a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Опыт работы: « Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».

Автор: Алькина Светлана Алексеевна Опубликовано: 2018-10-21 14:36:29

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 28 города Кузнецка Опыт работы Тема: « Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности ». Воспитатель МБДОУ ДС № 28 Алькина С. А. г. Кузнецк 2014 г. Диалог – это не просто композиционная форма речи, но и вид речевого общения, в котором проявляются и существуют межличностные отношения, очень важные в личностном развитии ребенка. В детском саду развитие диалога определено программными задачами. Но, не смотря на работу, которую проводят педагоги по речевому развитию дошкольников, существуют определенные проблемы в данном разделе работы. Самыми важны ми проблем ами по развитию диалогического общения является семейное общение: - родители не умеют общаться с детьми; - у родителей не хватает времени на общение; - присутствует жаргонная лексика. Театрализованная игра является самым доступным для ребенка по овладению диалогической речи, так как игра- ведущий вид деятельности, ребенок в игре познает мир. Театрализация дает возможность раскрепоститься, ликвидировать стеснение, развивает память с помощью драматизации литературных произведений. Словом дает возможность побыть АРТИСТОМ. В данной работ е рассматриваются вопросы по развитию речи у младших дошкольников через театрализованную игру. Тема адресована всем любителям театра, конечно педагогам и родителям. СОДЕРЖАНИЕ 1. АННОТАЦИЯ 2. ВВЕДЕНИЕ 3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4. ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ МАЛЕНЬКОГО АКТЕРА 5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ АННОТАЦИЯ Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуника тивная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование( повторение) в бытовом разговоре и может достигать высот философско- мировоззренческой беседы. ВВЕДЕНИЕ А. Г. Арушанова выделяет необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи и недопустимость сведения задач обучения диалогу только к освоению вопросно- ответной формы. Полноценный диалог, считает исследователь, немыслим без установления диалогических отношений, которые должны пронизывать как общение ребёнка со взрослым, так и взаимодействие со сверстниками как сферы подлинной детской коммуникационной деятельности. Диалог сверстников представляет особое значение в речевом развитии дошкольников. В этом аспекте дошкольники по- настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными. Здесь они учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Игра, как известно, ведущий вид деятельности ребенка- дошкольника. Через игру ребенок познает окружающий мир. Учёные называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нём может быть не полной, сокращённой, иногда фрагментарной. Конечно, диалогическому общению нужно обучать и не как принято в более старшем возрасте, а начиная уже с младшего дошкольного возраста и конечно в этом поможет игра. На современном этапе дошкольники более старших групп не могут вести диалог, поддерживать беседу и вместо красочных распространенных предложений используют односложные ответы на вопросы: «да», «нет». На НОД по любому направлению, дети малоактивны и в основном речевая нагрузка ложится на воспитателя. Считаю, причинами этого является: замкнутость детей, стеснение; дефекты в речи; боязнь сделать ошибку; недостаточное количество времени для беседы с каждым ребенком индивидуально, так как занятия проходят фронтально, а в группах по 20- 25 человек и каждого вызвать на диалог не удается. Чаще всего ответы детей групповые, односложные, п оэтому данную проблему считаю на современном этапе актуальной. Решение этой проблемы есть – в различных видах игр, которые проводятся в утреннее и вечернее врем я- индивидуально, подгруппами и также фронтально( дидактические, подвижные, имитационные, игры- драматизации) . Дети через игру становятся более раскрепощенными, общительными, стеснение исчезает, улучшается речь, развивается память. Но, театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т. д. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное- помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений( сказки, рассказы, специально написанные инсценировки) . Перед тем как начать работать по развитию диалогической речи с помощью театрализованных игр, был и поставлен ы цели: изуч ение проблем ы диалогического общения детей младшего возраста; формирование диалогической речи с помощью театрализованной деятельности. Для того, чтобы методическая разработка осуществилась на практике необходимо создание условий: - создание развивающей предметно- пространственной среды; - желание воспитателя в проведени и театрализованных игр и сотрудничеству с родителями; - желание воспитанников; - наличие времени по режиму дня ДОУ( группы) ; - наличие театрального зала( студии) ; - наличие руководителя по театрализованной деятельности; Самыми важными труднореализуемыми причинами методической разработки на практике являются: - нехватка времени по режиму дня; - отсутствие руководителя театральной студией( залом) ; - отсутствие театральной студии( зала) . Новизной методической разработки является то, что если предложенные способы, желание родителей и организация мини- среды по театрализованной деятельности( мини- театр) будут организованы и дома, развитие речи как монологической, так и диалогической будет проходить более успешно. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. В ней формируется диалогическая, эмоционально- насыщенная речь, развивается творчество. Использование театрально- творческой деятельности в работе с детьми требует от воспитателя развитого профессионального мышления, осмысленной жизненной позиции, которая включает осознание себя, детей и той работы, которой он занимается. Важно, чтобы педагог понимал глубинный смысл своей деятельности и мог сам себе ответить на вопросы: зачем, с какой целью я это делаю? Что я могу дать ребенку? Чему дети могут научить меня? 1.  Занятия театрализованной деятельностью невозможны без искреннего интереса, увлеченности, как со стороны взрослых, так и со стороны воспитанников. 2. Театрализованная игра в первую очередь направлена на развитие ребенка. 3.  Необходимо предоставлять ребенку возможность проявить инициативу, самостоятельность. 4.  Воспитание детей включает и воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения. 5.  Театрально- творческая деятельность( как и любая другая) должна быть направлена не только на переживание положительных эмоций, удовлетворение желаний. Не следует бояться неудачи — эти ситуации прекрасно закаляют характер ребенка, учат переживать свой проигрыш, воспитывают способность уступать другому, что очень важно в нашей жизни. 6.  Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически.     Театрализованная деятельность детей нами организована: – в утренн е е и вечерн ее время; – в виде занятий по разным видам деятельности( музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности и т. д. ) ; – как специальные занятия в рамках Н ОД по развитию речи и чтению художественной литературы. Чтобы работа по развитию диалогической речи проходила более эффективно, ж елательно, чтобы во всех формах театрализованной деятельности участвовали небольшие подгруппы детей, это позволяет осуществлять индивидуальный подход к ребенку. В нашей группе для совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей оборудован музыкально- театральный уголок, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «порепетировать» какую- либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации к спектаклю и др. В зоне театрализованной деятельности есть разнообразный природный и бросовый материал, ткань, костюмы для ряжения, шапочки, маски героев сказок, хвостики и ушки животных для театрализации знакомых сказок. При подготовке к театрализованной деятельности воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Для развития умения внимательно слушать произведение, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев мы используем проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен? » Отвечая на вопросы и объясняя, почему дети думают именно так, они «вынуждены» вспоминать текст и представлять определенный образ. После беседы о прочитанном( или рассказанном) необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Из многообразия средств выразительности рекомендуется: – во второй младшей группе формир уются простейшие образно- выразительные умения( уме ние имитировать характерные движения сказочных животных) ; Имитационным движениям( сказочных животных) обуча ем детей на физкультурных и музыкальных НОД, в свободной деятельности. Передать характер персонажей в движении помогает музыка. При обучении детей средствам речевой выразительности использ уем знакомые и любимые сказки. Работу маленького актера над собой целесообразно осуществлять в виде специальных упражнений, которые после разучивания с педагогом, надо ввести в повседневную жизнь детей в виде игры. ( с м. приложение) ПРИЛОЖЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ МАЛЕНЬКОГО АКТЕРА Упражнения на напряжение мышц: – «рубить» дрова; – нести очень «тяжёлый» чемодан. Упражнения на расслабление мышц: –   «заснуть» на стуле; – сидя на стуле, смахнуть с кистей рук капли воды. – повтори движение. Все дети встают в круг. По очереди дотронуться до плеча соседа. Положить голову на плечо соседу. Погладить соседа. Упражнение на развитие воображения: – передавать друг другу кубик со словами «лягушка».   Упражнения на развитие мышления и памяти: –  «Едем к бабушке в деревню»: Все действия присоединяются по одному, постепенно. Едем к бабушке в деревню чух- чух( руками показывают поезд) Остановка ш- ш- ш Спустились со ступенек, идут по лесенке чоп- чоп( хлопают ладошками по коленям) Далеко до бабушки идти у- у- у( козырек) . Но  надо. Топ- топ( хлопки по коленям) Пришли. Постучали. Тук- тук( стучат) Дверь открыта у- и( скрипят, открывают дверь) Зашли. Топ- топ. ( х лопки по коленям) Бабушка встретила. Целует. Мц- мц. ( Целуют вправо, влево) . – « Переглядки »: Дети стоят в кругу. Ищут взглядом того, кто на них смотрит. Кивают друг другу и меняются местами. Важно: не сбивать друг друга, уступать; терпеливо ждать пока на вас посмотрят; играть в тишине. – «Наши алые цветочки»: Наши алые цветочки( Соединить ладони «Змейка» вверх) Распускают лепесточки. ( р аскрыть ладошки) Ветерок чуть дышит( Дуть на пальцы) Лепестки колышет( Шевелить пальцами) Наши алые цветочки( По одному загибать пальцы) Закрывают лепесточки. Головой качают( 2 кулачка) Тихо засыпают. ( 1 кулачок) Утром рано все цветки Вновь распустят лепестки. Упражнения на развитие интонационной выразительности: – «Мы поставим в печь пирог»; Мы поставим в печь пирог. ( Протянуть руки вперед) . И достанем из печи. ( Убрать руки на себя) . Из труды идет дымок( Круговое движение рукой снизу вверх) . Такой приятный. ( Ладошки кверху) . Там за лесом, ( показать руками крышу) у реки( волнообразное движение рукой) . Пекарь Булочка живет. ( Показать большой живот) . По утрам печет пирог( печь пирожки) он ароматный. ( Вдох. Руки в стороны. ) . Повторить эти слова как медведь( низким голосом, медленно, растопырив лапы) . Сказать как старушки Бабки- ежки. ( Сгорбиться, руки дрожат, голос дрожит, ехидный взгляд) . Сказать как лисичка. ( Показывая лапки, виляя хвостом, двигая плечами, строить хитрые глазки) . Сказать как мышки. ( Тоненьким высоким голоском, движения показывать пальчиками) . – произнести с разной интонацией( приветливо, небрежно, просяще, требовательно и т. д. ) слова: возьми, принеси, помоги, здравствуй и др. Творческие упражнения: –   поиграй с моей игрушкой; Детям раздают игрушки. Кому не хватило – хлопают. Под музыку дети ходят и танцуют игрушками. Музыка закончилась. Дети: «Погуляй с моей игрушкой»- отдают детям у кого нет игрушки. – «По полянкам и по кочкам». Под музыку игрушки прыгают по кочкам; с кочки на кочку; через кочку, вокруг кочки Упражнение на развитие силы голоса: – «Многоэтажный дом». Здравствуй мышка( машут крыльями) Здравствуй птичка( показывают мышиные лапки) У тебя большой дом( машут крыльями) Нет маленький( лапки) Нет большой( машут) Нет маленький( лапки) У тебя подвал есть. ( г оворят тихо) Первый этаж( усиливают звук) Второй( еще сильнее) Третий( громче) Четвертый( еще громче) И т. д. до десятого этажа, усиливая звук. Чердак( очень громко) Затем назад до подвала. ( Постепенно затихают) Подвал( шепотом) Упражнения развитие детской пластики:   – «Жила- была змейка». Жила- была змейка  ( Плавное движение правой рукой снизу вверх) Посмотрела в одну сторону( повернуть кисть вправо) Нет никого. ( п окачать кистью) В другую сторону. ( п овернуть кисть влево) Нет никого. ( покачать кистью) Уползла. ( о пустить руку) Выползла другая змейка. ( Плавное движение левой рукой снизу вверх) Посмотрела в одну сторону. ( п овернуть кисть влево) Нет никого. ( п окачать кистью) В другую сторону. ( п овернуть кисть вправо) Нет никого. ( п окачать кистью) Уползла. ( о пустить руку) Выползли обе змейки. ( Плавные движения двумя руками) Посмотрели в одну сторону( повернуть кисти в разные стороны) Нет никого. ( п окачать кистью) Посмотрели в другую сторону. ( Повернуть кисти в центр) «Здравствуй, змейка, как дела»( змейки открывают ротики – смыкать, размыкать пальцы) «Голова пока цела»( говорит другая рука) «Давай песенку споем? » «Давай! » «Ля- ля- ля»( поют) Поют высоким голосом. А теперь низким. «Что- то ты плохо поешь? » «Это ты»( спорят низким и высоким голосом, открывают ротики) « Нет ты! »  « Нет ты! » «Ты»  «Ты» Кто кого обидел первый? «Ты меня» « Нет ты меня» Кто кого ударил первый? «Ты меня» « Нет ты меня» Вы же раньше так дружили? «Я дружил» «И я дружил» Что же вы не поделили? «Я забыл» «И я забыл» Игры- драматизации: – отгадать лепим снежки; зуб болит; бабушка старенькая хромает; холодно мерзнут ноги. Театрализованные игры: – «Мы большой построим дом». Образуют круг. Мы большой построим дом Заживем все вместе в нем. Дети собираются, двери закрываются. Двери открываются, сказка начинается. Тук- тук- тук( стучат кулачками у правого ушка) Тук- тук- тук( стучат у левого ушка) Кто стучится в гости вдруг? Может к нам пришел зайчишка? Прыг- скок. ( Прыгают как зайчики) Прыг- скок. Может косолапый мишка? Топ- топ, топ- топ. ( Ходят вразвалочку) Может рыжая лиса? Чоп- чоп, чоп- чоп. ( показывают лапки, хвостик) Вот какие чудеса! ( Развести руки в стороны) .

Оставить комментарий: