a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников.

Автор: Бохан Наталья Валентиновна Опубликовано: 2018-05-14 15:54:51

Документы для скачивания

Теоретические и методические основы организации тр удовой деятельности дошкольнико в. Учебная практика Наблюдение за работой воспитателя по организации трудовой деятельности детей. Выявление видов и форм труда, методов руководства деятельностью детей. Анализ деятельности воспитателя. Производственная практика Планирование трудовых поручений и работы дежурных. Организация трудовых поручений и работы дежурных в первую половину дня. Разработка плана организации коллективного труда с группой детей. Самостоятельное проведение коллективного труда с детьми дошкольного возраста. 1. Наблюдение за работой воспитателя по организации трудовой деятельности детей. Труд- важнейшие средство воспитания, начиная с дошкольного возраста, в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Весь процесс воспитания детей в детском саду организован так, чтобы дети понимали пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. Основные виды труда в детском саду — это самообслуживание, хозяйственно- бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства и коллективный труд детей. Наблюдение за работой воспитателя по организации трудовой деятельности детей. Вид трудовой деятельности Содержание деятельности Цель деятельности Утренний отрезок времени С амообслуживание Умывание. Дети самостоятельно умываются в туалетной комнате. Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться индивидуальным полотенцем, предметами личной гигиены. Хозяйственно- бытовой труд Дежурство по столу Дети сервируют стол, расставляют посуду, хлебницы, чашки с тарелками, салфетницы, раскладывают столовые приборы( задействовано 2 дежурных) Развивать в работе внимательность, ответственность. Дежурство по подготовке учебного материала. Дежурные раскладывают подготовленные воспитателем материалы для занятий: палитры, кисточки, краски. ( задействовано 2 дежурных) Воспитывать интерес к труду, стремление старательно выполнять поручение Коллективный труд Уборка своих индивидуальных мест. Убирают и моют индивидуально свое рабочее место: кисточки, палитры, протирают столы. Развитие умения выполнять коллективные поручения. Уборка игрушек. В процессе трудовой деятельности педагог обращал внимание на организацию детей, что после игры, необходимо следует убрать игрушки, строительный материал, оборудование на полки и в коробки. Развивать интерес к повседневному труду, бережное отношении е к игрушкам, оборудование к материалам. Подготовка к прогулке. Дети самостоятельно одеваются на прогулку, достают свои вещи из шкафчика, при необходимости оказывают друг другу посильную помощь. Воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом, бережное отношение к своим вещам( не пачкать, не мять) Прогулка Хозяйственно- бытовой труд Индивидуальные поручения Дети наводят порядок на участке( подметают дорожки) Формировать стремления помогать воспитателю приводит в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование( очищать, просушивать, относить на место) Коллективный труд На участке дети очищали игрушки от песка, , складывать игрушки( оборудование в короб) , убирать игрушки и оборудование после прогулки на место( задействовано было 15 детей- коллективное поручение- объединение детей в общем труде. ) Хозяйственно- бытовой труд. Индивидуальные поручения. Уборка своей постели. Дети самостоятельно убирают свои постели. Педагог напоминает, как аккуратно заправлять покрывало на кровати, поправляя сначало простынку, накрывая затем одеяло. П ри необходимости оказывают друг другу посильную помощь. Формировать привычку к порядку и к чистоте, воспитывать аккуратность, самостоятельность. Ручной труд Нарезание и складывание салфеток. Задействовано 10 человек Совершенствовать навыки ручного труда. Развивать трудолюбие старательность, воспитывать стремление к совместной деятельности. Трудовая деятельность проводилась воспитателем в соответствии с программным содержанием, в обществе сверстников, в их совместной деятельности в повседневном общении. Трудовая деятельность в старшей группе была организована в 1- ую( Дежурство по столу, Дежурство по подготовке учебного материала, коллективный труд, уборка игрушек, подготовка к прогулке, прогулка( индивидуальные поручения) во 2 половину дня коллективный труд( уборка своей пастели) , индивидуальные поручения( нарезы вание и складывание салфеток) , уборка, складывание игрушек на полки( коллективный труд) При подборе оборудования воспитатель учитывал возраст и содержание труда своей группы. Оборудование в данной группе размещается удобно для детей: можно взять, использовать, привести в порядок и положить на место. При этом специально воспитатель не располагал оборудование на виду, дети знают, где оно находится и самостоятельно пользовались. Тем самим в процессе овладения трудовыми умениями одновременно приобретался у детей и навык использования и ухода за предметами труда. Педагог организовывал детей на трудовую деятельность через разные формы: дежурства, коллективный труд, поручения. Педагог помогал мотивировать свой труд, обсуждал для чего и для кого нужна данная работа, в чем ее значение, а также направлял внимание детей на логическую последовательность действий, которая стимулировала на результат. Воспитатель в этой возрастной группе приучал действовать детей организованно, выделял, что нужно сделать сначала, что потом, почему н ужно сделать в этой, а не в другой последовательности( так перед уходом на прогулку педагог предлагал детям привести комнату в порядок. ) Объяснял детям, что сначала нужно поставить на место стульчики, а потом убрать игрушки. При умывании нужно завернуть рукава, чтобы не намочить, а потом вымыть руки, а л ицо умывать уже чистыми руками. Таким образом, послед о вательность действий определяла сь воспитателем, дети постепенно приучаются придерживаться этой очередности в работе. Особенность трудовой деятельности в этой возрастной группе, в том, что основной задачей является воспитание самостоятельности, по ложительного отношения к труду положительная оценка, вызывает у ребенка удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Производственная практика Планирование трудовых поручений и работы дежурных. Планирование поручений и работы дежурных в течении дня. Вид трудовой деятельности Содержание деятельности Цель деятельности Хозяйственно- бытовой труд Полив комнатных Растений( поручения для 2 детей) Поручить Ване, Свете полить цветы Закрепить правила полива растений, требующих особого режима полива; воспитывать желание правильно ухаживать за растениями. Хозяйственно- бытовой труд Дежурство по сервировке стола( дежурство для 2 детей) . Организовать работу по дежурству Даше, Ане Учить ребенка выполнять обязанности дежурного, планировать свою деятельность в паре.   Дежурство по подготовке к занятиям( дежурство для 2 детей) Организовать работу по дежурству Егоре, Маше, Валерии Учить ребенка выполнять обязанности дежурного, планировать свою деятельность в паре.   Хозяйственно- бытовой труд Организовать работу Жени, Алены по складыванию кроват- ных покрывал перед сном Закреплять умение правильно складывать покрывало; воспиты вать аккуратность. Учить участвовать в организованном труде большого количества сверстников; формировать привычку к чистоте и порядку. Поручит Ване, Саше По уборке и протиранию строительно- го материала Отбор книжек, под лежащих ремонту( поручения для 2- 3 детей) . Поручить Сереже, Андрею, Юле. Развивать внимательность, умение замечать испорченные игрушки; воспитывать бережное отношение к игрушкам. Организация трудовых поручений и работы дежурных в первую половину дня. Организация дежурств была спланирована и проведена в соответствии возрасту и возможностям детей. При подведении итогов педагог учитывал индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка, оценивал не только результат, но и отношении детей к труду. , умение договариваться и, работать дружно, помогать друг к другу, так же привлекал к оценке своей собственной деятельности и деятельности товарищей. Воспитатель проводил беседу о проделанной работе, о ее результатах и качестве, о том как распределялись обязанности. Это способствует установлению правильных взаимоотношений между детьми, развитию умения вырабатывать общее мнение. Воспитатель периодически привлекал детей к выполнению поручений с различными целями: закрепить имеющиеся трудовые навыки, формировать новые умения, связанные с содержанием задания. К детям педагог предъявлял требования в отношении качества выполнении работы, самостоятельности. , больше опирался на их опыт, знания и умения. С этой целью использовал такие приемы: «Сделай сам, как у меня», «Сделай сам без меня», «Попробуй сравнить и расскажи, что тебе удалось сделать », «Попробуй сравнить и расскажи, что тебе удалось сделать лучше и др. » П е ред началом работ ы педагог задавал несколько вопросов, побуждающие подумать, как ребенок будет выполнять поручения( «Расскажи, как ты будешь выполнять задание? », «Что ты будешь делать сначала? », «Почему ты так будешь? » и т. п. При такой форме организации труда каждый ребенок лучше осознает значимость своего труда, появляется чувства ответственности за качество своей работы и работы товарищей. Дежурства носят более самостоятельный характер, к занятиям дежурные по указаниям воспитателя гот овили и раскладывали пособия, а по окончании убирали их. Каждый дежурный обслуживал стол, за которым сидел, он мыл руки надевал фартук и приступал к сервировке. Важной задачей организации дежурств является формирование у детей ответственности за порученное дело, стремления работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Дети регулярно дежурили по столовой, по подготовке к занятиям, по уголку природы. На каждый вид дежурства ежедневно назначались по два ребенка. В ходе выполнения деятельности воспитатель одобрял действия дежурных, старательность, инициативу, умение выполнить задание, использовать рациональные приемы. При подведении итогов педагог учитывал индивидуальные особенности и возможности каждого воспитанника, оценивал не только результа т, но и отношении детей к труду, умении договариваться, работать дружно, помогать друг к другу, так же привлекал к оценке своей собственной деятельности и деятельности товарищей. Так, воспитатель проводил беседу о проделанной работе, о ее результатах и качестве, о том как распределялись обязанности. Это спо со бствует установлению правильных взаимоотношений между детьми, развитию умения вырабатывать общее мнение. Воспитатель учил в процессе труда общаться спокойно, дружелюбно вежливо. Дети контролировали свое поведение, делали замечания друг к другу, доброжелательно и правильно на них реагировали. П е р ед началом работы педагог задавал несколько вопросов, побужд ающие его подумать, как ребенок будет выполнять поручения( «Расскажи, как ты будешь выполнять задание? », «Что ты будешь делать сначала? », «Почему ты так будешь? » и т. п. В содержание труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды, так же педагог отслеживает темп работы, проявление организованности в ее процессе, самостоятельности. Так же во время дежурства воспитатель приходилось уделять внимание еще одному вопросу- сочетанию работы дежурных с самообслуживанием детей. Планирует и отслеживает по работе детей какую часть работы, например по подготовке занятий должны выполнить дежурные, а что должны выполнить дежурные, а что должен приготовить сам ребенок. После еды все ли должны убирать дежурные или что- то каждый убирает за собой? Решая эти вопросы воспитатель исходит из целесообразности работы тех и других. Так каждый ребенок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывая ее на другие, а чашку с блюдцем относит на раздаточный стол. При этом важно было то, что воспитатель отслеживал, чтобы дети не задерживались возле раздаточного стола и не создавали там беспорядка. Воспитатель приучал детей благодарить дежурных за оказанную помощь, относится с уважением их труду. При этом воспитатель опирался на помощь дежурных, всячески подчеркивал ее важность, у детей тем самым появляется ответственность з а выполнение порученного дела. При этом помимо разных воспитательны х задач, формирование речи, воспитатель решает важные воспитательные задачи: учит детей положительно оценивать поступки товарищей, доброжелательно относится к ним, уметь замечать затруднения, прийти на помощь. 2. Конспект руководства коллективным трудом в старшей группе детского сада. Тема: Поливка растений, протирание пыли с конструктора. Программное содержание: 1. Закреплять знания детей о трудовых процессах: уход за растениями, уборка пыли. 2. Формировать трудовые умения: вытирать пыль с деталей конструктора влажной тряпочкой, правильно пользоваться лейкой. 3. Формировать коллективную деятельность: помощь товарищу, распределение труда в звене 4. Воспитывать аккуратность, желание трудиться. Материал: Передники Лейки Тазы Тряпочки Растения Конструктор Игрушка- кошечка 1 звено: Саша, Маша, Юра Вид и содержание труда:   Труд в природе. Поливка растений. Оборудование:   лейки и передники на каждого ребенка 2 звено: Ваня, Слава, Женя Вид и содержание труда:   Хозяйственно- бытовой труд. Вытирание пыли с конструктора. Оборудование:   тряпочки для пыли и передники на каждого ребенка, тазы с водой с расчетом 1 таз на 3 детей. Ход коллективного труда: 1 часть- вводная. 1. Постановка цели и задачи. Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла кошечка и принесла вам какой- то сюрприз. Но для того, чтобы его получить вам нужно хорошо потрудиться. Кошечка заметила, что у нас в группе пыльный конструктор и дала задание протереть конструктор от пыли. Но это еще не все. Наши растения совсем плохо себя чувствуют. Как вы думаете, почему? ( не поливают) . Правильно, ребята- нашим растениям не хватает водички, которой они питаются. Из- за этого наши растения и заболели. Кошечке это совсем не понравилось, она хочет посмотреть, как мы умеем их поливать. Выполним задания нашего гостя? ( да) . Тогда сейчас мы решим, кто какое поручение будет выполнять. А кошечка присядет на стульчик и будет наблюдать за нашей работой. 2. Распределение работы. Воспитатель: Работать будем по звеньям. В первом звене будут работать девочки. ( Воспитатель назначает звеньевую, распределяет кто какое растение будет поливать) . Во втором звене будут работать мальчики( Воспитатель назначает звеньевого, распределяет кто какие именно детали будет протирать. Пример: часть мальчиков протирают красные детали, другие несколько ребят- синие и т. д. ) 3. Обсуждение хода, способов работы и подготовка оборудования. Воспитатель выносит заранее подготовленный материал- передники, тряпочки, тазы, лейки- и ставит все на стол. Воспитатель: Ребята, давайте теперь вспомним, как мы будем работать. Сядьте все на стульчики лицом ко мне и внимательно меня послушайте. Девочки берут лейку в две руки( одной рукой за носик, другой за ручку) , наливают в туалетной комнате половину лейки воды, подносят конец носика лейки к горшочку так, чтобы носик лейки касался горшочка и аккуратно наклоняют лейку для поливки. Поливать нужно до тех пор, пока в блюдечке под горшком не появится вода. ( показ воспитателя) . Мальчики берут тряпочки, опускают их в воду, отжимают и кладут на левую ладошку. Правой рукой расправляют тряпочку, берут детали из корзины и протирают их со всех сторон, чтобы нигде не осталось пыли( показ воспитателя) . 2 часть- основная Самостоятельное выполнение поручений детьми. Воспитатель по очереди подходит к звеньям, наблюдает, контролирует, помогает работать, напоминает о способах работы. 3 часть- заключительная. 1.   Уборка оборудования. Воспитатель предлагает закончить работу и приступить к уборке инвентаря. Помогает найти место для оборудования, сложить его аккуратно. 2.   Подведение итогов, оценка работ. Воспитатель: Ребята, давайте теперь посмотрим, что же у нас получилось. Смотрите, и киска спешит посмотреть на выполненную работу. ( Воспитатель подносит игрушку к уху) . Кошечка говорит, что вы очень хорошо потрудились и хочет теперь узнать для чего вы это делали? Какую пользу принесет наш труд? ( ответы детей) . Кошечке очень понравился наш труд. Девочки бережно и аккуратно поливали растения, а мальчики чисто- начисто вытерли от пыли конструктор. Какие трудолюбивые ребята! За это кошечка хочет вручить вам призы. ( Воспитатель выносит на подносе медали) . За ваши старания кошечка дарит вам замечательные медали. ( воспитатель раздает призы) Ребята, кошечке пора уходить домой, к своим котятам, но она обещает скоро прийти еще раз к нам в гости. ( Дети прощаются, кошечка уходит) . Анализ Проведение коллективного труда состояло из 3- х частей из вводной( Постановка цели и задачи, распределение работы) основной( с амостоятельное выполнение поручений детьми) и з аключительной( уборка оборудования, подведение итогов, оценка работ) . При организации коллективного труда воспитатель разделил детей на несколько групп, каждой, из которой было предложено одно общее задание протирание строительного матери ала, поливка растений. ) . Перед началом проведения труда воспитатель напомнил правила работы. При выполнении задания основное внимание воспитатель уделял на координацию действий групп, на помощь детя м, которые еще не достаточно ос в о или приемы работы, с тем, чтобы звенья закончили выполнение задания приблизительно в одно время. Общее задание требует от детей согласованности действий, умения договариваться, элементарного планирования своей деятельности в коллективной работе. Так как уровень самоорганизации у детей невысок, важно, что воспитатель помогает детям, когда они получают новое задание. Воспитатель обсуждает с детьми последовательность выполнения порученного дела, подготовку рабочего места, а так же следит за действиями детей по отношению друг к другу. Он разъяснял детям, что каждый из них становится членом одной работающей группы, что когда работают вместе, то всегда стараются по м о чь друг другу. Мотивировал труд детей, обсуждал для чего и для кого нужна данная работа, в чем ее значение. Контролировал процесс работы( сначало приготовить тазик с водой и тряпочку для мытья конструктора, потом выбрать место для чистого конструктора, расставить все по местам. Показывал и объяснял, как лучше это сделать, как успешнее выполнить трудовую деятельность. Выяснял, что уже сделано и что можно сделать, чтобы добиться лучшего результата. Воспи татель учитывал возрастные ос о бенности де тей, а так же возросший опыт, з на ния и умения, старался меньше пока зывать, указывать, предоставлял большую самостоятельность для выполнения работы, проявления творчества, трудовы х и волевых усилий. Так же воспитатель учитывал, что в этом возрасте важна самооценка и оценка товарищей. По окончании работы воспитатель просит навести порядок на рабочих местах, прополоскать тряпочки, протереть тазики, ведра. После этого педагог предлагает детям Воспитатель объединяет всю работу в производственный итог «Как хорошо все потрудились! Никто не отставал, все старались, дружно работали! В целом дети работали дружно, коллективно, воспитатель создал атмосферу доброжелательности и взаимоуважения. Литература: Комарова Т. С. , Куцакова Л. В. , Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. – М. : Мозаика- Синтез, 2006. Куцакова Л. В. Нравственно- трудовое воспитание в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2007 Кокрева Н. Н. , Бондаренко А. К. Любить труд на родной земле: Из лпыта работы воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1987. - 160 с. Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия удошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. - М: Просвещение, 1991- 112 с. Комарова Т. С. , Куцакова Т. Н. , Трудовое воспиатние в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М. : Мозайка- Синтез, 2005. - 48 с.

Оставить комментарий: