a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Обучение дошкольников речевому этикету

Опубликовано: 2014-11-12 13:49:22

Документы для скачивания

Обучение дошкольников речевому этикету Правила этикета, в том числе и речевого, предусматривают гуманную форму взаимодействия люде й в типичных ситуациях общения( приветствие, знакомство, прощание, извинение, благодарность, просьба, комплимент, приглашение, совет) . Обучать детей речевому этикету целесообразно уже в дошкольном возрасте. Для этого надо выбирать уместную в определенной ситуации формулу речевого этикета, в активном словаре ребенка должны присутствовать « волшебные слова». Дети достаточно свободно чувствуют себя в ситуациях приветствия и прощания. Там же, где требуется изложить просьбу, поблагодарить, извиниться, они испытывают некоторые затруднения. И самое трудное для детей, это в ысказать друг другу комплимент, одобрение. Средством одобрения( внешности, поступка, работы) является комплимент, то есть любезные, приятные слова, лестный отзыв. Лестный не значит льстивый, угодливый, восхваляющий. « Родственность слов» « лестный и льстивый» нередко приводит к невольному переносу значения второго слова на первое. Но это не так, поскольку « лестный » объясняется как содержащий похвалу, одобрение. Отсюда следует, ч то комплимент нельзя сравнивать с лестью. В комплименте содержится доля правды немалая. В отборе речевого материала для обучения комплименту необходимо учитывать особенности ситуации общения и реальные потребности детей дошкольного возраста. 1. Одобрение внешности: « Ты сегодня выглядишь замечательно. У тебя очень красивое платье». 2. Одобрение личностных качеств: « Ты очень веселый( добрый, хороший) . Ты настоящий д руг». 3. Одобрение деловых качеств: « Ты хорошо( замечательно) строишь, лепишь, рисуешь, поешь». Для развертывания комплемента необходимо обучать детей использованию имен собеседников, нередко с ласкательным суффиксом( Анечка, Коленька) , а также- в качестве мотировки формул одобрения – включению уточнений предметы похвалы( за счет этого смысл комплемента может менять направленность) . Сравните, например: « Ты сегодня выглядишь замечательно, и г лаза веселые и настроение хорошее». Важнейшим условием обучения дошкольников средствам комплимента является создание в группе положительного эмоционального фона дружеских взаимоотношений. Доброжелательные отношения между детьми и взрослыми- это то внутреннее состояние души, которое и становится содержанием словесных формул и вежливости. Восприятие формул и выражений комплиментов организуется через чтение художественной литературы. Например: « Азбука вежливости, автор Л. П. Васильева- Гангус, рассказы и сказки русских и зарубежных писателей. Детей знакомят с пословицами и поговорками, поддерживающими знач ение одобрительных, добрых слов: «Ласковое слово- что весенний добрый день» «Ласковое слово не трудно сказать» «Добрые слова дороже богатства» «Доброе слово- железные ворота открывает» Для воспроизведения комплиментов важно найти такие способы обучения, которые побуждали бы дошкольников к многократному проговариванию разных выражений одобрения, сложившихся в русском речевом этикете. П ри этом это не должно вызывать потерю или снижение интереса. Таким требованиям отвечают игровые методы. Некоторые игры можно использовать на всех этапах работы с пос ледовательным усложнениям. Например, такие игры как « Эхо», « Митины загадки», « Гуси- лебеди», « Угадай». В игре «Вежливые отгадки» закрепляются умение находить слова для похвалы конкретному человеку. Ход игры: Дети становятся в круг, выбирается водя щий, он встает в середину круга и закр ывает глаза. Дети идут по кругу, проговаривая слова: Раз, два, три, четыре, пять, Постарайся угадать, Кто тебя сейчас похвалит? Комплимент тебе подарит. С последним словом дети останавливаются, воспитатель дотрагивается рукой до одного из детей. Он быстро произносит похвалу, а водящий должен узнать, кто же это сказал? Следить, что бы комплименты у детей не повторялись и не адресо вались одному и тому же ребенку. Обучение дошкольников способам выражения комплимента приводит к качественным изменениям в характере общения детей друг с другом. Они становятся дружелюбнее, реже наблюдают ся отрицательные оценки в адрес товарищей по группе, чаще случаи похвалы и одобрения. Уменьшае тся количество ссор и конфликтов, появляется стремление наладить контакты с помощью речи. Все это свидетельствует о пользе описанной работы.

Оставить комментарий: