a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Выступление на ХI Всероссийской научно-практической конференции «Поликультурное образование: опыт и перспективы»

Автор: Маколова Светлана Сергеевна Опубликовано: 2018-12-14 10:54:30

Документы для скачивания

С. С. Маколова- воспитатель МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка» ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К МОРДОВСКОМУ( ЭРЗЯНСКОМУ) ЯЗЫКУ « Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передается по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих ка честв, тем большую устойчивость они приобретают» Э. К. Суслова В Федеральном з акон" Об образовании в Российской Федерации" от 29. 12. 2012 N 273- ФЗ одним из основ ных принципов государственной политики и пра вового регулирования отношения в сфере образования названо единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства. Соответственно, и содержание образования сегодня должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этниче ской, религиозной и социальной принадлежности. [ 1] Таким образом, в Федеральном законе" Об образовании в Российской Федерации" обоснована возможность учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей в содержании образования на всех уровнях, начиная с дош кольного образования. Этнокультурное воспитание малышей- один из важных современных аспектов дошкольного образования. Основная идея это го процесса- приобщения детей к культуре, сохранению национальных традиций, обучать детей родному языку. Уже в первые годы жизни человек должен всей душой, всем сердцем полюбить родной народ, свою этническую и национальную культуру, испытывать чувство гордости, пустить корни в родную землю. И от нас, от взрослых зависит, будут ли наши дети понимать ее, тянуться к ней, поддерживать и развивать мордовские национальные традиции, понимать родной язык. Язык- уник альное достояние человечества, это орудие мышления, инструмент познания и живая с вязь поколений. Каждый из нас должен быть благодарен своему народу за родной язык. Ведь на нем каждый из нас произносит первые, дорогие сердцу слова: мать, отец( тятяй, авай) . Дошкольный в озраст- это период активного усвое ния ребенком разговорной речи, становлени я и развитие всех сторон речи, фонетической, лексической. грамматической. Чем раньше будет начат о обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Во время обучения языку, решаютс я образовательно- воспитательные задачи: дети знакомятся со сказками, праздниками и обычаями мордовского народа, осо знают собственную национальную принадлежность. Наше общество на сов ременном этапе характеризуется ро стом национального самосознания, стремление понять и познать культуру своего народа. Региональная культура является для ребенка первым шагом в освоения богатств миро вой культуры, общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. И сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корн ях национальной, этнокультурной традиции. Мы живем в красивом регионе Республика Мордовия с необъятными лесами, уникальными местами и национальной культурой, имеющей многовековую историю. Республика Мордовия – исторически сложившийся билингвальный регион, здесь рядом проживают русские и мордва. Мордовские( мокшанский, эрзянский) языки и русский язык имеют равноправный статус государственных языков Республики Мордовия( Закон РМ от 06. 05. 1998 г. № 19- 3 «О государственных языках Республики Мордовия») . В нашем детском саду уделяется большое внимание сохранению и преумножению национальных традиций, но сложно говорить о культуре, быте какого- либо народа без знания языка. Любой язык считается одним из самых сильных инструментов развития общества и сохранения его духовного и материального наследия. Первичное овладение языком должно происходить в семье, когда родители используют его для повседневной коммуникации. Но мордовские языки теряют сегодня свою коммуникативную направленность, всё больше людей предпочитают общаться не на родном языке, а на русском языке. Дети дошкольного возраста из мордовских семей зачастую даже не понимают родного языка. Причина в том, что утрачена естественность обучения. Поэтому работа по приобщению дошкольников эрзянскому языку и культуре своего народа в ДОУ проводится посредством реализации п роекта « Эрзянь кель ». За основу написания проекта взят региональный модуль дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» под редакцией О. В. Бурляевой, методические рекомендации по программе « Валдоня » для дошкольных образовательных учреждений. [ 2] , [ 3] План составлен опираясь на рабочую программу «Обучение детей мордовским( мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных учреждениях Республики Мордовия» под редакцией А. И. Исайкиной. [ 4] Работа ведется не только с детьми мордовской национальности, но и русскоязычными детьми. Проект создан с согласия родителей, но и учитывается мнение детей: хотят ли они учить мордовский язык. В детском саду есть мини- музей, в котором находятся предметы мордовского быта. Занятия проходят в игровой форме. Считаю, что этому способствует игра, создание игровых ситуаций. Стараюсь сделать процесс познания ребенком языка ненавязчивым. К. Ушинский определил игру как способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии. Игровая деятельность используется и во время организованной образовательной деятельности, и в свободное время. Применение этой технологии позволяет создать атмосферу сотрудничества как между взрослым и ребенком, так и между детьми. Такие занятия проходят живо, в эмоционально приятной обстановке. Как показывает опыт, игровые ситуации позволяют дошкольникам легче усвоить материал, раскрепоститься, у ребенка появляется уверенность в себе. Игры используются не только на занятиях, но и в свободной деятельности, во время прогулок. [ 5] Самое главное- создать эмоциональный настрой, привить интерес к изучению языка. То, что интересно усваивается- лучше, прочнее, глубже. Содержание образовательного процесса, при обучении мордовскому( эрзя) языку включает знакомство и заучивание песенок, потешек, прибауток, частушек и загадок и было бы неправомерно не использовать этот бесценный клад для речевого развития дошкольников. Мордовский народ создал богатый детский фольклор, который вводит ребенка в жизнь и всюду сопровождает его, учит и развлекает, воспитывая доброту и красоту, колыбельные песни, потешки, прибаутки доставляют ребенку большое удовольствие и радость. С большим интересом дети играют в различные мордовские игры, которые развивают физические качества( силу, ловкость, быстроту, меткость) и творческие способности. в играх используем мячи, куклу, специальные палочки, камушки и. т. д. среди детей старшего возраста весьма распространенные игры « В платочки», « В колечко», « В горш ки» и другие. все они включают в себе бег, ходьбу с проговаривание сопровождающего текста, поэтому имеет важное значение. [ 5] Учитывая, что игровые интересы в дошкольном возрасте являются ведущими, на занятиях отвожу время на небольшие инсценировки сказок, с использованием кукол, масок, дети любят изображать сказочных героев, которые говорят по- мордовски. Импровизированные игры помогают усваивать богатство языка, развивают память, воображение способствуют умственному развитию. Запоминание новых слов мордовского языка не вызывает утомление, а многократное повторение в различных вариантах хорошо запоминается. Главным результатом своей работы я считаю то, что благодаря тесному общению с народными песнями, фольклором, языком, играми, декоративно- прикладным искусством на всю жизнь формируется уважение и любовь к родному краю, своему народу, языку. [ 6] Уледе шумбрат! Литерату ра. 1. Федеральный закон №273- ФЗ от 29. 12. 2012. «Об образовании РФ» 2. Региональный образовательный модуль дошкольного образования «Мы в Мордовии живём»/ авт. О. В. Бурляева, Л. П. Карпушина, Е. Н. Коркина, и др. – Мордов. гос. пед. ин- т. - Саранск: 2015( рекомендовано Республиканским экспертным советом при Министерстве образования РМ, 2011г. ) 3. « Валдоня » Программа и методические рекомендации: Для дошкольных образовательных учреждений Республики Мордовия. 4. Исайкина А. И. Обучение детей мордовским( мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учр еждениях Республики Мордовия/ А. И. Исайкина. – Мордовский республиканский институт образования, 2007. – 64с. 5. Брыжинский, В. С. Мордовские народные игры/ В. С. Брыжинский. - Саранск: мордов. кн. изд- во, 2009. - 272с. 6. Мосин М. В. Мордовские языки: настоящее и будущее: сб. ст. и док. / М. В. Мосин. - Саранск, 2010. - 336с.

Оставить комментарий: