a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультации для родителей

Автор: Криволуцкая Ольга Николаевна Опубликовано: 2018-08-03 18:41:26

Документы для скачивания

Консультация для родителей «Скоро в школу! » Вот и заканчивается последний год пребывания наших детей в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дошкольным детством. Скоро перед детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни. Они станут первоклассниками, а вы, дорогие мамы и папы, вместе с ними «сядете» за парты. Поступление в школу – это вхождение ребёнка в мир новых знаний, прав и обязанностей, сложных, разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. Как войдёт ребёнок в новую жизнь, как сложится первый школьный год, какие чувства он пробудит в душе, какие оставит воспоминания, в огромной мере это зависит от того, что приобрёл ребёнок за годы дошкольного детства. А приобрели дети не мало. Прежде всего, они стали более закаленными, физически развитыми. В настоящее время уже завершён переход начальной школы на четырёхлетнее обучение. Это позволяет в большой степени обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка к школе, позволяет снять перегрузку обучающихся, обеспечить благополучное развитие ребёнка, а также учитывать возрастные потребности и индивидуальные особенности каждого ученика. Многие родители считают, что если их ребёнок умеет читать, писать и считать, значит, он готов к учёбе, и никаких проблем со школой у них не возникнет. Каково же их удивление, когда успехов у ребёнка в школе нет, а есть только жалобы педагога, нелюбовь ребёнка к учителю и нежелание посещать школу. Оптимального ответа на вопрос: «Что делать? » нет, так как все дети разные и причины их трудностей в школе различные. Но есть общие подходы к тому, что должен знать и уметь ребёнок, который идёт в 1 класс, а также то, что должны знать родители. Успех ребёнка в школе зависит от: психологической готовности ребёнка к школе – это, прежде всего желание получать знания, отнюдь не всегда интересные и привлекательные; развития произвольных когнитивных процессов: мышления, памяти, внимания; развития речи и фонематического слуха. Психологическая готовность к школе не возникает на уроках подготовительных курсов, в прогимназиях, мини — лицеях, других центрах подготовки детей к школе. Она возникает как итог всей дошкольной жизни ребёнка — дошкольника, подразумевающем то, что малыш много играет сам, со сверстниками, с взрослыми в сюжетно- ролевые игры и игры по правилам. Кроме того, он рисует, лепит, вырезает и клеит самоделки из бумаги, складывает узоры из мозаики, собирает кубики по образцу, занимается с различными конструкторами, играет на игрушечных музыкальных инструментах и, конечно же, слушает сказки, повести, рассказы. Чтение должно стать неотъемлемой частью жизни каждого ребёнка. Книги, которые читают детям, не всегда соответствуют их возрасту и развитию. Иногда это чтение с отставанием( «Репка», «Колобок» и т. п. ) или с опережением( рассчитанные на младший или средний школьный возраст) . Когда вы читаете ребёнку, он обязательно должен высказывать своё мнение о прочитанном. Речевое развитие детей 6- 7 летнего возраста предполагает наличие словарного запаса в 3, 5- 7 тысяч слов, умение правильно произносить звуки, способность к простейшему звуковому анализу слов. Сегодня в нашем обществе из- за недостаточного внимания, уделяемого в семье игре, она всё меньше и меньше заполняет жизнь ребёнка. На место игры пришёл – телевизор, компьютер. При этом в компьютерной игре не работает ни воображение, ни фантазия ребёнка, а ребенок из активного субъекта превращается в пассивного зрителя. И это приводит к снижению интеллектуального развития и творческого потенциала детей, к угасанию познавательной активности. Перед поступлением в школу ваш ребёнок должен иметь определённый запас знаний, основанный на его жизненном опыте. Ребёнок должен знать: имя, фамилию, адрес( город, улицу, дом, телефон) , имена и отчества родителей, где они работают. Кроме этого ребёнок должен знать мир, который его окружает: времена года, дни недели, деревья, птиц, насекомых, зверей и т. д. Ваши дети должны не просто воспринимать действительность, а делать определённые выводы, размышлять. Чаще задавайте детям вопрос: а почему ты так думаешь? Важно, чтобы ребёнок научился сравнивать, обобщать, сопоставлять. Нужно ли учить ребёнка читать и писать? Министерство образования не рекомендует учить детей читать, усматривая в этом перегрузку для детей данного возраста. Кроме того, неквалифицированное обучение чтению создаёт массу трудностей при дальнейшем обучении. Намного сложнее переучить, чем научить. Для того, чтобы ребёнок научился в школе читать быстрее, ему надо развивать память( зрительную и слуховую) , мышление, воображение. Не пытайтесь учить вашего ребёнка писать прописные буквы! Этот процесс очень сложный: необходимо знать методику написания каждой отдельной буквы. Но вы можете помочь учителю и укрепить кисть руки, которой будет писать ребенок, различными упражнениями. Полезно использовать игры со счётными палочками, которые помогут развить не только мелкую моторику рук вашего ребёнка, но и его память, внимание, наблюдательность, воображение, а также познакомят его с геометрическими фигурами и понятием о симметрии. В этих играх вашими помощниками станут не только обыкновенные счётные палочки, но и карандаши, спички или соломинки. Ребёнку предлагаются рисунки и простейшие геометрические фигуры, которые ему нужно выложить из палочек на ровной поверхности. В процессе игры необходимо пояснять, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце – из многоугольника и т. п. , пусть ребёнок пофантазирует и придумает свою картинку. Какие требования предъявит учитель к вашему ребёнку? Детям надо научиться внимательно слушать учителя на уроке. Нельзя кричать с места, вставать без разрешения учителя, выходить из класса. Если ребёнок хочет что- то сказать, то нужно поднять руку. Дети должны помнить, что учитель даёт задание всему классу и не может повторять его только ему. Ваш ребёнок будет постоянно испытывать дискомфорт от того, что в классе для учителя все дети равны и он один из них. Научите ребёнка слушать и слышать вас! Выполнять ваши просьбы и поручения! И тогда он будет слышать учителя, и выполнять его требования. Так вы научите своего малыша работать в коллективе, слушать, когда говорят всему классу и выполнять задание вместе со всеми. И не в коем случае не привлекать к себе внимание плохим поведением. Серьёзное отношение семьи к подготовке ребёнка к школе должно основываться, прежде всего, на стремлении сформировать у ребёнка желания многое узнать и многому научиться, воспитание в детях самостоятельности, интереса к школе, уверенности в себе, отсутствии боязни высказывать свои мысли и задавать вопросы, проявлять активность в общении с педагогами. Памятка «Как преодолеть страх перед школой». 1. Никогда не запугивайте ребёнка школой, даже не вольно. Нельзя говорить: «Ты плохо считаешь, как же ты будешь учиться? », «Ты не умеешь себя вести, таких детей в школу не берут», «Не будешь стараться, в школе будут одни двойки». 2. Читайте ребёнку художественную литературу о школьной жизни, смотрите и обсуждайте мультфильмы, кино о школе. 3. Формируйте у ребёнка позитивное отношение к школе, атрибутам школьной жизни, знакомым первоклашкам. 4. Не возлагайте непосильных, необоснованных надежд на то, что ребёнок будет в школе лучшим учеником, превосходящим своих одноклассников. 5. Старайтесь больше времени проводить с ребёнком, общайтесь с ним на равных, тем самым, давая понять, что он уже достаточно взрослый. 6. Чаще хвалите своего ребёнка, пусть даже за небольшие достижения. Формируйте, таким образом, ситуацию успеха, укрепляйте его веру в собственные силы и возможности. — Образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей. В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно. Если вам удастся разумно организовать жизнь вашего ребенка, это облегчит вам взаимное познание, убережет от многих неприятностей в будущем и подарит часы общения с близким человеком. Итак, некоторые практические рекомендации. Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если вчера предупреждали. Не торопите. Умение рассчитать время — ваша задача, и если это плохо удается, это не вина ребенка. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака, до школьного завтрака ему придется много работать. Ни в коем случае не прощайтесь, «предупреждая»: «смотри, не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т. п. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов — у него впереди трудный день. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил? ». Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться( вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми) . Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем- то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенку взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда нелишне выслушать «обе стороны» и не торопиться с выводами. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два- три часа отдыха( а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15- 20 минут занятий необходимы 10- 15 минутные «переменки», лучше, если они будут подвижными. Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка( «не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу») , похвала( даже если не очень получается) — необходимы. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь, то…», порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации. Постарайтесь найти в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребенка. Если что — то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдёте много полезного. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4- 6 недель для первоклассников( 3- 4 недели для учащихся 2- 4 классов) , конец 2 четверти( примерно с 15 декабря) , первая неделя после зимних каникул, середина 3 четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы. Помните, что даже «совсем большие» дети( мы часто говорим: «Ты уже большой» 7- 8 летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т. п. Завтра новый день, и вы можете сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.

( Поиграем в школу) . Уважаемые родители! Когда ребенок идет в школу, как правило, он не меньше думает о новых играх и друзьях, о взаимоотношениях с учительницей, чем об уроках, заданиях и отметках – социальные и познавательные побуждения, дополняя друг друга, гармонизируют школьную жизнь ребенка. В самом деле: легко можно представить общительного двоечника, который имеет много друзей, однако, совсем не любопытен – и, конечно, по отношению к нему школа не выполняет своего основного назначения – образовательного. Не редок и другой случай – сосредоточенный на учебе отличник является мишенью для насмешек своих товарищей, и его школьную жизнь вряд ли можно назвать счастливой. Источником горьких переживаний первоклассника может быть не только плохая отметка, но и конфликты с соучениками. Дело в том, что по отношению к учителю ребенок оказывается в положении зависимого, принимающего информацию и оценку. При этом ответить тем же ребенок не может- он выражает свое отношение к учителю только признательностью и готовностью сотрудничать. Что касается отношений с другими учениками, то здесь ребенок вступает в равноправные отношения, основанные на дружбе, симпатиях и общих школьных интересах. Это различие способов общения в школе выражено гораздо сильнее, чем в детском саду или дворовой группе, и для хорошей школьной адаптации ребенок должен обладать богатым репертуаром приемов общения – принимать роли ученика и товарища, отличника и двоечника, выслушивать похвалу и переносить наказания, выражать и принимать агрессивность. Именно отсутствие умения гибко общаться нередко изменяет в худшую сторону отношение ребенка к школе, причем ключевой проблемой является агрессивное поведение. Ребенок учится отклоняться от конфликтов там, где встречается большое сопротивление, но при этом выражает агрессию в другой среде, где он не опасается слишком сильного наказания. Если же ребенок испытывает давление и семьи, и со стороны школы, это быстро приводит к истощению нервной системы и возникновению неврозов. Именно в семье ребенок приобретает первые образцы общения, в том числе и умение разрешать сложные ситуации. И поэтому, прежде чем перейти к ролевым играм и упражнениям, попытайтесь выяснить ответ на вопрос: Правильно ли Вы воспитываете ребенка? ( тест для родителей) Гордитесь ли Вы тем, что Ваш ребенок уже с детства был чистюлей? Умеете ли Вы спокойно и обстоятельно отвечать своему ребенку на вопросы, связанные со взаимоотношениями мужчин и женщин? Целуете и гладите ли Вы своего ребенка после того, как ему исполнилось 5 лет? Настаиваете ли Вы на том, чтобы ребенок сам убирал игрушки? Способны ли Вы в присутствии ребенка признать свою ошибку? Уважаете ли Вы право ребенка на личную тайну? Есть ли у Вас привычка повторять: «А вот в мое время…» или «ребенок должен держать язык за зубами»? Делитесь ли Вы с ребенком радостями горестями? Бывает ли, что в качестве наказания Вы запрещаете ребенку смотреть телевизор? Знаете ли Вы точно, как Ваш ребенок проводит время без Вас? Если бы кто- нибудь придумал робота – воспитателя, который бы вместо родителей идеально воспитывал детей, купили бы Вы такую машину? Критикуете ли Вы детей в присутствии посторонних? Если Ваш ответ совпал с ниже приведенным, засчитайте 1 балл: 1 – нет, 2 – да, 3 – да, 4 – нет, 5 – да, 6 – да, 7 – нет, 8 – да, 9 – нет, 10 – нет, 11 – нет, 12 – нет. А теперь подсчитайте количество баллов: 1- 2 балла – Вы слишком строги и педантичны, стоит быть немного терпимее; 3- 4 балла – не мешало бы Вам предоставить ребенку немного больше свободы и самостоятельности; 5- 6 баллов – Вы не имеете последовательного стиля воспитания, порой слишком требовательны, порой позволяете ребенку слишком много; 7- 8 баллов – Вы не очень опытны, как педагог, но воспитываете ребенка с любовью и радостью; 9- 10 баллов – Вы очень хороший родитель, способный передать ребенку верное отношение к жизненным проблемам; 11- 12 баллов – Вы бы могли поделиться опытом воспитания с профессиональными педагогами. Мамы и папы! А вы задумывались? Какой же стиль воспитания влияет на особенности общения ребенка? Чрезмерное подавление ребенка приводит либо к его защитно- агрессивной реакции при отсутствии доверия к другим лицам, либо к чрезмерной пугливости, неспособности постоять за себя. С другой стороны, стиль попустительский тоже нарушает правильную оценку ребенком ситуации: он не знает, что можно, а что нельзя, и рискует попасть впросак в общении с другими людьми. Правильное воспитание построено на взаимном уважении и доверии в семье при сохранении статусных различий: ребенку не следует допускать панибратских отношений с родителями, которые, в свою очередь, не должны вести себя инфантильно, провоцируя неуважение со стороны ребенка. Что же делать, если Вы обеспокоены тем, как Ваш ребенок общается? Поиграйте с ним! Дайте ему роль того персонажа, качеств которого, на Ваш взгляд, ему не хватает. Если Ваш ребенок излишне пуглив – дайте ему сыграть злого волка, чтобы он сумел изжить свой страх. Если же он излишне агрессивен – пусть сыграет тихого мудрого ослика Иа- Иа. В сценках из школьной жизни это могут быть: старшеклассник- хулиган, справедливый учитель, верный друг- одноклассник… Играя в школу, обратите внимание на распределение ролей в соответствии с характерами детей! Предлагаю Вам несколько игр, в которые можно играть вдвоем, а в некоторых случаях привлечь друзей или родственников. Сокол и лиса. Игра моделирует ситуацию обучения и служит развитию произвольности. Выбираются сокол и соколята, а также лиса. Сокол «учит» своих соколят летать: он бегает в разных направлениях, одновременно делая разные движения руками( вверх, в стороны или какие- то замысловатые) . Соколята повторяют движения сокола. Когда появляется лиса, соколята должны присесть. Лиса ловит тех, кто не присел. Пойманный соколенок на время выбывает из игры. Сосед, подними руку. Игра воспитывает произвольность, выдержку, привычку соблюдать правила и внимание к товарищам – одноклассникам. Играющие образуют круг. Водящий ходит внутри круга. Останавливаясь напротив одного из игроков, он произносит: «Сосед». Водящий должен останавливаться точно напротив ребенка, оба его соседа должны поднять вверх руку: сосед справа – левую, сосед слева – правую. Если кто- то из соседей ошибся, то он меняется с водящим местами. Школа наоборот. Используется для проигрывания конфликтных ситуаций. Ребенок играет учителя, взрослый- нерадивого ученика. Учитель дает задание, ученик сопротивляется его выполнению: Учитель: - А теперь нарисуем солнце… Ученик: - Какое солнце? Сейчас пасмурно. Я забыл, как оно выглядит. - Ну- ка, давай вспомним. Оно красное или желтое? - Зеленое! - Молодец! Круглое или квадратное? - Продолговатое! - Правильно! Наша Маша( Вася, Петя…) молодец, вместо солнца – огурец! Ты, как всегда отличница, заслужила хорошую отметку – двойку! Я очень похвалю тебя твоей маме! Важно, чтобы ребенок понимал юмористическое значение диалога. Можно проигрывать отказ выполнять задание, любые попытки непослушания в школе – при этом ребенок и взрослый должны находить неожиданные, парадоксальные решения. Лесная школа. Игра моделирует типичные школьные ситуации, пригодна для обучения различным навыкам, развивает произвольность поведения. Лучше собрать группу из 2- 4 человек. Водящий – мудрая Сова, остальные – ученики – животные. Первый раз учителем становится старший игрок. После звонка в класс влетает Сова: «Здравствуйте, дети. Меня зовут Сова – Большая голова. На другие имена я не откликаюсь, а забудете меня – очень обижаюсь. А как вас зовут? » Ученики отвечают хором. Сова: «Какие интересные совята, какие шумные! Я таких никогда не видела! Давайте договоримся так – кто захочет отвечать, поднимает лапу или крыло. Как тебя зовут детка? » «Му- му, я – теленок». «Какие вы разные! А теперь давайте договоримся о самом главном слове, оно должно быть понятно всем, это слово «мир». Если кто- то из вас будет обижать другого, давайте произнесем это волшебное слово». Далее моделируются любые школьные предметы. Например, естествознание. Сова: «Кто знает, сколько длится ночь? » Белки: «Мы спим 5 часов». Медведь: « А я сплю 4 месяца…». Сова: «Вот и неправильно! Ночью не спят. В это время приятно летать и охотиться! Какие странные совята! » На более высоком уровне игры дети должны отвечать с позиции своей зверюшки, но понимать, что правильным является только ответ с позиции Совы. В спорах дети могут обращаться к товарищам или апеллировать мнением родителей: «А мама сказала, что медвежатам вредно ночью бегать и охотиться! » Вместо отметок используются мелкие предметы( желуди, шишки) . Дети должны понимать, какие отметки хорошие, а какие – плохие. Кто где живет? Игра для развития произвольности и школьных навыков. Игроки( различные животные) садятся в круг, сначала выясняется, кто из них, где обитает в природе( в поле, в лесу, на реке, . . ) Ведущий обращается к играющим: «Я, кажется, заблудился, кто сможет в этом дубовом лесу показать мне дорогу к полю? Но здесь, видно, никто не живет? » Кабанчик: «Я, я здесь живу! Дорогу показать могу! » И ведет его к зверьку, живущему в поле, например, к мышке и тд. Первоклассник. В игре закрепляются знания детей о том, что нужно первокласснику для учебы в школе, воспитывается желание учиться, собранность, аккуратность. Игра может проводиться с одним ребенком или с небольшой группой( как соревнование) . Игра заключается в том, что ребенок должен суметь быстро и аккуратно собрать нужные вещи в портфель( кроме нужных вещей там должны быть и «лишние» предметы: расчески, игрушки, ложки и тд. ) . В заключение, для того, чтобы проверить, насколько Ваш ребенок информирован о школьной жизни, предложите ему ответить на следующие вопросы: Что я знаю о школе? ( тест для детей) Как обращаются к учительнице? Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем- то спросить? Что говорят, если нужно выйти в туалет? Что такое урок? Как узнают, что пора начинать урок? Что такое перемена? Для чего нужна перемена? Как в школе называется стол, за которым пишут? Где пишет учитель, когда объясняет задание? Что такое отметка? Какие отметки хорошие, а какие плохие? Что такое школьный дневник? В классе учатся дети одного возраста или нет? Что такое каникулы? Если ребенок ответил правильно на 11- 14 вопросов – в школьных правилах для него не будет неожиданностей; 7- 10 вопросов – неплохо, но можно еще поговорить или почитать о школе; 4- 6 вопросов – необходимо поподробнее поговорить о школьных правилах и вернуться к игре «Лесная школа»; 1- 3 вопроса – а ходили ли Вы сами в школу? Непременно поиграйте! Удачи ВАМ и терпения!

Оставить комментарий: