a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Что за матушка зима». Литературная викторина по сказкам.

Автор: Жукова Наталия Александровна Опубликовано: 2019-01-24 17:29:12

«Что за матушка зима».

Литературная викторина по сказкам. Познавательно развлекательная программа.

Цель:

  • Организовать содержательный и эмоционально насыщенный досуг для детей.
  • Воспитание доброты через сказку.

Основные задачи:

  • Укрепление дружеских взаимоотношений;
  • Организация интересного досуга;
  • Стимулирование творческой активности;
  • Развитие внимания, воображения, умения общаться в коллективе.

Коррекционные:

  • Развивать навыки общения.
  • Развивать внимание, слух.
  • Вызывать у детей положительные эмоции.

 

 

Ход мероприятия.

 

  1. Вступительное слово воспитателя.

Воспитатель: Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы с вами проведём игру-викторину «Сказочный снегопад».

Сказка зимняя рядом,

Лишь вокруг посмотри:

Разноцветной гирляндой

На ветвях снегири.

А за чащей лесною,

У стогов на лугу -

Солнце рыжей лисою

Дремлет в синем лесу.

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года.

Ответы детей. Зима.

Воспитатель. Почему вы так считаете?

Ответы детей.

Воспитатель. Назовите зимние месяцы

Ответы детей. Декабрь Январь Февраль

Воспитатель. Какой сейчас месяц?

Ответы детей. Январь

Воспитатель: Какие признаки зимы?

Воспитатель: А вы любите зиму?

Дети: Да.

Воспитатель: А за что вы любите зиму? В какие игры вы любите играть зимой? Какой зимний вид спорта вы любите?

Дети: Зимой можно кататься на санках, коньках, играть в снежки.

Уж ты Зимушка-зима,

Все дороги замела.

Все дороги, все пути,

Не проехать, не пройти!

  1. Основная часть.

Воспитатель. Любит наш народ зиму-зимушку. И на санках покататься можно и в снежки поиграть. А длинными, зимними вечерами можно и сказку послушать, и песню спеть, и загадки загадать, и стихи почитать. Зима – самое удивительное и волшебное время года, отчасти потому, что именно в этот сезон мы празднуем самый волшебный праздник – Новый год.

  • Конкурс «Знаете ли вы зиму?»

Воспитатель задает вопросы про зиму по очереди каждой команде (по 6 вопросов). Выигрывает та команда, которая ответила на большее количество вопросов.

Примеры вопросов:

а) Назовите зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)

б) Назовите зимние праздники? (Новый год, Рождество, День защитника Отечества, крещение)

а) Самая известная новогодняя хороводная песенка? (В лесу родилась елочка…)

б) Какое дерево является символом Нового года? (ель)

а) Назовите самый первый месяц года? (январь)

б) Самый короткий зимний месяц? (февраль)

а) Что зимой делает медведь? (спит)

б) Какой лесной житель сушит себе на зиму грибы на дереве? (белка)

а) У кого вместо носа – морковка? (у снеговика)

б) Как зовут внучку Дедушки Мороза? (Снегурочка)

а) Какие вы знаете зимние забавы? (снежки, лыжи, коньки и санки)

б) Кто рисует зимние узоры на окне? (мороз

Сказки просят:  А сейчас  Вы, друзья,  Узнайте нас!

Воспитатель. Назовите «зимние» сказки.

Дети:

  • «Снежная королева» Г.Х. Андерсен.
  • «Морозко» русская народная сказка.
  • «Двенадцать месяцев» пересказ С.Я. Маршака.
  • «Снегурочка» русская народная сказка.
  • «По щучьему велению» русская народная сказка.
  • «Лисичка сестричка и серый волк», русская народная сказка.
  • «Заюшкина избушка». русская народная сказка.
  • «Рукавичка», русская народная сказка.

Воспитатель. Да, ребятки, Зимушка-Зима много снега намела, на улице холодно, долго не погуляешь. Мы с вами прочитали несколько сказок на зимнюю тему. Давайте посмотрим, были ли вы внимательны, когда читали или рассказывали сказку. Проведем викторину. Вы должны угадать название сказки.

  1. Разминка «Угадай сказочного героя».

Воспитатель. Сегодня с вами хотели бы встретиться многие сказочные герои. Кто же они? Вы сейчас отгадаете.( Ведущий загадывает детям загадки и, отгадав каждую из них – вывешивает нарисованного сказочного героя на доску).

  • Маленькая девочка весело бежит

по тропинке к домику, что в лесу стоит. Нужно этой девочке к бабушке скорей

отнести корзиночку, посланную ей. (Красная шапочка)

  • Сидит в корзине девочка у мишки за спиной. Он, сам того не ведая, несёт её домой. (Маша и медведь)
  • У отца был мальчик странный, Необычный – деревянный. На земле и под водой  Ищет ключик золотой? Всюду нос суёт он длинный. Кто же это? (Буратино)
  • Чуть женой крота не стала И усатого жука, Вместе с ласточкой летала Высоко под облака. (Дюймовочка)
  • Рыжая плутовка, хитрая воровка. Курочку стащила, к норе засеменила. Ждут её ребята, рыжие лисята. А как зовут маму-красу? Узнаёте вы…..лису?
  • И на мачеху стирала,

и горох перебирала По ночам при свечке.

А спала у печки. Хороша, как солнышко,

кто же это? (Золушка)

Воспитатель: Молодцы! Всех сказочных героев отгадали!

III. Викторина «Зимние сказки».

Воспитатель предлагает командам вспомнить и угадать название сказки о зиме.

1.

- Тепло ли тебе, красавица? - Не хочется Насте старика огорчать: - Тепло, тепло, батюшка, - шепчет, а у самой зуб на зуб не попадает…(Морозко)

2.

Идут вёдра по деревне, народ дивится, а Емеля идёт сзади, посмеивается…(По щучьему велению)

3.

Вот лисичка-сестричка сидит да потихоньку и говорит: «Битый небитого везёт» (Лисичка-сестричка и серый волк)

  1. Это была высокая, статная, величавая женщина в ослепительно белой шубе и шапке из чистого снега. Мальчик сразу узнал её. (Снежная королева)
  2. Принесла бабка в решете снега. Толкли, толкли они снег и вытолкли девушку.(Снегурочка)
  3. Рукодельница идёт дальше. Смотрит: перед ней сидит старик…седой-седой, сидит он на ледяной скамеечке да снежные комочки ест; тряхнет головой – от волос иней сыплется; духом дохнет – валит пар густой. (Мороз Иванович)

7.

В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей угодить не могла… Потому, может, и довелось ей однажды увидеть все 12 месяцев сразу. (12 месяцев)

Воспитатель. Отгадайте сказку.

Месяцы ходят по кругу,

Не уступая друг другу,

Каждому - свой черёд.

Вместе все месяцы - год.

Воспитатель. Знаете ли, вы, сколько месяцев в году?

Ответы детей. Двенадцать.

Воспитатель. А как их зовут?

Ответы детей. Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Воспитатель. Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так, чтобы февраль пришёл раньше, чем уйдёт январь, а май обогнал бы апрель.

Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.

Задание «Угадайка»

Ведущий Я читаю стихотворение , а вам надо добавить недостоющее слово.

На дворе идет снежок

Скоро праздник….(новый год)

Мягко светятся иголки

Хвойный дух идет от….(елки)

Ветви слабо шелестят

Бусы яркие (блестят)

Белоус и краснонос

Под ветвями Дед…. (мороз)

И верхушку украшая

Там сияет как всегда

Очень яркая, большая

Пятикрылая …(звезда)

Ведущий:. Вы послушайте внимательно, и ответьте обязательно. Если я скажу верно, говорите «да», ну а если вдруг не верно, говорите «нет» . Мы с ребятами сыграем в интересную игру. То чем елку наряжаем, я детишкам назову.

«Разноцветные хлопушки?

Одеяла и подушки?

Раскладушки и кроватки?

Мармеладки, шоколадки?

Шарики стеклянные?

Стулья деревянные?

Плюшевые мишки?

Буквари и книжки?

Бусы разноцветные?

А гирлянды светлые?

Снег из ваты белой?

Ранцы и портфели?

Туфли и сапожки?

Чашки, вики , ложки?

Конфеты блестящие?

Тигры настоящие?

Шишки золотистые?

Елочки лучистые?

Ведущий: молодцы ! спавились с заданием

Воспитатель.

Физкультминутка «Весёлые хоккеисты»

Спортивный конкурс. Перед каждой командой устанавливают ряд кеглей. Ребенок с клюшкой в руке должен провести шайбу мимо кегель, после чего возвращается к команде, передает клюшку следующему игроку.

 

VII. Конкурс «Зимние забавы»

Задание 1Передай ёлочку.

Вместо эстафетной палочки детям дается фигурка ёлочки, один участник бежит с ёлочкой на определенное расстояние, ставит её там и прибегает назад, другой бежит, берёт ёлочку и несёт её следующему участнику команды и т.д. Можно ёлочку не ставить, а передавать другому участнику.

Задание 3: Отгадай загадку.

Загадки»

Ведущий: Самое приятное и лёгкое задание – это отгадывание загадок.

  1. Наступили холода,

Обернулась в лёд вода,

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?  (зимой)

  1. Кто поляны белит белым.

И на спинах пишет мелом.

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины? (зима)

  1. Кто, угадай-ка, седая хозяйка?

Тряхнёт перинки – над миром пушинки? (зимушка-зима)

  1. Меня не растили,

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Глаза – уголки,

Руки – сучки.

Холодная, большая,

Кто я такая? (снежная баба)

  1. Я катаюсь на нём до вечерней поры,

Но ленивый мой конь возит только с горы.

А на горку всегда сам пешком я хожу,

И коня своего за верёвку вожу (санки)

  1. Деревянные кони

По снегу бегут,

А в снег не проваливаются (лыжи)

  1. Два коня у меня, два коня,

По льду они возят меня,

А лёд твёрдый, каменный (коньки)

  1. Кто зимой в трубе гудит? (ветер)
  2. Как по небу с севера

Плыла лебедь серая.

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала – сыпала

На поля,  озёрушки

Белый пух да пёрышки (снежная туча)

  1. Подморозило вчера

Налетела мошкара.

И от этой мошкары

Стали белыми дворы (снег).

  1. Тур «Блиц-конкурс»

Воспитатель предлагает командам на время (за 1 минуту) отгадать как можно больше сказочных вопросов. Засекается время, ведущий быстро читает вопросы, участники команды отвечают не раздумывая.

  • Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)
  • Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были...)
  • Кто снес не простое яичко, а золотое? (Курочка Ряба)
  • Кого величают по отчеству – Патрикеевна? (Лиса)
  • Кто закопал 5 золотых монет? (Буратино)
  • По какой особой примете можно узнать Бабу Ягу? (Костяная нога)
  • После каких слов Али-Бабы волшебные ворота пещеры открывались? (Сим-Сим)
  • На какой птице летала Дюймовочка? (Ласточка)
  • Что не смог вытащить из земли дед, бабка и все их семейство? (Репку)
  • Из какого инструмента солдат сварил суп? (Топор)
  • Какой предмет потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку)
  • Что потерял ослик Иа? (Хвост)
  • Встреча, с какой рыбой очень сильно повлияла на жизнь Емели? (Щука)
  • Назовите одну особенность известной сказочной избушки?(Курьи ножки)
  • Кто говорил, что он красивый и в меру упитанный мужчина? (Карлсон)
  • Какой сказочный герой придумал хранить смерть на конце иголки, а иголку в яйце и т.д.? (Кощей Бессмертный)
  • Какое хлебобулочное изделие ушло и от бабушки, и от дедушки? (Колобок)
  • Какие герои сказки кушали из кувшина и из тарелки и оба остались голодными? (Лиса и Журавль)
  • Любимый летательный аппарат Бабы Яги? (Метла и ступа)
  • Кличка собаки из сказки “Репка”. (Жучка)
  • Сказочная героиня ,владелица первого летательного аппарата. (Баба Яга)
  • Материал, из которого старуха слепила колобок. (Мука)
  • Эта героиня немного болтлива, что чуть не привело к гибели её и бабушки. (Красная Шапочка)
  • Подруга семи гномов. (Белоснежка)
  • Из какого хрупкого материала сделана вещь, которая помогла главному герою сказки найти таинственную незнакомку. (Хрусталь)
  • Предмет гордости Карабаса – Барабас. (Борода)
  • Какой герой Андерсена знает сказок больше всех на свете?(Ол-Лукойе)
  • Имя поросёнка в сказке “Вини-Пух”. (Пятачок)
  • Как звали обладателя больших усов, живущего в Африке и захватившего в заложники доброго Айболита? (Бармалей)
  • Этот герой любил похвастаться и за это поплатился своей жизнью. (Колобок)
  • Транспорт Бабы Яги. (Ступа)
  • Какое средство помогло Карлсону избавиться от высокой температуры? (Банка варенья)
  • Что купила на базаре Муха-Цокотуха? (Самовар)
  • За кого вышла замуж Дюймовочка? (Король эльфов)
  • Кто ждал Красную шапочку? (Бабушка)
  • Учреждение, в котором работает Печкин из Простоквашино? (Почта)
  • Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка. (Лягушка)
  • Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке Андерсена “Дикие лебеди”? (Крапива)
  • Пожилая и подлая помощница злой ткачихи и коварной поварихи. (Баба Бабариха.)
  • Сказочная красавица с необычной внешностью, которая любила всех воспитывать. (Мальвина)
  • Что усыпило Белоснежку? (Яблоко)
  • Кем был по профессии силач, который одним ударом мог убить семерых? (Портной)
  • Какой герой с помощью своей бороды делал всякие чудеса? (Стари Хоттабыч)
  • Универсальное сказочное средство для проверки благородного происхождения? (Горошина)
  • Кто дал Буратино золотой ключик? (Черепаха Тортилла)
  • Этот кровожадный владелец замка пострадал от собственного умения перевоплощаться? (Людоед)
  • То, что в сказках всегда побеждает? (Добро)
  • Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей? (Игла)
  1. Окончание занятия.

Воспитатель. Вот и подошла наша игра к концу.

По заснеженной дорожке

Зашагали наши ножки.

Вьюга сильная мела,

Много снега намела.

По дорожке мы пойдем,

В нашу группу мы придем.

(Дети под музыку возвращаются в группу)

 

Оставить комментарий: