a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

План самообразования музыкального руководителя на 2016-2017 учебный год

Опубликовано: 2014-11-05 20:13:58

сх

МБДОУ ДС № 10 « Березка»

 

 

 

 

Индивидуальный план

самообразования

 

 

музыкального руководителя

Криворотова Татьяна Николаевна

 

на 2016 — 2017 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ст. Шумилинская.

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная тема по самообразованию:

 

 

«Развитие музыкальных способностей дошкольников»

 

 

Начало работы над темой: Сентябрь 2016 года

 

Окончание работы:  Май 2017 года

 

Цель самообразовательной работы:

-                  обосновать роль музыкального занятия, как одного из наиболее

                    эффективных средств развития музыкальных способностей

                    дошкольников.

 

Задачи самообразовательной работы:

  1. Обосновать необходимость использования различных видов деятельности в процессе развития музыкальных способностей младших дошкольников.
  2. Определить основные психолого-педагогические условия, способствующие большей эффективности музыкального развития школьников на уроках музыки.
  3. Разработать систему творческих заданий, способствующих развитию музыкальных способностей школьников.
  4. Проверить эффективность проведенной работы по развитию музыкальных способностей младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы работы над темой по самообразованию:

 

Диагностический: - постановка проблемы

  • детальное изучение материала

 имеющегося опыта по данной теме и изучение литературы по проблеме

  • анализ затруднений

 

 

Прогностический:   - определение целей и задач работы

                                   над темой

  1. разработка системы мер,

 направленных на решение проблем

  1. прогнозирование результатов

 

 

Практический:     - выступление из опыта  работы на

                                педагогических советах, родительских

                                собраниях, заседаниях творческой

                                группы.

-       посещение семинаров, методических объединений для педагогов города.

-       выступление на заседаниях при заведующей ДОУ, проведение открытых занятий, семинаров-практикумов для педагогов.

Обобщающий:      -анализ работы

-       корректировка гипотезы, оформление

 и описание хода, результатов работы по проблеме.

 

 

Внедренческий:    - использование опыта работы

                                педагогами в других ДОУ в процессе

                                работы с детьми

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время в связи с общей гумманизацией воспитания и образования проблема развития детских способностей приобретает все большее значение, поскольку усилия педагогов и психологов направлены на формирование гармонично развитой личности, максимально реализующей свой потенциал.

Для успешного решения данной проблемы большое значение, в том числе, имеет развитие музыкальных способностей, а также детской активности и самостоятельности. При этом большую роль отводят музыкальному искусству. Приобщение дошкольников к музыке вводит ребенка-дошкольника в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.

Музыкальное воспитание в школе – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребенка.

Музыкальные способности не существуют независимо друг от друга. Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка. Каждая музыкальная способность связана с определенной стороной музыкальной деятельности и не может существовать сама по себе. Б.М. Теплов выделяет три основные способности: 1 – ладовое чувство как эмоциональное переживании различение ладовых функций; 2 – произвольное пользование слуховыми представлениями, отражающими движение мелодии; 3 – ритмическое чувство. Эта способность активного переживания музыки, ощущения эмоциональной выразительности ее ритма.

Успешность данного процесса связана с возможностью проявления себя в музыкальной деятельности. Наиболее благоприятными в этом смысле являются такие виды деятельности, которые просты и доступны детям дошкольного возраста, не требуют специальной подготовки и долгого обучения, опираются на привычную форму игры.

Поэтому мы посчитали актуальным рассмотрение развития музыкальных способностей дошкольников, где используются различные виды деятельности.

Выше сказанное позволило нам выбрать темой нашего исследования «Развитие музыкальных способностей дошкольников »

Объектом нашего исследования является процесс музыкального воспитания дошкольников.

Предметом исследования – развитие музыкальных способностей дошкольников .

Цель исследования – обосновать роль музыкального занятия как одного из наиболее эффективных средств развития музыкальных способностей дошкольников.

Задачи исследования:

  1. Обосновать необходимость использования различных видов деятельности в процессе развития музыкальных способностей  дошкольников.
  2. Определить основные психолого-педагогические условия, способствующие большей эффективности музыкального развития дошкольников на музыкальных занятиях.
  3. Разработать систему творческих заданий, способствующих развитию музыкальных способностей дошкольников.
  4. Проверить эффективность проведенной работы по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Гипотеза исследования состоит в том, что развитие музыкальных способностей дошкольников будет более эффективна, если:

-       будут использоваться различные виды деятельности творческого характера;

-      процесс музыкального развития будет представлять собой последовательность творческих заданий, построенных на их усложнении;

-      основным условием развития музыкальных способностей будет становление и претворение музыкально-игрового образа.

В  работе нами были использованы следующие методы: теоретический и методологический анализ литературы, наблюдение, диагностика, экспериментальная апробация методов работы по развитию музыкальных способностей  дошкольников.

База исследования:  МБДОУ ДС  № 10 «Березка»   ст. Шумилинская.

Глава 1. Психолого – педагогические основы развития музыкальных способностей дошкольников.

 

  1. Способности как психолого-педагогическая категория.

Одной из центральных в музыкально-психологических исследованиях является проблема музыкальности и музыкальных способностей, решение которой может повлиять на практику музыкального воспитания и образования.

Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда. (Рубинштейн, Леонтьев, Выготский). Показательно в этом смысле определение способностей, данное Н.С.Лейтесом: «Способности – это отдельные психические свойства, обусловливающие возможности человека в тех или иных видах деятельности». При прочих равных условиях (уровень подготовленности, навыки, знания, умения, затраченное время, умственные и физические усилия) способный человек получает максимальный результат по сравнению с менее способными людьми. Высокие достижения способного ребенка являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности.

   В.В. Богословский в учебном пособии «Общая психология» утверждает, что при прочих равных условиях способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми. Высокие достижения способного человека являются результатами соответствующего комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности.

   Человеческая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если имеющаяся система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживаются неспособность к данному виду деятельности. Вот почему способность нельзя свести к одному какому-либо свойству (хорошее цветоразличение, чувство пропорции, музыкальный слух и т.п.).

   По мнению В.В. Богословского, способность – синтез свойств человеческой личности, отвечающей требованиям деятельности и обеспечивающие высокие достижения в ней. Так же В.В. Богословский выделяет виды способностей по их направленности, или специализации. В этом плане в психологии обычно различают общие и специальные способности.

   Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлением различных видов деятельности. Общие способности есть следствие как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.

   Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например, литературной, изобразительной, музыкальной, сценической. К специальным способностям следует отнести способности практической деятельности, а именно: конструктивно-технические, организаторские, педагогические и другие способности.

   Таким образом, каждая деятельность предъявляет определенные требования и к общим, и к специальным способностям.

   Проблема способностей рассматривается многими учеными. В учебном пособии Е.И. Рогова «Общая психология» этот вопрос рассматривается следующим образом. Способности – лишь возможность определенного освоения знаний, умений, навыков, а станет ли она действительностью, зависит от различных условий. Так, например, выявившееся у ребенка математические способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок станет великим математиком.

   Однако знания, умения и навыки остаются внешними по отношению к способностям только до тех пор, пока они не освоены. Обнаруживаясь в деятельности по мере их освоения личностью, способности развиваются дальше, формируя в деятельности свою структуру и своеобразие.

   Таким образом, можно сказать, что способности проявляются не в самих знаниях и умениях, навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. От способностей зависит качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений, и также, то, как эта деятельность выполняется.

Б.М. Теплов выделил следующие три основных признака понятия «способность».

   «Во-первых, под способностями понимается индивидуальные психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все равны.

   Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.

   В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

   Рассматривая соотношение способностей и деятельности, следует отметить, что если человек не справляется с требованиями, которые предъявляет к нему деятельность, то это означает полное отсутствие у него способностей. Вполне вероятно, что данному индивиду потребуется больше времени на усвоение знаний, умений и навыков, а его педагогам понадобится приложить гораздо больше усилий для его обучения.

Не всякая деятельность развивает способности личности. Поскольку деятельность индивида не всегда может дать простор для развития способностей, то между нею и способностями существует известное расхождение. Это означает, что в каком-то отношении способности шире выполняемой деятельности, поскольку они содержат в себе потенцию новой деятельности. С другой стороны, реальная деятельность оказывается шире способностей, необходимых для конкретного ее вида. В связи с этим способности можно разделить на актуальные и потенциальные.

   Потенциальные способности не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий. К актуальным, реализованным способностям относят не только те, которые реализуются и развиваются в тех или иных видах деятельности, но и те, которые необходимы в данный момент и реализуются в настоящем конкретном виде деятельности.

В.В. Богословский говорит о том, что природа человеческих способностей до сих пор вызывает достаточно бурные споры среди ученых, и одна из господствующих точек зрения, ведущая свою историю еще от Платона, утверждает, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного фонда.

   Конечным выводом вышеизложенного является положение о том, что у каждого человека можно сформировать любые способности, затрачивая на это различное количество времени и сил.

   Нужно сказать, что кроме двух больших групп способностей, существуют так называемые подгруппы. Это такие способности, как литературные, математические, интеллектуальные и другие.

   Авторы книги «Психология»: И. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан высказывают мнение о двух уровнях развития способностей. Они выделяют репродуктивный уровень и творческий. Человек, находящийся на первом уровне, т.е. репродуктивном, обнаруживает высокую способность овладевать умением вести деятельность и осуществлять ее по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей. На этом уровне происходит овладение деятельностью, усвоение знаний, умений, навыков. На втором уровне развития способностей – творческом, на основе накопленного запаса знаний, умений, навыков ребенок может осуществлять деятельность не только по предложенному образцу, а создает новое, оригинальное.(9, с.116)

   В процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой.

   Соответственно изменяется и структура его способностей. Как известно, даже очень одаренные люди начинали с подражания, а затем только по мере приобретения опыта, проявляли творчество.

   Учеными установлено, что не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, а лишь только по мере приобретения того своеобразия сочетания этих способностей, которые характеризуют данную личность.

   Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой широкой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека. Б.М. Теплов подчеркивал важность выдвижения и разработки рядом зарубежных психологов, и, в первую очередь, В. Штерном, понятие компенсации способностей и свойств.

   Отдельные способности не просто сосуществуют друг с другом. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей. Л.С, Выготский писал: «Каждая наша «способность» работает на самом деле в таком сложном целом, что, взятая сама по себе, она не дает и приблизительного представления о настоящих возможностях ее действия. Человек со слабой памятью тогда, когда мы исследуем в изолированном виде, может показаться запоминающим лучше, чем человек с хорошей памятью, просто в силу того, что память никогда не выступает сама по себе, но всегда в тесном сотрудничестве со вниманием, общей установкой, мышлением – и совокупное действие этих различных способностей может оказаться совершенно независимым от абсолютной величины каждого из слагаемых».

   Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.

   Высокая степень развития способностей называется талантом.

 По мнению В.В, Богословского, талант – это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом.

   Высший уровень развития способностей – гениальность. Однако же, нельзя сказать, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность имеет свой «профиль», какая-то сторона доминирует, какие-то способности проявляются в его творчестве.

  Формирование и развитие способностей человека невозможно без овладения им продуктами человеческой культуры, без усвоения способностей многих поколений, которые зафиксированы в культурном наследии. Овладение достижениями общественного развития, «перевод» их в «свои» способности совершаются через других людей, т.е. в процессе общения, являющимся по своей функции процессом воспитания.

   Кроме того, чтобы овладеть предметами, воплощающими человеческие способности, сложившееся в развитии общественно-исторической практики, индивид должен осуществить активную и адекватную деятельность по отношению. Однако было бы неверно утверждать, что индивид усваивает все содержание человеческой культуры. Достигнутый уровень культурного развития страны, хотя и влияет на развитие способностей, но прямо и непосредственно не определяет их. Более того, развитие способностей определяется не столько продуктами человеческой культуры, сколько деятельностью человека по их присвоению. Способности человека развиваются в деятельности.

   Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: чем больше различных видов деятельности в жизни человека, тем больше развиты его индивидуальные способности.

Говоря о способностях, нельзя оставить без внимания то, что дает «толчок» развитию способностей, то, что является предпосылкой их – задатки.

Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Люди от рождения наделены разными задатками, хотя различия эти не так велики. Различия заключаются в прирожденных особенностях нервно-мозгового аппарата – в анатомо-физиологических, функциональных его особенностях. Исходные природные различия являются не в готовых способностях, аименно в задатках. Между задатками и способностями большая дистанция: весь путь развития личности. Мы согласны с С.А. Рубинштейном, что задатки очень многозначны, они могут развиваться в различных направлениях, это лишь предпосылки развития способностей. При развитии индивида задатки преобразуются и изменяются (9, с.115). Люди имеют различные врожденные задатки, а задатки – это исходные предпосылки способностей. Это означает, что и способности должны быть различными у разных людей. Вот что по этому поводу писал С.А.Рубинштейн: «Не подлежит сомнению, что люди очень значительно различаются не только по своим врожденным задаткам, но и по своим способностям – как по их степени, так и по их характеру. Эти различия в способностях –продукт не врожденных задатков самих по себе, а всего хода развития личности, в которой врожденные задатки включаются как исходные предпосылки» . Хотя задатки и являются исходными предпосылками развития способностей, но способности не могут возникнуть сами по себе из задатков. Для этого необходимо их развитие, которое осуществляется в деятельности (Б.М. Теплов, С.А. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).

При развитии способностей между способностями и умениями возникает тесная связь. С.А.Рубинштейн выделил двусторонность этой связи: с одной стороны, освоение умений, знаний предполагает наличие известных способностей; с другой стороны, само формирование способности к определенной деятельности предполагает освоение связанных с ней умений, знаний.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существенными условиями развития способностей являются задатки, а также умения, знания и техника определенной деятельности.

  1. Музыкальные способности и их классификация.

Способности большинством исследователей определяются как индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной деятельности или мно­гих. Они не сводятся к наличию навыков, умений или знаний, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения'.

Таким образом, музыкальные способности, необходимые для успешного осу­ществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие музыкальность.

Музыкальность, как пишет Б. М. Теплов, это комплекс спо­собностей, требующихся для занятий именно музыкальной дея­тельностью в отличие от всякой другой, но в то же время связан­ных с любым видом музыкальной деятельности2.

Музыкальные способности в существующей общей психологической классификации относятся к специальным, т.е. таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. Эту мысль сформировал Б.М. Теплов.

Изучая проблему музыкальных способностей, необходимо рассмотреть такие важнейшие теоретические вопросы, как соотношение биологического и социального в музыкальных способностях, структура, онто- и филогинез музыкальности, возможность и закономерность ее формирования.

Рассматривая вопросы о природе музыкальных способностей, Б. М. Теплов проти­вопоставляет два направления в психологии: гештальтпсихологию (на примере работ немецкого психолога Г. Ревеша) и пси­хологию элементов (основанную на трудах американского пси­холога С. Сишора).

Своеобразное сочетание способностей и эмоциональных сторон личности, проявляющихся в музыкальной деятельности понимается большинством исследователей как музыкальность. Ладовое чувство (эмоциональная отзывчивость на музыку), способность произвольно оперировать, музыкально-ритмическое чувство и чувство целого (музыкальной формы). Эти способности в сочетании с умением почувствовать содержание музыки составляют музыкальность.

Среди работ, посвященных музыкальным способностям, особое место занимает книга Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей». В ней предложена оригинальная концепция музыкальности.

Главным показателем музыкальности Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, а к основным способностям отнес те которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения, - музыкальный слух и чувство ритма. При этом, в музыкальном слухе он выделил два компонента -  перцептивный, связанный с восприятием мелодического движения (ладовое чувство) и репродуктивный (способность к слуховому представлению мелодии). Неосновными  компонентами комплекса музыкальности он считает тембровый, динамический, гармонический и абсолютный слух.

Дискуссионным остается – из каких компонентов состоит этот комплекс. Современные исследователи сходятся на том, что способности, входящие в «ядро» музыкальности это:

-                    ладовое чувство;

-                    способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями;

-                    музыкально-ритмическое чувство.

Г. Ревеш не включает в понятие музыкальность отдельные музыкальные способности, а определяет ее как единое, неде­лимое свойство, данное человеку от природы. Для того чтобы определить, музыкален ли ребенок, Г. Ревеш предлагает поль­зоваться рядом испытаний, тестов, которые не характеризуют самого понятия музыкальность, а лишь косвенно указывают на ее наличие. Педагогическим выводом, вытекающим из теории Г. Ревеша, признающей врожденность музыкальности, является его утверждение, что развить музыкальность возможно только у людей, у которых она имеется от природы, и, следовательно, лишь лица, обладающие ею, способны обучаться музыке. Не обладающие музыкальностью люди (а таких, по Ревешу, мно­го) не могут воспитать ее в себе.

С. Сишор в отличие от Г. Ревеша рассматривает музыкаль­ность как сумму отдельных способностей (их он насчитывает 25). Наличие их у людей определяется с помощью тестирования. Тесты, разработанные С. Сишором для диагностики музыкаль­ности, названы элементными, т. е., с его точки зрения, не за­висящими от практики, упражнений, возраста и т. д. Диагно­стируемые качества человека признаются, таким образом, врож­денными, данными от природы.

Тесты построены на признании в понятии музыкальность ве­дущей роли простейших сенсорных способностей — различение мелких единиц высоты, интенсивности, длительности отдельных звуков. С. Сишор предлагает определять наличие музыкальных способностей с помощью неких количественных норм. На осно­вании измерения мелких градаций чувствительности к измене­ниям высоты, интенсивности звуков и т. д. определяется целесо­образность занятий детей музыкой. Например, если ребенок об­наруживает чувствительность к различению высоты звуков до трех герц, то, по мнению С. Сишора, он может стать музыкан­том; если свыше восемнадцати герц, он не должен иметь ника­кого отношения к музыке.

Признавая врожденность музыкальности, С. Сишор сходится в своих конечных выводах с Г. Ревешем.

Б. М. Теплов отрицает и саму идею различения мелких еди­ниц высоты звуков как показателя музыкальности человека. Он доказывает, что музыкальный слух не имеет никакого отно­шения к различению колебаний высоты одного звука (эта спо­собность нужна лишь для настройки музыкальных инструмен­тов). Приведенные Б. М. Тепловым экспериментальные данные свидетельствуют: у половины обследованных им детей с выдаю­щимися музыкальными способностями достаточно низкий порог различения мелких единиц высоты звуков, что опровергает диаг­ностику С. Сишора, по «нормам» которой эти дети не должны обучаться музыке.

Б. М. Теплов четко определил свою позицию в вопросе о врож­денности музыкальных способностей. Опираясь на работы вы­дающегося физиолога И. П. Павлова, он признавал врожден­ными свойства нервной системы человека, но не рассматривал их только как наследственные (ведь они могут формироваться в период внутриутробного развития ребенка и в течение ряда лет после рождения). Врожденные свойства нервной системы Б. М. Теплов отделяет от психических свойств человека. Он под­черкивает, что врожденными могут быть лишь анатомо-физио-логические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей.

Кроме музыкальности, включающей в себя комплекс спе­циальных, именно музыкальных способностей, Б. М. Теплов ука­зывает на наличие у человека более общих способностей, прояв­ляющихся в музыкальной деятельности (но не только в ней). Это творческое воображение, внимание, вдохновение, творчес­кая воля, чувство природы и т. д. Качественное сочетание об­щих и специальных способностей образует более широкое по сравнению с музыкальностью понятие музыкальная одаренность.

Б. М. Теплов подчеркивает, что каждый человек обладает своеобразным сочетанием способностей — общих и специаль­ных. Особенности психики человека предполагают возможность широкой компенсации одних свойств другими. Поэтому музы­кальность не сводится к одной способности: «Каждая способ­ность изменяется, приобретает качественно иной характер в ^за­висимости от наличия и степени развития других способностей» .

У каждого человека имеется оригинальное сочетание спо­собностей, определяющее успех протекания той или иной дея­тельности.

«Проблема музыкальности,— подчеркивает Б. М. Теплов,— это проблема прежде всего качественная, а не количественная» . У всякого нормального человека есть некоторая музыкаль­ность. Основное, что должно интересовать педагога, не вопрос о том, насколько музыкален тот или другой ученик, а вопрос о том, какова его музыкальность и каковы, следователь­но, должны быть пути ее развития.

Таким образом, Б. М. Теплов признает врожденными неко­торые особенности, предрасположения человека, задатки. Сами же способности всегда являются результатом развития. Способ­ность по самому своему существу есть понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии3. Способности зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе воспитания и обучения.

Важным выводом, сделанным Б. М. Тепловым, является при­знание динамичности, развиваемости способностей. «Не в том дело,— пишет ученый,— что способности проявляются в дея­тельности, а в том, что они создаются в этой деятель­ности»4.

Поэтому при диагностике способностей бессмысленны какие-либо испытания, тесты, не зависящие от практики, обученности, развития.

Итак, Б. М. Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осу­ществления.

Вообще, в музыкально-педагогической практике под основными музыкальными способностями понимаются: музыкальный слух, чувство ритма и музыкальная память, где музыкальный слух разделяют на звуковысотный и тембровый слух.

Три основные музыкальные способности:

  1. Ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Ладовое чувство образует неразрывное единство с ощущением музыкальной высоты, т.е. высоты, отчлененной от тембра. Оно непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании ее, в чувствительности к точности интонации. Наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
  2. Способность к слуховому представлению, т.е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение. Эту способность иначе называют слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий.
  3. Музыкально – ритмическое чувство, т.е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Это чувство лежит в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального движения. Оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

В своей книге «Психология музыкальной деятельности» Л.Л. Бочкарев пишет о том, что некоторые исследователи отождествляют проблему пригодности к музыкальной деятельности с проблемой способностей, понимая под способностями комплекс необходимых для успешного осуществления деятельности, включая свойства личности, особенности эмоциональной сферы, характера.

   Другие авторы разграничивают понятие способностей и пригодности к деятельности, включая в структуру пригодности не только способности. Но и общие психологические условия, необходимые для успешного выполнения деятельности, к числу которых относятся: мотивация, характерологические особенности, психические состояния, знания, умения, навыки.

Н.А. Римский-Корсаков в своей статье «О музыкальном образовании», делил музыкальные способности на 2 группы: 1) технические (игре на данном инструменте или пение); 2) слуховые (музыкальный слух). В слуховых способностях, в свою очередь, выделялись элементарные и высшие; к элементарным относятся гармонический и ритмический слух.

   Н.А. Ветлугина в монографии «Музыкальное развитие ребенка» делит музыкальные способности на:

-                    музыкально-эстетические;

-                    специальные.

   Соглашаясь в целом м этой классификацией, В.Д. Остроменский предлагает расчленить музыкально-эстетические способности на эмоционально- и рационально-познавательские, т.е., фактически, выделяет эмоциональную сторону музыкальности.

   В ряде работ в качестве самостоятельных способностей фигурирует и музыкальная память. Г.М. Цыпин пишет о том, что наряду с музыкальным слухом и чувством ритма музыкальная память образует триаду основных ведущих музыкальных способностей… По существу, никакой род музыкальной деятельности не был бы возможен вне тех или иных функциональных проявлений музыкальной памяти.

Встречаются случаи, когда в комплексе музыкальности индивида имеет место рассогласование некоторых признаков: отличные творческие способности при плохой музыкальной памяти, общая любовь к музыке при слабом слухе.

Известно, что творчество помогает ребенку раскрыть его музыкальные способности, музыкальность.

Является ли музыкальность комплексом отдельных музыкальных способностей или это единое целое, не поддающееся членению? Если это комплекс способностей, то каковы ее компоненты?

   Всем ли людям присуща музыкальность или только избранным? Как ее измерить? Каковы закономерности ее развития? Эти вопросы все еще дискутируются в большинстве исследований, посвященных проблемам музыкальности.

   Большинство исследователей признает решающую роль обучения и воспитания в развитии биосоциального свойства личности – музыкальности, в котором роль знатоков велика по сравнению с другими видами способностей.

Значение музыкальности очень важно не только в эстетическом и нравственном воспитании, но и в развитии психологической культуры человека. Включаясь в свойства личности в целом, вызывая полноценное переживание музыкальных образов, музыкальность укрепляет эмоционально-волевой тонус человека, пом?

Коментарии
ляйсан написано 2015-07-05 11:01:34
скачать
Ответить
татьяна написано 2015-09-22 00:10:23
ляйсан, вы молодец
Ответить
Молодец! Очень хорошая тема написано 2015-10-30 14:29:17
ляйсан, вы молодец, очень хорошая тема!
Ответить
Светлана написано 2018-02-09 13:12:14
ляйсан, молодец , интересно, агде продолжение?
Ответить
Эля написано 2015-10-04 05:46:36
Отлично! А я над своим ещё думаю...
Ответить
дина написано 2015-11-12 00:51:31
интересная тема .. а где продолжение?
Ответить
Айлыкмаа написано 2015-11-23 20:52:43
Очень интересная тема! Продолжение ....
Ответить
татьяна написано 2016-04-09 17:49:36
молодец , интересно, агде продолжение?
Ответить
Ирина написано 2016-08-10 05:55:42
Ответить
Гиз Наталия Ивановна написано 2016-12-05 17:14:42
Спасибо Вам большое! Вы Умница!
Ответить
ppavelSUP написано 2017-01-29 19:15:56
Наш сервис предоставляет настоящие лайки на фотографии заказчиков, которые готовы платить за качество. Именно для этого мы и набираем удалённых сотрудников, которые будут выполнять работу, то есть ставить лайки и получить за это деньги. Чтобы стать нашим удалённым сотрудником и начать ставить лайки, зарабатывая при этом 45 рублей за 1 поставленный лайк, Вам достаточно просто зарегистрироваться на нашем сервисе. > www.like.zarplatt.ru < Вывод заработанных средств ежедневно в течении нескольких минут.
Ответить
СПАСИБО ВАМ БОЛЬШОЕ написано 2017-05-28 17:56:22
СПАСИБО ВАМ БОЛЬШОЕ! КАК ХОРОШО ЧТО ЕСТЬ ТАКИЕ ЛЮДИ ВЫ МНЕ ОЧЕНЬ ПОМОГЛИ.
Ответить

Оставить комментарий: