a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

кружок для малышей

Автор: Иноземцева Светлана Геннадьевна Опубликовано: 2018-08-12 18:03:19

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение" Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №31" Асбестовского городского округа Утверждаю Заведующий детского сада №31- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - О. А. Ветюгова Приказ от 31. 08. 2018г № Рабочая программа кружка по сенсорному развитию дошкольников «РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР» Срок реализации программы 1 год Возраст детей – 2- 3 года Составитель: воспитатель Иноземцева С. Г. Первая квалификационная категория Принято: Решением педагогического Совета Детского сада №31( протокол №1 от 31. 08. 2017) Пояснительная записка Сенсорное развитие( от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др. , развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Ведущую роль сенсомоторики при восприятии и познании различных предметов с помощью активного осязания подчеркивали Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец и др. Сочетание работы кожно- механического и двигательного анализаторов обеспечивает информацию о размерах, форме, твердости, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов. Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов. Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. Ранний этап развития ребенка предполагает формирование широкой ориентировки в предметном окружении. То есть не только традиционное ознакомление с цветом, формой, величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и др. с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций( А. В. Запорожец, А. П. Усова) . Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать в процессе своей деятельности, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат. Познание свойств и качества предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, происходят в процессе различных видов содержательной деятельности( изначально — в процессе предметной деятельности) . Цель кружка: Развитие умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста через сенсорное развитие. Задачи: 1. Дать детям представления о сенсорных эталонах, являющихся образцами основных разновидностей каждого свойства: 6, затем 7 цветов спектра, 5 геометрических фигур, 3 градации величины. 2. Формировать познавательную активность детей при проведении непосредственной обучающей деятельности( игры, дидактические упражнения, эксперименты, игровые задания и поручения) . 3. Закрепить четкие представления о разновидностях каждого свойства. 4. Научить правильно, понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Т. к. «величина» не имеет «абсолютного» значения, учить воспринимать ее только в сравнении с другой величиной. Организация занятий кружка: Кружок «Разноцветный мир» проводится 1 раз в неделю по четвергам( во 2- й половине дня) по 10 мин. в виде дидактических игр и упражнений. Раз в месяц на четвертой недели проводиться итоговое занятие на закрепление пройденного материала. Весь курс рассчитан на 34 занятий. Программа составлена с учетом ФГОС ДО. Ожидаемый результат работы кружка: 1. Обогащение активного и пассивного словаря детей; 2. Познавательный интерес к деятельности кружка. Структура программы: Часть 1. Подготовительный этап: 1. Подготовка стихотворений, потешек, загадок, игр. 2. Подготовка атрибутов для занятий, игр. Часть 2. Основной этап: Перспективное планирование игровых занятий по кружковой работе на период учебного года. Часть 3. Заключительный этап: 1. Подведение итогов работы кружка. 2. Подготовка презентации по фотографиям. 3. Оформление стенгазеты для родителей по итогам. Т ематическое планирование кружка Тема Содержание срок Сентябрь 1. Дидактическая игра «Спрячь мышонка». 2. Дида ктическая игра «Птичка в клетке». 3. Дидактическое упражнение «Накорми мишек». 4. Итоговое занятие «Найди такой же по цвету и форме». Знакомство с цветами: желтый, красный, синий, зеленый, белый, черный. Знакомство с формой: квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг. Знакомство с параметрами трех величин( большой, средний, маленький) . Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по основным шести цветам. 06. 09. 13. 09. 20. 09. 27. 09. Октябрь ь 1. Дидактическая игра «Спрячь зайку от лисы». 2. Дидактическая игра «Кто, где спит? ». 3. Игровое упражнение «Игра с мячами». 4. Итоговое занятие «Чудесный мешочек». Обучение соотносить предметы с учетом цвета и формы. Продолжать знакомство детей с пятью геометрическими формами и их названиями. Обучение выделению параметров величины предметов. Обучение подбору фигур на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу. 04. 10 11. 10. 18. 10. 25. 10. Ноябрь Игровое задание «Окраска воды». 2. «Какой формы предметы в нашей группе». 3. Игровое задание «Построим башню». 4. Закрепление знания основных цветов. Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее». Обучение пониманию отношений по величине между объемными и плоскими предметами. Обучение пониманию отношений по вел и ч и н е м еж д у о б ъ ем н ы м и и плоскими предметами. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предмета. 08. 11. 15. 11. 22. 11. 29. 11. Декабрь 1. Дидактическая игра «Украшение для ёлочки». 2. Игровая ситуация «Новогодние елочки». 3. Аналитическая работа «Составные картинки». 4. Лото «Цвет и форма». Закрепление представления об основных цветах, упражнять в расположение предметов на плоскости в заданном цветовом порядке. Обучение детей использованию мерки для определения параметров величины. Обучение расчленению изображения предметов на составные части и воссозданию сложной формы из частей. Обучение ориентировки на два признака одновременно( цвет и форма) с отвлечением от третьего( величина) . 06. 12 13. 12. 20. 12. 27. 12 Январь Дидактическая игра «Хвост у петуха». 2. Дидактическая игра «Магазин». 3. Дидактическая игра «Кто выше». Закрепление представлений об основных цветах и соотнесение в соответствии с параметрами величины. Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков. Обучение правилу соизмерения объектов с использованием единой точки отсчета. 17. 01 24. 01 31. 01 Февраль 1. Дидактическая игра «Живое домино». 2. Игра- соревнование «Кто быстрее свернет ленту». 3. Игровое задание «Построим башню». 4. Итоговое занятие «Радуга». Закрепление знания основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов. Обучение выделению параметров величины предметов. Обучение пониманию отношений по величине между объемными и плоскими предметами. Ознакомление детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет. 07. 02. 14. 02. 21. 02. 28. 02. Март 1. Игровые поручения 2. Дидактическая игра «Соберем фрукты». 3. Дидактическая игра «Платочек для мамы». 4. Игровое упражнение «Найди свой домик». Обучать различать и называть игрушки, выделять их основные качества( цвет, размер) . Развивать слуховое восприятие, совершенствовать речевое общение. Обучение зрительному обследованию предметов и словесному описанию их формы. Учить выкладывать орнамент из одноцветных геометрических фигур, анализировать, располагать предметы в пространстве. Развивать восприятие формы. Продолжать знакомство с предметами различной формы и величины. Учить соотносить детали, осуществлять набор предметов двух различных форм( шар, куб) и трех величин( большой, поменьше, маленький) . 0 7. 03. 14. 03. 21. 03. 28. 03. Апрель 1. Дидактическая игра «Разноцветные флажки». 2. Дидактическая игра «Принеси и покажи». 3. Игровое упражнение «Найди свою полянку». 4. Дидактическое упражнение «Как звери выбирали себе место». Учить различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу. Совершенствовать зрительное восприятие. Приучать точно и старательно выполнять поручения группы. продолжать учить приемам зрительного обследования формы в усложненных условиях; воспитывать чувство ответственности за выполнение поручения; пополнять опыт дружного игрового партнерства. Закреплять умение соотносить цвет у разных предметов, и одинаковые предметы разных цветов. Учить различать и называть игрушки, изображающие зверей. П онимать и использовать слова «рядом», «далеко», «подальше», «поближе», «впереди», «сзади» 04. 04 11. 04. 18. 04. 25. 04. Май 1. Закрепление- дидактическая игра «Пришла весна». В данном месяце проходят три занятия закрепляющих, дети совместно с педагогом создают рисунки, выпускают газету, проводят соревнование с участием родителей, коллективное рисование «Цвета весн ы». 3. Закрепление- коллективная аппликация «Весенняя капель» 03. 05. 10. 05. 17. 05. 24. 05

Оставить комментарий: