a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для педагогов «Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения »

Автор: Клевцова Валентина Николаевна Опубликовано: 2018-11-10 19:38:17

Документы для скачивания

Консультация для педагогов спецгрупп « Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения » Подготовила: Клевцова В. Н. , воспитатель Одним из основных коррекционных направлений в группах, где находятся дети с нарушением зрения является развитие зрительного восприятия. Коррекционную направленность имеют все занятия и все виды деятельности, проводимые с детьми с нарушениями зрения. Начинать эту работу следует с того, чтобы для каждого ребёнка с недостатками зрения определить место на занятиях. При светобоязни ребенка нужно посадить так, чтобы не было прямого, раздражающего попадания света в глаза. Дети с низкой остротой зрения занимают первые места. При сходящемся косоглазии ребенку следует найти место в центре. При разной остроте зрения обоих глаз( т. е. при разных зрительных возможностях) ребенка сажают лучше видящим глазом ближе к центру, к воспитателю, который находится у доски или стенда справа, обязательно лицом к детям. Во время занятий рекомендуется использовать специальную наглядность определенных размеров: более крупную для фронтальных демонстраций и строго дифференцированную индивидуальную, соответствующую показателям основных зрительных функций ребенка( острота зрения, поле зрения) и зрительной патологии( близорукость, амблиопия и т. д. ) . При демонстрации цветных изображений должны соблюдаться определенные требования: нужно использовать яркие, насыщенные, контрастные, чистые, натуральные цвета( помидор — красный, огурец — зеленый, репка — желтая и т. д. ) . Особенно это важно на начальных этапах работы с ребенком, когда зрительное восприятие страдает из- за отсутствия эталона предъявляемого объекта, отсутствия «прошлого опыты». При работе с сюжетными изображениями для отдельных детей( с низкой остротой зрения) следует исключить несущественные детали, которые не оказывают влияния на содержание и смысл сюжета. Показывая дидактический материал, наглядные средства, воспитатель должен учитывать не только его размеры и цвет, но и контрастность фона, на котором он находится, чаще использовать контур для того или иного объекта и указку. В дошкольном учреждении в процессе воспитания и обучения значительная нагрузка падает на зрительное восприятие ребенка, поэтому необходимо ограничивать его непрерывную зрительную работу соответственно возрасту и зрительным возможностям. Для выполнения зрительной работы вблизи плоскость рабочей поверхности должна быть вертикальной или горизонтальной в зависимости от вида косоглазия( при расходящемся косоглазии – горизонтальная, а при сходящемс я- вертикальная) и от нозологической формы глазной патологии( при афакии, близорукости, глаукоме – вертикальная, при дальнозоркости – горизонтальная) . Именно поэтому воспитатель для зрительной работы отдельных детей должен постоянно использовать подставку, фланелеграф, мольберт и т. д. У детей со зрительными нарушениями темп ведения занятий должен быть снижен по сравнению с нормально видящими: таким детям требуется больше времени для первичного и повторного рассматривания предъявляемого материала. Обязательной частью любого занятия с детьми с недостатками зрения является проведение физкультминуток или минуток отдыха, во время которых необходимо проводить специальную гимнастику для глаз. Можно использовать следующие упражнения: «Буратино потянулся( дети встают на носочки, поднимают руки и смотрят на кончики пальцев) , вправо, влево повернулся, вниз, вверх посмотрел( не поворачивая головы, смотрят вправо, влево, вниз, вверх) и на место тихо сел». На фоне общеукрепляющих упражнений следует использовать упражнения, направленные на улучшение кровообращения всех структур и оболочек органа зрения. Например: «Ветер дует нам в лицо( дети часто моргают веками) , закачалось деревцо( не поворачивая головы, смотрят влево, вправо) , ветер тише, тише, тише( медленно приседают, глаза опускают вниз) , деревца все выше, выше. ( Встают, глаза поднимают вверх) . Физкультминутки рекомендуется проводить в игровой форме и с музыкальным сопровождением, с учетом возрастных и зрительных особенностей. Например, для детей 3- 4 лет желательно использовать игру: «Мальчик- пальчик, где ты был? – С этим братцем в лес ходил. – С этим братцем воду пил. – С этим братцем щи варил. – С этим братцем кашу ел. – С этим братцем песню пел»( дети рассматривают каждый палец под аккомпанемент веселой детской песенки в грамзаписи) . При проведении физкультурных занятий воспитатель должен предусматривать ограничение некоторых видов двигательных упражнений: отдельным детям противопоказаны прыжки, наклоны головы и туловища, подъем тяжестей и т. д. При этом более широко используются сохранные анализаторы: например, для слуха – звуковые маячки, для цветовосприятия – как сигнальные знаки – яркие цветные полосы на беговой дорожке, на месте отталкивания( при прыжках) и т. д. Планируя прогулку, воспитатель также должен учитывать зрительные возможности воспитанников: ребенка с низкой остротой зрения нужно поставить в паре с лучше видящим ребенком; при разной остроте зрения обоих глаз ребенка нужно поставить так, чтобы его держали за руку со стороны хуже видящего глаза; ребенку со светобоязнью следует одеть светозащитные очки или головной убор с козырьком, с полями, которые будут препятствовать прямому попаданию солнечных лучей в глаза. При проведении закаливания, с использованием солнечных ванн, ребенка с альбинизмом нужно поставить под тент, в тень, из- за светобоязни и возможности солнечного ожога кожи. Дидактический материал и наглядные пособия готовятся для всех детей одинаково, однако они будут восприниматься по- разному и, соответственно, с разным успехом. Для примера разберем следующую ситуацию. В группе три ребенка имеют очки. Представление об этих детях одинаковое: нарушенное зрение. Но у одного ребенка близорукость, у второго дальнозоркость, а у третьего косоглазие. Каждый из них нуждается в индивидуальном, дифференцированном подходе. Для ребенка с близорукостью не показана работа, связанная с необходимостью различать мелкие детали. Ребенку с косоглазием, наоборот, рекомендуются мелкие мозаики, конструкторы, лабиринты, различение картинок по разным и одинаковым деталям, ребусы и т. п. Ребенок с дальнозоркостью легче будет воспринимать наглядность на доске. При чтении и письме близорукому ребенку необходима подставка. Для ребенка с косоглазием можно использовать горизонтальную рабочую поверхность или вертикальную: это зависит от вида косоглазия( сходящееся или расходящееся) . В процессе занятий изобразительной деятельности дальнозоркий ребенок, ребенок с амблиопией может использовать карандаши, а ребенку с близорукостью показаны фломастеры. Это основные офтальмологические рекомендации для коррекционно- педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрительного восприятия. Воспитатель должен: - грамотно использовать в учебно- воспитательной работе сведения, которые имеются в медицинских документах ребенка. - знать физиологические и возрастные особенности его развития. - уметь видеть отдельные признаки( симптомы) отклонений зрительного восприятия. Данные рекомендации позволят педагогам проводить коррекционно- педагогическую работу на достаточно высоком профессиональном уровне.

Оставить комментарий: