a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Тема " Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к жизни в них."

Автор: Дёмкин Александр Викторович Опубликовано: 2014-10-27 10:05:27

Документы для скачивания

Тема  " Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к жизни в них."

 Презентация Power Point к уроку

       предмет - природоведение,

       класс - 5,

       тема урока – “Среды обитания организмов”,

       используемый УМК - государственная программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Авторы А.А. Плешаков и Н.И.Сонин, “Дрофа”, Москва, 2009 г.

       Учебник – Природоведение. А.А.Плешаков, Н.И.Сонин, “Дрофа”, Москва, 2003 г.

Цели урока:

Обучающие:

       закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;

       сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах.

Развивающие:

       учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи развивать воображение учащихся;

       развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока.

Воспитательные:

       формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

       прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с различными средами обитания организмов.
  2. Выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания.
  3. Определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока.

Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий).

Оборудование:

       компьютер,

       проектор,

       интерактивная доска,

       термины,

       презентация “Среды обитания организмов”, картины с изображением растений, животных.

 

ХОД УРОКА

а) Вступление-приветствие.

– Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит очень необычная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится…

Для этого мне понадобиться ваша помощь.

Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Вы готовы?

Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей!

б) Озвучивание темы. (Приложение 1 – презентация Power Point)

СЛАЙД 1: Тема урока: Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к жизни в них.

в) Постановка задач урока самими учащимися.

– Как вы думаете, как можно сформулировать цели урока?

Что нам предстоит изучить? С чем познакомиться?

СЛАЙД 2: Цели урока.

- Узнать, что такое среда обитания организмов;

- Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов;

- Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности организмов к жизни в них;

– Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы.

Сегодня я расскажу вам сказку! Сказку о волшебных королевствах, о необычных жителях волшебных королевств…

Начну я сказывать сам, а вы мне помогать будете.

Давным-давно случилась-приключилась такая волшебная история… СЛАЙД 3 -4 (рисунки древнейших организмов). Никто сегодня точно не знает когда это было, как это было.… Но на одной из планет в необъятной Вселенной, в Галактике Млечный путь произошло чудо чудесное. В огромном океане зародились живые существа. Существа эти в отличие от неживых тел Природы обладали необычными чудесными волшебными качествами.

- Что за свойства отличали их от других неживых тел?

Ответы детей СЛАЙД 5:

       дыхание

       размножение,

       раздражимость,

       питание

       выделение

       рост и развитие

       обмен веществ.

Правильно, да вы знаете эти существа, имя им на планете – живые организмы. До сегодняшнего дня живут они на той Планете Земля, хоть многие и изменились с тех давних-давних времен, некоторые не дожили до Настоящего, канули в прошлом Лихолетье…

Но и сегодня их немало - 5 миллионов видов! И разные они – и огромные и микроскопические, и мохнатые и перьями покрытые, хищные - кровожадные и безобидные - растительноядные, неподвижные и стремительно – быстрые…

СЛАЙД 6-10: Повторение пройденного материала о многообразии живых организмов. (фотографии представителей различных царств живой природы: бактерии, грибы, растения, животные).

СЛАЙД 11: Игра “Кто из какого царства”.

- Почему же все живые организмы разные? Почему отличаются друг от друга?

- Организмы так не похожи друг на друга, потому что живут в различных условиях( ответ детей).

В самом деле, условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение, особенности поведения существ.

Среда — это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают все необходимое для жизни и в нее же выделяют продукты обмена веществ.

СЛАЙД 12: Среда обитания – условия, окружающие организм (запись в тетради). Существует несколько сред обитания: водная, почвенная, наземно-воздушная.

Жизнь в каждой среде имеет свои особенности.

Важнейшие абиотические факторы для любого организма – свет, тепло и влага. С детства нам знакомо: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!». Можно сюда добавить кислород – для животного мира, и углекислый газ – для растений. Каково же влияние каждого из них на живые организмы?

СЛАЙД 14: Попробуем охарактеризовать каждую из этих сред по следующим показателям:

- свет

- температура

- наличие кислорода

- влажность

- В какой среде обитания света больше, в каком меньше?

Совместно обсуждается вопрос о влажности, температуре, (неодинаковое количество тепла влаги обозначается соответствующими знаками).  Вопрос о количестве кислорода, необходимого для дыхания организмов обсуждается совместно, также заносится в схему.

 

Учащиеся с помощью специальных обозначений делают опорный конспект в тетради. (Рисунок 1)

 

Учитель дает характеристику сред предлагает, используя схему сделать это учащихся.

- Молодцы, у вас это хорошо получается! Условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение, особенности поведения существ.

Приспособления организмов к жизни в разных средах.

Обобщаются ответы учеников, устно оформляется вывод о приспособлениях к различным средам обитания жизни.

СЛАЙД 15-20  в водной среде:

  1. Обтекаемая форма тела встречается у представителей различных групп организмов, обитающих в воде, - дельфинов (млекопитающих), костистых и хрящевых рыб  для снижения лобового сопротивления, что приводит к снижению энергозатрат на плавание. 
  2. органов чувств, ориентации в пространстве и коммуникации между водными обитателями. Вчетверо большая, чем в воздухе, скорость звука в водной среде определяет более высокую частоту эхолокационных сигналов.
  3. целая группа водных организмов (как растений, так и животных), существующих без обязательной связи с дном или другим субстратом, "парящих" в водной толще.
  4. формирования электрических органов чувств, обороны и нападения.

Самая заметная особенность многих водных животных - приспособления для плавания: у моржей и тюленей – ласты.  У бобров, выдр, водоплавающих птиц, лягушек – перепонки между пальцами.

У жуков-плавунцов – плавательные ножки, похожие на весла.

Только в водной среде встречаются неподвижные, ведущие прикрепленный образ жизни животные: гидроиды (Hydroidea), коралловые полипы (Anthozoo), морские лилии (Crinoidea), двустворчатыемоллюски (Bivalvia) и др.

Записи в тетради:

Приспособления к водной среде обитания

       обтекаемая форма тела

       наличие слизи на теле

       плавники,

       ласты

       подкожный слой жира

СЛАЙД 21-25: Приспособленность животных и растений к наземно-воздушной среде обитания.

Животные в наземно-воздушной среде передвигаются по почве или по воздуху (птицы, насекомые), а растения укореняются в почве. В связи с этим, у животных появились легкие и трахеи, а у растений – устьичный аппарат, т.е. органы, которыми сухопутные обитатели планеты усваивают кислород прямо из воздуха. Сильное развитие получили скелетные органы, обеспечивающие автономность передвижения по суше: ноги одних приспособлены к бегу (страус, гепард, зебра), других – к прыжках (кенгуру, тушканчик). Из каждых ста обитающих в этой среде видов животных 75 умеют летать. Это большинство насекомых, птиц и некоторые звери (летучие мыши). 

Приспособительные особенности животных и растений:

       крылья;

       конечности для передвижения по твердой поверхности;

       шерсть;

       перья;

       приспособления для экономного расходования влаги;

       приспособления для опыления растений.

Обратить внимание на организмы, обитающие в двух и более средах: бактерии, лягушки, мыши.

СЛАЙД 26-27: Обитатели почвенной среды.

Для почвенных организмов характерны специфические органы и типы движения (роющие конечности у млекопитающих; способность к изменению толщины тела; наличие специализированных головных капсул у некоторых видов); формы тела (округлая, вольковатая, червеобразная); прочные и гибкие покровы; редукция глаз и исчезновение пигментов. Среди почвенных обитателей широко развита сапрофагия - поедание трупов других животных, гниющих остатков и т.д.

Приспособления к почвенной среде обитания

       округлая, червеобразная форма тела

       способность к изменению толщины тела

       роющие конечности

       маленькие глаза или вовсе нет органа зрения

Дайте определение понятию “среда обитания”.

Назовите среды обитания.

– А теперь – поиграем:

Попробуем населить наши королевства – среды обитания соответствующими живыми организмами. Для этого нам необходимо распределить изображения животных, растений, бактерий, грибов по средам обитания.

– Итак, сегодня на уроке мы с вами узнали, что:

СЛАЙД 28: Выводы по уроку.

Запись домашнего задания. выставление оценок.

Оставить комментарий: