a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Семинары- практикумы.

Автор: Сидорова Людмила Владимировна Опубликовано: 2018-04-25 12:14:27

Документы для скачивания

9029065- 475869000 Семинар — практикум «Формирование связной речи у воспитанников в процесе организации проектной деятельностии » Занятие 1( теоритическое) Беседа: Основные виды рассказывания, методы и приемы в разных возрастных группах Учитель- логопед: С идорова Людмила Владимировна Что наша речь…- Умение говорить – искусство. Умение слушать – культура. Устная речь- это процесс публичного мышления, это всегда импровизация. - В жизни каждому человеку приходиться общаться с другими людьми, и он должен ясно выражать свои мысли и правильно понимать других. - Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы. Поэтому важно вовремя организовать развивающий потенциал речевой среды в дошкольном возрасте. Развитие речи детей: 1. Воспитание звуковой культуры речи 2. Обогащение словаря 3. Формирование грамматических навыков 4. Развитие связной речи: 1. Развитие диалогической речи 2. Развитие монологической речи: 1. Обучение пересказыванию 2. Обучение рассказыванию- Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи. - Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания Всякое связное монологическое высказывание характеризуется рядом признаков. Выделяются такие основные признаки: - целостность( единство темы, соответствие всех микротем главной мысли) ; - - структурное оформление( начало, середина, конец) ; - связность( логические связи между предложениями и частями монолога) ; - объем высказывания; - плавность( отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания) . Типы рассказов: 1. Описательный — это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления( используются эпитеты, метафоры, сравнения) 2. Сюжетный( повествование) - это рассказ, сообщение о каком- либо событии( требует определенной последовательности во времени: начало события, его развитие и конец) . 3. Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой либо мысли Виды рассказов: 1. Рассказывание по игрушкам, предметам и явлениям 2. Рассказывание по картине 3. Рассказывание из личного опыта 4. Творческое  рассказывание Виды и типы рассказов: 1. Рассказывание по игрушкам, предметам и явлениям описательный 2. Рассказывание по картине сюжетный 3. Рассказывание из личного опыта рассуждени е 4. Творческое  рассказывание Рассказывание по игрушкам и предметам и явлениям- Игрушки, предметы, явления служат прекрасным материалом для обучения разным типам высказываний, поскольку они подсказывают содержание речи. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений. Часто в описание включается и рассказ о выполненных или возможных действиях с игрушкой или предметом( название, признаки, действия, назначение и др. ) Рассказывание по картине: 1. Описание предметных картин- это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни. 2. Описание сюжетной картины- э то описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. 3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин 4. Описание пейзажной картины и натюрморта Рассказывание из опыта Это более сложная деятельность, чем рассказывание по восприятию. О на опирается на произвольную память. Основой для этого вида рассказывания служит содержательная, интересная повседневная жизнь детей: наблюдения, экскурсии, прогулки, праздники, игры, интересные события. Творческие рассказы- Придумывание детьми сказок. Сказки чаще всего представляют собой отражение художественного опыта, накопленного детьми при восприятии и пересказе народных и литературных сказок; - Придумывание детьми реалистических рассказов. Реалистический рассказ отражает существующие в природе предметы и явления, хотя в личном опыте ребенка они не встречались( предшествует накопление определённых знаний) ; - Дети могут сочинять также и небылицы, вымышленные рассказы; - Творческими могут быть сочинения не только повествовательного, но и описательного характера. - Придумывание начало рассказа, продолжения( «Машина времени») . В раннем возрасте: создаются предпосылки для развития монологической речи: - На третьем году жизни детей учат слу шать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки; - повторять по подражанию отдельные реплики и фразы; - в 2 – 4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке( совместно с педагогом) . Во второй младшей группе: прослеживается целенаправленное обучение связной монологической речи, детей учат: - пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы; - рассказывать по наглядному матер иалу: 3- 4 предложения( описание игрушек, рассказывание по картине с близ ким детскому опыту сюжетом – из серий «Мы играем», «Наша Таня») ; - воспитатель через драматизацию знакомых сказок учит детей составлять высказывания повествовательного типа. Он подсказывает ребенку способы связей в предложении, задает схему высказываний( «Пошел зайчик. Там он встретил. Они стали. ») , постепенно усложняя их содержание, увеличивая объем. - в индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного опыта( о любимых игрушках, о себе и семье, о том, как провели выходные дни) . В средней группе: - дети пересказывают содержание не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. - в рассказывании по картине и игрушке дети учатся сначала по вопросам воспитателя, а затем и самостоятельно строить высказывания описательного и повествовательного типа. - дается представление о разных зачинах рассказов( «Однажды», «Как- то раз» и т. п. ) , средствах связи между предложениями и частями высказывания. Взрослый дает детям зачин и предлагает наполнить его содержанием, развить сюжет( «Как- то раз собрались звери на полянке. Стали они. Вдруг. Взяли звери. И тогда») . - к концу года дети с помощью воспитателя способны составить рассказ по серии сюжетных картинок: один ребенок рассказывает по- одной картинке, другой продолжает, а воспитатель помогает связать переходы от одной картинки к другой( «И вот тогда», «В это время» и т. п. ) . В старшей и подготовительной группах: - К рассказам детей предъявляются большие требования: точная передача сюжета, самостоятельность, образность, целесообразность использования языковых средств( точное обозначение действий, качеств, состояний и т. д. ) . - Старшие дошкольники составляют более развернутые, чем ранее: описания игрушек, предметов и картин, рассказы по серии сюжетных картин, описания пейзажных картин и натюрмортов, рассказы из опыта, творческие рассказы. - Роль воспитателя в процессе обучения уже изменяется. Из непосредственного участника он становится как бы наблюдателем, вмешиваясь лишь в случае необходимости. Методы и приёмы: - совместное рассказывание; ( ребенок и взрослый) - образец рассказа; - анализ образца рассказа; - план рассказа; - коллективное составление рассказа; - составление рассказа по частям; - оценка детских рассказов; - мотивационная установка; - моделирование; - использование ТРИЗ технологии. Обучение детей рассказыванию тесно связано с решением отдельных задач речевого развития: - обогащение и активация словаря; - формирование грамматического строя речи; - воспитание звуковой культуры речи; - чтение и пересказ художественных произведений; - ознакомление с окружающим миром и родной природой; К. Д. Ушинский: - «Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Слово объясняет ребёнку природу, как не мог бы объяснить её ни один естествоиспытатель, слово знакомит ребёнка с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живёт, как не мог бы познакомить ни один историк; слово вводит ребёнка в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; слово, наконец, даёт такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребёнку ни один философ»

Семинар — практикум «Формирование связной речи у воспитанников в процесе организации проектной деятельностии » Занятие 1( теоритическое) Лекция: О собенности развития связной речи у детей дошкольного возраста Учитель- логопед: С идорова Людмила Владимировна План: 1. Связная речь. 2. Значение связной речи. 3. Показатели связного высказывания. 4. Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте. 5. Линии развития связной речи. 6. Средства развития связной речи. 7. Соблюдение принципа интеграции образовательных областей в развитии связной речи. 8. Работа с родителями. 9. Индивидуальная работа. 1. Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. 2. Значение связной речи: 1 – дети учатся мыслить, учась говорить и совершенствуют речь, учась мыслить( Ф. А. Сохин) . 2 – развивается чувство красоты языка( выразительность, образность) . 3 – выполняет важнейшие социальные функции, помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности ребенка. 4- Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешно й подготовки к обучению в школе 3. Показатели связного высказывания 1. Смысловая ценность текста: - высказывание на определённую тему, - реализуется замысел говорящего, - автономное законченное высказывание, - можно подобрать заголовок, - правильно оформленный текст, имеющий определённую структуру. 2. Связность( членимость) . Основа – связь предложений между собой, коммуникативная преемственность предложений. Формы связного высказывания: 1. монолог 2. диалог* Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте Младший дошкольный возраст: 1- Речь разговорная, простая форма диалогической речи 2- Речь структурна, неоформленная, существительные заменяются местоимениями, используются глаголы. 3 – Чаще используются короткие предложения, характерны инверсии( нарушение порядка слов в предложении) . 4 – Речь ситуативна, речь больше выражает, чем высказывает. 5 – Речь более эмоциональна, эмоциональность проявляется по отношению к предмету, а не к содержанию речи. Изложение экспрессивно, выражает не содержание, а впечатление. Средний дошкольный возраст 1 – Активизируется словарь, высказывания более последовательны и развёрнуты. 2 – Структура речи несовершенна, при употреблении сложно- подчинённых предложений упускается главная часть. 3 – Развивается контекстная речь, но ситуативная преобладает. - 927735- 7204075 Старший дошкольный возраст 1 – Речь более монологична, дети отвечают на вопросы кратко или развёрнуто. 2 – Структурно могут оформлять разные типы связного высказывания. 3- Используют все типы предложений. 4 – Речь контекстная( понятна для всех окружающих, определяется задачами и характером общения ребёнка с детьми) . 5 – Речь более выразительна. Переходит от использования невербальных средств к речевым, но ещё недостаточно развита для передачи эмоционального отношения к описываемым предметам и явлениям. Линии развития связной речи: 1 – от ситуативной к контекстной( происходит в возрасте 4- 5 лет) 2 – от диалога к монологу 3- от устной речи к письменной 4 – от звука к слову и предложению* Задачи обучения детей связной речи: Работа по развитию описательно- повествовательной речи строиться в следующих 3 направлениях: 1. Составление предложений полного состава, сначала простых, а потом сложных конструкций. 2. Игры, упражнения в диалогической речи, включение в разговор развернутых, подробных фраз. 3. Упражнения в связной описательно- повествовательной речи. Требования, которые предъявляются к детям в речевой деятельности: - Осмысленность, т. е. полное понимание того, о чем они говорят; - Полнота передачи, т. е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков; Последовательность; - Широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т. д. ; - Правильный ритм, отсутствие длительных пауз; - Культура изложения в широком смысле слова: - правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям, - интонационная выразительность речи, - достаточная громкость, отчетливость произношения. Средства разговорной связной речи: - разговор( преднамеренный и непреднамеренный) , - беседа( целенаправленное обсуждение чего- либо, подготовленный диалог) , - занятия по обучению рассказыванию, - пересказ литературных произведений, - рассказывание по игрушке, - рассказывание по картине, - рассказывание их опыта, - творческое рассказывание, рассуждение. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту в структуре основной образовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области" Речевое развитие" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: - развитие свободного общения со взрослыми и детьми; - развитие всех компонентов устной речи детей( лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи- диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; - практическое овладение воспитанниками нормами речи. Интеграция в системе специально организованных занятий очень актуальна, так как: - Способствует формированию у дошкольников эмоционально – ценностного эстетического отношения к миру; - Развивает эмоционально – чувственную сферу ребенка и его художественно- образное мышление, как основу развития творческой личности; - Способствует развитию у детей способности к восприятию произведений искусства. Преимущества интегрированных занятий: - способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон; - в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, такие занятия снимают перенапряжение, перегрузку организма малыша. - углубляются представления детей о различных понятиях и закономерностях, расширяется кругозор; Основной же формой работы по развитию связной речи являются ООД, где обобщаются и систематизируются знания по теме, где ребенка учат рассуждать и делать самостоятельные выводы. При организации ООД по пересказу литературных произведений, обучению рассказыванию об игрушке и по картине, в комплексе решаются все речевые задачи. Однако основной является задача обучения рассказыванию. Реализуя данную задачу, уже со 2 младшей группы на занятиях педагогам необходимо активно использовать различные игровые методы и приемы. Индивидуальная работа: Большую роль в развитии предпосылок связной речи играет индивидуальная работа с детьми. Индивидуальная работа с детьми включает описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым, затем самостоятельно. Эта работа проводится не только с детьми, пропустившими ряд занятий по развитию речи, отстающими от других детей по формированию коммуникативных умений, но и с детьми, имеющими высокий уровень речевого развития. Работа с родителями: ( в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду Н. Е. Веракса- Изучение особенностей общения взрослых с детьми в семье. - Рекомендации родителям, использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния. - Показать родителям ценность диалогического общения с ребенком. - Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками. - Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничуству. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

Оставить комментарий: