мифологических символов, память о которых веками хранится в человеческой культуре. В её картинах много синего цвета самых разных оттенков. В мифологии это цвет мудрости, тайны, знаний, добываемых из запредельных, других миров. На полотнах художницы выделяется небо. Если это пейзаж, то, за редким исключением, это пейзаж обобщённый, художница не акцентируется на индивидуальных чертах конкретной местности. Пейзажи Любови – часто с одинокой женской фигуркой, иногда безлюдные – воплощение ее психологического состояния или философской идеи. Такие пейзажи воспринимаются не как изображение природы, а как отражение человеческой души. Она самостоятельна в своём творческом поиске, из её мыслительной деятельности выплавляется мудрость духа. Сама художница определяла свое творчество как парапсихоживопись. В творчестве Л. Талимоновой выражена уверенность в полной победе над временем и пространством. Другая особенность её картин – это свет: свет как явление физического мира, и свет как отражение духовного состояния художницы. Она мастер композиции, свободно оперирует линией горизонта, у неё великолепная перспектива. Все элементы каждой картины находятся в гармонии, художнице удаётся убедить зрителя в том, что речь идёт о гармонии человека и вселенной. Её полотна музыкальны: картины «Колокол неба», «Сквозь музыку миров», «Невероятная Вселенная», «Радостный мир», «Спектры», «Solo placido. Музыка во времени», «Дорога к поющим звездам» и др. Силой творческой интуиции Любовь переносит на холст звуки космических ритмов, поэтому зритель становится сопричастным этой красоте и энергетике, которая расширяет его миропонимание, будит воображение, рождает высокие образы. Любовь писала: В тишине ночного неба И в прибое океана Слышу музыку Вселенной… В этой песне тайны жизни И секреты мирозданья. Память прошлого незримо Среди звёзд поёт сонеты. Вслед за И. Ефремовым, Л. Талимонова напоминает нам, что необходимо развитие индивидуальности, но не индивидуализма. Нужно понять, что эгоизм – это естественный первобытный инстинкт, а не порождение каких-то сил зла. Любовь подчеркивала, что усложнение быта ведёт к мельчанию переживаний и противостоит богатству духовного мира и тонкости восприятия. В борьбе с тёмными сторонами жизни огромная роль принадлежит женщине. Женщина – вдохновительница и охранительница (картины «Вечность истины», «Странствия радостной души», «Владычица», «Приветствуя светлый мир», «Золотая Берегиня», «Светлая Берегиня», «Данаэ и Золотой клубок», «Страж Мира», «Светлый Дух-хранитель», «Дух Огня» «Свет других миров» и др.) Одинокая женская фигурка – это образ проснувшейся души, поднявшейся к звездам. Душа наполняет мир сильным и светлым огнем любви, мысли, терпения и заботы. Известно, что восхождение любого общества неизбежно начинается с возвышения женщины. Там, где женское начало угнетается или уподобляется мужскому, наступает деградация. На многих картинах Любови присутствует символика весов как напоминание о чувстве меры во всем. Как известно, понимание меры является основой культуры. Особого внимания заслуживает серия картин Л. Талимоновой «Знание». Перед зрителем фантастически богатый информационно-энергетический мир, постигаемый через цвет, числа, геометрические фигуры и соотношения. Сюжеты многих картин этой серии даны на фоне звёздного неба, - это свидетельствует о том, что речь идёт о законах мироздания: «Жизнь», «Колесо жизни», «Знания о человеке», «Знания о времени», «Знания о движении», «Бесконечность» – названия только некоторые работ этой серии. На каждой картине геометрические фигуры: спирали, круги, треугольники, квадраты, пирамиды, т.е. отражено взаимодействие видимого и невидимого, проявленного и непроявленного, конечного и бесконечного. На многих картинах этой серии зашифровано число 7. Художница отсылает зрителя к учению о формах пространства и закономерностях развития бытия в соответствии с этими формами, т.е. к сакральной (священной) геометрии. Этот термин охватывает всю пифагорейскую и неоплатоновскую геометрию, обращаясь также к геометрии вогнутых пространств и фракталов. Эстетика как отдельная ветвь науки у древних греков была неразрывно связана с космологией, древние греки обладали геометрическим видением универсального порядка. Они воспринимали вселенную как обширное пространство разнообразных взаимосвязанных элементов. Изначально формы геометрической сакрализации вселенной остались неизменными: точка, круг, треугольник, квадрат, прямоугольник и их комбинации. Только гармоничное сочетание пропорциональных частей, их соразмерность и органическое единство рождает эмоциональное, эстетическое и духовное наслаждение. Философская сказка-роман Л. Талимоновой «Болотный Принц» продолжает древнюю традицию персонификации природы: сущности воды – воданы, сущности воздуха – поветруны, сущности болот – болотаны, сущности огня – огневики и т.д. Одушевлён не только человек, но и космос. В образе Великого Света дан образ творца всего сущего. Небо и Земля представлены как части целого, герои сказки свободно перемещаются с неба на Землю и с Земли на небо. С великой любовью выписаны женские образы: Утренняя Заря, Мерцающая Заря, Великая Тьма, Главная Тень, Владычица Огня. Вселенная развивается, всё движется и изменяется. В образе Нового Человека, бывшего хромым чёрным духом, Л. Талимонова показывает высокодуховную личность, которой присущи высочайшая нравственность, бесконечная любовь, понимание, умение прощать, нестяжательство, самопожертвование... Этот образ – это вопрос выбора пути: или путь познания через совершенствование личности, или через наращивание вокруг себя бесконечного количества технических «протезов». Новый Человек решает внутрипсихическую задачу, он находит единство внутри себя и единство в окружающей вселенной. Он представляет собой целостностное «Я» и это «Я» связано со всеми слоями собственной психики, открыто миру. Он излучает Любовь – высшее знание и высшую радость. Квантовая психология – это новейшее научное направление, которое представляет мир как нечто неделимое и целостное. В наше время естествознание, философия, химия, биология и медицина начинают объединяться вокруг физики, и это позволяет составить более полноценную картину мира. В «Часе Быка» (роман И.Ефремова) устами Вир Норина излагается замечательная идея: никогда нам не выйти в большой космос, пока не допустим внутри себя беспредельность. Мы не поймём беспридельность мира, пока внутри нас конечность, закапсулированность. И во внешний мир мы транслируем свой внутренний опыт». У Л.Талимоновой был опыт беспредельности. Она писала: Кто я? И для чего я в этом мире? Я вечный странник, кочующий пилигрим. Где место моё? Везде и нигде. Оно там, о чём мечтаю, В стране, где летается легко. Но где такая страна? Она во мне, всегда со мной, И я кочую по её дорогам звёздным. Ю. А. Гагарин так описывал свой полёт в космосе: «Лучи просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, чёрному. Неописуемая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха».
Ответить

Оставить комментарий: