a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация по развитию речи детей дошкольного возраста "« Развитие связной речи детей дошкольного возраста Посредством ознакомления с художественной литературой

Автор: Мирошниченко Светлана Ивановна Опубликовано: 2019-02-13 19:32:54

Документы для скачивания

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ сад № 4 «Ласточка» города Армянска Республики Крым КОНСУЛЬТАЦИЯ Тема: « Развитие связной речи детей дошкол ь ного возраста П осредством ознакомления с художественной литературой Подготовила: Воспитатель Мирошниченко С. И 2019 год « Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели» С. Я. Маршак Дошкольное детство – время становления первооснов личностей, индивидальности, наиболее благоприятный период для развития любознателности общих и специальных способностей. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство. Развитие речи детей одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательнные учереждения и родители. В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема  развития речи детей дошкольного возраста.  Развитие связной речи у детей  считают одной из главных задач детского сада. Дошкольный  возраст – возраст интенсивного формирования  речи,  это благотворная пора для выработки навыков эффективного общения. Немаловажную роль в  развитии речи,  пополнении словарного запаса ребенка играет  художественная литература.  Она служит могучим, действенным  средством умственного,  нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на  развитие и обогащение речи ребенка.  В рассказах дети познают: лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской  речи;  народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь живыми образными выражениями, сравнениями.  Художественная  литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. В работах многих известных педагогов- психологов Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, А. М. Виноградовой, В. Г. Нечаевой, Р. И. Жуковской, Л. А. Пеньевской, и др. доказана роль исследования детской литературы как важнейшего средства умственного развития и речевых способностей дошкольников. Актуальность проблемы приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является очень важной. Дети все чаще предпочитают книге – компьютер, телевидение, а настоящая правильная, грамотная речь формируется и становится правильной, когда ребенок сам читает и узнает всю красочность русского языка и его богатство. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Дети младшего дошкольного возраста проходят кризисный этап своего развития- «кризис трех лет». У ребенка значительно расширяется круг действий, совершаемых им без помощи взрослых, проявляется инициатива в поступках, в познании окружающей среды. Эти изменения связаны с новой социальной ситуацией развития ребенка. Вместе с этим возрастают возможности ребенка не только в сфере самообслуживания, но и овладения новыми видами деятельности( преобладание ситуативно- делового общения; игровая мотивация остается самой значимой) . В этот период активно развивается речь ребенка: словарь обогащается всеми частями речи, осваивается грамматическая и фонетическая ее сторона. Приобщение детей к художественной литературе в младшем возрасте необходимо начинать с рассказывания сказок, потешек, стихотворений. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло. Произведения художественной литературы и устного народного творчества( пословицы, поговорки, потешки, скороговорки) являются важнейшим источником развития речи детей. Обучение речи должно «забегать вперед» и вести за собой развитие. Детей следует обучать тому, что они не могут усвоить сами, без помощи взрослого. Если рассматривать особенности восприятия художественной произведений по возрастным группам, то можно заметить, что в младшей группе ознакомление с художественной литературой происходит с использованием произведениями разных жанров: народные сказки, песни, потешки, загадки, где в основном содержатся ритмическая речь, так детей учат к красочной речи. Именно в этом возрасте необходимо учить слушать сказки, рассказы, стихи, сочувствовать положительным героям и следить за развитием действия произведения. Для лучшего запоминания произведения, необходимо выделять при чтении персонажей, а также ритмические словосочетания. . Младших дошкольников привлекают небольшим стихотворениями, которые отличаются четкой формой, ритмичностью и мелодичностью, поэтому рекомендуется такие рассказы. При повторном чтении дети запоминаю, усваивают смысл, речь обогащается новыми словами и выражениями. В средней группе дети продолжают ознакомление с художественной литературой. Дети в этом возрасте могут различать некоторые особенности литературного языка, такие как сравнение. После прочтения дети могут отвечать на вопросы по содержанию текста, размышлять,     замечать и чувствуют форму художественного произведения. В этом возрасте у детей активно обогащается,  развивается словарь. В старшей группе дети уже могут различать художественные жанры, замечают выразительные средства. А при сравнении или подведении итогов произведения дети могут чувствовать ее глубокое  содержание и полюбились поэтические образы. Перед педагогами в старшей группе стоят задачи привить любовь к художественной литературе, развивать поэтический слух, интонацию выразительной речи, а так же театрализованную деятельность. Таким образом, для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать благоприятную речевую среду и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых умений, обогащать жизненный литературный опыт детей через художественное произведение и элементы художественной выразительности, надо развивать и воспитывать с самого раннего детства. Данная тема актуальна для  детей дошкольного возраста,   так как необходимо с  самого раннего возраста приобщать детей к чтению художественной литературы.   Ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, обогащает внутренний мир человека. По моему мнению, общение с книгой воздействует на ребенка, вызывают у него эмоциональный отклик. Поэтому роль книги и чтения как средство становления личности ребёнка очень велико. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основные развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность. Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со своей воспитательно- образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении, при сюжетно ролевой игре, , театрализованных играх. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт.  Если ребенок растет и развивается в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он будет проявлять  любознательность, интерес к разнообразной и содержательной информации. Помните, что чтение для дошкольника —  это, прежде всего, общение. Беседуйте с детьми!

Оставить комментарий: