a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Сообщение из опыта работы. Формирование у дошкольников компетентности в области физического развития и здоровья.

Автор: Крайнова Татьяна Николаевна Опубликовано: 2018-09-30 17:36:39

Сообщение из опыта работы Формирование у дошкольников компетентности в области физического развития и здоровья. Выполнила Крайнова Татьяна Николаевна Воспитатель МБДОУ ДС № 28 г. Кузнецка Пензенской области Быть здоровым- естественное желание каждого человека, так как оно является одним из важнейших компонентов человеческого счастья и одним из неотъемлемых прав человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском дошкольном возрасте. В образовательных программах дошкольных учреждений все больше уделяется внимания разделам, которые  посвящены изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Не исключая этих подходов, мы считаем, что главное- помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье. Использование дидактических игр помогает в формировании знаний в области физической культуры у детей дошкольного возраста при соблюдении следующих принципов: подборке определенных дидактических игр для формирования у дошкольников знаний в области физической культуры; целенаправленное применение системы дидактических игр, ориентированных на формирование у дошкольников знаний в области физической культуры. Игра всегда широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей, ей приписывают самые разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные. В игровой деятельности происходит существенная перестройка поведения ребёнка, оно становится произвольным. " Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить" . ( М. Горький) . Играя, ребёнок воспроизводит в активной, наглядно- действенной форме сцены из жизни окружающих взрослых, их труд, их отношение друг к другу и к своим обязанностям и таким образом получает возможность полнее осознавать окружающую действительность, глубже пережить изображаемые события, правильнее их оценить. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно- образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игры, но облекают её в занимательную для детей форму. Ребёнка привлекает в игре возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребёнок овладел знаниями и умениями, которые диктуются её обучающей задачей. Это побуждает ребёнка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему- то научиться в лёгкой, непринуждённой форме. Такое непреднамеренное обучение получило название автодидактизма. Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убеждён, что задача первоначального образования состоит не в учении, а в организации игры. Он разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно- образовательной работы с детьми в детском саду. Дидактической игре присущи две функции в процессе обучения. первая функция—совершенствование и закрепление знаний. При этом ребёнок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации. вторая функция дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания. Образовательная область «Здоровье» направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; воспитание культурно- гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную форму. Обучающая задача воплощается в соответствующем содержании и реализуется с помощью с помощью игровых действий, которые выполняют дети. Ребёнка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребёнок овладел знаниями и умениями, которые диктуются обучающей задачей. Следовательно, дидактическая игра поможет ему чему- то научиться в лёгкой форме. Оценивая дидактическую игру и её роль в системе обучения, А. П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приёмы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребёнка, вносят занимательность». А психолог А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей» Дидактические игры способствуют созданию условий для самоорганизации детей. Роль педагога состоит в том, чтобы связать воедино все структурные компоненты игры, наилучшим образом использовать её потенциальные возможности. Ведь младшие дошкольники ещё не в состоянии самостоятельно вести игру, а старшие и могли бы со многим справиться сами, но не всегда хотят выполнять все требования. Важным преимуществом разработанных и внедряемых сейчас игровых форм обучения перед традиционными формами является то, что в играх их участники имеют возможность проследить и «прожить» конкретное содержание различных ситуаций. Игровое обучение активизирует усвоение нового значимого материала, как в виде индивидуального действия, так и в виде коллективных взаимодействий. На наш взгляд, одной из эффективных форм является обучение  деятельности посредством дидактических игр. В играх осуществление деятельности основывается на рефлексиии поисковых действиях в отношении их сюжетного содержания. Наличие в играх рефлексивного, поискового и мыслительного компонентов позволяет говорить о возможности формирования в условиях игрового обучения исследовательского и творческого отношения  к своему организму. Игровой метод обучения должен подчиняться потребностям и мотивам в обучении здорового образа жизни( ЗОЖ) . Существенным моментом игрового обучения детей является воспроизведение ими в воображаемой ситуации своих действий и взаимоотношений. Такое обучение предполагает преодоление некоторых сложившихся способов действий и овладение новыми. Обучающие игры являются эффективным методом воспитания знаний дошкольников в области физической культуры. Включение таких игр в воспитательный  процесс способствует активному формированию у ребёнка творческого типа личности. Дидактические игры в формировании культурно–гигиенических навыков дошкольников Например, дидактическая  игра «Правила гигиены и режим дня». Дидактическая задача: закрепить знание правил личной гигиены. Содержание: все дети становятся в круг; ведущий по очереди бросает мяч каждому ребёнку, определяя им задание: - Что мы делаем утром, когда просыпаемся? Делаем зарядку, умываемся, завтракаем. - Что мы делаем перед едой? Моем руки. . . и т. д. В построении игр можно выделить несколько типичных ситуаций: дети индивидуально, независимо друг от друга, выполняют игровое задание; дети, выполняя игровое задание, вступают в контакт друг с другом: правильное решение задачи одним играющим влияет на успехи других, такие игры создают условия для практического освоения норм взаимоотношений между людьми; наиболее сложные игры с двумя формами взаимодействия – внутри группы и между группами; они воспитывают чувство ответственности, взаимовыручку. Роль   дидактических игр в формировании знаний по физической культуре. Эти игры могут применяться на занятиях по физической культуре, с целью закрепления знаний ЗОЖ с параллельным овладением двигательными умениями и навыками. Во время спортивного досуга; на экскурсиях; наконец, ребенок может сам организовывать наиболее понравившиеся ему игры в кругу своих друзей и близких. Через игры дети знакомятся с многообразием движений, их назначением; учатся дифференцировать движения по видам и способам выполнения; соотносить, сравнивать выполняемое движение с имеющимися мерками — двигательными эталонами; упражняются в применении движений в новой необычной обстановке. С помощью дидактической игры организуются дополнительное восприятие, различение движений, узнавание их не только по внешнему действию, но и по словесному описанию. Таким образом, дети учатся делать первичные обобщения, группировать движения по определенным свойствам. Дидактические игры рекомендуются для использования на занятиях по физкультуре и в самостоятельной двигательной деятельности детей пяти- семи лет. Длительность игр 7—10 минут, количество игроков 6—10 человек. Например, дидактическая игра «Кто больше знает способов ходьбы( бега, прыжков) ? » Цель: закрепить название видов и способов ходьбы, бега, прыжков. Правила игры: точно называть и правильно показывать движения, нельзя повторять движения, названные другими. Дидактические игры в области коммуникации и познания. Для того, чтобы поведение ребенка было произвольным и направлено на охрану и укрепление собственного здоровья необходимы представления и понятия о значимости различных органов и систем в жизнедеятельности человека, о их функционировании и влиянии различных факторов на их работу. Следует выделить те правила, соблюдение которых обеспечит произвольность поведения, направленное на охрану и укрепление собственного здоровья. Важно для каждого возраста определить необходимое содержание, объем знаний, формы, методы и приемы, чтобы конкретные представления были связаны с опытом поведения. Для каждого возраста были определены познавательные занятия по определенным темам: о значении данного органа в жизнедеятельности человека; об особенностях строения и функционирования органа или системы; о возможных нарушениях в работе органов и систем, их последствиях; о влиянии движений разного характера на деятельность организма; о факторах, оказывающих положительное и отрицательное влияние на функционирование органов; о целесообразном выполнени и жизненно- необходимых движений. Приобретенные знания служат базой, руководством к действию для охраны и укрепления собственного здоровья. В формировании здоровье сберегающего поведения можно выделить три стадии: первая стадия характеризуется пониманием и знанием определенных действий для обеспечения нормального функционирования органов и систем; вторая стадия – знанием и умением выполнять действия для выполнения определенных правил; третья стадия определяет наличие и знаний, и умений, и привычного поведения. Поэтому разработанная диагностика позволяет оценить, на какой стадии формирования находится тот или иной ребенок и подобрать нужное содержание, формы работы для дальнейшего развития. Дидактические игры содержат определенные  умственные задачи. Это и разрезные картинки, различные настольно печатные игры и словесные игры. Эти игры помогают нам тренировать мыслительные способности детей, умение использовать приобретенные знания в новых ситуациях, развивают память и внимание. Это подгрупповые игры( 2- 6 детей) совместно с педагогом. Они помогают развивать в ребенке общительность, умение построить взаимоотношения, подчиняться правилам. Хочется отметить, что в последние годы собственное «Я» затеняет общественное «Мы», а игра выдвигает на первое место общение в социуме. Игра всегда доставляет детям большую радость, потому что в игре ребенок раскрепощается, все дети, независимо от их  темперамента становятся активными участниками. Очень часто дети «несут» игры в семью, где все члены семьи становятся активными участниками игры. В свою очередь педагоги нашего детского  сада на родительских собраниях учат родителей играть с ребенком, дают практический материал дидактических игр в соответствии с нашим календарным планом. В информационных уголках для родителей  выставляется наглядный материал по дидактическим играм. Это помогает родителям лучше понимать ребенка, продуктивнее общаться, происходит сбл ижение взрослых и детей в семье. Игры с разрезными картинками воспитывают в ребенке выдержку, терпение, упорство в достижении цели, а это очень важные нравственные качества развивающейся личности ребенка. Цель: воспитать физически и нравственно здорового человека; побуждать стремится творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и бытия. Задачи: формирование осознанного ведения здорового образа жизни; развитие самостоятельной активной деятельности по применению знаний об организме( гигиеническое поведение, безопасность жизни, физическое воспитание) ; обеспечение психического и физического саморазвития; формирование у ребёнка положительного отношения к своему физическому" Я" ; изменение внутренних позицией личности по отношению к людям с ограничением жизнедеятельности. В дидактической игре дети овладевают специфическими способами игровой деятельности – игровыми действиями, игровыми отношениями, игровыми ролями, позволяющими самостоятельно реализовывать свои представления об окружающем предметном мире, деятельности и отношениях людей. Игровые ситуации, которые имеются в каждой дидактической игре, служат примером создания воображаемых ситуаций самими детьми. Постоянно находясь в игровой среде, созданной взрослым, дети обычно стремятся продлить удовольствие, организуя самостоятельные дидактическо- сюжетные игры. В дошкольном учреждении уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно- гигиенических навыков. Во всех возрастных группах эта задача осуществляется в соответствии с программными требованиями. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения. Этому способствует использование наглядных алгоритмов( пиктограмм) . Педагоги активно включают в свою деятельность цикл занятий «Познай себя», на которых параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы; формируются навыки самомассажа, дети учатся делать гимнастику для глаз. Все это можно делать в процессе сюжетно- дидактических игр. В содержание  совместной организованной деятельности необходимо включать элементы ОБЖ. Предлагаем детям ситуации( пожар, ДТП, погодные условия) в результате которых, может быть причинен вред организму. Знакомим и учим воспитанников оказывать первую помощь, обсуждаем, как нужно вести себя, в подобных ситуациях. Особое внимание обращаем на доступность материала, предлагаемого дошкольникам, на используемые термины. На основе овладения этими знаниями складываются предпосылки для понимания правил поведения, определяющих необходимость их выполнения. В игровой форме дети усваивают первые этические нормы, «открывают», что за каждым культурно- гигиеническим навыком стоит определённое правило поведения, которое продиктовано нравственными нормами человеческого общества. С младшего возраста у детей в группе, как правило, есть дидактическая развивающая кукла «Незнайка» или какая- то другая, которая сопровождает их на протяжении почти всего дошкольного дет ства и помогает усвоить здоровье сберегающие правила. Она помогает нам придумывать разнообразные увлекательные и полезные игры, например: «Что забыл сделать? ». Детям Незнайка рассказывает или показывает несколько последовательных действий в хорошо известных ситуациях или процессах и просит назвать пропущенное действие. Проснулся—оделся—позавтракал—пошёл в детский сад. Что забыл сделать Незнайка? Не сказал: «Доброе утро! », не умылся, не почистил зубы, не убрал за собой посуду. На первом этапе работы по валеологическому воспитанию наша задача- помочь детям осознать себя как человека. Ребёнок должен понять, чем люди отличаются от животных и чем он, отличается от других людей. Темы первых занятий: «Кто я? », «Как меня зовут», «Мы – семья», «Люди взрослые, и люди маленькие», «Я расту». Как известно на здоровье человека большое влияние оказывает умение управлять своим настроением, эмоциями. Чтобы сформировать навыки саморегуляции поведения, предлагаем применять социально- поведенческие тренинги, тренинги эмоций аутотренинги. Большое внимание в  детском саду уделяется воспитанию внутренней позиции личности по отношению к людям с ограничениями жизнедеятельности. Путём экспериментирования детям предлагается попробовать понять как плохо человеку, который не видит, не слышит и т. д. Формы, методы и приемы работы самые разнообразные. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия- беседы разнообразные развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, валеологические тесты и задачи, вид ео и ау диозаписи, обязательной частью которых являются дидактические игры. Мы провели диагностику культурно- гигиенических навыков двух подгрупп детей по теме: «Ознакомление с организмом человека». В режиме дня логопедического детского сада есть такие моменты, когда половину группы детей берет логопед на занятия. В это время с подгруппой детей проводила дидактическую игру по теме запланированного занятия. ( В данном случае,   по ознакомлению с организмом) . Таким образом, дети разделились на две подгруппы: первая подгруппа детей, обучающаяся без использования дидактических игр; вторая подгруппа детей, обучающаяся с использованием дидактических игр. Проведённая диагностика позволила оценить, как влияет дидактическая игра на усвоение знаний по физической культуре. Она показала насколько эффективно проходит усвоения материала  при использовании дидактических игр. Основным результатом работы по изучению роли дидактической игры в физическом воспитании детей дошкольного возраста является то, что к концу года воспитанники подготовительной группы способны широко осознавать понятие «здоровье», как красоту, успешность, а так же, что здоровье в значительной степени зависит от самого человека и находится в его руках. В заключении хочется сказать, что чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни. Таким образом, обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания. Физическое воспитание, в свою очередь, неотъемлемая часть воспитания личности ребенка, которая обуславливает отличную адаптацию и подготовку к учебному процессу в школе. Первоначально дошкольники приучаются действовать в соответствии с правилами в специально созданных взрослым условиях, в конкретном случае и поведение носит ситуативный характер. Затем эти действия закрепляются и используются в дидактической игровой деятельности. Постепенно здоровьесберегающее поведение при четко организованном укладе жизни входит в привычку и становится обычным в повседневной обстановке, важным становится владение приемами эмоциональной коррекции в играх со сверстниками, а в этом большая заслуга дидактической игры. Свою работу я хочу закончить словами нашего отечественного педагога и врача Ефима Ароновича Аркина: «Игра— ед инственная форма деятельности ребёнка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда не предъявляет она требований ему, которых он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость—залог здоровья»

Оставить комментарий: