a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Художественно-эстетическое развитие дошкольников через использование средств коммуникации.

Автор: Городскова Елена Сергеевна Опубликовано: 2018-10-05 09:10:58

Документы для скачивания

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №2 Г. СПАССКА Доклад к педагогическому совету на тему: «Художественно- эстетическое развитие дошкольников через использование средств коммуникации». г. С пасск Подготовила: воспитатель МБДОУ д/ с № 2 г. С пасска Городскова Е. С. Художественно- эстетическое развитие дошкольников по ФГОС Этапы и условия Художественно- эстетическое развитие — процесс и результат становления и углубления способностей визуального и эмоционального восприятия красоты внешнего мира, сферы искусства, а также развитие самостоятельной творческой активности в мире прекрасного. Программа для детей- дошкольников включает несколько этапов: - 3–4 года — позитивная эмоциональная реакция на изображение при узнавании знакомых или ценных в понимании ребёнка предметов на картинке. Психоэмоциональный уровень развития, а также степень развития абстрактного мышления и воображения пока не позволяет говорить о восприятии художественного образа. Оценочная мотивация носит простой, житейский, субъективный характер, например, выбрал эту фотографию, потому, что на ней изображена игрушка, а она мне нравится. - 5 лет — ребёнок не только обращает внимание, но и начинает осознанно воспринимать привлекательные эстетические качества произведения искусства. Дети в этом возрасте способны испытывать чувства эмоционального удовлетворения, созерцая цветовую палитру картины, реже они отреагируют на композиционное решение и особенности формы. - 6–7 лет — воспитанники способны преодолеть ограниченность буквального восприятия внешних очевидных признаков изображённых объектов. Уровень развития образного мышления даёт возможность улавливать тонкую внутреннюю характеристику изображённых художественных предметов. Условия, стимулирующие переход ребёнка на новый качественный уровень художественно- эстетического развития: - грамотное обустройство материально- культурной пространственной среды, она должна включать объекты, привлекательные для созерцания и изучения; высокий уровень профессиональной компетентности и личностных качеств педагогического коллектива, осуществляющего эстетическое воспитание детей; - интерес и внимание к творческим экспериментам ребёнка, желание заметить и услышать его мысли и переживания; - продуманная целенаправленная педагогическая деятельность по организации эстетического восприятия воспитанников. Воспитание преобразует развитие в направленный и управляемый процесс, по мнению Л. С. Выготского смысл эстетического воспитания в том, чтобы «вести за собой развитие». Цель такого воспитания в педагогическом определении- Формирование и совершенствование эстетического вкуса, воспитание чувства прекрасного. - Становление и развитие в личности ребёнка способности любить и ценить красоту окружающего мира, наслаждаться созерцанием прекрасного в сфере искусства и в обыденной жизни. - Выработка глубокого понимания и грамотной оценки объектов искусства. - Актуализация созидательных способностей личности и их воплощение в активной самостоятельной творческой деятельности по созданию прекрасного в жизни. - Формирование морально- этических общечеловеческих норм и ценностей, достижение высокого уровня общей эрудированности, расширение сферы эстетических интересов. - Осознанная творческая работа способствует развитию культуры мышления и речи, волевых качеств личности, навыков самоорганизации, внутреннего контроля и дисциплины. В процессе театрализованной деятельности раскрывается творческий потенциал каждого ребенка, а родителей завораживает разнообразие персонажей, непринужденность в общении детей со сверстниками и взрослыми Педагогика определяет художественно- эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве. Задачи и принципы Задачи художественно- эстетического развития уточняются в соответствии с особенностями возрастной психологи детей и делятся на четыре группы: · Развитие эмоциональной сферы эстетических чувств, личных приоритетов и интересов — формирование собственной коллекции художественных образов, благодаря чему внутренняя жизнь личности ребёнка приобретёт насыщенность и содержательность. · Знания и суждения — накопление базового арсенала эстетических знаний и внутреннего личного опыта чувственных переживаний, без которого невозможно пробуждение живого личного интереса к миру эстетических явлений. Для реализации этой задачи воспитанников вводят в мир эталонов сенсорного восприятия, красоты, эстетических категорий, эмоционального поведения и т. д. · Становление на основе приобретённых знаний и опыта социально- психологических качеств личности, позволяющих испытывать чувство эмоционального удовлетворения от восприятия эстетических объектов и явлений. При этом необходимо развить у ребёнка умение анализировать, критически и аргументированно оценивать любое произведение. · Воспитание и развитие способностей к созидательной деятельности в области искусства — проявление и совершенствование художественных, музыкальных, пластических сторон творческих наклонностей. Принципы педагогической работы по художественно- эстетическому развитию. - Индивидуальный подход, основанный на уважении и внимании к психологическим и интеллектуальным особенностям воспитанников. Создание индивидуальных условий для развития предполагает разработку оптимальной траектории педагогической стратегии для каждого ребёнка с учётом его природных способностей и наклонностей. - Единство воспитательного и образовательного процесса. Этот принцип носит магистральный развивающий характер и обеспечивает целостность этического, эстетического и интеллектуального развития личности ребёнка. - Глубокая внутренняя связь детского творчества с реальной жизнью — определяет многообразие содержания, техник и методов организации и реализации художественной практики. - Интеграция различных видов искусства — способствует более глубокому и целостному познанию и пониманию явлений и объектов окружающего мира, разностороннему восприятию и гармоничному воплощению детского воображения и фантазии в музыкальной, речевой, театрально- сценической или изобразительной деятельности ребёнка. - Принцип народности и культуросообразности — помогает дошкольникам понять глубинные генетические связи между культурной картиной мира и традиционным самосознанием народа. Кроме того, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир воспитанников новыми познавательными фактами из жизни других стран и континентов, прививает навыки уважительного отношения к своеобразию и оригинальности жизнедеятельности и художественного творчества других народов. - Преемственность в художественно- эстетическом образовании и воспитании дошкольником и младших школьников. Уже изначально от своей природы дети — творцы и задача педагога — помочь каждому ребёнку раскрыть имеющийся у него творческий потенциал, его индивидуальные творческие способности. Виды и формы. Виды художественно- эстетического развития: - Эстетическое общение — пробудит любознательность у детей, поможет им поверить в себя и ощутить вкус творческой активности, кроме того, разовьёт интерес к самопознанию, подготовит к осознанию смысла своего существования. Общение на темы возвышенного и прекрасного проявит в ребёнке желание нести добро и красоту в мир, дарить любовь и свет окружающим людям. - Конта кт с пр иродой — сформирует культуру дружеского стиля взаимоотношения с миром природы, поможет тоньше чувствовать и понимать богатство и уникальность окружающего мира, посеет семена чуткости в душе ребёнка. - Самостоятельная деятельность( музыка, поэзия, рисование, театр, ремесленное творчество) – теоретическое и практическое погружение в мир искусства научит ценить и понимать его, испытывать эстетическое наслаждение от общения с различными видами и жанрами искусства, сформирует художественные представления и ориентиры. - Органи зация предметно- пространственной среды — эстетически привлекательные вещи и предметы формируют вкус, создают настроение и атмосферу, стимулируют художественно- эстетическую работоспособность детей. - Проведение праздников и организация игр — воплощение эстетической идеи в интеграционном сплаве музыки, слова, декораций и пластики. Праздник позволяет объединить эстетическую и интеллектуальную сферы развития, усилить эмоциональный эффект художественного воздействия. - Радость рукотворного созидательного труда в саду или на клумбе. - Спортивные игры, формирование физической культуры тела. Формы организации эстетического развития: Игровая деятельность — средство интеграции творческой деятельности ребёнка со всеми видами искусства. Учебные занятия — обучение рисованию, музыке, конструированию, лепке, аппликации. Выставка детских работ — позволяет продемонстрировать динамику, а также является мониторингом результатов образовательной работы. Экскурсии — организация наблюдения и изучения различных объектов в природных условиях или в музеях. Праздники—детские конце рты, конкурсы, театральные тематические и литературные постановки и вечера, игры- развлечения, прогулки- сюрпризы, музыкальные сказки. Эстетическое развитие ребёнка в детском саду — это ежедневный труд во всех видах творческой деятельности малыша, таких как лепка, рисование, пение, конструирование. Помимо совершенствования природных способностей в области различных видов художественной деятельности, перед ребёнком открываются перспективы всестороннего развития личностных качеств, расширяется круг его познаний о мире и природе, облагораживаются мысли и чувства. Стоит помнить, что, так же как и этические, эстетические чувства не являются врождёнными, а требуют внимания и воспитания со стороны взрослых, окружающих ребёнка. Формирование коммуникативности  - важное условие нормального псих ологического развития ребенка, а так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника. Коммуникативные умения – освоенный человеком способ установления взаимоотношений между людьми, к ним относятся умение входить в контакт с незнакомым человеком, понимать его личные качества и намерения, предвидеть результаты его поведения и в соответствии с этим строить своё поведение           Компоненты: 1. Предмет общения – другой человек, партнёр по общению как субъект.           2. Потребность в общении состоит  в  стремлении человека к познанию и  оценке других людей, а через них с их помощью- к самопознанию и самооценке.           3. Коммуникативные мотивы- то, ради чего предпринимается общение. Мотивы общения должны воплощаться  в тех качествах самого человека и  других людей, ради познания и оценки которых  данный индивид вступает во взаимодействие  с  кем- то из окружающих.           4. Действия общения- единица коммуникативной деятельности, целостный акт адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения- инициативные акты и основные действия.           5. Задачи общения- цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Мотивы и задачи общения могут не совпадать между собой.           6. Средства общения- это операции, с помощью которых осуществляются и действия общения.             7. Продукты общения – образования  материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения. Коммуникативная игра это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга. Цель коммуникативных игр: - развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению; - развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения; - развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки. Классификация коммуникативных игр. - Игры успокаивающие - Игры, повышающие самооценку- Игры на доверие - Игры, построенные на тактильных ощущениях. - Игры знакомства детей друг с другом, создание положительных эмоций, развитие эмпатии.  - Игры для снятия напряжения. - Игры на развитие внимания. - Игры, вызывающие чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров и т. д. Таким образом, рассмотренные направления работы, методы и приемы способствуют формированию способов невербального выражения эмоций и чувств, а также закреплению навыков межличностного взаимодействия и формированию коммуникативно- речевых умений и коммуникативных способностей Условия для развития навыков общения. Психологическая и педагогическая среды, возникающие в детском саду, позволяют создать благоприятные условия для развития и коррекции общительных навыков детей дошкольного возраста. Но успешное общение дошкольников может быть достигнуто только посредством целенаправленных регулярных усилий. Работа включает в себя следующие аспекты: необходимо расценивать формирование коммуникационных способностей как приоритетное направление психолого- педагогической деятельности. Важно интегрировать психологические упражнения и игры в процесс занятий. Необходимо просвещать педагогов и психологов по темам: особенности возраста дошкольников, методы решения конфликтов, возникающих в пределах детского сада, эффективные методы организации коммуникаций детей между собой, принципы общения детских групп; необходимо проводить систему занятий, развивающих и корректирующих коммуникационные навыки детей. Эти занятия должны организовываться психологом. Для того, чтобы определить, насколько хорошо сформирована коммуникативная компетентность у дошкольников старшего возраста, нужно обратить внимание на следующие особенности: уровень владения анализом ситуаций общения, методами постановки целей и планирования общения; уровень владения речевыми высказываниями и слушанию других людей; способность использовать различные выразительные средства речи; развитость навыков выстраивания и поддержания межличностных отношений; способность правильно понимать получаемую информацию от другого человека; объективная оценка собственных отношений с другими сверстниками. Общение дошкольников- средства коммуникации. Одним из важных направлений работы педагога с дошкольниками является знакомство их со средствами выражения эмоций, такими как жесты, мимика и позы. Необходимо учить детей использовать эти невербальные средства для выражения собственных переживаний и чувств. Также дети должны научиться воспринимать подобные невербальные сигналы, исходящие от других людей и понимать, какие эмоции за ними стоят. Коммуникативная компетентность развивается постепенно. Она зависит во многом от индивидуальных и возрастных особенностей дошкольника, социальными условиями его жизни, окружающей предметной среды, от правильной организации процесса обучения в детском саду, от окружающего пространства, в котором происходит общение дошкольников. Все это также влияет и на развитие речевой культуры ребенка. Основные приемы формирования коммуникативной компетентности. Наиболее часто используемые приемы формирования компетентности в сфере коммуникаций – это включать в занятия диалоговые упражнения, игры, рефлексивные приемы. Педагог должен всесторонне поддерживать личность каждого дошкольника и помогать ему саморазвиваться. Если педагог хорошо понимает, в чем заключается сущность ориентированного на личность подхода, то это поможет ему правильно планировать и осуществлять воспитательные мероприятия. Для того, чтобы дети правильно развивались в сфере коммуникации со сверстниками, важно следить за состоянием психологического климата в группе. Не менее важен такой климат и в семьях детей. Сегодня уже стало очевидным, что родительские собрания не приносят должного эффекта, если их проводить по старой классической схеме. Нужно понимать, что именно родители являются клиентами предоставляемых образовательных услуг, поэтому имеют полное право активно участвовать в образовательном процессе, принимать самостоятельные решения сообща во время собраний. Это является причиной, почему необходимо изменить не только содержание проводимых родительских собраний, но и их форму. Родители должны чувствовать, что с их мнением считаются. Отношения со взрослыми. Сформированность коммуникативной компетентности во многом зависит от того, какие отношения у ребенка со значимыми для него взрослыми. Помимо этого на общение дошкольников с другими людьми влияют и индивидуальные свойства личности дошкольника. Часто отсутствие гармонии во взаимоотношениях внутри семьи негативно сказывается на коммуникативных навыках ребенка. Также этому могут мешать его психические или физиологические особенности. Даже незначительные поражения ЦНС, которые были получены в результате неблагополучного хода беременности или во время родов. Подобные проявления можно свести к минимуму уже к 7- 8 годам, но только при правильном воспитании ребенка. Коммуникация во время деятельности. Старшие дошкольники развивают свою способность к выстраиваниям отношений во время таких видов деятельности, как образовательная и самостоятельная практическая деятельность. Важно таким образом выстраивать учебный процесс, чтобы он включал в себя различные формы работы. Например можно прочитывать отрывок из интересного произведения и вместе с детьми его обсуждать. Также можно вместе разучивать скороговорки и стихотворения. Полезно использовать театральные игры, сюжетно- ролевые игры. Для позднего дошкольного периода полезно применение проблемных ситуаций и осуществление проектной деятельности. Залог успеха заключается также и в том, чтобы умело сочетать различные формы деятельности во время образовательного процесса. К семилетнему возрасту обычно дети уже способны адекватно подбирать для выражения мыслей и эмоций различные невербальные средства: жесты, позу, мимику и действия. Также дети уже должны уметь совместно планировать игру, развертывать сюжет игры и организовывать обстановку во время игры. Детям в этом возрасте должно быть несложно строить деловой диалог без вмешательства взрослых. Таким образом, формируя коммуникативную компетентность дошкольников нужно учить их излагать свои мысли, слушать чужую речь и правильно выходить из конфликтных ситуаций.

Оставить комментарий: