a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

Автор: Гуцу Наталья Петровна Опубликовано: 2018-04-06 07:55:37

Документы для скачивания

ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА» Цель семинара: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагог ов ДОУ по развитию речи детей. Задачи: 1. Развитие речевой деятельности в различных видах деятельности. 2. Побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педагогического процесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников, обеспечив усвоение обобщенных представлений о построении педагогического процесса обучения детей родному языку. 3. Углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего личностно ориентированного образования. ХОД СЕМИНАРА. «Учите ребенка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» К. Д. Ушинский Что такое МНЕМОТЕХНИКА? Мнемотехника – это «техника запоминания». Слова эти происходят от греческого « mnemo nikon » – искусство запоминания. Современный энциклопедический словарь дает след ующие определения мнемотехники. МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга, позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы( сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лис а- рыжая, мышка- серая, елочка- зеленая. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается карти нка( изображение) . Т аким образом, весь те кст зарисовывается схематично, г лядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроиз водит текстовую информацию. 1. З адание составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения: 1. Есть на новом платье у меня кармашки. На кармашках этих вышиты ромашки Ромашки, ромашки, будто луговые Ромашки, ромашки словно как живые. 2. В огороде много гряд. Тут и репа и салат Т ут и свёкла и горох, а картофель разве плох? Наш зеленый огород нас покормит круглый год 3. На базаре ёжик накупил сапожек. Сапожки на ножки себе, Поменьше немножко – жене, С пря жками сыну, С застежками дочке. Вывод: Мнемотаблицы- схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. 2. Задание: Игра: «Похожие слова». - П одобрать существительные к прилагательному по ассоциации. Есть сладкое слово – конфета, Есть быстрое слово – ракета, Есть слово с окошком- ваг он. Есть кислое слово – лимон! А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте! Быстрые слова –( ракета, самолет, тигр, орел) . Сладкие слова –( конфеты, торт, пирожное, сахар) . Веселые слова –( праздник, клоун, подарок, музыка) . Н азвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками. Яркий и желтый –( свет, лимон, солнце, черешня, лампа) . Сладкий и легкий –( вата, вишня, жизнь, запах, победа) . Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества. К вашему вниманию, я хочу предложить Вам поиграть в игры и почувствовать себя детьми. Игра «Волшебная палочка» Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать, все что вы захотите. Итак, первая команда будет рассказывать о том, чтобы они хотели увеличить, а другая уменьшить. Вот что ответили дети: Хочу уменьшить зиму, увеличить лето; Хочу увеличить конфету до размера холодильника и т. д. Игра «Шкатулка со сказками» В коробке лежат картинки сказочных персонажей. Участники достают из коробки картинки, по очереди придумывают, используя сказочных героев свою сказку. Первый участник сказал 2- 3 предложения, следующий достае т картинку и продолжает сказку. Еще одно направление по развитию речи – устное народное творчество. В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова. Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров. 3. Задание: показать по одной пальчиковой гимнастике. Предлагается показать по одному упражнению из пальчиковой гимнастики( желательно с речевым сопро вождением) . 4. Задание. Переведите пословицы на русский язык Сын леопарда- тоже леопард( Африка) . / я блоко от яблони недалеко падает/ Верблюда под мостом не спрячешь( Афганистан) / шила в мешке не утаишь/ Бойся тихой реки, а не шумной. ( Греция) / В тихом омуте черти водятся/ Молчаливый рот- золотой рот( Германия) / Слова- серебро, а молчание- золото/ Тот не заблудит ся, кто спрашивает. ( Финляндия) / Язык до Киева доведет/ Ошпаренный петух от дождя убегает. ( Франция) / Обжегшись на молоке, дует на воду/ В образовательном процессе по пересказу литературных произведений, обучению рассказыванию об игрушке и по картине, в комплексе решаются все речевые задачи. Однако основной является задача обучения рассказыванию. Реализуя данную задачу уже со 2 младшей группы, воспитателям рекомендую, использовать различные игровые методы и приемы, дидактические упражнения в работе с детьми. Например: При рассматривании картины можно использовать игровые приемы, которые помогают выделять объект, внимательно рассматривать его. «ОКОШКИ» Пособие. Картина, закрытая белым листом с вырезанными окошками разных геометрических форм. Картины, схожие по сюжету. 1 вариант. Одно окошко( любой формы) . 2 вариант. Число окошек по количеству объектов. Ход игры. - Кого( что) мы видим в окошках? Какая картина спряталась? «ВОЛШЕБНАЯ ТРУБА» Пособие. Картина, бумага, свернутая в трубу. Ход игры: Предложить рассмотреть картину через трубу и назвать как можно больше увиденных объектов. Предложить найти объект по описанию взрослого и ребенка. «КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ? » Цели. Учить выделять объект на «зашумленном» фоне. Пособие. Картина, реальные изображения объектов картины. Ход игры: Назови, кого ты видишь на картине. По ходу называния объектов задаются уточняющ ие вопросы на уточнение цвета, пространственного расположения, принадлежности и т. п. ) «ПОЧЕМУ? » Цель: развивать логическое мышление, устана вливать связи между объектами, строить предложения несложной конструкции. «ЧТО НУЖНО? » Цель: Развивать инициативность речи, активизировать и расширять с ловарный запас. В средней группе уже используем символы, знаки для составления графического плана как своеобразной зрительной опоры, отражающей последовательность рассказа. Во время занятия используем разнообразные виды детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, произношение скороговорки и рисование того, о чем в ней говорится. Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями. При использовании ИКТ на занятиях по развитию речи даже младших дошкольников, значительно возрастает их интерес, повышается уровень познавательных возможностей. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов. Помощником для развития речи дошкольников служат сайты сети «Интернет»: «Все для детского сада», сайт «Первое сентября», http: / / bukvar. edu. ruи др. Здесь можно найти иллюстрированный словарь для развития речи детей и сюжетные альбомы, которые в основном предназначены для увеличения словарного запаса детей; дидактические игры и упражнения, конспекты занятий, разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический( анимации, видеоматериалы) . В целях реализации задач по формированию компонентов устной речи педагогам необходимо активно использовать метод проекта с применением технологии сказкотерапии в развитии речи и коммуни кативных навыков воспитанников. Поздеева С. И. отмечает, что «при организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно: - во- первых, продумывать организацию разных способов взросло- детской и детской совместности, - во- вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммун икативной компетентности детей. Таким образом, различные формы работы ресурсы в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если: - дети совместно решают интересную и значимую для них учебно- игровую задачу, выступая пом ощникам по отношению к кому- то, - обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания, - педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

Оставить комментарий: