a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Детский социально-познавательный проект "Широка Масленица"

Автор: Мормоль Ольга Юрьевна Опубликовано: 2018-03-25 08:26:35

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Одуванчик» г. Н азарово Красноярский край Участники проекта: Смольникова Диана, Эшниязова Люба, Ковалева Ксения. Возраст участников проекта: 6- 7 лет Руководители проекта: О. Ю. Мормоль – музыкальный руководитель Н. Н. Антонова – воспитател ь 20 17 год Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувство безграничной любви к Родине. В. А. Сухомлинский Как возник проект? Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных определены задачи полихудожественного образования, формирования высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию, уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям своего народа. Каждый человек «с молоком матери» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим личность гражданина, патриота. Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил бы себя в ней, принял и полюбил родной язык, историю и культуру нации. Для решения этой задачи в нашем детском саду создан кружок «Экология души», где дети в течени и года знакомятся с национальным наследием своего народа: устным, песенным, танцевальным, а также с народными календарными праздниками. Познакомившись с осенними и зимними праздниками, такими как «Семенов день», «Покров», «Кузьма–Демьян», «Сочельник», «Святки», «Коляда», «Рождество», инициативную группу девочек заинтересовал вопрос «А какие весенние фольклорные праздники существуют у русского народа? » На что им было предложено самим ответить на свой вопрос, да еще и ребят познакомить. Проведя дома, вместе с родителями, небольшое исследование о весенних народных праздниках, девочки решили познакомить ребят из группы с самым веселым из них – «Масленицей». Актуальность. Эмоциональное восприятие народного искусства формирует способность к сопереживанию. Эта способность почти утеряна современным человеком. Люди постепенно разучились сопереживать, сочувствовать, т. е. Отучились вставать на позицию другого человека. Это одно из качеств личности, которое нуждается в реабилитации, и начинать это надо с раннего детства. Ц елью данного проекта было с оздание условий, раскрывающих творческий потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре народа. Анализ внутренней среды Проект напр а влен на решение вопросов патриотического и эстетического воспитания в соответствии с базовыми образовательными программами. В основе проекта лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Проект разработан на основе личностно- ориентированной и развивающей технологии, технологии проектного обучения. Знания, приобретенные детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе собственной деятельности. Реализация задач проходит через х удожественно- творческую, музыкальную деятельность. Наблюдение за детьми, с которыми проводится работа, показывает, что у них появился интерес к Родине, который проявляется не только в беседах, но и в детских рассказах, рисунках. У детей отмечено уважительное отношение к культуре, традициям и обычаям русского народа. Русские народные праздники, в том числе и Масленица, помогают детям творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Гуманностью, яркостью образов отвлекают от грустных мыслей, обид, создают эмоционально благоприятную обстановку. Появляется уверенность в своих силах, ощущение радости. Вид проекта: индивидуальный, краткосрочный, социально – познавательный, творческий. Напр а вление деятельности проекта: синтез нравственно- патриотического и эстетитеческого воспитания детей старшего дошкольного возраста. Педагогическая цель проекта: решать задачи нравственно- патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение к национальной культуре; формировать уважение, любовь, бережное отношение к народным традициям; обобщить и углубить представления о народном празднике «Масленица». Детская цель: умение ладить друг с другом, прислушиваться друг к другу, понимать, любить и прощать; уважительно относится к национальным традициям своего народа. Задачи: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; систематизация знаний, стимулирующих развитие познавательных и тв о рческих способностей; развитие любознательности, активности, инициативности; в оспитание патриотизма, основанного на русских традициях; формирование способности к творческому самовыражению и потребности в нем. Формирование у детей начал национального самосознания. Гипотеза: Знакомясь с народными праздниками и традициями, у детей возрастает интерес к национальному наследию страны и любовь к своей Родине Краткое содержание проекта: накопление информации по теме; подвести к пониманию того, как можно поделиться своими знаниями с детьми, не участвующими в проекте; создание альбома как средства изучения проблематики проекта; помочь реализовать знания в разных видах деятельности( музыкальной, изобразительной, театрализованной) презентация проекта: праздник « Широка Масленица» Сроки проведения проекта: февраль- март Ожидаемые результаты( продукт проекта) : д уховное обогащение ребёнка чере з участие в народных праздниках; выставка народной куклы Масленицы; брошюры на тему Масленицы. Изготовление «Блинной книги» Аудиодиск в фонограммами музыкальных произведений о Мас ленице. Степень распространенности: Представление проекта в ДОУ; Участие проекта в конкурсе детских исследовательских проектов «Мои первые открытия»; Публикация материалов проекта на сайте ДОУ, интернет – сайтах; Публикация отдельных материалов проекта( конспекты НОД) . 2165350873125 Методы и приемы исследования: Рассматривание картин и иллюстраций, слушание музыкальных произведений и песенного фольклора, посвященного празднику, рисование и лепка Масленичного чучелка, изготовление чучела из ниток, просмотр видеофильмов, изготовление пособий и атрибутов, анализ и обобщение результатов. Паутинка фольклорного проекта “ Широка Масленица » Центр искусства Рассматривание картин Кустодиева “Масленица”, Соловьёва “Тройка”. Рассматривание игрушек народных мастеров, рисование Масленицы. л епка “Ой, блины” Центр движения Подвижные игры – забавы: “Тачка”, “Три ночи”, “Русская метла”, перетягивание каната, катание с горы, катание на саночном поезде, штурм снежного городка. Центр развития речи Заучивание приговорок, закличек, поговорок. Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах. Разучивание пальчиковых игр Центр книги Чтение стихотворений рассказов о русской тройке, чтение потешек, дразнилок, небылиц. Рассматривание энциклопедий “О лошадях”, “Русский дом”, “Наш дом”. “ Широка Масленица ” Центр семьи Рецепты выпечки блинов. Знакомство с гостеприимством. Изготовление костюмов скоморохов, ряженых, колокольчиков. Центр труда и строительства Коллективное изготовление чучела Масленицы, Центр кулинарии Выпечка блинов по разным рецептам. Дегустация изделий из теста. Наблюдение за трудом повара. Изготовление “ Блинной книги ”. Центр музыки Слушание русских народных песен. Разучивание хороводов “Веснянка”, “ Маслёна ”, “Ясна – красна”, песен “Наша Масленица”, “Блины”, частушек. 174625080010 Этапы реализации проекта Сбор информации Информацию девочки собирали дома, с помощью родителей. Они использовали интернет, а также посетили детскую библиотеку. Во время сбора информации они узнали, что праздник Масленица является одним из самых любимых праздников русского народа. Он веселый, яркий, радостный, красочный. В русском фольклоре нашлось много закличек, поговорок, приговорок, потешек, небылиц, песен, хороводов о Масленице. Узнав о празднике поподробнее, девочки стали думать, как лучше и интереснее рассказать ребятам из группы про этот праздник. 2. Творческая мастерская Девочкам пришла идея, оформить небольшие тематические брошюры, в которые они поместили собранный материал. Получились интересные книжки – малышки о Масленице. А также девочки решили смастерить вместе с педагогами чучело Масленицы, для гуляния на улице. 3. Национальная кухня Блины – любимое лакомство русской кухни. А какая же Масленица без блинов? Наши маленькие исследовательницы решают посетить своих бабушек, попить с ними чаю с блинами, а заодно и узнать у них фирменный рецепт вкусных блинчиков. А чтобы сделать свое исследование еще интересней, девчата решили собрать блинную книгу, куда и ребята из группы смогут поместить свои рецепты блинов. Сказано – сделано! 4. Художественно – эстетическая деятельность. Но не только наши маленькие исследовательницы старались познакомить ребят из группы с народным праздником «Масленица». Им помогали педагоги: Наталья Николаевна и Елена Сергеевна: подбирали картины русских живописцев и музыкальные произведения русских классиков- композиторов о Масленицы.

Оставить комментарий: