a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Школьный этап конкурса "Учитель года 2018"

Автор: Пурзикова Елена Владимировна Опубликовано: 2018-11-21 21:09:57

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС Учитель русского языка и литературы: Пурзикова Елена Владимировна, МОУ « Новохоперская гимназия №1» Дата 21. 11. 2018 г. , № урока в КТП Тема урока: Деепричастия совершенного и несовершенного вида Тип урока: урок открытия нового знания Использован учебник: УМК Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных организаций/ Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская и др. – 5- е издание, испр. – М. : Просвещение, 2016. Класс: 7 Предмет: русский язы к. Цель познакомить со способами образования деепричастий совершенного и несовершенного вида Задачи Образовательные: дать представление об образовании деепричастий совершенного и несовершенного вида, выработать необходимые умения находить деепричастия, определять их вид и выделять в них суффиксы, выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, активизировать познавательную активность Воспитательные: вовлечь в активную познавательную деятельность, совершенствовать навыки общения Развивающие: развивать умение образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида, умение выделять суффиксы, продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, приводить примеры, развивать умение работать с литературой, таблицами Формируемые УУ Д( универсальные учебные действия) Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; стремиться открывать новое знание, новые способы действия Предметные: научить определять вид деепричастий, выделять суффиксы, строить словообразовательную цепочку Метапредметные: понимать учебную задачу; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; воспроизводить и применять правила работы в парах, группе; контролировать свои действия при решении познавательной задачи; оценивать свою работу на уроке; строить логические рассуждения, использовать обобщенные способы действий Основные понятия Деепричастие, несовершенный и совершенный вид, суффиксы, основа настоящего времени Ресурсы: - основные- дополнительные ПК учителя; учебник; тетрадь; программное обеспечение; презентация. раздаточный материал. № п/ п Этапы реализации Задачи этапа Содержание учебного материала Формы организации работы Методы обучения Обратная связь и измерители Время в мин 1 Организационный момент Подготовка учащихся к работе на уроке Приветствие. Мотивационный настрой. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю. » Ф ронтальная С ловесный Наличие на столах учебника, тетради, ручки, карандаша. 1 мин 2 Актуализация изученного Повторить теоретические сведения, изученные по теме «Деепричастие», правописание НЕ с деепричастиями, глаголами, причастиями Карточка «Верное/ неверное утверждение» Деепричастие – особая форма глагола. Деепричастие не изменяется В предложении деепричастие является обстоятельством. Деепричастие бывает настоящего и прошедшего времени. Деепричастие бывает совершенного и несовершенного вида. У деепричастия такие же окончания, как и у прилагательного. Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Деепричастный оборот всегда выделяется запятыми Взаимопроверка( СЛАЙД 1) - + + - + - + + Словарный диктант( СЛАЙД 2) Незасеянное поле( c литно, прич. ) , поле не засеяно( кр. п рич. разд. ) , не засеянное вовремя поле( разд. есть зав. слов. ) , не засеяли поле( гл. разд) , не засеяв поле( дееп. разд) Комментарий учащихся Фронтальная, парная, коллективная Словесный, наглядно- иллюстративный Карточки с утверждениями. Диктовка словосочетаний учителем, объяснение учащихся 4- 5 мин 7- 10 мин. 3 Постановка учебной задачи Настроить обучающихся на изучение данной темы Постановка вопроса: - Какая часть речи приходит к вам в гости на уроки этой осенью? С ней вы уже начали свое знакомство. ( Деепричастие) . Есть ли у глагола категория вида? Играть- несов. в, Поиграть – сов. в. Как вы определяете вид глагола? Образуйте от этого глагола деепричастия Играя – несов. в. Поиграв- сов. в. Есть ли у деепричастия категория вида? ( Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида) Как определить вид деепричастия? ( Определить какого вида глагол, от которого образовано деепричастие) - Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? ! ( Совершенный и несовершенный вид деепричастия) . ( СЛАЙД3) - Молодцы, что мы должны узнать на сегодняшнем уроке? ( Узнать, чем отличаются деепричастия совершенного и несовершенного вида, какие суффиксы пишутся, какую роль играют деепричастия) . Ф ронтальная С ловесный Ответы на вопросы 2 мин. 4 Подготовка к восприятию новой темы Объяснение нового материала Изучить, как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида В идеоролик « Добавочные действия деепричастий совершенного и несовершенного вида». Р абота с презентацией «Образование деепричастий», составление кластера( СЛАЙД 4) Работа с учебником. Стр. 88- 89, изучение теории Ф ронтальная Словесный, наглядно- иллюстративный Словесный, наглядно- иллюстративный Составление кластера, чтение теоретических сведений 5- 7 мин 3- 4 мин 5 У пражнения для снятия нагрузки с мышц ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ( СЛАЙД 5) Определите вид деепричастий С пособствование формированию компетентного отношения к своему здоровью. 1 мин 6 Первичное закрепление нового материала. Включение новых знаний в систему знаний Закрепить умение определять вид деепричастия, умение образовывать деепричастие несовершенного и совершенного вида, выделять суффиксы деепричастий Давайте поработаем в группах. На столах у вас лежат индивидуальные карточки. На них обозначен номер вашей группы. Предлагаю вам выполнить следующее задание: 1 группа: упр. 173. Образуйте деепричастия несовершенного вида. От каких глаголов вы не смогли образовать деепричастия? Свой ответ обоснуйте. Расскажите друг другу орфограмму, которую вспомнили, выполняя задание? 2 группа: Распределительный диктант. В одну колонку запи шите глаголы совершенного вида, в другую – несовершенного. Образуйте от глаголов деепричастия и запишите рядом. Закончив работу, сформулируйте правило написания гласной перед суффиксами деепричастий. Вытирать, вытереть, бледнеть, побледнеть, давать, дать, организовать, рисовать, кричать, крикнуть, молчать, замолчать, читать, прочитать, прийти. Несовершенный вид Совершенный вид  Вытират ь- вытирая, бледнеть – бледнея, давать – давая, рисовать – рисуя, кричать – крича, молчать – молча, читать – читая, прийти – придя.  Вытерет ь- вытерев, дать – дав, побледнеть- побледнев, организовать – организовав, замолчать- замолчав, прочитать – прочитав. 3 группа: 1. Образуйте от глаголов деепричастия с зависимыми словами, обозначьте суффиксы, определите вид. Образец: верить( во что? ) в победу, веря в победу. Беспокоиться( о чём? ) , тревожиться( за кого? ) , управлять( чем? ) , победить( кого? ) , страдать( от чего? ) . 2. Работаем корректорами. Исправьте ошибки в предложениях. Помните, что деепричастие дополняет глагол! В предложениях с деепричастными оборотами надо следить, чтобы в деепричастии и сказуемом был о одно и то же действующее лицо! Очень важно, работая над сочинением, изложени е м, следить за употреблением в тексте деепричастий, чтоб не было подобных ошибок. Почему? Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа. Рассевшись по машинам, заревел мотор. Подходя к воротам фабрики, прозвучал первый гудок. Расчесав лошадям гривы, экипажи тронулись в путь. Когда я проезжал мимо станции, у меня слетела шляпа. Когда мы расселись по машинам, заревел мотор. Когда мы подходили к воротам фабрики, прозвучал первый гудок. Когда лошадям расчесали гривы, экипажи тронулись в путь. Групповая Словесный, наглядно- иллюстративный Работа с учебником, с карточками 10- 12 мин 7 Домашнее задание Д ифференциация заданий, творческий характер их выполнения. Обдумайте д/ з, выберите задание сами. ( СЛАЙД 6) 1. упр. 178 или 179, 2. Для дополнительной оценки можно написать эссе на тему «Нужно ли выделять деепричастие как самостоятельную часть речи? ». 1 мин 8 Рефлексия учебной деятельности Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. ( СЛАЙД 7) Ребята, наш урок подошел к концу. Но мне бы очень хотелось узнать, понравился ли вам урок и ваша работа на уроке. - Что мы сегодня изучали? - Какая перед нами стояла цель? - Достигли ли мы ее? - Что нового вы для себя открыли? ( заполнение Листа самооценки) - Что же, сегодня вы активно работали на уроке. Оценки за урок будут выставлены в электронный журнал. Урок окончен. До свидания! Фронтальная Словесный 2- 3 мин

МАСТЕР- КЛАСС «КРОССЕНС » КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ, ЛОГИЧЕСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ» Цель: п родемонстрировать использование «Кроссенса» на занятиях как метода развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления обучающихся. Планируемый результат: п риняти е и применение данного метода участниками мастер- класса. Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Пурзикова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы р ада приветствовать вас и представить свой мастер- класс. СЛАЙД 1. Свой мастер- класс на данный момент я называю « МЕТОД Х» Педагогическая интуиция мне подсказывает, что каждый из вас – специалист высокого уровня. И чтобы раскрыть тайну и узнать название моего мастер- класса, предлагаю вам разгадать педагогические загадки: • Соревновательное мероприятие, на котором педагоги представляют свой опыт работы( конкурс) . • С помощью чего общаются люди? ( речь) . • Он сын ошибок трудных … Что приходит с годами? ( опыт) . • Ячейка общества( семья) . • Как раньше называлась профессия воспитателя? ( садовница) . • Автор сказки «Конек – Горбунок»( Ершов Петр Павлович) . • Что такое педагогика? ( наука о воспитании) . • Что проводит педагог после открытого мероприятия? ( самоанализ) . По заглавным буквам получилось слово КРОССЕНС. СЛАЙД 2. Тема моего мастер- класса – «Кроссенс» как метод развития познавательной инициативы, логического и творческого мышления». Скажите, знаком ли кто- то с этим методом? Может кто- то использует его в своей практике? ( Ответы. ) Замечательно… С егодня вы будете моими помощниками… СЛАЙД 3. Идея создания данного метода принадлежит нашим соотечественникам: писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук, художнику и философу Владимиру Бусленко. С чем у вас ассоциируется слово «кроссенс»? ( Ответы. ) СЛАЙД 4. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд». Когда мы отгадываем кроссворды, то видим пересечение слов, а кроссенс с английского означает «пересечение смыслов». Это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе сразу несколько интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса. Для более полного понимания работы этого метода пров едём подготовительное упражнение. Найдите ассоциативную с вязь между ёжиком и ёлкой? ( У обоих есть иголки! ) А что общего может быть между рыбой и приложенным к губам пальцем? ( Молчание. ) Это очень простые примеры, они под силу даже маленькому ребенку. А вот более сложный пример: что общего между Ван Гогом и колорадским жуком? Приходит что- то в голову? . . . В Интернете ответ такой: первый шедевр Ван Гога, написанный художником в голландский период, называется «Едоки картофеля». И колорадский жук- это тоже «едок картофеля». Вот такая между ними связь. СЛАЙД 5. Итак, представляю вашему вниманию кроссенс. Как видите, он размещается на поле из девяти квадратов. Но в отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Нужно найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенс у. Как вы думаете, какой темой объединен ы эти картинки? ( Сказки А. С. Пушкина. ) На слайде показана схема чтения этого кроссенса. В данном случае центральное изображение связано со всеми картинками, которые несут прямой смысл и для разгадки этого кроссенса нужно лишь знание фактов. А можно немного усложнить его, заменив некоторые прямые образы косвенными или символическими. СЛАЙД 6. Вот пример такого кроссенса … П одумайте, какое слово зак лючается в центральном квадрате? ( ЗОЖ. ) Как видите, здесь уже понадобилось время для раздумий… СЛАЙД 7. Есть ещё два способа установления ассоциативных связей. В о втором варианте кроссенс нужно читать слева направо, двигаться только вперёд по часовой стрелк е и заканчивать на центральном квадрате. Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. А можно читать кроссенс по периметру и дополнительно по кресту. В этом случае изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличный метод для развития логического и творческого мышления. Попробуем? СЛАЙД 8. Наша задача- найти связь между соседствующими картинками и определить тему кроссенса. Двигаться будем по стрелочкам сначала по периметру, а потом и по кресту. Итак, какая связь между короной и сорокой? ( К орона сделана из золота и блести, а сороки любят всё блестящее. ) Что общего между сорокой и соловьём? ( Это птицы. ) Рассуждаем дальше. . . ( «Соловей» и «Огниво»- это сказки Андерсена. ) Дальше…( Дрова нужны, чтобы разжечь костер, а огонь можно получить от огнива. ) Ускоряемся…( Топором рубят дрова и сосны. Сосна тянется к солнцу, а многих королей сравнивали с солнцем. ) А если читать кроссенс по кресту, какую связь можно обнаружить? ( С лова содержат букву «О». ) В этом кроссенсе все слова содержат букву «О». Какое же название дадите кроссенсу? ( Буква «О». ) Спасибо за ваши ответы, все – молодцы… СЛАЙД 9. А сейчас я предлагаю поработать в парах над разгадкой следующего кроссенс а. ( Раздаются листы с заданием, з вучит музыка, идёт работа в парах. ) Кто готов озвучить своё решение кроссенса? «Улыбка»- результат хорошего нас троения. Как она связана с енотом? ( Всем известно, что дружба начинается с улыбки и песня об этом звучала в мультфильме про енота. ) Движемся дальше…( Енот а звали Крошка, а к рошки лучше не выбрасывать, а посыпать в кормушку, чтобы помочь птицам зимой. ) Ищем следующую связь …( Помогла мальчику справиться с недугом и девочка Женя из сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик ». ) А что общего у неё с шариками? ( Она отрывала лепестки и они летели, как могут летать воздушные шарик и. ) Далее…( Шарами украшают новогоднюю ёлку. А этот новый год – год собаки. С обака – друг человека. У человека тоже есть друг. ) О чём этот кроссенс? ( О дружбе. ) Спасибо большое. Кроссенс может иметь несколько правильных вариантов от вета, не нужно устанавливать единственную заложенную педагогом связь, важно находить любую из возможных. В этом и прелесть этого метода, научить детей мыслить, порой нестандартно. СЛАЙД 1 0. Итак, раз принцип разгадывания кроссенса стал вам понятен, предлагаю вашему вниманию а лгоритм его создания. Читаем…- Во- первых, необходимо определить тематику, общую идею. - Затем подобрать 9 элементов, которые имеют отношение к данной теме или идее. - Найти связи между элементами, определить последовательность. - С концентрировать смысл в одном элементе( центр) . - Подобрать картинки, иллюстрирующие элементы. - Можно з аменить прямые образы и ассоциации косвенными, символическими. Для облегчения создания кроссенса удобно сначала каждый квадрат заполнить словом или словосочетанием по выбранной теме, а затем заменить его ассоциативной картинкой. Как вы думаете, на каких этапах занятия можно использовать этот метод? ( Создать проблемную ситуаци ю или обобщить знания, оригинально подвести итог. «Кроссенс» может стать и творческим домашним заданием) . СЛАЙД 1 1. Эти этапы отображены на слайде, обратите внимание на последний пункт: - на стадии определения темы занятия, - для определения и постановки проблемы, - для закрепления материала, - как способ организации групповой работы на повторительно- обобщающем уроке, - как творческое домашнее задание и т. д. Кроссенсы с успехом используют в своей работе и учителя- предметники в школах, и воспитатели в детских садах … о т самых простых до самых сложных Подведем итог. «Кроссенс»- это метод, позволяющий на практике создать условия для самостоятельного творческого поиска. Дети не только находят связи между предметами и явлениями, они углубляют свои знания, раскрывают новые грани понимания при вычных вещей … И составлять, и разгадывать кроссенсы – одно удовольствие! Пробуйте! . . . Я благодарю вас за работу. А з акончить хочется словами русск ого педагог а, писател я, основоположник а научной педагогики в России Константина Дмитриевича Ушинского «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Так давайте же, уважаемые коллег и, научим наших детей мыслить логично и творчески. Спасибо за внимание…

Оставить комментарий: