"Роль народных игр в работе с детьми"

Опубликовано: 08:51:33 17-11-2014

Автор: Мелькаева Галина Ивановна

 

«Роль народных игр в работе с детьми»

Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня.

Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем из них, которые интегральны, многофункциональны по своему характеру, способствуют самореализации, самовыражению личности, интересны детям, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы. Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них      сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности.         Одним из таких средств воспитания является народная игра. Она – уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры.  Народные  игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в   мордовские  народные игры. Мордовские народные  игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, соблюдая национальные традиции.                                                                               Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания.   Мордовский  народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игр.  Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики.                  Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои. Представления о чести, смелости, мужестве. Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.                             Народная подвижная игра, выполняя различные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит средством приобщения детей к народной культуре. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

К.Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них. Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а, следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей. Но, не зная истоков игры, не учитывая их национальные особенности, колорит, нельзя говорить, что воспитательное значение народных игр раскрыто полностью. Чтобы педагоги могли заинтересовать детей мордовской народной подвижной игрой, они должны, прежде всего, сами знать историю их появления, их воспитательное значение.

     Основным условием успешного внедрения народной игры в жизнь дошкольников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное  использование обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.

                                                                Приложение

                                               «В журавлей»            

 Из числа играющих выбирается «журавлиха» и «старушка». «Старушка» садится на лужок и начинает вскапывать луг. «Журавлиха» набирает себе «журавлей»: остальные играющие берутся друг за друга и с криками: «Тур-. лур, тур-лур» ходят по лугу. Ходят, ходят и подходят к старушке. Журавлих ее спрашивает:

бабушка, а бабушка, что делаешь?  

 Ямку копаю.    Зачем ямку?                                                                                                                                    Деньги ищу.   Деньги зачем?                                                                                                                          Иголку куплю.  Иголку зачем?                                                                                                                              Мешок сошью.   Мешок для чего?                                                                                                            Камешками наполню. Камешки для чего?                                                                                                              На голову твоих детей.

 Произнося последние слова, «старушка» поднимается и начинает ловить

«журавлей». «Журавлиха», подняв руки, защищается. Журавлята кричат:

«Тур-лур, тур-лур». Когда старуха переловит всех журавлят, игра начинается вновь.

                                                «В ворону»

Игра такая же, как в «журавлей». Выбирают «ворону» и «наседку». Все остальные- цыплята. Цыплята ходят за наседкой по лугу.

Им навстречу выходит «ворон» и говори:

 Наседка, а наседка, дай-ка мне одного цыпленка!

Вай, ворона, не дам, не дам!

Ну, я всех цыплят твоих перетаскаю!

И начинает ловить «цыплят». «Наседка» кричит: «Варык, варык!», а «ворона»: «Пивь, пивь» и сама все ловит цыплят. Когда всех переловит, игра  заканчивается.

 В игре участвует разное число детей (мальчики и девочки). По желанию выбирают «старика» и «старуху». Остальных играющих старуха называе «платками» различных цветов. Они садятся на землю.

 

 Приходит «старик

  «В платки»

В игре участвует разное число детей (мальчики и девочки). По желанию выбирают «старика» и «старуху». Остальных играющих старуха называе «платками» различных цветов. Они садятся на землю. Приходит «старик

 Здравствуй, бабушка!

Садись, батюшка!

Слышал, платки есть у тебя'

Есть, да ты не в состоянии купить.

 У меня два сундука денег. Смогу купить твои платки.

Покупай.

После этого «старик» начинает отгадывать, какого цвета платки у  «старухи».чей цвет отгадает, тот бежит в сторону. Если старик догонит, то возьмет-купит. Бывает и так6 побегает-побегает и сядет на свое место, тогда старуха окрашивает его в другой цвет. А старик снова отгадывает. Игра продолжается до тех пор, пока не купит старик все платки.                                                

 

                                

 

 

 

 

                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Оставить комментарий: