a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для воспиателей "Введение дошкольников в художественную литературу"

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Документы для скачивания

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №3 с. Толбазы муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан Подготовила: ст. восп. Зайкина Т. Ф. Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении( восприятии) книг через решение следующих задач: • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; • развитие литературной речи; • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие худо- жественного восприятия и эстетического вкуса. Общие подходы к чтению художественной литературы детей дошкольного возраста в ОС «Школа 2100» Под чтением дошкольников мы понимаем не умение озвучивать печатное слово, а восприятие текста на слух и его понимание( извлечение смысла, содержания) . Формирование навыка чтения – задача начального образования, в то время как восприятие, понимание текста – качество читателя, с одной стороны, несущее на себе возрастную специфику, с другой стороны, развивающееся( за редким исключением) только в условиях специально организованной читательской деятельности( семейные чтения, совместные чтения, занятии по чтению и т. п. ) . Недооценка подобной деятельности на ступени дошкольного образования нередко приводит к тому, что в школу приходит ребёнок, вроде бы умеющий читать( то есть владеющий в той или иной степени техникой чтения, умеющий артикулировать написанное) , но, возможно, потерянный для чтения( читать не любит, прочитанное не может объяснить, истолковать, оценить, соотнести с чем- либо) . Характер восприятия старшими дошкольниками текста, который, как правило, им читает взрослый человек, говорит о том, что при этом дети скорее включены не столько в процесс слушания, сколько в процесс чтения. Вид речевой деятельности, когда текст воспринимается на слух, и при этом обеспечивается включение эмоций, воображения и реакции на содержание прочитанного, мы называем чтением- слушанием( О. В. Чиндилова) . Очень важно, чтобы при работе с дошкольниками взрослые читали художественные произведения детям дошкольного возраста в соответствии с природосообразной технологией продуктивного чтения, в режиме медленного чтения( чтения с возможными остановками для комментария, для включения воображения, усиления и уточнения эмоций и пр. ) . Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, обеспечива ющая полноценное восприятие тек ста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тек сту и его автору. Выбор этой технологии мы объяс няем её природосообразной сущно стью и возможностью обеспечить преемственность в развитии детей. Данная технология предполагает три этапа работы с текстом. I. Работа с текстом до чтения. Цель – развитие такого важнейше го читательского умения, как ан тиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу. 1. Дети от взрослого узнают имя автора, название книги, листают, рассматривают книгу, задают вопр осы взрослому; рассматривают ил люстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. 2. Педагог предлагает прочитать текст, проверить возникшие пред- положения. II. Работа с текстом во время чтения. Цель – понимание текста и созда ние его читательской интерпрета ции. Главная задача взрослого – обеспечить восприятие текста. 1. Дошкольники слушают чтение взрослого в режиме диалога с авто ром, комментированного чтения. Словарная работа( объяснение и уточнение значений слов) ведётся в основном по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его. 2. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуж дение читательских интерпретаций. III. Работа с текстом после чтения. Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. Главная задача взрослого – обесп ечить углубление восприятия тек ста, корректировку первичного восприятия. 1. Педагог ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы де тей на этот вопрос и беседа. 2. Рассказ взрослого о писателе и беседа с детьми о его личности( для старших дошкольников) . 3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. 4. Выполнение заданий, усиливающих эмоциональное и смысловое восприятие текста. 3- 4 года Главная ценность данного возраста – выс окая эмоциональная от зывчивость на художественное слово, способность неоднократно ярко переживать описанные события и с волнением следить за развитием сюжета. Данные возрастные особенности младших дошкольников позволяют определить основные задачи приобщения детей к чтению- слушанию книг: – развивать эмоциональную отз ывчивость на литературные произ ведения, готовность активно реагировать на содержание текста; – учить слушать чтение, рассказ во спитателя вместе с группой свер стников; – стимулировать детей выражать своё эмоциональное отношение к прочитанному, услышанному; – совместно рассматривать кн иги с яркими, крупными иллюстра циями; узнавать на иллюстрациях литературных героев; – формировать у детей первона чальные представления о построе нии художественных текстов, об их жанровых особенностях. Круг чтения. В 3–4 года ребёнок отличается высокой познаватель ной активностью, пытается расшир ить свой кругозор, стремится вы рваться за рамки окружающей его среды. Произведения о животных, природных явлениях, детях, описание игровых и бытовых ситуаций позволяют ему перешагнуть гран ицы окружающего, открывать и по знавать мир. Особую роль в воспитании и разви тии ребёнка 3–4 лет играет фоль клор. Песенки, пестушки и потешки знакомят ребёнка с правилами личной гигиены, правилами жизни среди людей, готовят его к будущей взрослой жизни. Малые жанры фольклора. Песенки, потешки. Сказки о животных, сказки- цепочки, докучные сказки. Стихи В. Жуковского, А. Плещеева, А. Майкова, А. Пушкина, А. Блока, А. Барто, Д. Хармса, С. Маршака, Я. Акима, В. Берестова, И. Ток маковой, Э. Мошковской и др. Рассказы Л. Толстого, К. Ушинского, Н. Калининой, В. Сутеева, Б. Житкова, Б. Галки, Е. Чарушина и др. Художественно- речевая деятельность: – совместное рассматривание иллюстраци й к уже знакомому произ ведению; – предшествующее чтению рассм атривание новой книги, прогнози рование содержания будущего чтения; – многократное чтение, рассказыв ание в разных условиях: воспита тель читает – дети затем рассматривают картинки; воспитател ь чита ет – дети одновременно рассматри вают картинки; воспитатель чита ет – дети выполняют определенные действия( причесывают лошадку, жалеют игрушечного мишку и т. д. ) ; воспитатель рассказывает текст и одновременно его разыгрывает с игрушками. Формирование целостной картины мира( в том числе форми рование первичных ценностных представлений) • развивать желание узнавать из книг об окружающем мире; • развивать умение выражать впечатления о прочитанном рече выми и невербальными средствами; • формировать интерес к пост упкам положительных героев худо жественных произведений, к эпизо дам и ситуациям, в которых поло жительные герои помогают другим. Развитие литературной речи • знакомить с языковыми средствами выразительности; • развивать желание говорить о прочитанном. Приобщение к словесному искусству( развитие художествен ного восприятия и эстетического вкуса) • развивать желание слушать произведения разных жанров, «на страиваться» на чтение сказки, рассказа, стихотворения; • формировать потребност ь предшествующего чтению рассма тривания новой книги, прогнозирования содержания будущего чтения; • формировать интерес к чтению художественной литературы( поощрять желание слушать чтение про изведения, рассматривать ил люстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание прочитать произведение ещё раз) ; • развивать эмоциональную о тзывчивость на содержание прочи танного( выделять положительного и отрицательного литератур ных ге роев, радоваться счастливой концовке, сопереживать положительному герою и т. п. ) ; • помогать выражать восприятие текста во внешнем действии, эмоционально реагировать на прослушанное произведение. 4- 5 лет Главная ценность данного возраста – сохраняющаяся высокая эмоциональная отзывчивость на художес твенное слово, готовность к «со действию» с текстом, выражающая ся в практической и игровой дея тельности. Дети не просто прослушивают ли тературное произведение, рассма тривают картинки, листают книгу, но и проигрывают её с игрушками, соотносят содержание с конкретны ми жизненными ситуациями, декла мируют, стремятся «прокричать» отдельные фрагменты текста, многое запоминают наизусть. Понимание текста дети выражают не столько в собственной речи, сколько в предметных и игровых действиях, любят инсценировать сказки, домысливать текст, охотно участвуют в инсценировках. Дети способны частично воспроизвести сюжет, выделить и назвать главных героев, но большинство из них ещё не может изложить содер жание текста в развёрнутой речев ой форме. Дошкольники этого воз раста начинают различать такие литературные жанры, как сказка, рассказ, стихотворение, у них появ ляются первые литературные пред почтения, что проявляется в выборе жанра, текста, героев. Таким об разом, можно говорить об определённом литературном опыте детей 4- 5 лет. Данные возрастные особенност и дошкольников позволяют опреде лить основные задачи приобщения детей к чтению- слушанию: - развивать умение слушать произведения разных жанров, учить «настраиваться» на чтение сказки, рассказа, стихотворения; - «включать» детей в совместное о бсуждение, рассказывание, инсце нирование знакомых произведений; - создавать условия для выражения детьми восприятия текста во внешнем действии, для импровизации; - поддерживать высокую эмо циональную отзывчивость на худо жественное слово, способность остро переживать описанные события, неоднократно с волнением следить за развитием сюжета, переживать счастливую развязку, корректировать эмоциональную реакцию детей на прослушанное произведение; – включать детей в игровую деятельность, учить выполнять игровые действия, соответствующие содержанию текста; - слушать литературный текст, п редставлять героев, активно сле дить за событиями с помощью игрушек, настольного театра; - отвечать на элементарные фактуа льные вопросы по содержанию тек ста и иллюстрации( Кого видишь? Где облака? Что белка грызет? и пр. ) ; – стимулировать к запоминанию отдельных слов, выражений из текста. Круг чтения. Детям по- прежнему нравятся произведения малых( прикладных) фольклорных жанров, растёт интерес к сказкам. Они с одинаковым удовольствием слушают стихи и прозу. Важно, чтобы ре бёнок с самого детства привык слуша ть и сюжетные, и лирические сти хи. Последние приучают его к особому, вдумчивому, непрагматическому отношению к литературе, когда он не ждет от прочитанной книги только какого- то поучительного примера, познавательной истории, полезного совета, возможности повеселиться или пережить острые ощущения. Именно лирика дает ребёнку возможность насладиться красотой слова и ритма, при этом не следует растолковывать малышу прочитан ное, добиваться, чтобы он «все понял». Малые жанры фольклора. Песенки, потешки. Сказки о животных, волшебные сказки, докучные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Бр. Гримм, К. Чуковского, В. Гар- шина, В. Катаева и др. Стихи А. Фета, А. Плещеева, С. Дрожжина, А. К. Толстого, А. Бар то, К. Чуковского, С. Маршака, Ю. Владимирова, Д. Хармса, В. Катаева, М. Бородицкой, Е. Благинской, Я. Акима, В. Берестова, Ю. Тувима, С. Михалкова, В. Орлова, И. Токмаковой, Р. Сефа, Э. Успенского, Е. Гри- горьевой и др. Рассказы К. Ушинского, Л. Толстого, Б. Житкова, М. Пришвина, М. Зощенко, Р. Сутеева, Е. Чарушина, Е. Пермяка, В. Драгунского, А. Дмитриева, М. Пляцковского, Г. Остера, Ю. Коваля и др. Художественно- речевая деятельность: – совместное рассматривание уже прочитанных книг, беседа о про читанном; – предшествующее чтению рассм атривание новой книги, прогнози рование содержания будущего чтения и т. п. ; – коллективное придумывание сказок; – сочинение и изготовление новой книги; – разыгрывание( инсценирование) прочитанного( роли не распреде ляются, а выбираются детьми) . Формирование целостной ка ртины мира( в том числе формиро вание первичных ценностных представлений) : • расширять круг детского чте ния за счёт включения произведе ний на новые темы, с большим кол ичеством героев, развёрнутым сю жетом, разных жанров( бытовые ис тории, волшебные сказки, приключения, путешествия и проч. ) ; • формировать способность понимать причи ны того или иного по ступка героя и наступившие последствия) ; • приобщать к разговору о книге, героях, их поступках, отношени ях; • развивать творческие способности: дополнять прочитанные книги своими версиями сюжетов, эпизодов, героев. Развитие литературной речи • акцентировать внимание на отдельных средствах художествен ной выразительности; • развивать желание говорить о прочитанном; • побуждать к заучиванию наизусть коротких, эмоционально окрашенных стихотворных текстов. Приобщение к словесному искусству( развитие художественного восприятия и эстетического вкуса) • формировать интерес к чтению художественной литературы( поощрять желание слушать произведение, рассм атривать иллюстра ции к нему, расспрашивать взрослог о о прочитанном, проявлять жела ние прочитать произведение ещё раз; • формировать устойчивый интерес к работе в книжном уголке; • ориентировать формирующиеся читательские предпочтения детей на тематическое и смысловое разнообразие художественной ли тературы и фольклора; • способствовать развитию э моциональной отзывчивости на со держание прочитанного( радоваться счастливой концовке, «победе» положительного героя; сопереживать бедам и несчастьям персонажей, которых защищает положительный герой и т. п. ) . 5- 6 лет Главная ценность данного возраст а – стремление к самостоятельно сти суждений, оценок, к творческой деятельности при сохраняющемся желании копировать, подражать; готовность к чтению «с продолжени ем» произведений большого объема. В этом возрасте отношение детей к миру становится более сложным. Им интересны не только природа и окружающие предметы, но и свер стники, взрослые, с которыми они учатся себя соотносить. Восприятие искусства, в том числе и произведений художественной литературы, по- прежнему отлич ают непосредственная эмоциональ ность, но появляется и элементарное осмысление содержания. Решение данных задач предполагает соблюдение определённых условий работы воспитателя с детьми. Продолжается неоднократное чтение воспитателем одного и того же произведения. При этом сказки детя м следует не читать, а рассказы вать, особенно выделяя рифмованные строки, звукопись. Перерывы между обращениями к одному тексту могут быть самыми различными –от одного дня до нескольких месяце в. Воспитатель не только неодно кратно читает текст, но и организует его разыгрывание. При инсценировании следует не распределять ро ли, а учитывать интересы и жела ния детей, включать ребёнка в работу, даже если он выбрал для себя внесценическую роль. По- прежнему в процессе приобщения детей к книге велика роль работы с иллюстрацией. Однако яр кие красочные картинки можно ис пользовать уже на разных этапах чте ния- слушания: до чтения – вспом нить или «угадать», что будем читать, в процессе чтения( например, как составление картинного плана) , после чтения – воспроизвести текст, озвучить иллюстрацию, прочитать наизусть. Особое значение следует уделять качеству чтения воспитателя – оно должно быть не просто выразительным, но и в определённой степени театрализованным, запоминающимся. Основные задачи приобщения детей к чтению- слушанию: - развивать реакцию на услышанно е, способность улавливать и раз личать разнообразные интонации, узнавать любимых литературных героев, сопереживать им; - развивать умения прогнозировать содержание будущего чтения, отвечать на вопросы по иллюстрациям: «О ком эта сказка? Кто такой. . . ? Кто к кому в гости пришёл? » и т. п. ; - организовывать рассматривание книги с небольшой группой детей( не более 4–5 человек) , когда каждого можно включить в беседу, каждо му обеспечить доступ к книге. Круг чтения. Читательские и нтересы старших дошкольников до вольно разнообразны. Они с удовол ьствием слушают и обсуждают про изведения разных жанров на нравственн ую тематику, о природе и жи вотных, своих сверстниках. Появляется интерес к приключенческой и научно- познавательной литературе. Малые жанры фольклора. Загадки, небылицы, дразнилки, считалки, докучные сказки, пословицы и поговорки. Сказки фольклорные и литературные: Бр. Гримм, А. Пушкин, П. Ершов, С. Аксаков, К. Чуковский, В. Катаев, Д. Биссет и др. Сказочные повести А. Милна, А. Толстого, Н. Носова, А. Линдгрен и др. Стихи А. Фета, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, С. Есенина, Д. Хармса, Саши Черного, Л. Каминского, С. Маршака, Я. Бжехвы, С. Михалко- ва, Ю. Тувима, Я. Акима, Е. Благининой, В. Берестова, И. Токмаковой, А. Кушнира, В. Левина, Н. Матвеевой, Ю. Мориц, Р. Мухи, Э. Мошков- ской, Г. Остера и др. Пьесы Д. Самойлова, С. Козлова и др. Рассказы Е. Пермяка, Л. Каминского, Д. Хармса, Н. Сладкова, В. Сутеева, В. Бианки, Э. Шима, В. Голявкина, Н. Носова, С. Баруздина, В. Берестова, Г. Цыферова, Ю. Коваля и др. Художественно- речевая деятельность: – совместное обсуждение услышанно го, прочитанного, диалог с деть ми( в центре обсуждения- нравственные и иные проблемы, затронутые в произведении, выразительность текста, особенности его звучания и исполнения, необычность сюжета и пр. ) ; – декламация, чтение наизусть индивидуально, в паре, в группе; – «оживление» иллюстрации, проигрывание сцены; – свободное рассказывание, пере сказы с использованием иллюстра ций и иных зрительных опор; – озвучивание, иллюстрирование, конструирование и проч. – ролевые, творческие, литературные игры. Формирование целостной картины мира( в том числе формирование первичных ценностных представлений) : • формировать интерес к многообразию проявлений человеческих отношений в разных обстоятельствах( в книгах и в жизни) ; • развивать способность «видеть» в содержании прочитанного способы разрешения жизненных проблем, конфликтов героев; • развивать способность самостоятельно устанавливать причинно- следственные связи событий, поступков героев, их эмоциональных со- стоя ний; • развивать способность использовать книжные знания в других видах детской деятельности; Развитие литературной речи • акцентировать внимание на отдельных средствах художествен ной выразительности; • побуждать к заучиванию наизусть стихотворных текстов; • развивать желание г оворить о прочитанном; • развивать способность к регул ированию громкости голоса и тем па речи в зависимости от того, какого героя или ситуацию ребёнок описывает. Приобщение к словесному искусству( развитие художествен- ного восприятия и эстетического вкуса) • формировать интерес к чтению художественной литературы( поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстра- ции к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять жела- ние прочитать произведение ещё раз) ; • формировать устойчивый интерес к работе в книжном уголке; • ориентировать формирующиеся читательские предпочтения детей на тематическое и смысловое разнообразие художественной ли тературы и фольклора; • способствовать развитию э моциональной отзывчивости на со держание прочитанного( радоваться счастливой концовке, «победе» положительного героя; сопереживать бедам и несчастьям персонажей, которых защищает положительный герой и т. п. ) ; • стимулировать желание описыв ать состояние героя, его настро ение, своё отношение к событию в монологической форме; • развивать умения устного иллюстрирования отрывков из текста, додумывания эпизода, сочинения загадки, небольшого стихотворения; • формировать интерес к чтению произведений больших форм( чтение с продолжением) ; • стимулировать активное участие в процессе чтения- слушания, обсуждении, инсценировке прочитанных текстов, рассматривании книг и иллюстраций и др. ; • формировать контекстуальное восприятие художественного произведения( через использование сведений о писателе, истории соз- дания произведения и т. п. ) ; • формировать читательские предпочтения в соответствии с жанрово- тематическим многообразием литературных произведений. 6- 7 лет Главная особенность детей дан ного возраста – соединение высо кого творческого потенциала со стремлением к копированию, под ражательности. Поэтому на этом этапе у воспитателя появляются реальные возможности решать определённые обучающие задачи, сохраняя и поддерживая творч ескую индивидуальность воспитан ников. Основные задачи приобщения детей к чтению- слушанию: - стимулировать детей выражать своё отношение к прочитанному, услышанному; - формировать у детей первоначальные представления о построении художественных текстов, об их жанровых особенностях; - учить детей сопереживать, сочувствовать литературным героям; - развивать внимание детей к х удожественному слову, их творче ское воображение. Решение этих задач предполага ет соблюдение определённых усло вий работы воспитателя с детьми. Так, постепенно на смену мног ократ ному перечитыванию одного текста приходит чтение «с продолжением» произведений большого объёма. Значительно возрастает роль о бсуждения услышанного, прочитан ного. Воспитатель, ведя диалог с детьми, останавливает их внимание не только на нравственных и иных пр облемах, затронутых в произведе нии, но и обращает внимание на выразительность текста, особенности его звучания и исполнения, необычность сюжета и пр. Разнообразнее становятся и фо рмы исполнения детьми литератур ного произведения. К чтению наизусть, декламации, «оживлению» по картинке, проигрыванию добавляются пересказы с использованием иллюстраций и иных зрительных опор, выразительное чтение наизусть индивидуально, в паре, в группе, оз вучивание, иллюстрирование, кон струирование и проч. в совместной с в оспитателем( педагогом) деятель ности. Усиливается роль игры в процессе осмысления художественного произведения, при этом могут использоваться ролевые, творческие, литературные игры. Круг чтения. Читательские интересы старших дошкольников до вольно разнообразны. Они с удовол ьствием слушают и обсуждают про изведения на нравственную тематику, о природе и животных, своих сверстниках. Однако это не означает, ч то дети вслед за книгой присваи вают себе те или иные моральные нормы. Поэтому тематика чтения с детьми старшего дошкольного возрас та должна определяться не столь ко «воспитательными» возможностям и произведения, сколько возраст ными интересами детей. С этой пози ции важно сохранить и линию пре емственности в содержании чтения между дош кольниками и началь ной школой( см. учебники «Моя любимая Азбука», «Капельки солнца» авт. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина) . Рекомендованные для чтения текс ты делятся на три раздела, одна ко последовательность расположения разделов и текстов внутри них –примерная, необязательная: Раздел 1. Что такое хорошо и что такое плохо. Л. Толстой. Старик сажал яблони( и др. рассказы) , Е. Пермяк. Самое страшное, А. Митта. Шарик в окошке, Н. Носов. На горке, Е. Пермяк. Для чего руки нужны, Д. Лунич. Четыре девочки, Я. Аким. Неумейка. Раздел 2. Сказка мудростью богата. Ю. Тувим. Про пана Трулялин- ского, Г. Цыферов. Как цыплёнок впервые сочинил сказку. Про друзей, Н. Абрамцева. Дождик, Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко», Вол- шебная сказка, Сказка «Каша из топора», К. Чуковский. Путаница, Ш. Перро. Красная Шапочка, Д. Харрис. Как Братец Кролик хвоста ли- шился, Бр. Гримм. Боб, соломинка и уголёк, Д. Биссет. Под ковром. Раздел 3. О ребятах, зверятах и обо всём на свете. А. Барто. Стихи из цикла «Вовка – добрая душа», С. Михалков. Мой щенок, В. Орлов. Что нельзя купить, Д. Хармс. Храбрый ёж, Е. Евяцкая. Зелёные старушки. В. Левин «Мистер Квакли…», Е. Чарушин. Томка. Томка испугался, Г. Кружков. Хорошая погода, В Степанов. Осторожный снег, М. Пришвин. Лисичкин хлеб, Ю. Коваль. Букет, А. Усачёв. Ботинок( и др. ) . Художественно- речевая деятельность: – совместное обсуждение услышанно го, прочитанного, диалог с деть ми( в центре обсуждения- нравственные и иные проблемы, затронутые в произведении, выразительность текста, особенности его звучания и исполнения, необычность сюжета и пр. ) ; – декламация, чтение наизусть индивидуально, в паре, в группе; – «оживление» иллюстрации, проигрывание сцены; – свободное рассказывание, пере сказы с использованием иллюстра ций и иных зрительных опор; - составление текстов по картинке, набору картинок, заданной сло весной опоре; – озвучивание, иллюстрирование, конструирование и проч. ; – ролевые, творческие, литературные игры. Формирование целостной картины мира( в том числе форми рование первичных ценностных представлений) : • формировать потребность в чтении как источнике новых знаний о себе, других людях, человеческих качествах, проявляющихся в раз ных обстоятельствах, окружающем мире; • развивать стремление общаться со взрослыми и сверстниками по содержанию прочитанного, высказывать своё отношение, оценку, делать обобщения и выводы; • развивать способность соотносить поступки героев, их мотивы с личным опытом; • развивать умения делат ь несложные обобщения и выводы. Развитие литературной речи • акцентировать внимание на отдельных средствах художествен ной выразительности; • побуждать к заучиванию н аизусть стихотворных и прозаиче ских( 1- 2 предложения) текстов; • развивать желание говор ить о прочитанном; • развивать способность к регул ированию громкости голоса и тем па речи в зависимости от того, какого героя или ситуацию ре бёнок описывает. Приобщение к словесному искусству( развитие художествен- ного восприятия и эстетического вкуса) • развивать восприимчивост ь к средствам художественной вы разительности, с помощью которых автор характеризует и оценивает своих героев, описывает явления окружающего мира; • развивать способность к сочинению небольших стихотворений, сказок, рассказов, загадок, употреблению при этом соответствующих приёмов художественной выразительности; • стимулировать увлечение сов местным со взрослыми и сверстни ками чтением- слушанием и общением по содержанию прочитанного; • продолжать формировать инт ерес к чтению произведений боль ших форм( чтение с продолжением) . Использованная литература: «Детский сад 2100» Образовательная программадля детей раннего возраста( 2- 3 года) . Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования( Проект) Москва ООО «Баласс», 2012. Научные руководители – доктор психол. наук, академик РАО Д. И. Фельдштейн, доктор пед. наук, проф. , член- корр. РАО Р. Н. Бунеев

Оставить комментарий: