a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Краткосрочный проект "Русские народные игры". Руководитель-воспитатель высшей категории МБДОУ "Малышок" с. Доброе Реутина З.А.

Автор: Реутина Зоя Александровна Опубликовано: 2018-09-27 19:24:33

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок» с. Д оброе, Добровского муниципального района Липецкой области. ПРОЕКТ: ( краткосрочный) « Русские народные игры » Игра загадочней всего И бескорыстнее на свете. Она всегда- ни для чего, Как ни над чем смеются дети. Зинаида Гиппиус Старшая логопедическая группа Воспитатель: Реутина З. А. Доброе 2018г. СПИСОК УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА. № п/ п Ф. И. О. ребёнка 1 Александров Фёдор 2 Свентозельский Богдан 3 Афанасьев Илья 4 Бунина Арина 5 Грушенко Вячеслав 6 Днеприков Денис 7 Кремнева Дарина 8 Кузнецов Алексей 9 Назарова Юлия 10 Павлов Дмитрий 11 Павлов Кирилл 12 Пахомова Анастас ия 13 Панова София 14 Попов Александр 15 Радутинских Никита 16 Романова Лидия 17 Старкова Алина 18 Сухов Иван 19 Фролова Валерия 20 Харин Станислав 21 Жестерёв Максим ТИП ПРОЕКТА: практик о- ориентированный. Паспорт проекта. ВИД: групповой. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: групповая, игровая, познавательная, работа с родителями. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: краткосрочный( 1 месяц) . МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: группа, музыкальный зал, участок группы, семья. ПРОБЛЕМА: Анализ уровня воспитанности детей старшей группы, показал, что у них недостаточно сформированы нравственно- этические чувства, патриотические чувства, дети мало знают обычаи, традиции русского народа. Из наблюдений за детьми видно, что они редко играют в народные игры. Поэтому мы решили разработать педагогический проект, который направлен на приобщение детей к национальной культуре через русские народные игры. Проект хорошо интегрируется с задачами плана самообразования, где дети знакомятся с русской традиционной культурой( традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом и т. п. ) УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети, педагоги, узкие специалисты, родители. ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 5- 6 лет. Практическая значимость проекта: • Создание условий для мотивации и повышения двигательной активности, здоровьесбережения, развития эмоционально- волевых каче ств дл я межличностного и межгруппового общения средствами народных игр. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры- состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно- это их естественная потребность, это способ познания окружающего мира. У каждого народа есть свои обычаи и традиции, обряды и этикет, нормы и стандарты поведения. И как писал великий педагог К. Д. Ушинский своя система воспитания. «У каждого народа своя собственная национальная система воспитания, а потому, заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным» Под влиянием народных игр, по которым ребенок соизмеряет свои действия, поступки, желания, выстраивает свой путь в контексте базовых человеческих ценностей( Правды, Истины, Красоты, Добра) . Отношение со сверстниками внутри народной игры оказывают существенное влияние на становление личностных качеств ребенка, способствуют развитию таких из них как взаимопомощь, отзывчивость, сплоченность, эмпатия и т. д. Здесь складываются и реально проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют нравственное развитие дошкольника, формируется умение общаться в коллективе сверстников. Народная игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающими сверстниками. Использование традиций народной культуры не противоречит детской субкультуре, несет позитивный вклад, так как строится на актуализации нравственных основ, которые представлены в родной культуре, способствует развитию чувства гражданственности и причастности к родной культуре и отечеству! Использование традиций народной культуры не противоречит детской субкультуре, несет позитивный вклад, так как строится на актуализации нравственных основ, которые представлены в родной культуре, способствует развитию чувства гражданственности и культуре, способствует развитию чувства гражданственности и причастности к родной культуре и отечеству! ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Создание условий для формирования комплексного развития ребенка, его физических, интеллектуальных и коммуникативно- личностных качеств через русскую народную игру. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: • Сформировать представление о разнообразии народных игр; учить использовать в самостоятельной деятельности народные игры, действовать согласно правилам; расширять кругозор детей. • Составление и проведение НОД для дошкольников с целью развития физических возможностей детей и стимулирования их двигательно- речевой активности. • Познакомить детей с народными играми детей, выходцев из ближнего зарубежья. Обучение народным подвижным играм и совместным действиям. Развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр. Закрепление основных движений: бега, прыжков, метания в ходе проведения народных подвижных игр. Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений. Использовать все виды фольклора( сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы) , так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: результатами проведенной работы являются: Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок. Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках( знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи) . Знание истории русского народного костюма, головных уборов. Используют  атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества. Этапы реализации проекта: • I – организационный • II – практический • III – заключительный Организационный. Изучение литературы, материалов по данной теме. Подбор материала, игр по теме. Беседа   «В какие игры играли наши бабушки и дедушки». Анкетирование родителей  «Народные детские игры». Консультация для воспитателей. «Русские народные игры и их значение в воспитании детей дошкольного возраста» Консультация для родителей. «Русские народные игры для дошкольников» Практический. Коммуникация. 1. Заучивание считалок, стихи к играм, песен ки Художественная литература. 2. Включение народных подвижных игр в непосредственную образовательную деятельность соответствующей тематики. Здоровье. 1. Организация и проведение подвижных игр, с сохраняющим и укрепляющим физическое здоровье детей. Б езопасност ь. 1. Объяснение техники безопасности. Физическая культура. 1. Включение народных подвижных игр в непосредственную образовательную деятельность. Социализация. 1. Совместная игра. 2. Ознакомление с атрибутами игр. 3. Ознакомление детей с понравившимися играми. Познание. 1. Объяснение правил игры. Музыка. 1. Включение народных подвижных игр в непосредственную образовательную деятельность соответствующей тематики. Развлечение « Ишь, ты масленица» Развлечение «Праздник забытых игр» Развлечение «Масленица» Взаимодействие с родителями: Консультации, памятки по проведению русских народных игр, сбор информации, интересного материала и оборудования. Заключительный. Применение детьми народных игр в самостоятельной игровой деятельности в помещение и на улице. Оформление картотеки  «Русские народные игры». Анкета для родителей по теме  «Народные детские подвижные игры» Уважаемые родители! Мы просим Вас ответить на предложенные вопросы. Заранее благодарны Вам за участие! Часто ли совершаете прогулки в выходные дни? Какие виды игр предпочитает Ваш ребенок? а) Подвижные игры б) Настольные игры в) Сюжетно- ролевые игры г) Другие ( Какие? ) 3. В какие подвижные игры Вы играли в детстве? 4. Какие русские народные игры вы знаете? 5. Часто ли Вы со своим ребенком играете в подвижные игры? 6. Какие черты характера воспитывают русские народные игры у ребенка? ИСТОРИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство. Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству у молодежи и развивает физическую культуру. Русские народные подвижные игры.                                                  Гори ясно. Дети стоят в кругу и держатся за руки. В середине – ребенок с платочком в руке( водящий) . Сначала дети идут по кругу вправо, а водящий машет платочком. Затем дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий двигается поскоками внутри круга. С окончанием музыки останавливаются и поворачиваются лицом к двум стоящим в кругу детям. Затем играющие хором поют считалку: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Раз, два, три! На слова «Раз, два, три» дети три раза хлопают в ладоши, а водящий три раза взмахивает платочком. После этого двое ребят, напротив которых остановился водящий, поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремится прибежать первым, чтобы взять у водящего платок и поднять его вверх. Игра повторяется. Гори, гори ясно. ( 2) Дети выстраиваются пара за парой. Водящий становится впереди. Ему не разрешается оглядываться. Все поют: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо –  Птички летят, колокольчики звенят! Когда песня заканчивается, дети, стоявшие в последней паре, разъединяются и обегают стоящих в парах( один слева, другой справа) . Они стараются впереди схватиться за руки. Водящий, в свою очередь, старается поймать кого – нибудь из бегущих. Пойманный становится с водящим в первой паре, а оставшийся без пары становится новым водящим. Если же пара бегущих успевает соединиться раньше, чем водящий успеет кого – либо поймать, то эта пара становится впереди, игра продолжается с прежним водящим. Пастух и стадо  Дети изображают  стадо( коровы или овцы) и  находятся в хлеву( за условной чертой) . Водящий – пастух, он  в шапке, за  поясом  хлыст, в руках рожок, и  находится  немного поодаль стада. По сигналу «Рожок! »( свисток или музыка) все  животные  спокойно выходят из домов, бегают, прыгают, ходят по  пастбищу, по сигналу «Домой! » все  возвращаются в свои  дома. Муха   На земле  очерчивается круг. В центре  вбивается кол, на него  вешается кружок – «муха». Играющие встают за кругом и  бросают палочки, кусочки дерева-   стараются сбить «муху» с кола. У кола стоит  караульщик, который должен всякий раз, как «муха» сбита, снова вешать ее на кол. Когда  играющие  бросят все свои «снаряды», то  бегут за ними, и кто, вернувшись, не успеет занять свое место, тот  становится караульщиком у «мухи». Ручеек   Играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара, взявшись за руки, поднимает их вверх( образует «ворота») . Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди. И так далее. Игра проводится в быстром темпе. Играют, пока не надоест. Пирог Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог»( на него надета шапочка) . Все дружно начинают расхваливать «пирог»: Вот он какой высоконький,   Вот он какой мякошенький, Вот он какой широконький.               Режъ его да ешь! После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, п ока не проиграют все в одной из команд.   Капуста Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все  участники игры  стоят за  кругом, а один из  них  выбирается хозяином. Он садится  рядом с «капустой». «Хозяин» изображает  движениями то, о чем поет:         Я на камушке сижу,         Мелки колышки тешу.         Мелки колышки тешу,         Огород свой горожу,         Чтоб капусту не украли,         В огород не прибежали         Волк и лисица, бобер и курица,         Заяц усатый, медведь косолапый. Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот  выбывает из  игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.   Бабка Ёжка В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее: Бабка Ёжка- костяная ножка, С печки упала, ножку сломала А потом и говорит: - У меня нога болит. Пошла она на улицу, Раздавила курицу. Пошла на базар Р аздавила самовар. Пошла на лужайку И спугала зайку. Бабка  Ежка   скачет  на  одной  ноге  и  старается  кого- нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот и замирает   У дядюшки Трифона    Играющие  берутся за руки, образуя круг, водящий – в  середине. Все поют или  приговаривают: У дядюшки Трифона семеро детей, Семеро детей, и все сыновья. Они не пьют, не едят, Друг на друга глядят И все делают вот так.   При этом водящий, выполняет какие – либо движения, а  все играющие должны повторить их. Тот, кто не  успевает повторить движения или  повторяет их  неточно, платит фант. Движения должны быть  забавными. Салки Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладет одному из них в руку какой- нибудь предмет. На слова «раз, два, три, смотри» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит «Я — салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я — салка! » Игра повторяется. Правила. Если играющий устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги. Салка тоже должен прыгать на одной ноге.   Скакалка Один из играющих берет веревку и раскручивает ее. Остальные прыгают через веревку: чем выше, тем больше будет доход и богатство. Перед началом игры говорят следующие слова: Чтоб был долог колосок,                                                                  Чтобы вырос лен высок,                                                        Прыгайте как можно выше. Можно прыгать выше крыши.   Жмурки Выбирается « жмурка ». Ему завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя. Между играющими и « жмуркой » происходит диалог.   — Кот, Кот, на чем стоишь? — На квашне. — Что в квашне? — Квас,                         — Лови мышей, а не нас.                                          После этих слов участники игры разбегаются, а « жмурка » их ловит, Кого он поймал — тот становится « жмуркой ».   Золотые ворота. Одна пара играющих берется за руки и поднимает их вверх, образуя ворота. Остальные участники игры, взявшись за руки, цепочкой проходят через ворота и напевают: Идет матушка Весна, Отворяй- ка ворота. Первый март пришел –  Всех детей привел. А за ним и апрель –  Отворил окно и дверь. А уж как пришел май –  Сколько хошь теперь гуляй! Пропустив всех несколько раз, игроки, образующие ворота, каждого спрашивают, какую он выбирает сторону – правую или левую. Разделившись на 2 команды все составляют новые пары и взявшись за руки, подняв их вверх, становятся в ряд за воротами. Один из играющих, не имеющий пары, входит в ворота, и ему поют: Ходит матушка Весна П о полям, лесам одна Первый раз прощается, Другой раз запрещается А на третий раз не пропустим Вас! Затем он ребром ладони разъединяет руки стоящих пар. образовавшиеся 2 команды меряются силой – перетягивают канат. РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА «ЦЕПИ»                                                   . Считалка — это рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчёркнуто строгим соблюдением ритма. Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очерёдность для начала игры. Главными особенностями считалок является то, что в основе их лежит счёт, и то, что по большей части они состоят из бессмысленных слов и созвучий. Это связано с древнейшим правилом запрета на счёт( боязнь потерять урожай, удачу в охоте) . Восточные славяне, народа Кавказа, Сибири знают запрет счёта. Это было большим неудобством, и люди придумали так называемый «отрицательный счёт: «ни раз, ни два», «ни три». Пересчёт в игре — имитация приготовлений взрослых к серьёзным жизненным делам. Со временем, кроме чисел, в неё были внесены новые, художественные элементы. Считалка стала игрой и забавой. Творцом сюжета считалок является не один ребёнок, а вся детская среда, которая создаёт особую субкультуру детства, даже если исполняет произведение в определённый момент один конкретный ребёнок. В главном ребёнок может повторять традиционный, устоявшийся, излюбленный сюжет, но может и внести туда изменения, отражающие интересы своего возраста и среды. Использование считалок позволяет установить очерёдность в игре, снять напряжение, поскольку «забавные слова», смысл которых неясен, а порой и смешон, увлекает детей, они сами начинают придумывать смешные выражения, а иногда и тексты. В отличие от культуры взрослых, где носителями канонических текстов, как правило, являются письменные источники или народные сказатели, детские фольклорные тексты( к которым, бесспорно, можно отнести и считалки) передаются от одной группы детей к другой. При этом носителем является не отдельно взятый ребёнок, а вся группа детей, как целостный социальный орг а- низм. Именно в группе сверстников ребёнок удовлетворяет свои потребности в общении, социальной апробации своего «Я», информации, юморе. Фольклорные тексты передаются от одного поколения детей к другому, но при этом каждый ребёнок способен наделить фольклорное произведение новым смыслом и содержанием. Вариативность, динамизм свойственны фактически всем компоне н- там детской субкультуры, в том числе и считалкам. Попросите детей рассказать, какие считалки они знают, помогите закончить их, подскажите новые, постепенно создайте возможность для «перехвата» инициативы самими детьми. Старайтесь не упустить возможность постоянно пополнять игровой багаж детей новой считалкой.         Дети очень любят шутливые, веселые стихи- считалочки, быстро их запоминают.      Все  участники игры встают в  круг, в ряд или садятся на скамейки, на траву, один из них выходит на середину и громко, четко выговаривая слова, произносит нараспев считалочку, например:          Тара – бара, Домой пора —Р ебят кормить, Телят поить, Коров доить, Тебе водить! Тот, кто произносит считалку, при каждом слове, а иногда и  слоге прикасается поочередно рукой к играющим, не исключая и самого себя. Тот, на кого выпадает последнее слово, становится водящим. Считалка не повторяется.     Заклички — ещё один орнаментальный компонент народной игры, они относятся к группе фольклора, которая утратила своё значение в мире взрослых и перешла к детям. Это обращения к явлениям неживой природы( к солнцу, дождю, радуге) , которые в языческой Руси использовались для определённых земледельческих обрядов. Позднее эти обрядовые действия стали исполняться в детских народных играх, выполняя уже не религиозную, а ритуальную функцию. Чаще всего дети исполняют заклички хором, нередко они становятся игровыми припевками( «дождик, дождик пуще, дам тебе я гущи…», «радуга- дуга, наклони свои рога…») . Именно заклички могут «украсить» любую народную игру, сделать её драматичнее, театральнее. Хор детских голосов, дружно выкрикивающий закличку, создаёт в группе хорошее настроение, побуждает к активному действию, заставляет детей подчиняться определённому игровому ритму. Игровыми припевками начинают игру, задают условие игры, связывают части игрового действия, нередко игровые песенки сочиняют сами дети. В качестве примера можно привести игру «Золотые ворота». Проходите, господа, открываем ворота, Первая мать пройдёт, Всех детей проведёт. Первый раз прощается, Второй раз запрещается. А на третий раз не пропустим вас. Дети, которые стояли с поднятыми руками «з олотые ворота», на этих словах о пускают руки вниз и не пропускают цепочку детей. Словесные игры. к которым относятся прибаутки и небылицы- перевертыши, традиционно считаются одним из самых трудных жанров для исполнения детьми. У каждого народа существуют подобные игровые песенки, построенные на игре слов. В зарубежных детских антологиях целый отдел «стихотворений без смысла». Вот одно из них, принадлежащее Уильяму Рэнду «Перевёрнутый мир»: Если бы конь оседлал седока, Если бы трава стала есть корову, Если бы мыши охотились за котом, Если бы мужчина стал женщиной. Подобное классическое произведение есть и в детской русской литературе, автором его является К. Чуковский, каждый взрослый с детства помнит стихотворени е« Путаница »: «Замяукали котята — надоело нам мяукать, мы хотим, как поросята хрюкать …… Э то стихотворение основывается на народной прибаутке- перевертыше: Облоухая свинья на дубу гнездо свила, Поросила поросят ровным счётом шестьдесят, Распустила поросят всех по маленьким сучкам, Поросята визжат, полетать они хотят Вывод В ходе проекта ребята научились отличать подвижные игры от других видов игр, также ребята смогли познакомиться с понятием народные игры, оказалось, что народные игры детям знакомы, и они любят в них играть, но пока с трудом могут отличить народные игры от других подвижных игр. Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием. Литература: М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис- пресс, 2003. Коломийченко Л. В. , Чугаева Г. И. , Югова Л. И. Дорогою добра. Занятия для детей 5- 6 лет по социально- коммуникативному развитию и социальному воспитанию/ под ред. Л. В. Коломийченко. - М. : ТЦ Сфера, 2016. - 192с. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3- 7 лет/ авт. - сост. В. Н. Косарева. - Волгоград: Учитель, 2014. - 166с. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по  государственному образовательному стандарту: План- программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Николаева С. Р. , Катышева И. Б. , Комбарова Г. Н. , и др. – СПб. : « ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2004. Малова В. В. Конспекты занятий по духовно- нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры/ В. В. Малова. - М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013. - 351с. ( Пособие для педагогов дошкольных учреждений) . МБДОУ «МАЛЫШОК» 2018г. Конспект НОД на тему: «Русские народные подвижные игры» Реутина З. А. – воспитатель МБДОУ «Малышок» с. Доброе. Цель: продолжать знакомить с историей русского народа. Задачи: привлечь родителей к воспитанию детей совместно с детским садом; формировать коммуникативные отношения; привить любовь к Родине, к традициям русского народа; продолжать знакомить детей с культурой и традициями русского народа, устным народным творчеством и прикладным народным творчеством; создавать определённый настрой, интерес к народному творчеству, формировать чувство причастности к истории Родины через ознакомление с народными праздниками и традициями. Предварительная работа: беседа с детьми о многообразии русских народных игр, о традициях русского народа; проведение спортивных мероприятий, посвященных русским народным подвижным играм; подведение итогов мероприятий – рисование понравившейся игры.   Оборудование: группа украшена ветками березы; в вазах стоят полевые цветы; на стенах висят картины русской природы; на магнитной доске представлены картинки глиняной расписной посуды, изображения старой избы, печки, одежды русского народа; в группе представлены несколько русских народных костюмов. Ход занятия Играет музыка, дети и родители рассаживаются на места. Воспитатель входит в группу в русском национальном костюме. Воспитатель: Дорогие гости, сегодня необычный день. Мы с вами, как будто отправимся в путешествие в прошлое к русскому народу. Посмотрим, в какие игры играли наши предки даже поиграем в некоторые из них сами, вспомним, какую одежду носили, какую музыку слушали. А я в этом красивом национальном костюме буду вашим сопровождающим. Я более чем убеждена, что русские народные игры, помогут нам и нашим детям, не потерять своеобразную невидимую связь с предками, и с нашей историей. Что касается детей, то предлагаю вам, хотя бы на минуточку, вернутся в свое детство. Вспомните, те прекрасные годы, когда вы были счастливы и беззаботны. Когда ничего вам не мешало наслаждаться прекрасными мгновениями. Сегодня, я предлагаю вам, вспомнить о тех чудесных временах. Мы поговорим о самых популярных играх русского народа. Я уверена, что они смогут доставить удовольствие не только вам, но и вашим детишкам. Подвижная игра — естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. Народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка- дошкольника. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор. Народные подвижные игры часто сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей. Наличие правил и требование их исполнения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнёров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между родителями и детьми. Дорогие родители, наши дети уже знают, кто придумал эти игры и почему они называются народными. А что вы скажете по этому поводу? Родители: Эти игры придумал простой народ для развлечения в редкую свободную минуту, такие игры передавались из поколения в поколение и таким образом дошли и до наших времен. Родители: Ведь игры и не только для развлечения придумывались, а еще и для случайного знакомства молодых людей. Ведь на Руси не знакомились на улицах или в автобусе, тогда все было строго и принято было сначала свататься, а потом общаться, а игры давали возможность сначала присмотреться и пообщаться молодым. Родители: Д а и не только поэтому, еще игры давали возможность помериться силами или выяснить без драки, кто прав, а кто виноват. Ведь были и такие игры, где, например, мерились силами. Воспитатель: Дорогие родители, я очень рада, что наша беседа проходит в таком оживлении. А я еще могу добавить, что народ придумывал игры еще и для того, чтобы передать образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. С помощью игр мы можем познакомиться с особенностями жизни народов России, потому что они сохраняют свой народный колорит и неповторимый игровой фольклор. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения часто сопровождаются потешками, считалками, жеребьевками. В русских народных играх отражается исконная любовь народа к веселью, движениям. Более того, если говорить об играх семейных, то я могу сказать, что народные игры являются одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы в семье, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Своеобразие игровых действий сохраняет этот настрой до конца игры, вызывает у детей гамму чувств и переживаний. Играя с детьми, родителям надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности. Дорогие родители, а в какие игры вы сами играли в детстве? Родители:   «Ручеек»,   «Колечко- колечко»,   «Ударь по веревочке»,   «Золотые ворота»,   «Совушка». Воспитатель: Да, это только малая часть игр нашего народа. Все игры и не вспомнишь. А вот мы с детьми подготовились к этому занятию и можем показать вам, как мы играем на занятиях физкультурой и на прогулках. Ребята, давайте начнем с игры  «У медведя во бору». Эта игра доступна и для детей младшего возраста, правила очень просты: Определяется берлога медведя – обруч в углу группы и дом детей на другой стороне группы. Дети идут в лес гулять и выполняют движения соответственно стиху, который произносят хором: У медведя во бору, Грибы, ягоды беру, А медведь не спит И на нас рычит. Русская народная подвижная игра  «У медведя во бору». После того, как дети произносят эти слова, " медведь" просыпается и старается поймать кого- либо из деток. Если кто- то не успевает убежать и" медведь" ловит его, то уже сам становится" медведем" и игра начинается снова. В такой игре веселый настрой и крики радости обеспечены. Воспитатель: Ребята, нравится вам играть? Дети: Да! Воспитатель: Тогда, давайте ещё покажем нашим родителям игру  «Алёнушка и Иванушка». Выбирают Алёнушку и Иванушку, завязывают им глаза. Они находятся внутри круга. Играющие встают в круг и берутся за руки. Иванушка должен поймать Алёнушку. Чтобы это сделать, он может звать ее:   «Алёнушка! ». Алёнушка обязательно должна откликаться:   «Я здесь, Иванушка! », но сама она не очень- то торопится встретиться с Иванушкой и, чувствуя его приближение, отбегает в сторону. Движения водящих комичны и иногда неожиданны. Иногда Иванушка принимает за Алёнушку кого- то из стоящих рядом детей и скорее хватается за него. Ему объясняют ошибку. Как только Иванушка поймал Алёнушку, их место занимают другие ребята и игра начинается сначала. Эта игра особенно нравится детям потому, что здесь дети наблюдают за собой как бы со стороны, поскольку глаза водящих завязаны и они только могут угадать, кого они поймали. Русская народная игра  «Аленушка и Иванушка». Мороз — Красный нос. По краям комнаты определяются границы двух  «домов». В одном из них собираются игроки. Водящий, т. е. Мороз — Красный нос, встает посреди площадки и говорит: Я Мороз — Красный нос, Всех морожу без разбора. Разберусь со всеми скоро, Кто сейчас решится В дальний путь пуститься! Играющие в ответ говорят: Не боимся мы угроз И не страшен нам мороз! И тут же бегут в противоположный  «дом». Мороз пытается их догнать и «заморозить»: те, кого он успевает коснуться рукой, замирают на месте. По окончании перебежки они либо выбывают из игры, либо остаются в «замороженном»  положении на последующие туры. В этом случае выигрывает тот, кто останется последним, избежавшим прикосновения Мороза. Народная русская игра  «Горелки» Для этой игры необходим водящий, его и выбирают до начала игры. Все остальные образуют пары, преимущественно мальчик – девочка. Пары встают друг за другом, а водящий спиной к первой паре на определенном расстоянии и ему строго воспрещается оглядываться назад. После кто- то один или все вместе начинают приговаривать: " Гори, гори ясно! Чтобы не погасло. Глянь на небо, там птички летят! " После чего водящий смотрит в небо. После чего задняя пара бежит через стороны вперед, один человек через правую сторону, другой через левую сторону. Задача задней пары постараться встать перед водящим, взявшись за руки. Водящий старается поймать или хотя бы осалить одного из передвигающейся пары. Если это происходит, тот, кого осалили, становится водящим, а" старый" водящий занимает его место в паре. Воспитатель: Ну вот, ребята, мы вспомнили с вами некоторые игры детства наших бабушек и мам. Но таких игр очень много и мы с вами обязательно еще поиграем в них. А сейчас давайте попробуем нарисовать то, что вам больше всего запомнилось на нашем сегодняшнем занятии. Дети рисовали некоторые эпизоды понравившихся игр, атрибуты к играм, костюмы русского народа, головные уборы. Воспитатель: А теперь, дорогие родители, мы просим и вас принять участие в народных играх. Предлагаю начать наши забавы с игры малой подвижности  «Дружба». Дети вместе с берутся за руки, начинают двигаться по кругу в правую сторону, произнося при этом: Мы идем по кругу Н айдем себе друга Найдем себе друга Найдем себе дружка По окончании текста, все останавливаются. Воспитатель: Раз, два, три, друга себе найди! После этих слов дети находят себе друга, разделившись на пары. Игрок, которому пары не хватило, встаёт в центр круга. Включается музыка. Звучит русская народная песня  «Ах вы сени мои сени», под которую игрок выполняет любые танцевальные движения, остальные хлопают в ладоши. При последнем повторении игры педагог может произнести: Никому нельзя скучать, все мы будем танцевать. В этом случае танцевальные движения выполняют дети всей группы. Воспитатель: Хорошо поиграли, все подружились, а теперь, дорогие наши гости, мы с ребятами проверим вашу внимательность! Игра  «Пол, нос, потолок». Эта игра очень проста, ее правила легко объяснить. Правой рукой я показываю вниз и говорю:   «Пол». Затем дотрагиваюсь до носа и говорю:   «Нос», а потом поднимаю руку вверх и говорю:   «Потолок». Попробуйте повторить за мной: Пол, нос, потолок.  ( Родители повторяют и сопровождают слова движениями) . А теперь самое интересное! Повторяйте за мной.   «Нос»  ( показываю на потолок) . Я вижу, у кого- то нос упал на пол и там лежит. Игра продолжается несколько раз с путающими движениями или словами. Темп игры увеличивается, все сопровождается смехом замечаниями детей. Игра на внимательность  «Пол, нос, потолок». А теперь снова поиграем вместе с нашими детьми. Игра  «Льдинки, ветер и мороз». Дети вместе с родителями встают парами лицом друг к другу, хлопают в ладоши, приговаривая: Холодные льдинки, Прозрачные льдинки С веркают, звенят Дзинь, дзинь! По сигналу  «Ветер»  дети – льдинки разбегаются в разные стороны и медленно под музыку  «Вальс снежинок»   бегают кружатся на носках. На сигнал  «Мороз! »  выстраиваются в круг и берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу  «Ветер»  или  «Мороз». Игра повторяется 2 раза. Воспитатель: Спасибо вам, дорогие наши родители, за прекрасный вечер воспоминаний о временах наших бабушек. Надеюсь, эта встреча вам понравилась и мы ее когда- нибудь еще повторим. Есть еще множество игр для совместного время провождения. А теперь пройдемте на нашу выставку рисунков понравившейся игры ваших детей. Играет музыка, родители рассматривают и комментируют рисунки, хвалят детей за старания. МБДОУ «МАЛЫШОК» 2018г. КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ для детей старших и подготовительных групп «Масленица» Цель:  Приобщать детей к народным традициям. Задачи: 1. Развивать ловкость, силу, быстроту. 2. Доставлять детям радость от народных игр 3. Воспитывать любовь к народным играм, традициям. Действующие лица:   скоморох, Баба Яга, Предварительная работа:  воспитатели каждой группы рассказывают детям о семидневном праздновании Масленицы на Руси; разучивание слов для проведения игр; приглашение родителей на праздник. Оборудование:  музыкальный центр, запись музыкального сопровождения праздника и проведения соревнований; костюмы для Бабы Яги, скомороха, метла, 1 мешок для Бабы Яги, 2 стойки, 6 кеглей, 3 обручей, платок, три бубна, детский телефон. Ход праздника. Скоморох: Все! Все! Все! Все на праздник! Масленицу встречаем, Зиму провожаем, Весну закликаем! Спешите! Спешите! Приходите все без стесненья! Билетов не надо- Предъявите хорошее настроение. Приходите, разомните кости, Сегодня Масленица приглашает в гости. Спешите скорей! Спешите скорей! Нет праздника нашего веселей! Гостей давно мы ждем- поджидаем, Масленицу без вас не начинаем! ( Заходит в зал) - - Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно? Тары- бары! тары- бары! Будем игры начинать Б удем Масленицу встречать! Ну- ка, бубен, позвени, Всех ребят развесели! Подвижная игра «Веселый бубен». Дети образуют большой общий круг. В этой игре участвуют все воспитанники детского сада, поэтому используются три бубна. Передают бубен из рук в руки по кругу и проговаривают слова: - Ты катись веселый бубен, Быстро, быстро по рукам, У кого остановился, Тот сейчас станцуем нам! ( Дети, у кого бубны оказались в руках, выходят в центр круга и под музыку играют в бубны и танцуют. СКОМОРОХ. Масленица- самый веселый праздник! Длится она неделю, а ждем Масленицу целый год. Ребята, а вы знаете, как надо кликать Масленицу? Масленица- кривошейка В стречаем тебя хорошенько: Сыром, маслом, блином И румяным пирогом! - - - . Скажите дети, какое сёйчас время года? Дети. Зима! Скоморох. А зимние загадки О тгадаете, ребятки? 1. Бел, да не сахар Н ет ног, а идет. ( Снег) 2. Без рук, без ног, А рисовать умеет. ( Мороз) 3. Снег на полях, Лед на реках, Вьюга гуляет- Когда это бывает? ( Зимой) Скоморох.  Молодцы! А чем вам нравится зима? Дети отвечают. Скоморох  А какое время года идёт за зимой? ( весна) Отгадайте загадки о весне: - Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает … К огда это бывает? - Зеленый листочек, Тонкий стебелёчек, Жёлтый сарафанчик — Это…( Одуванчик) - Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее. Воробей погоде рад- Заглянул к нам месяц. . . ( Март) - Первым вылез из землицы Н а проталинке. Он мороза не боится, Хоть и маленький. ( Подснежник) Скоморох.  Молодцы!   Но чтобы весна пришла быстрее, будем в русские народные игры играть. Под музыку выходит Баба Яга. Скоморох- Здравствуй Бабушка Яга! Как попала ты сюда? Баба Яга: Ой- ой, н епорядок, опять меня красивую на праздник не зовете! Все о весне поёте! А я сейчас заберу у вас Масленицу и убегу! Не будет у вас праздника! Скоморох: Ребята – давайте будем громко топать и хлопать, Баба Яга испугается, да и убежит. Баба Яга  – Ой, не надо, не надо! Ну простите старушку, Бабусеньку – Ягусеньку! Я больше не буду плохой! Возьмите меня с собой, Масленицу встречать! Скоморох. Ребята, разрешим Бабе яге у нас на празднике остаться. Б. Яга. Ну, спасибо, я к вам не с пустыми руками пришла. У меня есть для вас сюрприз, я вам мешок волшебный с играми принесла. Игры интересные, самые чудесные. Давайте не будем на месте стоять. Пора в них уже нам дружно  играть. Скоморох: Как ты складно говоришь, на ходу стишки сочиняешь. Нам очень не терпится с тобой  поиграть! Правда, ребята? - Бабушка Яга, а интересно- какая твоя самая любимая игра? Баба Яга: - Скажу, но я только играю с умными детьми! Скоморох: - А наши ребята все умные Баба Яга: Ой, какие вы умные я проверю сейчас! «Продолжи пословицу» 1. Один пирог два раза не … съешь. 2. С кем хлеб- соль водишь на того и … походишь. 3. Не вкусив горького, не узнаешь и … сладкого. 4. Сам заварил кашу, сам и … расхлебывай. 5. Кашу маслом не … испортишь. 6. Хочешь есть калачи, не лежи на … печи. 7. Кто хочет рыбку съесть, тот должен в воду …лезть. 8. Заварил кашу, так не жалей … масла. 9. Не разбивши яйца, не сделаешь … яичницу. 10. Не сули бычка, а дай стакан … молочка. 11. Блины и то … надоедают. 12. Остатки … сладки. 13. От черной курочки да белое … яичко. 14. От черной коровы да белое … молочко. Б. Яга. Ой и вправду умные! – Ну- у- у- у, как и обещала поиграю с вами. Зря, что ли, я мешочек тащила такую даль! Скоморох: – Конечно, Баба Яга, поиграем, наши дети, очень любят играть! Читали мы в книжках, что твоя метла волшебной силой обладает! Яга: - Конечно! А иначе как бы я до вас добралась, в та- а- акую дааааль? ( Баба Яга держит метёлку, а она как- будто вырывается из рук) . Стоять, метёлочка моя! Что ты говоришь? ( слушает метёлку) . Хорошо, что ты хочешь с ребятами играть! Игра «Метёлка». Игра проводится при построении в два круга. Скоморох объясняет правила игры: - Баба Яга говорит слова, а дети прыгают, по окончании слов изображают любую фигуру лесных зверей. Баба Яга оценивает и пытается угадать, кто из детей кого изобразил. Баба Яга крутит метлой и говорит слова: - Метелка волнуется раз, Метелка волнуется два, Метелка волнуется три, Лесная фигура на месте замри! ( «лесная фигура»- лиса, медведь, мышка, заяц) Скоморох-   А мы знаем ещё одну игру, поиграем ребята? Хотите полетать на волшебной метле Бабы- Яги? Соревнование «Полетаем на метле». скоморох объясняет задание: – нужно «сесть» на веник, оббежать все кегли и вернуться обратно. Все участники соревнований встают в две колонны. Баба   Яга: Х орошо на моей метле летали, дай кА посмотрю – что тут, еще у меня в мешочке, а вот! ( Достает из мешка петуха) . Сейчас посоревнуемся, и узнаем кто из ребят самый ловкий! У японцев есть сумо, а у нас свои забавы. Приглашаем к участию в старинной русской забаве «Петушки». ИГРА. Петушки Н а площадке чертят круг. В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую сгибает в колене, поддерживает ее за пятку одной рукой. Задача играющих — вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одной ноге. ( Толкают Баба Яга: - Молодцы, ребята! А в мешке волшебном есть для вас еще игра( платок из мешка) . Игра «Волшебный платок» Баба Яга и Скоморох растягивают и держат платок над головой, дети собираются под платком. Пока звучит музыка – дети танцуют, м узыка затихает- дети выбегают из- под платка. Кого накрыли выбывают из игры. Скоморох  К акие ловкие ребята у нас! На наших игрищах Игр разных тыща! В играх рот не разевай Ловкость, смелость проявляй! Помериться силушкой каждый рад А ну баба яга вытаскивай канат. ( Баба Яга достает канат. ) Игра" Перетяни канат" . Скоморох. Ай, да ребята! Ай, да молодцы! Во время нашей прошлой  встречи, и сегодня, вы меня очень порадовали! Баба Яга: Эй, ребята – молодцы, озорные удальцы отгадайте загадки! Загадки Этот праздник- объеденье! Напечем блины с утра. К ним – сметана и варенье И, конечно же, икра! ОТВЕТ масленица Желтый, круглый, ароматный И на вкус такой приятный И с вареньем, и с медком, Со сгущенным молочком! ОТВЕТ блин- Желтый, круглый, ароматный, А на вкус очень приятный И с вареньем, и с медком, Со сгущенным молоком! Б. Яга. Молодцы все загадки отгадали.  Что- то я заигралась, совсем проголодалась – блинчиков хочется. Ой, сейчас посмотрю, что у меня ещё в мешке есть( достаёт сковороду) Игра  «Сковорода» На землю кладутся обручи, дети образуют вокруг каждого обруча круг. Под музыку дети движутся по кругу, когда музыка умолкает, дети  стараются  друг друга перетянуть в обруч  «сковороду»  -   «испечь». Тот кто  «испёкся»  выбывает из игры. Скоморох: Да блинов вы напекли, ну что ж продолжаем наше веселье! Баба яга, что там у тебя в мешке ещё осталось. ( Б. Яга достаёт тачку) ИГРА «ТАЧКА» Командная эстафета, где требуется разбивка на пары. Одному из пары придётся стать тачкой, не той тачкой, о которой вы смотрите мультики, а грузовым транспортом с одним колёсиком и двумя ручками. На таком транспорте в старину груз перевозили. Роль колёсика будут  играть руки, а ручек- ноги. По команде игрок-   «тачка»  ложится на землю, делая упор на руках, а  «водитель»  берет своего партнера за ноги, чтобы корпус  «тачки»  был параллелен земле.   «Тачка», двигаясь на руках, должна доехать до поворотного флажка и вернуться назад, где уже готова к движению другая  «тачка». Скоморох:  Баба Яга, играть то хорошо, но нам Масленицу величать нужно, да и Весну встречать. Баба Яга: - Ох, спасибо вам, друзья! Вдоволь наигралась я! Буду теперь старушкой доброй я, И гостеприимной и послушной. Баба   Яга  ОЙ я забыла, у меня в мешке телефон есть, сейчас достану и позвоню весне. ( достаёт из мешка телефон набирает номер телефона Весны и разговаривает с ней. ) Здравствуй весна! Это баба яга. Дети из дет. Сада «Малышок, тебя ждут в гости! ……Ребята, весна велела передать, что очень скоро закончится зима и она обязательно придёт к нам, с вами в игры играть, петь да танцевать. ( Баба Яга прощается и уходит) . Скоморох: Масленицу проводили Т еперь будем весну в гости ждать! Вот и празднику — конец. Кто играл здесь — молодец! Скоморох. Ребята, чтобы весна к нам быстрее пришла, давайте весело танцевать, она услышит и поспешит к нам. «. МБДОУ «МАЛЫШОК» 2018г. Консультация для воспитателей. «Русские народные игры и их значение в воспитании детей дошкольного возраста» « Русская народная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни» П. Ф. Лесгафт В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека.  Наблюдения показывают, что у современного ребенка, слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу. И хотя мы с вами  живем в удивительное время, когда много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте. Люди и дети меняются, но природа детства остается прежней, как и 100- 200 лет назад: дети растут, играют. п ознают мир. Порой поток информации поступает большой и очень  сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как и взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим играм. и м на смену приходят  мультики и игры Запада. В семье, да и в детском саду- изобилие игрушек, которые постоянно покупаются и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребенка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребенком, привить любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые сегодня  не интересуются  своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем, в любой стране чтят и бережно относятся к своей истории и традициям. В России программа дошкольного учреждения содержит раздел      " Введение в русскую традиционную культуру" , предполагающий привитие детям интереса и любви к своему народу. Перед педагогами стоит задача- помочь дошколятам найти пути возвращения традиций  и обычаев своего народа. Одним из приемлемых путей  является русская народная игра. Недаром говорят: “Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети. ” Народные игры играют особую роль в воспитании детей дошкольного возраста, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности.  Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, он наполняет их конкретным содержанием применительно к игровым ситуациям. Познаёт ценности и символы культуры своего народа. Игра учит ребёнка тому, что он может сделать и в чём он слаб. Играя, он улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, испытывает различные решения своих проблем, учится общаться с другими людьми.             Русская народная культура чрезвычайно богата играми: самовыражения скоморохов, гусляров, петушиные бои, кукольный Петрушка, хороводы, кулачные бои, состязания на кнутах, подвижные забавы и есть универсальная форма поведения человека. Поэтому народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей. . Ведь движение- это жизнь Какие же цели и задачи мы ставим, знакомя дошкольников с народными играми? Цель: Приобщать детей к истокам отечественной культуры на основе устного фольклора и русских народных подвижных игр. Наполнить жизнь детей художественно- эстетическим, патриотическим и духовно- нравственным содержанием. Задачи: Развивать интерес детей к устному народному творчеству и подвижным играм. Способствовать развитию творческих задатков детей на традиционном фольклорном материале. Совершенствовать двигательные навыки, умение согласовывать свои действия с другими детьми, соблюдать правила игр. Воспитывать нравственные качества: честность, взаимовыручку, дружелюбие. Обогащать образно- эмоциональную сферу ребёнка, познание разнообразных жизненных явлений через использование подвижных игр и русского народного фольклора. Из истории. Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Дети раннего возраста воспитывались в семьях на прибаутках, потешках, играх- забавах, связанных с первоначальными движениями самого малыша. В жизни более старших детей бытовали народные игры с разнообразным двигательным содержанием, включающие заманчивые для ребят зачины, певалки, считалки. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству, особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу. Весёлые русские народные  игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные игры.            Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в во с питательно- образовательном  процессе. При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы: 1. Возраст играющих. Для детей( малышей) следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в которых участие воспитателя обязательно. Детям еще очень сложно контролировать свои движения и потому пример взрослого для них необходим. 2. Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать. 3. Количество участников игры. Не обязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить детей: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей и так далее. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка. 4. Наличие инвентаря для игр. Для многих игр нужен инвентарь. Он должен быть подготовлен заранее и в достаточном количестве. Игры можно разделить на: 1. Хороводные 2. Сидячие( типа « Колечко») 3. Подражательные( типа « Заинька, выйди в круг») 4. Игры с преследованием( типа « Селезень утку догонял») 5. Игры с выбором( основной участник – в середине, потом после движений, он выбирает следующего) 6. Игры с диалогами( типа « Коршун, что ты делаешь? - ответ) 7. Игры – забавы( типа игры «Я змея, я ползу, хочешь быть моим хвостом? ) Особенности организации народных подвижных игр. Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них. При разучивании новой подвижной игры нужно объяснить чётко её содержание и правила. Отдельные моменты можно и проиграть. После объяснения сразу переходят к ходу игры, уточняет то, что недостаточно дети запомнили Если игра хорошо детям знакома, то воспитатель предоставляет им самим вспомнить правила игры, обращает внимание лишь на важные моменты. . В младших группах при разучивании новой игры роль водящего воспитатель берёт на себя. Правила игры воспитатель должен излагать кратко, ясно, так как дети стремятся начать быстрее играть. При объяснении игры должны применяться средства выразительности: мимика, жесты, интонация, чтобы обратить внимание детей на главное, заинтересовать детей, создать атмосферу радости. Для выбора водящего можно воспользоваться считалкой, а при делении на команды провести жеребьёвку. В процессе игры воспитатель следит за взаимоотношениями детей, выполнением правил. Если во время игры не выполняются правила, нужно приостановить игру и объяснить в чём ошибка Руководя игрой, воспитатель воспитывает нравственные качества ребёнка: формирует у него правильную самооценку своим действиям, взаимоотношениям детей друг с другом, умение придти на выручку, учит преодолевать трудности. Главная задача воспитателя при проведении народных игр научить детей играть активно и самостоятельно.   Чтобы народные игры всегда были интересны детям надо: - никогда не заставлять детей играть, а только приглашать- использовать яркие заставки к игре( зазывалки, загадки, потешки, игрушки) - создавать условия для активности и успехов каждого ребёнка- быть объективным, никогда не сравнивать детей друг с другом- не сердится, если игра не получилась, найти причину неудачи- участвовать в игре на правах партнёра, проявлять высокий непосредственный интерес к ней создавать настроение ожидания следующей встречи с игрой В русских народных играх сохранились особенные черты русского характера. Знакомя детей с русскими народными играми, мы через игровой фольклор расширяем и закрепляем знания детей о русском народном творчестве, традициях, развиваем в них патриотизм. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками, что делает эти игры привлекательными для детей и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение. Все это до сих пор сохраняет свою художественную прелесть и воспитательное значение.   В народных играх имеется огромный потенциал для физического развития ребенка.   Велико значение подвижных народных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечнососудистую систему, способствуют формированию правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям. Несомненна роль народной игры в умственном воспитании детей. С ее помощью они познают окружающий мир, овладевают пространственной терминология. Учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, соблюдать правила игры развивается внимание, мышление, воображение, память. Народные игры способствуют развитию речи ребенка, с их помощью обогащается словарный запас, так как игры часто сопровождаются песнями, стихотворениями считалками. В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений их образность, у них развивается чувство ритма. В настоящее время недостаточное количество времени уделяется взрослыми организации народных игр для детей, поэтому задача педагога сделать этот вид деятельности частью жизни детей. Многие русские народные игры и их варианты доступны детям дошкольного возраста. Их можно с успехом использовать в работе с детьми во время прогулок физминутках, динамических минутах, на занятиях физической культурой. Таким образом,  в вопросах воспитания детей, огромная роль   дошкольного детства является общепризнанной. Сегодня педагоги не должны стоять в стороне от решения судьбы одного из важнейших средств- народной игры. Введение народных игр в современный педагогический процесс может быть реальным и действенным путем возрождения и сохранения традиционных детских игр, а через них и культуры своего народа. Вывод: Игры, основанные на русском народном творчестве, создают хорошее настроение, самочувствие ребенка “заряжают” бодростью, энергией. Появляется интерес к своему здоровью, здоровому образу жизни. Дети полностью удовлетворяют естественную потребность в движении. Повышается уровень заинтересованности родителей в решении данной проблемы. Дети проявляют интерес к традициям русского народа,  русским народным играм, появляется  желание самостоятельно придумывать варианты  действий игр, и их организации. Изменяются взаимоотношения детей, они проявляют большее внимание друг к другу. Русские народные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием. Поэтому для нас, педагогов, важен девиз:  «Ни дня без игры! ». ЗА ГАДКИ Посидите, отдохните Да умом пошевелите. Мои хитрые загадки Кто сумеет разгадать? Тому сушки и баранки Обещаю к чаю дать. Загадки: Носят женщины, старушки, Носят малые девчушк и- К уголочку уголок Сложен красочный. . ( платок) Эту обувь не забыли, Хоть давным- давно носили. Влезут дети на полати, У печи оставят( лапти Не страшны зимой морозы Ни большим, н и м аленьким. Что нам зимушки угрозы- Мы обуем( валенки) .   Без нее в деревне скучно, Вместе с ней поют ча стушки, Пляшут Маша и А нтошка П од веселую( гармошку) . Если маленький моро з- Не хватает он за нос. Как начнет мороз сердиться, Мы наденем( рукавицы) .   Как нужна она в лесу! В ней грибы домой несу, Полюбуйся на картину- Белых целая. . . . ( корзина) . Мне в частушках подыграет, Хоть и не гармошка. За обедом в суп ныряет Расписная( ложка)   Любят девочки- п одружки С маком бублики и( сушки) . МБДОУ «МАЛЫШОК» 2018г. Развлечение «Праздник забытых игр» в старшей группе Цель:  популяризация народных игр среди дошкольников. Задачи: Развитие  интереса у  детей старшего дошкольного возраста к культуре других народов. Приобщение детей к русскому фольклору. Развитие у детей координацию движений,  быстроты реакции, ловкости, смекалки, умение действовать в команде. Воспитание у детей Предварительная работа: Ознакомление детей с подвижными  народными играми; Разучивание считалок, жеребьёвок; Изготовление атрибутов к народным играм. Действующие лица: Скоморох, дети, воспитатель. Оформление зала:  зал украшен цветами, на центральной стене силуэты играющих детей в «Жмурки», с мячами, скакалками. В коридоре перед залом встречают гостей скоморох,   трубит в дудочку, бьет в барабан. Скоморох: Здравствуйте, детишки девчонки и мальчишки. Спасибо, что мимо не прошли к нам на праздник вы зашли. Проходите, не стесняйтесь, удобнее располагайтесь! Какие вы все ладные да нарядные Настюшка- Настюшка златовласая девчушка, А Алёшка- молодец, а Кирюшка- удалец. Начинаем, начинаем! Всех на праздник приглашаем! И девчонок, и мальчишек, И тихонь, и шалунишек! ( Звучит русская народная песня «Светит месяц») . Наш праздник начинается, Скучать сегодня запрещается! Будем шутить, смеяться, танцевать, В русские народные игры играть! Но сначала давайте с вами познакомимся. Я – веселый скоморошка, А зовут меня Тимошка! А вас как зовут? ( Тимошка предлагает детям хором назвать свои имена) . Вот мы с вами и познакомились. Скоморох:   праздник наш не простой, народных игр и развлечений. Весёлые  игры- это детство. В  игры   играли когда были маленькие наши папы и мамы, дедушки и бабушки. Кто же придумал эти  игры.   Народ! Сегодня мы поиграем с вами в  русские народные игры.   Скоморох: А сейчас, детвора, Начинается игра. Дружно за руки беритесь В хоровод все становитесь! Танец- игра «Веселый хоровод» Нам нужно для игры выбрать водящего. - - Как мы узнаем, кто будет водящим? ( С помощью считалки) . СЧИТАЛКА. Шла коза по мостику и виляла хвостиком. Зацепила за перила, прямо в речку угодила. Кто не верит- это он, выходи из круга вон! ( Дети выбирают ведущего. Он становится в центр круга. Держась за руки, играющие двигаются простым шагом в правую сторону, ведущий идет им навстречу, поют текст) Звенит веселый хоровод, Все шире круг у нас, И тот, кто в этот круг войдет, Станцует нам сейчас. Дети останавливаются, хлопают и поют: Тра- ля- ля- ля- ля Ля- ля- ля и т. д. до конца фразы. Ведущий исполняет движения, которые за ним на повтор музыки повторяют все дети. Движения могут быть различными, в зависимости от фантазии ведущего: подскоки, приседание, повороты и т. д. При повторе игры – выбирается новый ведущий. Скоморох: Звенит веселый хоровод, Кружит нас каруселью. Другой игры настал черед, Рады все веселью! Игра «Жмурки». Считалка: Раз, два, три, четыре, пять Б удем в жмурки мы играть. Вдруг сорока прилетела, И тебе водить велела. Дети выбирают « жмурку », завязывают ему глаза, ставят в середину круга, поворачивают вокруг себя несколько раз, затем спрашивают: – Кот, кот, на чем стоишь? – На квашне. – Что в квашне? – Квас. – Лови мышей, а не нас. После этих слов участники игры разбегаются, а « жмурка » их ловит. Тот, кого он поймал, становится « жмуркой ». Скоморох: Сказки любите, ребятки? Отгадайте- ка загадки. Вы, ребятки, не зевайте, Вместе хором отвечайте! Загадки Он гулял по лесу смело, Но лиса героя съела. На прощанье спел бедняжка, Его звали… Чебурашка. ( Колобок) Всё узнает, подглядит, Всем мешает и вредит. Ей лишь крыска дорога, А зовут ее… Яга. ( Шапокляк) Потерял он как- то хвостик, Но его вернули гости. Он ворчлив, как старичок Э тот грустный… Пятачок. ( Ослик Иа) Он играет понемножку Д ля прохожих на гармошке. Музыканта знает всяк, Его имя… Шапокляк. ( Крокодил Гена) Приходили к нему Мышка, Лиса, Зайка, Косолапый Мишка. Он не низок, не высок, Стоит в поле…( Теремок) Скоморох: Отгадали вы загадки. Молодцы, мои ребятки. Становись в кружок опять Б удем в татарскую игру играть! Скоморох:   в России проживают народы разных национальностей. Я знаком с играми разных народов. Могу и вас научить хотите? . Следующая игра татарского народа. Называется «П родаём горшки».   Играющие разделяются на две группы. Дети- горшки, встав на колени или усевшись на корточки, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок- хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор: - Эй, дружок, продай горшок! - Покупай. - Сколько дать тебе рублей? - Три отдай. Водящий три раза( или столько, за сколько согласен продать его хозяин. Но не более трёх рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу( круг обегают три раза) . Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим. Скоморох: А сейчас башкирская игра. З наете ли вы, что башкиры всегда были воинственным народом. Много сказаний и легенд связано с этим народом. Но ещё Башкирия богата своими играми. Представляем одну из  башкирских игр «Липкие пеньки». ( ИГРАЮТ МЛАДШИЕ ДЕТИ) Три – четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенёчки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками. Скоморох:  вот такие игры у разных народов. Все они похожи немного друг на друга, а как же иначе, ведь в них играют дети. А дети во всём мире одинаковы: озорны, любознательны, подвижны. Скоморох: А сейчас, ребята, не зевайте –  Еще одну загадку отгадайте! Много ешь или немножко, Но нужна к обеду…( ложка) . Снова нас зовет игра, Поиграем, детвора! Игра «Где работа – там еда». ( На расставленных по кругу стульях лежат ложки. Играющих больше, чем стульев. Под музыку дети бегут вокруг стульев, с окончанием музыки каждый должен взять со стула ложку. Кто не успел взять ложку и занять стул, – выбывает из игры. ) Скоморох:   ой, хорошо играли! А гости наши немного заскучали,  давайте вместе с ними поиграем( Игра с малышами) Приглашаю всех ребят В «Карусель» поиграть. Становись в кружок дружней, Берись за ленточки скорей! Игра «Карусель». В центре зала стоит ведущий. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему ленточками. Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец ленточки. Сбоку от круга – ребенок с бубном. 1- я часть – дети держаться за ленточки, начинают медленное движение по кругу, произнося слова: Еле- еле, еле- еле З авертелись карусели. ( Идут четким шагом по кругу, «музыкант» ритмично ударяет в бубен) . А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. ( Легко бегут по кругу) . Тише, тише, не бегите, Карусель остановите. ( Дети замедляют бег, останавливаются) . Раз- два, раз- два, Вот и кончилась игра. Скоморох: а сейчас: 1, 2, 3, 4, 5, в « Бабку Ёжку » идём играть. СЧИТАЛКА. «Бабка- Ёжка » Дети образуют круг. В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в обруче, на голове парик, в руках у нее «помело». Вокруг неё дети водят хоровод и поют:   Бабка Ежка- Костяная Ножка С печки упала, Ногу сломала, А потом и говорит: У меня нога болит. После слов «у меня нога болит» Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого- нибудь коснуться «помелом». Все разбегаются. К кому прикоснется — тот выбывает из игры Выбирается другой водящий, когда выбывших станет много. Вариант: пойманный становится бабкой Ёжкой. Скоморох: Веселимся мы, играем, И нисколько не скучаем. Ждет вас новая игра –  «Золотые ворота»! . Русская народная игра «Золотые ворота».   Считалка В начале игры выбирают двух игроков. Они будут «солнцем» и «луной». Эти игроки становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота». Остальные играющие вереницей проходят через ворота. Водящие «солнце» и «луна» говорят скороговорку: Золотые ворота пропускают не всегда: Первый раз прощается, второй раз- запрещается, А на третий раз не пропустим вас! «Ворота» закрываются на последнем слове и ловят того, кто проходил в этот момент через них. Пойманный игрок становится сзади «луны» или «солнца», игра продолжается до тех пор, пока все игроки не будут распределены на две команды. Дальше команды устраивают между собой соревнования в перетягивании( каната или взявшись за руки) Скоморох: Сейчас будем мы, ребята, В интересную игру играть. Силу нашу силушку В сем нам надо показать. ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА Скоморох: уважаемые дети! Спасибо вам за участие на нашем празднике. Пусть девчонки и мальчишки, Вся озорная детвора Сегодня скажут громко- громко, Да здравствует игра! ( произносят хором) . Скоморох: Ребята сегодня вы узнали только несколько  русских народных игр. Но их очень, очень много и мы с вами и дальше будет знакомиться и играть в  русские народные игры. . Скоморох: Дружно с вами мы играли, И нисколько не скучали, А теперь пришла пора Нам проситься детвора. Без меня вы не скучайте, А скучно станет – поиграйте. Зовите меня, скомороха Тимошку, Развеселю я вас немножко! Под музыку дети выходят из зала. МБДОУ «МАЛЫШОК» 2018г. Занятие «Праздник русскои ̆ рубахи » С оставила и провела: воспитатель старшей группы Реутина З. А. . Задачи и цели: 1. Приобщать детей к истокам русской народной культуры: — знакомить с окружающим миром, народным словом, народными подвижными играми, прибаутками, крестьянским бытом; — знакомить детей с различными жанрами устного народного творчества: песнями, п рибаутками, подвижными народными играми; — обогащать духовный мир детей, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа. 2. Формировать творческие способности детей: — с помощью интонации передавать веселый характер, песен,  музыкальных произведений; — совершенствовать двигательные навыки детей, в чувстве ритма, в согласованных действиях. 3. Воспитывать интерес и уважение к  народным традициям и народной культуре через народные подвижные игры, прибаутки, песни Оборудование: гимнастический канат или веревка 10 метров, тоннель, обручи, малые и средние мячи, ленточки, веретено, ведерки, народные костюмы, подковы Предварительная работа: Воспитатель проводит беседу «История русской рубахи» и занятие по изготовлению поделок по мотивам народного прикладного искусства. На занятиях по изобразительной деятельности знакомит детей с элементами оформления рубахи и их значением в русской народной культуре. Посещение музея « Русской избы». Ход игры – праздника В спортивный зал входят одетые в русские рубахи дети. Зал украшен в русском стиле Педагоги одеты тоже в русском стиле. На стене висят русские рубашки. Звучит русская народная музыка «Ой, полным, полна коробочка… ». Торговец Торопись, честной народ, нынче ярмарка идет! Подходи, раскупай товар! Доски расписные, яблоки вкусные, корзиночки плетеные, петушки сладкие! Покупай товар, и красна девица, и добрый молодец, к вам я приехал на ярмарку из Москвы купец! ВОСПИТАТЕЛЬ: Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы Добро пожаловать на праздник русской рубахи. Вот висит под вашим взором В ся покрытая узором Не кафтан и не папаха, А простая русская рубаха! Воспитатель: Добры молодцы, девицы, поглядите друг на друга, чего у вас не хватает? Дети: Поясов Воспитатель: Раньше на Руси ходить неподпоясанным считалось позором. Сейчас мы с вами проведем игру, ищем свои пояса( они спрятаны по залу) Сначала мы разделимся на две команды и выберем цвет своего пояса. Игра «Поясок»( Дети по команде под музыку,  разбегаются по всему залу, собирают пояса, быстро завязывают их поверх рубашек и встают в две команды – по цветы пояса. Команда, первая выполнившая задание, получает большую подкову, вторая малую. ) ВОСПИТАТЕЛЬ: В старину наши предки приветствовали друг друга русским поклоном( дети, построенные в команды кланяются друг другу) . ВОСПИТАТЕЛЬ: Чтобы сшить рубашку, необходимо сначала соткать ткань из пряжи. Это делали пряхи. Они наматывали нить на веретено. ( Показывает пряху) Без веретена — не пряха, Без иглы — не портной! У ленивой пряхи Н ет про себя и рубахи! Чтобы рубаху нам соткать, Надо пряжу намотать! Сейчас мы сыграем в игру «Веретено». Игра «Веретено»( Воспитатель встает на конец веревки, инструктор по физической культуре берет второй ее конец и, бегая вокруг воспитателя, наматывает на него веревку( «веретено») .  Наматывая веревку, инструктор то поднимает ее вверх, то опускает. Игроки в это время перепрыгивают, перешагивают через веревку, подлезают под нее. Кто ошибся, тот выходит из игры. Затем веревка разматывается.   В какой команде останется больше игроков, та побеждает) .  Победители получают большую подковы, проигравшую — малую. ВОСПИТАТЕЛЬ: Человека, несуразно одетого, на Руси называют пугалом огородным. Сыграем в «Пугало»? Игра «Пугало»( По разным углам встают два «пугала»( из разных команд) :  в рукавах у них палки, на голове шапки.  Они стоят в обручах, перед ними корзинки с «картошкой»( средние и малые мячи) .   Задача «пугало» – мешать детям брать «картошку» из корзины. ) ДЕТИ. В поле пугало стоит, И на нас оно глядит, Не боимся мы его З аберем все у него. ( Дети пытаются вытаскивать из корзины «картошку» и переносить ее в ведро. Тот, кого «пугало» коснется, выбывает из игры. Чья команда быстрее перетащит весь «картофель», та и побеждает) Победитель получает большую подкову, побежденный – малую) . ВОСПИТАТЕЛЬ: у меня была рубаха, которая с годами поизносилась – остались одни рукава. Сейчас мы проведем игру «Пролезь в рукава». Ну- ка молодцы, девицы, Полезайте в рукава! Игра «Пролезь в рукава»( Участники каждой команды поочередно пролезают в «рукава», обегают стойку, дотрагиваются до следующего игрока команды и говорят:   «Беги! ») . Команда- победитель получает большую подковы, проигравшая — малую. ) ВОСПИТАТЕЛЬ: А сейчас я приглашаю всех на игры- забавы. Пусть не будет в доме скучно, Мы умельцы на все руки. А ну, народ, скорей вставай К нам на русский разгуляй. Игра «Тян и-  холсты»( Канат длинной 10 м, на котором отмечена середина, яркой ленточкой, лежит в центре зала, равное количество игроков из двух команд берутся за канат, по команде начинают тянуть так, чтобы середина каната оказалась на их половине. ( Игра проводится дв а- три раза) . ВОСПИТАТЕЛЬ: На Руси люди всегда отличались аккуратностью. Вот и вы должны показать это качество — нарядить девочку в русский костюм. Игра « Одень   красну девицу»( Дети одевают девочку в рубашки, сарафаны, кокошники, вешают им на шею бусы, и все встают в круг и танцуют общую плясовую) Командам вручаются призы( большую и малую подковы) . ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети, как нам было весело! Вы доказали, что на Руси есть крепкие телом и духом люди. Ну, скажите вы добры молодцы, красна девицы, вам понравились наши игры? А как назывались наши игры? Какая игра вам больше понравилась, а какая меньше? Не забывайте наши русские народные подвижные игры. Воспитатель: подведем итоги: команда победителей награждается национальным русским угощением – баранкам и- и приглашает команду побежденных на чай. В данной работе использовались материалы из журналов дошкольное воспитание, из интернета. В изготовлении костюмов и материала были привлечены родители.

Оставить комментарий: