a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Методическая разработка на тему: «Организация работы с семьей через приобщение к народным и семейным традициям»

Автор: Копылова Галина Николаевна Опубликовано: 2019-02-01 20:26:47

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1

 

Тема самообразования

«Организация работы с семьей через приобщение к народным и семейным традициям»

  

Методическая  разработка

 

Подготовила:

Копылова Галина Николаевна,

 воспитатель детского сада №1

г. Любим

 

 

 

 

г.Любим, 2016г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Актуальность_________________________________________________стр.3                                                                                                                       

1.Анализ психолого-педагогической литературы____________________стр.7

2.Значение народных традиций в воспитании детей_________________стр.10

 

3.Значение семейных традиций в воспитании детей_________________стр.12

 

4.Изучение уровеня знаний детей и родителей о народных и семейных традициях____________________________________________________стр.15

 

5.Формы работы с родителями и детьми___________________________стр.17

 

6.Условия для совместной работы детского сада по возрождению народных и

 

семейных традиций___________________________________________стр.18

 

7.Анализ эффективности работы с родителями и детьми_____________стр.19

 

Вывод_______________________________________________________стр.23

 

Литература___________________________________________________стр.25

 

 

 

 

 

Актуальность

 Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребенка.

        Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие народных и семейных традиций каждого народа актуально для многонациональной России.

        Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении семейными ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть, прежде всего, в сфере культуры и образования.

        Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена народная культура и семейные устои, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

В последнее десятилетие в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема ознакомления детей с русской народной культурой.  

В народном творчестве заложены понятия «историческая память поколений» и «неразрывная связь времен», народное видение мира, взгляд на место человека в этом мире. Не случайно во многих странах народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, уважение к родному очагу — вот ведущая педагогическая идея, которой я придерживаюсь.

Без исторической памяти – нет традиций,

без традиций - нет культуры,

без культуры - нет воспитания,

без воспитания - нет духовности,

без духовности - нет личности,

без личности - нет народа как

исторической личности.

Г. Н. Волков

 Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребенка.

 Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры и семейных традиций каждого народа актуально для многонациональной России.

Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении семейными ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть, прежде всего, в сфере культуры и образования.

 Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена народная культура и семейные устои, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

        Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушие, патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через «половое просвещение» у детей формируются в не супружеские, анти родительские, анти семейные установки.

 Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества, так как в России разрушена идеология, т. е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей.

        Время неумолимо требует пересмотра всего того, что сегодня не соответствует требованиям живительного процесса обновления. «Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен» Н. М. Карамзин.

У всякого дерева глубоко в земле есть корни. И у всякого народа есть корни - его история и культура. «Носителями культурных способов познания, переживания и преобразования себя и мира для ребенка являются члены его семьи. В общении с ними ребенок усваивает эмоциональные и интеллектуальные способы взаимодействия с людьми, природой и предметами окружающего мира» Д. Б. Эльконин

Условием стабильного и целостного существования семьи как фактора приобщения ребенка к культуре своего народа являются соблюдение и сохранение традиций, присущих данному народу.

        Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. Традиции- хранители народной культуры. Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа.

        Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, возрождение семейных ценностей, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Этот возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому я и решила изучить данную проблему и организовать работу с семьей через  приобщение  к народным и  семейным традициям.

Цель: Осуществлять взаимодействие детского сада и семьи по приобщению к народным и семейным традициям через родительский клуб «Семейный очаг»

Задачи:

  1. Выявить уровень знаний детей и родителей о народных и семейных традициях.
  2. Сплотить детей, родителей и педагогов через изучение своей семьи, проведение народных и семейных праздников.
  3. Создать условия для совместной работы детского сада по возрождению народных и семейных традиций.
  4. Воспитывать уважение к членам своей семьи, бережное отношение к  своим реликвиям и обычаям.

 

1.Анализ психолого-педагогической  литературы.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным и семейным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления дошкольников с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.

Об использовании культурного наследия России в общественном воспитании говорил великий русский педагог К. Д. Ушинский. В статье «О народности в общественном» он писал: «...воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

Научная разработка проблемы приобщения дошкольников к традициям средствами народной культуры требует глубокого рассмотрения понятия «традиционная народная культура».

Понятие «традиция» применительно к народной культуре, имеет несколько специализированное содержание. По мнению Ю.В.Бромлея, С.А.Токарева, Р.Ф.Итса, «традиция» – это явление материальной и духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающееся от поколения к поколению с целью поддержания жизни этноса.

Традиции народа – это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир, живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений. Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями вглубь веков, в повседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы.

Понятие «Традиции»  включает в себя элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

Понятие «традиция» рассматривалась социологами, философами, педагогами, психологами. (А. Д. Сухов, Г.Н.Волков, В.А. Сухомлинский, С.А.Макаренко и др.).

Народные традиции тесно связаны с философией, историей, мифологией, в них нашли отражение накопленные человеком представления о жизни, окружающей среде, а также достижения народной педагогики и народного творчества.

По мнению Е.В. Суботского традиция - это явление материальной и духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающееся от поколения к поколению с целью поддержания жизни этноса.

 Васильцова З. П. утверждает, что, в традициях заложен слой мотивационных качеств и способностей, ценностных ориентации, общих выключаемых из родового потенциала культуры.

По определению историка А. И. Пискунова степень культурности людей и народов можно измерить тем, насколько они противостоят процессу исчезновения ценных народных традиций, насколько направлено они ищут способы сохранения и возрождения утраченных сокровищ. Только возрождение традиций может приостановить губительный процесс духовных потерь, деградации.

Проблемой воспитания народных и семейных традиций занимался В. А. Сухомлинский. В его трудах творчески переосмыслено наследие Аристотеля и Квинтилиана, Коменского Я.А. и Григория Сковороды, К.Д. Ушинского и Ф.И. Дистервега, Песталоцци и Януша Корчака... Народные традиции тесно связаны с философией истории, мифологии. В них нашли отражение накопленные человеком представления о жизни, окружающей среде, а также достижения народной педагогики и народного творчества.

Это является толчком для дошкольных учреждений возможностью для плодотворной работы обращаясь к традициям русского народа. Сухомлинский В.А. являлся приверженцем идей Ушинского К.Д. о принципе народности как наиболее полном отражении духовных сокровищ народа, его многовековой культуры, творческих способностей и деятельности.

Духовное богатство личности, как полагает В.А. Сухомлинский - это прежде всего часть    духовного    богатства    нации.    Выдающийся педагог подчеркивал необходимость самого бережного отношения к духовным сокровищам народа, решающим из которых он считает традиции воспитания подрастающих поколений. Нравственные корни русского народа берут свое начало в глубокой древности. Знание своих исторических и культурных корней воспитывают в человеке гордость историческим прошлым своего народа, чувством ответственности, долга перед Родиной,  семьей.

Изучив методическое пособие Н.Г.Пантелеевой, мы отметили, что оно направлено на работу с детьми по приобщению их к народной культуре, именно к бытовой культуре и традиции русского народа, к народным календарным праздникам, к православным календарным праздникам, к семейным традициям и праздникам.

Изучение специальной и психолого-педагогической литературы (Е.Н. Водовозова, В. И. Логинова, С. И. Руденко, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский, Л. К. Шлегер), исследовании Н. М. Ахмеровой, Н. Ф. Виноградовой, Г. И. Григоренко, программных документов дошкольного учреждения позволило сделать вывод о том, что:  несмотря на значительную  изученность и разработанность проблемы приобщения к традициям русского народа детей дошкольного возраста, в практике детских садов эта работа ведется стихийно, однако наряду с достигнутыми успехами следует констатировать тот факт, что существует ряд вопросов касающихся приобщения традиций русского народа  всё еще не значительно разработанных.

Формирование, развитие культурного общества невозможно без соблюдения народных и семейных традиций.

2.Значение народных традиций в воспитании детей

Народ — единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, композиторы, поэты черпали вдохновение в народе, из народного творчества. Поэтому их творения во все эпохи были доступны и близки народу.

Постараемся разобраться, что такое народные традиции, что можно к ним отнести.

Народные традиции способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоение опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью. Русские народные традиции — одна из составных частей культурного наследия русского народа.

Рассматривая вопрос приобщения детей к народным традициям, следует отметить очень важную особенность. Характерной чертой русских народных традиций, как и всей культуры, является ее двусоставность. До сих пор элементы дохристианского наследия являются важной составной частью современной русской культуры и находят широкое отражение в народных традициях. Применительно к истории Древней Руси религиозные верования, обряды и традиции, сложившиеся до принятия христианства, называются язычеством. Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были слиты с земледельческим трудом, с жизнью природы, а значит, с мифологическим олицетворением природных сил. Восточнославянская мифология запечатлена русским народов в старинных обрядах и обычаях.

Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга. Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит — и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое — это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и поэтому, наша задача сегодня:

— помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;

— уважительно относиться к своим древним корням;

— чтить и уважать память предков;

— систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры.

Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения создают в себе разнообразные средства и формы воспитания (песни, сказки, игры, пословицы, танцы, праздники).

 

3.Значение семейных традиций в воспитании детей

Семейные традиции – принятые в семье нормы поведения, обычаи и взгляды, которые передавались из поколения в поколение, от старших к младшим, отражая нравственные ценности семьи (уважение к старшим, стремление не запятнать доброе имя отцов и дедов, трудом упрочить авторитет рода).

Поддержание добрых взаимоотношений в семье считалось более важным, чем материальное благополучие, это проявляется в традициях: накрывание стола скатертью, общая трапеза, чаепитие, помощь старшим, - об этом свидетельствует пословица: «В семье лад, так не нужен и клад». Традиции семьи сближали близкую и дальнюю родню, а дети приобретали жизненный опыт.

Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. У них свои собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, обряды поминовения ушедших из жизни дорогих им людей. Их объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство их семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом они творят уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к ним от родителей, какие-то они создают сами. Они прекрасно понимают, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи.

Семейные традиции – это народные песни, и шумная Масленица с душистыми блинами, пушистая верба на Вербное воскресенье и демонстрация в День Победы. А еще традиции – это мама, каждый вечер рассказывающая детям сказку на ночь, это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и которые остаются с вами, сладкими воспоминаниями о детстве.

Но именно о таких мелочах, которые принято называть семейными традициями, мы почему-то забываем. Традиции представляются нам чем-то глобальным, чем-то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Может, поэтому на вопрос: «Какие семейные традиции есть в вашей семье?» большинство родителей лишь пожимали плечами и уверенно отвечали, что таковых просто нет.

Между тем психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину проблемного подросткового возраста. В конце концов, семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи.

Каждое поколение, воспринимая ряд традиций, должно выбирать не только будущее, но и чтить свое прошлое, свято и бережно хранить не только традиции своей семьи, но и своего народа.

Поэтому, традиции — это основа уклада семьи, семьи — дружной крепкой, у которой есть будущее. Поэтому то и нужно возрождать традиции, семейные традиции. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей.

Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма. Семья, обеспечив стабильность, раскрывает способности, силы в члене семьи. И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка.

Неплохой традицией является обсуждение вопросов семейной жизни. К примеру, когда за вечернем чаем, все члены семьи рассказывают о том, что сегодня с ними произошло интересного, помимо этого, обсуждают планы на будущие выходные, главное, что бы и дети также высказывали свои мнения. Полезный обычай — разбирать собственные ошибки вслух, это даёт возможность проводить беспристрастный анализ поступков и делать правильные выводы на будущее.

Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей.

Формирование традиций нужно начинать ещё в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или ещё маленькие. Традиции должны быть простыми, но никак не надуманными.

Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни.

Роль семейных традиций в жизни малышей:

- Дают возможность оптимистично смотреть на жизнь, ведь «каждый день — праздник»

-Дети гордятся своей семьёй

- Малыш ощущает стабильность, ведь традиции будут выполнены не потому, что так надо, а потому, что так хочется всем членам семьи, так принято

- Детские воспоминания, которые передаются в следующее поколение

Правила, которых нужно придерживаться, если Вы решили создать новые семейные традиции.

Развитию и сохранению семейных традиций способствуют так же и народные праздники.

Народные и семейные традиции полны земными человеческими чувствами: добродушием, гостеприимством, хлебосольством и т.д.  Каждый уголок Русской земли имеет неповторимые традиции, обозначенные национальными чертами, но всюду выполняют одинаковую роль - духовно сплачивают людей в своей культуре.

         Анализ исследований по данной проблеме позволил нам выдвинуть гипотетическое предположение, что приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям будет успешным, если:

     1.Усвоение традиций у детей дошкольного возраста будет реализовываться через педагогическую организацию работы с дошкольниками, обеспечивающую актуализацию жизненного опыта и активизацию детей на всех этапах приобщения к народным и семейным традициям и взаимодействие в родителями в клубе «Семейный очаг».

      2.Приобщение дошкольников к народным и семейным традициям будет реализовываться при опоре на народный фольклор, обрядовые  и праздничные традиции.

 

4.Изучение уровеня знаний детей и родителей о народных и семейных традициях.

Организуя работу с семьями, необходимо выявить уровень знаний детей и родителей о народных и семейных традициях.

Мы провели анкетирование среди  родителей.

Нами было разработано несколько анкет.

          Анализ ответов на вопросы анкеты «Знаете ли вы народные традиции?» показал следующее:

         В анкетировании  приняли участие 15 человек, из 20 родителей.

 

По результатам анкетирования все родители считают, что нужно приобщать детей к народным традициям, но не смогли объяснить эту необходимость.

         Родители не знают различия между православными и народными праздниками, и поэтому, на вопрос «Какие народные праздники вы знаете?» они написали: Прощеное воскресенье, Ореховый спас, Яблочный спас, Пасха, Масленица, Новый год, Рождество, День победы, 8 марта, 23 февраля. По результатам анкетирования можно отметить, что родители отмечают недостаточное количество народных праздников.

 О народных праздниках, 25% родителей знакомят своего ребенка через через беседы.

Родители отметили особенности народных традиций нашего города: День города, проводы Зимы, Рождество.

Было предложено провести в рамках «Народные традиции» День Русской березки.

В целях улучшения работы ДОУ и семьи родители рекомендуют проводить совместные мероприятия с детьми.

Анализ анкеты «Семейные традиции»

В анкетировании приняли участие 15 человек, из 20 родителей.

Что такое «семейные традиции»? Родители считают это традиции, которые передаются из  поколения в поколение.

В каждой семье есть определенные традиции, но 65% родителей отметили незначительное количество традиций, которые проводятся в их семьях. Они отмечают дни рождения, в праздники готовят и дарят подарки друг другу и родственникам.

100%  родителей считают, что семейные традиции оказывают  положительное влияние на воспитание ребенка.

На вопрос, «Какие положительные черты характера они воспитывают у ребенка?» родители отметили, что семейные традиции воспитывают у ребенка  уважение и любовь к своей семье.

Чтобы изучить знания детей о своей семье, о традициях народа мы провели беседы, диагностические задания и игры.

В результате бесед и диагностических игр, дети показали следующее:

75%  детей не владеют знаниями о многообразии культурных традиций, не способны соотнести особенности быта народности с их культурными традициями, в частности содержания народных праздников, не осознают их своеобразие и ценность каждой из народных культур.

- Многие дети не проявляли эмоциональной отзывчивости при рассматривании на фотографиях ситуаций, не имеющих для них личной значимости.

-дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа.

-25%  детей смогли спеть колыбельную и русскую народную песни, вспомнить считалку или назвать праздник.

Анализ проводимой работы показал, что дети не знают историю, традиции своего края, бережно относятся к природе родного края; с уважение относятся к пожилым людям и с любовью, и заботой к своим родителям.

         Для того, чтобы повысить уровень знаний родителей и детей старшего дошкольного возраста по народным и семейным традициям, на основании анкетирования и диагностики, мы разработали перспективный план на три года.

5.Формы работы с родителями и детьми.

В настоящее время актуальными задачами продолжает оставаться работа семьей. Эффективными формами работы с родителями были родительские собрания, консультации, совместные досуги в клубе «Семейный очаг».

В работу по ознакомлению детей с народными и семейными традициями  были включены различные виды детской деятельности: познавательная, художественно-продуктивная, досуговая, игровая. Она осуществлялась в интегративной форме: на занятиях познавательного цикла, на занятиях по изобразительной деятельности, в процессе совместной деятельности  с родителями и детьми, в самостоятельной детской деятельности. Использовались разнообразные формы деятельности: занятия, развлечения, наблюдения, подготовленные детьми совместно с родителями рассказы о своей семье, беседы.

1.Картотека русских народных игр.

2.Консультации для родителей.

  1. Консультации для педагогов.

4.Родительские собрания.

5.Занятия с детьми.

  1. Развлечения с детьми.

7.Совместные мероприятия с родителями и детьми в клубе «Семейный очаг».

  1. Изготовление каждой семьи генеалогического древа.
  2. Изготовление книжек на тему «Моя фамилия», «Мое имя».

 

6.Условия для совместной работы детского сада и семьи по возрождению народных и семейных традиций.

Педагогические условия – это те обстоятельства, от которых зависит воспитание, образование и развитие ребёнка; та обстановка, в которой происходит воспитание, образование и развитие индивида; та среда, которая непосредственно влияет на процессы развития, обучения и воспитания.

Для приобщения старших дошкольников к традиционной народной культуре посредствам праздников в ДОУ созданы определенные условия:

 

7.Анализ эффективности работы с родителями и детьми.

    Для анализа эффективности работы с семьей мне важно было выявить уровень включенности родителей в различные мероприятия группы, их активность; желание взаимодействовать с сотрудниками детского сада и уровень знаний родителей и детей о народных и семейных традициях.

В конце года, по результатам работы с семьей мы провели повторное анкетирование родителей.

Проанализировав ответы родителей, мы пришли к следующим выводам:

Анализ анкеты «Знаете ли вы народные традиции?»

В анкетировании  приняли участие 17 человек, из 20 родителей.

По результатам анкетирования все родители считают необходимым приобщать детей к народным традициям, так как на этом воспитывались и сами родители, бабушки и дедушки.

80% родителей знают народные праздники: Масленица, Новый год, День победы, 8 марта, 23 февраля, День матери, День пожилого человека, День России, День смеха, День защиты детей.

По результатам анкетирования можно отметить, что родители отмечают большое количество народных праздников.

О народных праздниках, большинство родители стали знакомить своего ребенка через чтение сказок и рассказов, через беседы.

 

Родители отметили особенности народных традиций нашего города: День города, новые традиции для молодожен, проводы Зимы, .

Было предложено провести в рамках «Народные традиции» День Русской березки.

В целях улучшения работы ДОУ и семьи родители рекомендуют продолжать проводить совместные мероприятия с детьми, знакомить детей с народными и календарными праздниками.

Анализ анкеты «Семейные традиции»

В анкетировании приняли участие 17 человек, из 20 родителей.

Что такое «семейные традиции»? Родители считают это как действие, которое делается постоянно из года в год, это то, к чему привыкаешь и что воспринимаешь как должное, это обычаи, которые передаются из поколения в поколение в своей семье.

В каждой семье есть определенные традиции. 100% родителей отметили большое количество семейных традиций: по выходным дням всей семьей лепят пельмени, ходят в лес, н

Документы для скачивания