a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

План по самообразованию «АРТ-ТЕРАПИЯ В ОЗДОРОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ»

Опубликовано: 2014-11-02 12:23:27

Документы для скачивания

 

Арт-терапия – лечение через творчество -

 ( therapeia от греческого   –  забота, уход)

забота о человеке, психологическая помощь и поддержка.

 

«Она вызывает симпатию и уважение не только потому,

 что заменяет шприцы и микстуры более приятными вещами.

 Есть еще одна веская причина, чтобы снять перед нею шляпу.

 Превращая искусство в средство, в «препарат» для оздоровления детей,

  арт-терапия легко и весело манифестирует глубоко гуманное положение:

      человек важнее, чем искусство!» - Юрий Красный, педагог, художник, поэт.

 

Арт-терапия - это метод психокоррекции, основанный на раскрытии творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления, а также - «забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности» Наталья Ткаченко, психолог, арт-терапевт.

 

В Арт–терапии используютсяразнообразные формы творческого (художественного) самовыражения, с применением:

движения (танец, игра, физические упражнения)

рисования (рисунок карандашами, мелками, фломастерами)

живописи (рисование красками)

скульптуры (лепка из глины, соленого теста и пр.)

музыки (прослушивание, исполнение специально подобранных музыкальных   композиций)

вокализации (пение специально подобранных музыкальных произведений)

импровизации (например, игры на музыкальных инструментах, пение, танец и пр.)

— в условиях, обеспечивающих поддержку человеку,

 с целью стимулирования его личностного роста, развития и исцеления.

 

 Цель арт-терапии

помочь человеку обрести  гармонию с самим собой и окружающим миром; ребенку - сформировать правильное отношение к себе и окружающей действительности, способствовать  его здоровому и радостному взрослению! 

 

Основные задачи арт-терапии:

- самовыражение - помочь человеку выразить свои чувства и эмоции.

- самопознание – помочь человеку осознать себя, свои потребности,  

  желания, способности, свой потенциал.

- расширение личного опыта 

- внутренняя интеграция личности 

- интеграция с внешней реальностью -

применение методов арт-терапии способствует приобретению новых навыков взаимодействия, самопонимания, самопринятия, а также понимания и принятия окружающего мира.

 

Арт-терапия чаще всего используется для выявления эмоциональных и психологических проблем пациента и освобождения от них. Люди интуитивно чувствуют, что самовыражение - это способ исцеления, а творчество - один из наиболее эффективных путей лечения. Для этого метода терапии не нужны специальные навыки и умения, а через творческий процесс могут быть разрешены многие проблемы (включая депрессию, низкую самооценку и трудности в отношениях с окружающими).

        

 Особенность  арт - терапии: важность  творческого акта как такового - спонтанное рисование и лепка являются разновидностью деятельности воображения, а не проявлением художественного таланта. Для терапии искусством важен сам процесс и те особенности, которые конечный продукт творчества помогает обнаружить в психической жизни творца. Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно включает в себя элементы того и другого, позволяя создатьнекий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств.

          

Метод арт-терапии не знает ограничений в возрасте, очень эффективен при работе с детьми.  Может использоваться как профессиональными психологами и педагогами, так и родителями.

 

 

Арт – терапия для детей.

Изобразительная деятельность очень важная сфера в жизни ребенка: развивается тонкая моторика, глазомер, координация движений, активно работает межполушарное взаимодействие  мозга. Но как правильно организовать эту деятельность?

Творчество изначально присуще ребенку, а неосторожное вмешательство взрослых губит ростки неповторимости, самобытности и индивидуальности, превращая ребенка в плохого подмастерья, пытающегося своими скудными средствами воплотить образы  и фантазии взрослого.

Большинство детей не могут сами найти дорогу к созиданию, не могут в достаточной мере овладеть средствами рисования, лепки, конструирования, создания аппликации, не могут свои эмоциональные переживания и опыт постижения действительности осознать, воплотить в замысел и художественный образ.

 

.

Факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии:

- фактор художественной экспрессии: через художественный образ, цвет, форму, линию человек может выразить свои чувства, потребности и мысли. - фактор интерпретаций и вербальной обратной связи –  во время беседы и обсуждения продукта творчества происходит трансформация, перевод материала (процесса и результата творчества) с эмоционального уровня на уровень понимания.

Преимущества метода арт-терапии в том, что он:

- предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере: рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения; - ускоряет прогресс в терапии: подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов; - дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии;

- позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми (утраты, смерть, перенесённые травмы и насилие, страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения);

- помогает укрепить взаимоотношения между участниками; - способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка; - развивает и усиливает внимание к чувствам; - усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает  

  художественную компетентность.

Важное значение в арт-терапии - для развития личности - имеет удовлетворение, возникающее  в результате выявления и развития скрытых умений и способностей.

Перспективный план реализации «Арт-терапии для оздоровления детей» в ДОУ на 2014-2015 уч. год

 

период

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами ДОУ

1

сентябрь

Разработка долгосрочного педагогического проекта «Песочные сказки», конспектов занятий

Игровое занятие «Мой сказочный остров» (диагностика детей)

Подбор консультаций и индивидуальных бесед

Родительское собрание: «Язык детской игры»

Презентация для родителей на сайте группы «Звездочка» «Любимые игры и игрушки»

Разработка перспективного плана по теме самообразования

2

октябрь

Игровое занятие в терапевтической песочнице по мотивам сказки В.Сутеева «Под грибом» (просмотр презентации)

Подбор терапевтических сказок для коррекции детских капризов.

Консультация: «Создание сказочно–игровой среды»

Подборка коллекции игрушек для песочной терапии

 

3

ноябрь

Игровое занятие в терапевтической песочнице «Моя семья»

Внедрение прослушивания аудиозаписей для утренней гимнастики, для релаксации и свободной деятельности детей в группе. Подборка аудиотеки.

Родительское собрание по теме «Арт-терапия в оздоровлении детей»

Видеоролик на сайте группы «Методы Арт- терапии в ДОУ»

Консультации: «Игры на формирование коммуникативных умений»; «Сказка как опыт работы мышления детей дошкольного возраста»

Выставка семейных проектов «Генеалогическое дерево моей семьи»

 

4

декабрь

Игровое занятие в терапевтической песочнице  «Добрый дедушка Мороз, он подарки нам привез…» (просмотр презентации)

Рисование в разных нетрадиционных техниках «Новогоднее чудо», «Разные чувства»

Подбор информации для творчества родителей и детей на сайте группы

Выставка семейного творчества «Новогодняя окрытка»

Мастер класс для педагогов «Куклы наших предков»

Презентация педагогического опыта по теме «Арт-терапии для оздоровления детей» в ДОУ

5

январь

Игровое занятие в терапевтической песочнице «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей…»

Рисование пальчиками, ладошками «Музыкальная шкатулка» по прослушиванию музыкальных классических произведений

Консультация «Коррекция детских страхов изо-терапией»

 

6

февраль

Игровое занятие в терапевтической песочнице «Папы разные нужны, папы разные важны» (песни про папу)

Консультация: «Метод куклотерпии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

 

 

7

март

Игровое занятие в терапевтической песочнице по стихотворению Благиной «Посидим в тишине…»

Выставка семейного творчества «Букет любимой мамочке», «Весенняя открытка»

 

8

апрель

Игровое занятие в терапевтической песочнице по прослушиванию аудиосказки «Волк и семеро козлят»

Выставка семейных проектов «Космическое путешествие», «Я космонавт»

 

9

май

Игровое занятие в терапевтической песочнице по сказке «Царевна-лягушка»

 

Фотовыставка “Пусть не сердятся родители, что измажутся строители”

Открытые занятия совместно с родителями «Волшебный песок»

Семинар-практикум «Песочная терапия в работе с детьми» для воспитателей НДОУ (презентация проекта)

 

 


 

Коментарии
ирина написано 2015-05-04 20:55:42
Очень важная информация
Ответить
ирина написано 2015-05-04 20:57:58
Спасибо!
Ответить
Наталья написано 2015-11-08 10:41:06
Вы большая МОЛОДЕЦ! Очень интересно!
Ответить
мария написано 2015-12-14 21:21:28
спасибо! очень творчески и ответственно подходите к работе по арт-терапии. искала вдохновение и данный план очень поможет мне в работе)))
Ответить
надежда написано 2017-11-07 20:31:44
Думаю, что это действительно полезно и действенно для развития и эмоционального благополучия детей!
Ответить
где можно найти литературы к этому плану? написано 2018-03-03 17:15:55
где можно найти литературы к этому плану?
Ответить
Айгуль написано 2019-01-25 01:33:20
здравствуйте! где можно найти литературы к этому плану?
Ответить

Оставить комментарий: