a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Психолого-педагогическое сопровождение процесса подготовки детей к школьному обучению в рамках введения ФГОС

Автор: Синицина Оксана Борисовна Опубликовано: 2018-08-17 21:35:47

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Малахитовая шкатулка» Психолого- педагогическое сопровождение процесса подготовки детей к школьному обучению в рамках введения ФГОС Синицина Оксана Борисовна педагог- психолог г.  Нижневартовск, 2018 Содержание TOC\ o" 1- 3" \ h\ z\ u Введение PAGEREF_ Toc377459498\ h 3 I. Основная часть PAGEREF_ Toc377459499\ h 4 1. Анализ психолого- педагогической и методической литературы по проблеме готовности ребенка к школьному обучению …………………………………. . 5 2. Практический материал, используемый для развития предпосылок универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста …………. 6 Заключение………………………………………………………………………. 10 Список использованных источников……………………. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 Введен и е Согласно новому закону « Об образовании в Российской Федерации», с 01. 09. 2013 года, дошкольное образование является первой ступенью об щего образования. 1 января 2014 года вводится Федеральный государственный образовательный стандарт дошк ольного образования( ФГОС ДО) , что соответствует статье 2 пункту 6 нового закона «Об образовании» и означает «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере образования». Соответственно, ФГОС ДО предъявляет единые требования к системе дошкольного образования и указывает на необходимость осуществления преемственности его с начальным общим образованием. В связи с этим, для Государства приоритетным становится обеспечение гарантии не только доступности дошкольного образования, но и его качества. Как показывает практика, требования, предъявляемые к ребенку на этапе поступления в первый класс общеобр азовательной школы, существенно высоки. Несомненно, что данный факт вызывает определенную обеспокоенность у представителей педагогической общественности, так как проблема школьной дезадаптации с каждым годом все больше и больше дает о себе знать. Повышенная утомляемость, недостаточное усвоение учебного материала, затруднения коммуникативных контактов – результаты недостаточной готовности к обучению в школе. Приоритетной задачей педагогов состоит в том, чтобы организовать работу по подготовке детей к школе таким образом, чтобы ребенок, переходя в первый класс не испытывал подобных затруднений. Основная стратегия педагогов в процессе подготовки детей к обучению в школе, в соответствии с ФГОС — «научить учиться». Причем желание и умение учиться должны иметь свои истоки не на этапе школьного обучения, а в дошкольном возрасте. При завершении школьного обучения желание получать знания не должно заканчиваться, но стать личностным приобретением человека и развиваться на протяжении всей его жизни. Поэтому в нашей дошкольной образовательной организации вопросам преемственности с начальным звеном школьного образования уделяется особое внимание; используется тот арсенал средств и методов, который бы позволил обеспечить ребенку наиболее безболезненный переход на качественно новую ступень развития. Цель: разработка наиболее эффективных форм работы для реализации процесса подготовки детей к школьному обучению. Для д остиже н ия данной цели бы л и пос т ав л е н ы след у ю щие з а д ач и: и зучение психолого- педагогических представлений по проблеме готовности ребенка к школьному обучению; с оздание условий, обеспечивающих наличие преемственных связей предшкольного образования с начальным школьным; р азвитие универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста посредством реализации их личностного и интеллектуального потенциала, в соответствии с ФГОС. Новизна заключается в использование таких форм работы в процессе подготовки к обучению в школе, которые предполагают последовательное раскрытие потенциала ребенка через повышение самоценности детства, овладение механизмами перенесения знаний в конкретную практику. В ходе такого обучения ребенок является субъектом педагогического процесса, действует, проявляя инициативу, активность, самостоятельность, высказывает свою позицию, вступая в конструктивный диалог. Работа, направленная на развитие ребенка в рамках подготовки к обучению в школе базируется на деятельностном подходе, отраженном в теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина. «Процесс учения — это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом том, что новые знания не даются в готовом виде. Вот что такое « деятельностный подход» в образовании! »( А. Н. Леонтьев) . Иначе говоря, под деятельностным подходом понимают такой способ организации деятельности детей, при котором они являются не пассивными потребителями информации, а активными, инициативными и творческими участниками данной деятельности, реализуя при этом, свой природный потенциал. I. Основная часть 1. Анализ психолого- педагогической и методической литературы по проблеме готовности ребенка к школьному обучению. Подготовка детей к школе- задача многогранная, затрагивающая все сферы жизни ребенка. Различные аспекты данной проблемы в условиях образовательного комплекса были предметом исследования многих учёных. Выдающиеся отечественные педагоги и психологи: Л. С. Выготский, Т. И. Бабаева, Л. И. Божович, Л. Р. Болотина, Н. И. Гуткина, Е. Е. Кравцова, Я. Л. Коломенский, Н. В. Нижегородцева, рассматривали готовность к школьному обучению как целостное и сложное личностное новообразование, определяющее уровень психического развития ребёнка, который позволяет ему в дальнейшем успешно учиться. На приоритетную роль общения при анализе психологической готовности детей к школе опиралась Е. Е. Кравцова, которая выделила три сферы отношений- отношение ребенка к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития, которых определяет уровень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонента ми учебной деятельности. Л. И. Божович указывала на важность мотивационной готовности ребенка к обучению в школе, которая состоит из познавательных и социальных мотивов учения, оптимального развитие произвольной и интеллектуальной сфер. Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место выдвигал сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности у ребенка. Проведя анализ этих предпосылок, он, вместе со своими сотрудниками определил следующие параметры: - умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, определяющему способ действия; - умение ориентироваться на заданную систему требований; - умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; - умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспри нимаемому образцу. Автор трактовал данные предпосылки как особенности развития ребенка на этапе перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту, и связывал их с потерей детской непосредственности в коммуникативных отношениях; с анализом переживаний, связанных с оценкой собственной деятельности; со способностью контролировать свои действия. Таким образом, готовность к обучению в школе представляет собой сложную структуру взаимосвязанных между собой предпосылок развития личности ребенка и является закономерным этапом в его жизни. 2. Практический материал, используемый для развития предпосылок универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст является самой важным этапом в развитии ребенка, где происходит закладка коммуникативных, личностных, познавательных, регулятивных качеств. Как известно, чем младше ребенок, тем более стремителен темп его развития. Каждый педагог должен это знать и руководствоваться этим, стараясь не упустить драгоценные годы жизни ребенка. И от того, как мы организуем деятельность дошкольника, зависит уровень его достижений на школьной ступени образования, тем более, что особая почва для развития предпосылок универс альных учебных действий готовит ся именно в старшем дошкольном возрасте. Универсальные учебные действия( УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий ребенка, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Предпосылками   личностных УУД являются: умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами; умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование познавательной и социальной мотивации;   формирование адекватной самооценки; способность прийти на помощь другу, герою сказки и т. п. ; способность учитывать чужую точку зрения; Практический материал, используемый для развития предпосылок личностных УУД: Формированию личностных УУД у детей способствуют так называемые «Островки добра», которые могут быть изготовлены из подручного материала. На «Островках добра» организуется совместное коллективное обсуждение положительных поступков детей и соответствующее оценивание данных поступков в виде соотнесения их с нравственно- этическими нормами. Детям предлагается ведение «Блокнотиков моих достижений», в которые они помещают наклейки, либо вклеивают картинки, символизирующие поступки и действия, за которые ребенок мог бы гордиться. Такая форма работы повышает личностную эффективность дошкольника. В группах созданы «Уголки будущего школьника», в которых есть все необходимое, для того, чтобы дети смогли смоделировать возможную ситуацию, проявляя инициативу, обсуждая, споря, отстаивая и аргументируя свою личную позицию и точку зрения. Изготовление подарков своими руками для первоклассников в виде закладок для книг, праздничных открыток, разнообразных поделок, рисунков. Подобная деятельность направлена на воспитание уважения к более старшим товарищам, формирования желания сделать добрый поступок в виде конкретного продукта собственной деятельности. У дошкольников появляется мотив- " сделать для других" , возрастает ответственность за свою работу. Чтение художественной литературы из серии «Сказки лесной школы», в которых герой попадает в сложные ситуации и просит детей помочь найти выход из них. Формируется умение прийти на помощь другу герою сказки, которое потом поможет ребенку во взаимоотношениях со школьными друзьями. Сюжетно- ролевая игра «Школа» как метод развития предпосылок личностных универсальных учебных действий, позволит ребенку раскрыть внутреннюю позицию будущего школьника, умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. Ребенок учиться договариваться, устанавливать правила. Изготовление атрибутов к данной игре осуществляется с привлечение детей. Предпосылками   регулятивных УУД являются: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей; умение контролировать свою деятельность по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника; умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания; умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию; Практический материал, используемый для развития предпосылок регулятивных УУД: П роблемные ситуации. Любую проблемную ситуацию необходимо представлять как творческую задачу, в основе которой кроется противоречие, которое нужно разрешить. Проблемную ситуацию можно создать, побуждая дошкольников к сравнению, сопоставлению противоречивых фактов, явлений, данных, то есть практическим заданием или вопросом мотивировать детей на высказывание своего решения. Проблемная ситуация ставит ребенка в состояние умственного затруднения и он пытается решить задачу путем самостоятельного поиска возможных вариантов решения. Возможные проблемные ситуации: - вы встретились с иностранцем, который не знает русского языка, Как вы спросите у него, о чем либо? ( о чем спросить, выбирают дети) ; - почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик? - как отыскать железную детальку от конструктора, если она затерялась среди других вещей? - зайка хочет пригласить к себе на день рождения детей, но нужно приготовить приглашения, а времени осталось очень мало. Что делать? - ты оказался в лесу и заблудился. Как позвать на помощь? - что было бы, если бы не было учителей, поваров, парикмахеров, строителей? - твой друг расстроился. Как ты ему поможешь? - что мы мо жем сделать, чтобы сохранить лес? - с Незнайкой в волшебном городе никто не хочет дружить. Как ему помочь? - как сделать так, чтобы на нашей планете было больше доброты? - взрослый человек сделал тебе замечание за плохой поступок, что ты сделаешь? - в сказочном лесу скоро наступит зима, а его жителям нужно построить дом. Как им это сделать, ведь они не хотят использовать для этого лес? - мама хочет испечь пироги, а скалки, для того, чтобы раскатать тесто нет. Чем маме раскатать тесто? Игры, развивающие самоконтроль, волевую регуляцию: - « Встаньте те, кто », «Запретное движение», «Рассказ по кругу»- задания на развитие регулятивной коррекции( Помоги героям исправить ошибки; Помоги восстановить правильный порядок в сказке) У пражнения с использованием схем: - «В каком домике живет девочка? Нарисуй ее путь, глядя на схему»- «Покажи путь машинки, в этом тебе помогут стрелки»- «Найди цветы по их адресу, раскрась только их. Предпосылками   познавательных УУД являются: умение ориентироваться  в пространстве и времени; умение применять правила и пользоваться инструкциями; умение работать по заданному алгоритму; умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности; умение использовать знаково- символические средства; умение устанавливать причинно- следственные связи, обобщать, сравнивать, исключать лишнее, использовать знаково- символические средства, работать по иллюстрациям. Практический материал, используемый для развития предпосылок познавательных УУД: Метод коллажа. Применение данного метода способствует развитию умения устанавливать причинно- следственные связи, аналогии на предметном материале, работать по иллюстрации( рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или еѐ части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т. п. ) . Помимо этого у ребенка развивается умственная активность, воображение, сообразительность, наблюдательность; умение сравнивать, выделять существенные признаки. Эффективнее всего метод коллажа работает размещенный на интеракт ивной доске, где картинки единой тематики располагаются между собой. Задача ребенка – связать их в единый рассказ. Педагог при подборе материалов для коллажа должен учитывать наличие предшествующего опыта у детей по данной теме. Вот какой совместный рассказ составили дошкольники, связав между собой изображения на тему «Космос». « Космическая ракета поднимается вверх. Мы летим в космос на планету. Сверху нам видно Землю. Сверкают звезды как снег на земле. Вот видно планету. Здесь нет ни домов, ни деревьев, один песок. Мы взяли песок в руки, а он поднялся вверх. Мы решили лететь на другую планету. Здесь все по- другому. На планете есть дырочки, в них живут гуманоиды. Мы боялись упасть в дырку, но они только для гуманоидов. Петя сфотографировал гуманоида, а он испугался и убежал. Мы не хотели больше пугать их, и улетели обратно домой на Землю». Метод мозгового штурма. Ребенок по своей природе – искатель, он интересуется тем, что будоражит его фантазию и вызывает положительные эмоции. Метод мозгового штурма – замечательное средство для развития детской любознательности, раскрепощения, стимулирования творческой активности детей. Для решения конкретной задачи собирается группа из 5- 15 человек. Перед ними четко ставится задача. Они думают и свободно, без дискуссии, предлагают любые решения. Эти решения запоминают и анализируют другие дети, которые и формулируют окончательное решение.   Методика мозгового штурма. 1. Постановка задачи.  2. Выдвижение идей.  3. Обсуждение идей.  4. Принятие решения.   Темы мозгового штурма для детей: - как животные здороваются друг с другом? - животные Африки просят Айболита о помощи, как ему туда добраться? - П ридумайте детский сад будущего; - что делать человеку, если высохнут все моря, реки и озера на планете Земля? - выпало много снега, но не экскаватора для его уборки. Что делать? - Поможем Буратино найти золотой ключик; - Как сделать так, чтобы всегда светило солнце и не было пасмурной погоды? Игра «Необычное лукошко »   В лукошко кладутся карточки с изображением разных предметов. Ребенок достает две карточки и пытается найти сходства и отличия, а так же пояснить, где могли бы применяться данные предметы, какая от них может быть польза. Данная игра тренирует логическое мышление, развивает способность сравнивать, выделять общие признаки. Игра « Цветик- семицветик » Перед детьми выкладывается цветок с лепестками разного цвета. Ребенок берет лепесток понравившегося ему цвета, затем переворачивает его и видит одно изображение животного, посуды, транспорта, одежды и т. д. , затем называет слова, относящиеся к данной категории предметов. Затем следующий ребенок проделывает тоже самое с другим лепестком. Игра может проходить в форме соревнования. Логические задачи Развитие логического мышления – основа для выработки познавательных учебных действий у дошкольников. Поэтому использование заданий нацеливающих ребенка на самостоятельный подход к определенным выводам, заключениям, обобщениям, выделению существенного из общей массы. Примеры логических задач: Юра ел конфету сладкую и фруктовую. Дима – сладкую и шоколадную. Что в конфетах одинаковое, а что разное? Девочки Лена и Юля помогали убирать маме квартиру. Одна девочка протерла мебель от пыли, а другая вынесла мусор. Что сделала Юля, если Лена не выбросила мусор? У пяти сестер по одному брату. Сколько всего братьев? Можно ли порезаться об воду? Семья состоит из мамы, папы, дочки и бабушки с внуком. Сколько всего человек в семье? Заключение. Подготовка детей к школе- задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка. Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Применение наиболее эффективных форм работы для реализации процесса подготовки к школьному обучению позволяет создать условия для развития предпосылок универсальных учебных действий, развивая потенциал к аждого ребенка, его способности, инициативу и творческое начало. Выпускники нашей образовательной организации не испытывают трудностей в усвоении программы начальной школы. Отслеживая результаты обучения детей в школе, мы поддерживаем связь с родителями выпускников и учителями начальных классов. По результатам индивидуальных бесед с родителями и отзывов учителей, уровень подготовленности детей к обучению в школе соответствует требованиям. Успешность адаптации к обучению выпускников детского сада, хорошие показатели успеваемости позволяют сделать вывод, что проводимая нами работа дает положительные результаты. Список использованных источников Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка/ / Изучение мотивации поведения детей и подростков. - Москва: МГУ, 1992. Леонтьев А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения: Авторский сборник. - Москва: Смысл, 2009. - 426 с. Чуганова К. Е. Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе. - Москва: Издательство Московской открытой социальной академии, 2011. - 60 с. Эльконин Д. Б. Избра нные психологические труды. – Москва: МГУ, 2000. - 286 с. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/ П од ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца; предисл. О. М. Дьяченко. - 2- е изд. - Москва: Междунар. образоват. и психол. колледж, 1995. - 144 с. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 21. 12. 2012.

Оставить комментарий: