a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Тема: «Использование устного народного творчества для развития речи детей»

Автор: Крицкая Наталья Григорьвна Опубликовано: 2019-02-08 10:38:06

            Устное народное творчество необходимо для развития просодической стороны речи. С его помощью
дети усваивают не только родной язык, но и овладевают речью в совершенстве: достаточное дыхание,
нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации.
      Народное творчество благотворная почва для автоматизации звуков речи. Дети овладевают всеми
звуками речи, замечают неправильное произношение, исправляют его в шутке, игре, в непринуждённой
обстановке, в привычной им среде. Это также незаменимый помощник в процессе развития связной речи.
Где, как не в сказках, играх-драматизациях, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь?
Через народное творчество мы учим детей играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения.
     Народное творчество призвано развивать юмор и воображение. Не все дети могут адекватно относиться к
шуткам, понимать образные выражения, поэтому так нужны небылиц, перевёртыши, загадки. Нравственные
заповеди лучше усваиваются не через прямые наставления, а через сказки, пословицы, скороговорки.
     Народное творчество даёт возможность окунуться в особый, свойственный только детям взгляд на мир,
запечатлённый в слове. Фольклор помогает воспитывать любовь к народному творчеству. Детей следует
учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Тогда постепенно
перед детьми откроется сила народного слова. Говоря о народном творчестве, мы подразумеваем не только
русский фольклор, но и творчество других народов.
       Колыбельные песни
Родовые корни многих форм детского фольклора уходят глубоко в историю. Всё начинается с поэзии
пестования – колыбельных песен, пестушек. Древнерусские слова «баять», «убаюкивать» означают говорить,
уговаривать, заговаривать. Колыбельные песни – это заговоры, обереги, основанные на магической силе
слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить. Народ создал множество песенок и
потешек именно для эмоционального контакта с ребёнком.
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собаченька, не лай,
Мою дочку не пугай!
И в гудочек не гуди,
До утра не разбуди!
А приди к нам ночевать,
В люльке Машеньку качать.
Люли, люли, люли,
Прилетели гули.
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Тихо Машу усыплять:
- Спи, малютка, почивай,
Глаз своих не открывай.
       Заклички
Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. В закличке не
просто обращение к природным стихиям, но и выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств,
переживаний. Повторные сочетания действий ребёнка со словами заклички приучают его вслушиваться в
звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания.
Гром гремучий,
Тресни тучи,
Дай дождя
С небесной кручи.
Ах ты, радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Дай нам солнышка-Колоколнышка.
             Приговорки
Приговорка своим словесным строением и оформлением настраивает ребёнка уважительно относиться к
каждому растению в лесу, в поле, в огороде. Для каждого растения существует своё определение, ласковое
слово.
Приговорки во время игр – это своеобразные просьбы к природе о соучастии, о доброй помощи. Они
обращены к ветру, воде, ручью.
Улитка, улитка,
Высунь рожки --Дадим лепёшки,
Свиные ножки,
Каши горшок,
Хлеба ворошок!
Матушка репка,
Уродись крепка,
Ни густа, ни редка,
До великого хвоста.
              Прибаутки
Прибаутка предлагает ребёнку увидеть смешное в жизни и научиться это смешное передавать в слове.
Это лучший способ развития как координации движения, так и общей и мелкой моторики. Ребёнок учится
согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
                 Перевёртыши
Перевёртыши открывают ребёнку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить
специфику звучания речи и характерные для неё выразительность, образность, юмор.
Как петух в печи пироги печёт,
Кошка на окошке рубаху шьёт,
Поросёнок в ступе горох толчёт,
Конь у крыльца в три копыта бьёт,
Уточка в сапожках избу метёт.
                   Приметы
Приметы помогают расширить словарный запас детей, способствуют развитию слуховой памяти, дают
возможность поднять интерес у детей и снять напряжение, развивают фонематический слух, оказы вают
помощь в автоматизации звуков речи, знакомят с ритмичностью народного календаря.
Январь – году начало, зиме – серёдка.
Много частых и длинных сосулек – к урожаю.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Если журавли летят высоко, не спеша – будет хорошая осень.
                    Скороговорки
Использование скороговорок помогает закрепить чёткую дикцию, использовать различные высотные,
силовые и тембральные звучания. Скороговорка требует точной организации голосового хода, логического и
орфографического ударения. Стихотворная ритмика организует чёткость речи, не разрешает пропускать,
менять звуки. Она служит организационным моментом и для дыхания: даёт возможность сознательно его
распределять, не прерывая доборами течение речи внутри строки, и пополнить только в конце строки.
Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребёнка улавливать
тонкие звуковые различия, способствует автоматизации звуков речи.
                     Дразнилки
Дразнилка склонна к преувеличению и преуменьшению. Она учит подмечать плохое, несправедливое,
некрасивое, слышать слова и подбирать их по звучанию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым
жизненным ситуациям. В дразнилке удалось сохранить чёткость, ритмичность, краткость, выразительность.
Антошка-картошка,
Соломенная ножка,
Сам с ноготок,
Голова с локоток.
                 Загадки
Загадка – игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в
ином образе, ином качестве. И это нужно не просто узнать, а отгадать. Знание загадок не только развивает
память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребёнка к восприятию классической
литературы.
Хотя в старшем дошкольном возрасте дети обладают определёнными знаниями и интеллектуальными
умениями, они не всегда верно отгадывают и сравнивают загадки.
               Пословицы и поговорки
Поговорка сходна с пословицей, но в отличие от неё не является полным суждением. Поговорка – часть
суждения.
После дождичка в четверг.
Ложка дегтя в бочку меду.
Пословицы знакомят ребёнка с краткостью, точностью, меткостью родного языка.
В чужом глазу сучок видит, а в своём и бревна не замечает.
Что на уме, то и на языке.
Быстрее мысли ничего нет.
Ум без разума – беда.
                Подвижные игры, считалки
Главная особенность считалки – чёткий ритм, возможность кричать раздельно все слова.
Тара-бара,
Домой пора
Коров доить,
Тебе водить.
Сказки
Игра и прелесть сказки – в незамысловатом прибавлении к хорошо известным фактам всё новых и новых
деталей и подробностей. Трудность игры заключается не только в том, чтобы запомнить все подробности, но
и в том, чтобы уловить их порядок, не перепутать, что за чем следует. В этом – секрет сказки.

Оставить комментарий: