a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методический материал по КРАЕВЕДЕНИЮ

Автор: Васькина Людмила Александровна Опубликовано: 2019-03-06 09:18:54

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Кардымовского района Смоленской области Познавательная беседа в Кардымовском мини- музее на тему: «Знаменитые люди Кардымовской земли – Герои Советского Союза» Составила: воспитатель Васькина Л. А. 2017 Цель: познакомить детей с жизнью и подвигами Героев Советского Союза – уроженцами Кардымовского района – Ефимовым М. А. , Павловым Владимиром Фёдоровичем, Воробьёвым И. Г. , Макаровым П. Ф. , Юдиным А. С. , Решетовым С. Н. ; - формировать представление детей о героических поступках земляков. Задачи: - продолжать знакомить с героическим прошлым края; - рассказать о подвиге земляков во время Великой Отечественной войны- воспитывать уважение к воинам, чувство благодарности к защитникам Родины. Составлено на основании материалов Кардымовской детской районной библиотеки Дорогие ребята, сегодня с вами мы поговорим о жизни и подвиге наших земляков, которые известны и которыми мы гордимся не только на нашей Кардымовской земле, но и во всей России. Запомните их славные имена. Ефимов Матвей Андреевич. Он родился в деревне Бережок Кардымовского района. В 1937 году окончил Ейское военно- морское авиационное училище. Служил там лётчико- инструктором. С первых дней войны – на фронте. К апрелю 1942 года у него уже 280 боевых вылетов. Он уничтожил лично 3 вражеских самолёта и 19 в группе. 14 июня 1942 года капитану М. А. Ефимову присвоено звание Героя Советского Союза. Ребята, в то время наша с вами страна, которая как сейчас называется? ( Ответы детей) , тогда называлась Союз Советских Социалистических Республик. А звание Героя Советского Союза присваивалось самым мужественным и отважным людям и считалось самым почётным в стране. Капитану Ефимову не суждено было дожить до Великой Победы, он погиб пр выполнении боевого задания в январе 1943 года. Его похоронили в городе Кронштадте. В честь него была названа одна из улиц нынешнего Санкт- Петербурга. Следующий наш герой – Павлов Владимир Фёдорович. Он родился в деревне Попово Кардымовского района. Он также был лётчиком, летал на тяжёлых транспортных самолётах, помогая партизанам Смоленщины, Белоруссии, Украины, Крыма. Он совершил более 300 вылетов через линию фронта. Он также был удостоен высокого звания за героизм и лётное мастерство, а также выполнение особо сложных и важных заданий. После войны оно тоже продолжал летать и до 1977 года работал в авиации. Воробьёв Иван Григорьевич родился в деревне Гончарово Кардымовского района в 1920 году. Он был лётчиком штурмовой авиации. Его военная биография началась в боях под Сталинградом. Он воевал на Северном Кавказе, в Крыму, Прибалтике. За годы войны у него- 179 успешных боевых вылетов и 3 вражеских самолёта, сбитых лично. 26 января 1944 года он также был удостоен высокого звания Героя. Макаров Пётр Фёдорович родился в деревне Горюпино Кардымовского района в 1922 году. В 1942 году он заканчивает Рижское военное училище и с этого же времени в звании лейтенанта он на фронте. В Киевской области в бою, он лично уничтожил огневую точку врага, благодаря чему его рота пошла вперёд в наступление. В этом бою он был ранен. 10 января 1944 года ему также было присвоено звание Героя Советского Союза. После войны, П. Ф. Макаров снова учится военной профессии, заканчивает военную академия имени М. В. Фрунзе, снова в рядах армии. По распределению уезжает в Узбекистан. Умер в Ташкенте, там же и похоронен. Юдин Алексей Сергеевич родился в 1914 году в деревне Бишкарёво Кардымовского района. С 1938 года он уже служит в истребите льной авиации и считается лучшим разведчиком. В годы войны сражается под Сталинградом и на Орлово- Курской дуге. Лично сбил 12 вражеских самолётов. За мужество и отвагу, за отличное выполнение боевых заданий он также был удостоен звания Героя Советского Союза 28 сентября 1943 года. Погиб в бою в 1944 году. Наш герой, ребята, Решетов Сершей Никитич родился в 1923 году в деревне Лёшенки Кардымовского района. Сейчас ему д6 лет. Он живёт в Москве. Но связь с родными местами не теряет. Кардымовская средняя школа, в которой он учился, носит его имя. Он приезжал сюда дважды в 2015 году, на столетний юбилей школы, где встречался с учениками, родителями, общественностью и посадил возле школы дерево – тую. И в 2018 году, где стал главным почётным участником праздника 1 сентября. В годы войны он был командиром стрелковой роты. Он со своими бойцами переправился через реку Дунай и организовал оборону на захваченном плацдарме. Это было в ноябре 1944 года. За этот подвиг, мужество, отвагу старшему лейтенанту Решетову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Деревья родного края» Цель: формирование основ патриотизма у старших дошкольников посредством знакомства с природой родного края. Образовательные задачи: Познакомить детей с новым для них деревом- осиной- в сравнении с березой. Учить сравнивать два дерева по внешним признакам( толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке) . Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса( осину к осиннику, ель- к ельнику и т. д. ) . Развивающие задачи: Развивать наблюдательность, внимание, мышление( умение анализировать, обобщать, делать выводы) . Развивать связную речь у детей. Воспитательные задачи: Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Способствовать формированию коммуникативных навыков. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой. Предшествующая работа: наблюдения за живой природой на прогулке; разучивание стихов о природе; наблюдения за елью, сосной в уголке леса на территории ДОУ; чтение литературы природоведческого характера; рассматривание иллюстраций о лесе; знакомство с Красной книгой Смоленского края. Словарная работа: береза, осина, ель, сосна; березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор; хвойный лес, лиственный лес; белоствольная; хвоинки, хвоя. Материалы к занятию: ветки березы и осины, ели и сосны в вазах с водой; иллюстрации с изображением березовой рощи, осинника, ельника, сосняка в разное время года; хвоя сосны и ели в тарелочках; шишки сосны и ели в контейнерах; 5. иллюстра ция с изображением сосновой ветки с шишками; 6. мяч для игры; 7. раздаточные карточки с изображением одиночных деревьев: березы, осины, ели, сосны. Ход занятия Дети входят в группу, где звучит пение птиц. - Ребята, куда это мы с вами попали? - В лес. - - Почему вы решили, что это лес? - Птицы поют, вокруг много деревьев. - Хотите прогуляться по лесу? Тогда отгадайте загадку: «Нам в дождь и зной поможет друг, Зеленый и хороший, Протянет нам десятки рук И тысячи ладошек». ( Дерево) - Поиграем в игру с мячом “ Назови дерево ”. - Чем похожи все деревья между собой? - У них есть ствол, ветви, листья, корни. - Но не все деревья, которые вы назвали, растут в нашем крае. Пойдемте дальше и узнаем, какие деревья растут в наших лесах. 2 часть. - Я загадаю вам загадку, а вы найдете дерево, о котором в ней говорится: «Русская красавица Стоит на поляне, В зеленой кофточке В белом сарафане». ( Береза) - Правильно, это береза. А кто из вас знает подружку березы? ( Осина) . - Послушайте загадку: «Если дунет ветерок, Задрожит ее листок. Ветерок совсем не сильный, Но дрожит листок. . . осины ». Как вы думаете, чем отличается береза от осины? - У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо- зеленый. - Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы? - БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза. - Береза- единственное в мире дерево с белой корой. - Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? ( Варианты детских ответов) . - Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ. - Чем еще отличаются эти деревья? - Обратите внимание на листья. Они одинаковые? - Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками. - Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните. - У осины ветви прочные, крепкие. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные. - Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят? - Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются. - Разбежались по опушке в белых платьицах подружки. - Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок- подружек. Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ. Повторите, пожалуйста. - Лес, в котором растут только осины, называется- ОСИННИК. Повторите это новое слово. Послушайте небольшие рассказы о березке и осинке. ( Из книги «Лесная мозаика») - Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ. - Как вы думаете, почему лиственный лес так называется? - На ветвях этих деревьев растут листочки. ФИЗМИНУТКА: «Наступило утро, Солнышко проснулось, И березки к солнцу потянулись. ( руки вверх, встать на носочки) Поздоровались друг с другом, Наклонившись в стороны. ( наклоны в стороны) С солнцем поздоровались, Радуясь дню новому. ( руки вверх, помахать ими) . 3 часть. - Идемте дальше. И на пути нашем- ХВОЙНЫЙ ЛЕС. Почему он так называется, мы скоро с вами узнаем. - Какие деревья растут в хвойном лесу? - Сосны, ели. - Кто знает загадку про ель и сосну? «Зимой и летом одним цветом». - П очему эти деревья стоят зеленые? - Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву. - Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК. - Чт о вы можете рассказать о ёлочке- Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора темная, шершавая. - Какой ствол у сосны? - Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей. - Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК. - Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки. - Чем они похожи? - Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки. «Даже елки мы вначале, От сосны не отличали: Раз растут иголочки, Значит, это елочки. А когда на ветку ели Мы поближе поглядели, Оказалось, что она, Не такая как сосна». - Так чем же отличается сосновая ветка от еловой? - Иголочками. - По- другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется ХВОЙНЫМ. - Скажите, почему хвойный лес так называется? - Какие хвоинки у сосны? - Длинные, мягкие, светлые. - А у ели? - Короткие, колючие, темные. - Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки? - Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки- по одной. - Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая. - Посмотрите на подсказку( показываю картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой) . - Какие шишки у ели? - Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки. - Что вы расскажете про сос новые шишки? - С основая шишка круглая с твердыми чешуйками. - Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки. 4 часть. - Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждое дерево в свой лес». На карточках- хвойные и лиственные деревья. Возьмите по одной карточке и найдите каждому дереву свой лес. ( В процессе игры спрашиваю, почему дети поместили то или иное дерево именно сюда) . 5 часть. - Красивы леса Смоленщины в любое время года! ( Рассматривание иллюстраций осеннего и зимнего лесов) . - Какие краски использовал художник в зимнем лесу? - Синие, белые, голубые. - В осеннем лесу же похозяйничала художница- осень. В какие цвета раскрасила она листья? - В красный, желтый, коричневый, золотой. - Как сберечь такую красоту? - Не ломать ветви, не рвать листья, засыпать снегом молодые березки и елочки в нашем уголке ЛЕСА, чтобы они хорошо перезимовали. - Ты чего скрипишь, береза? - Стынут корни от мороза. - Ты чего вся побелела, - Прячешь ветки в кружева? - Я совсем заледенела. - Но не бойся. . . я жива». - Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы. И тогда не придется заносить деревья в Красную книгу только потому, что их очень мало осталось или они погибли. ( Прошу ребенка прочитать стихотворение) . «Мне по нраву только тот, Мир лесной кто бережет, Тот, кто веток не сломает, Тот, кто птичку не спугнет, Мухомор сшибать не станет, И костер не разведет, Кто всегда, всегда в лесу, Уважает тишину». УВАЖАЙТЕ ТИШИНУ, БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ- ВЕДЬ МЫ- ЧАСТИЧКА ЕЕ!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Кардымовского района Смоленской области Конспект непосредственно образовательной деятельности по Краеведению «Домик в деревне» Составила: воспитатель Васькина Л. А. 2017 Цель занятия: познакомить детей с бытом предков, воспитывать интерес к национальной культуре Задачи занятия: дать детям представление о том, как жили наши предки; воспитывать у детей нравственные качества, активизировать словарь. Предварительная работа: чтение стихотворений, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций. Материалы: иллюстрации, фото, дидактическая игра «В русской избе». Ход занятия: - Ребята, сегодня я расскажу вам немного о своём детстве. Когда я была совсем маленькой, очень любила дом своей бабушки. В горнице светло, чисто, уютно, пахнет пирогами. На светлом деревянном полу- домотканные весёлые дорожки. На окнах кружевные занавески. От большой печки идёт тепло. Зимой, когда на улице трещат морозы или кружат снежные вихри, завывает ветер в трубе, забирались мы с бабушкой на печь. Подстилали на горячие кирпичи одеяло, устраивались поудобнее и начинала бабушка сказки сказывать. А знала она их великое множество: о добрых людях, о волшебных животных, о прекрасных птицах. Некоторые из них я и сейчас помню: про Ивашечку, про доброго медведя, про гусей. Так и засыпали под бабушкину сказку. - Ребята, может у вас тоже в деревне есть бабушка, которая живёт в таком доме? Жилища в старину назывались избами. Строили их из сосны или ели. Рубили прямые деревья, отрубали ветки, получались брёвна. Из них ставили сруб( от слова рубить) . Избы строили не используя гвозди. Затем прорубали окна, крыли крышу, покрывали её соломой. Зимой, когда не хватало корма скоту, солома с крыши могла пойти на прокорм. Далее шла отделка дома, на крышу ставили конёк, на окна навешивали ставни. - А что же находилось внутри избы, как вы думаете? Пройдя через сени, заходили в комнату, она одна на весь дом. Это и горница, и кухня и гостиная, и спальня. Обстановки( мебели) , как сейчас в старинных избах не было. Всё было очень скромно. Возле стены находилась печка. - Кто знает, для чего она была нужн а( готовить пищу, отапливать избу, сушить валенки, спать на ней) . Во многих избах она была из глины, перемешанной с камнями – глинобитная. И в наше время сохранилось много изб с русской печью. Не случайно печь- распространённый персонаж, часто встречающийся в русских сказках. - Ребята, а какие вы знаете сказки, где встречается печь? В середине избы стоял стол, за которым собиралась вся семья. Место хозяина дома называлось большим местом и находилось под иконами, а хозяйка садилась с краю, чтобы никому не мешать, подавая на стол. Остальные члены семьи садились за стол в порядке старшинства. Лавка, на которой сидели, была прибита к стене, и её нельзя было передвигать. Переносная лавка называлась «скамья». Лавку мастерил сам хозяин из толстых и широких досок. Позже появились стулья и табуретки. В избах всегда были иконы. Висели они в так называемом «Красном углу». Возможно и у вас дома есть иконы, писанные на деревянных досках или литые медные. Вокруг икон висело вышитое полотенце, а чуть ниже горела лампадка. Шкафы были различных размеров и видов. Украшали их резьбой, росписью. Хранили в них в основном посуду, которая была деревянная и глиняная. Состояла она из мисок, деревянных ложек и кувшинов. Вечерами посуда украшалась резьбой и росписью. Кушать готовили в чугунках, а вот приспособление с помощью которых отправляли чугунок в печь, назывался ухват. Чтобы не испортились продукты, их хранили в погребах или под полом. Обязательной принадлежностью избы был деревянный сундук. В нём хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Долгими зимними вечерами при свете лучины, свечки, керосиновой лампы хозяйки пряли на прялке пряжу, из которой вязали многие вещи. Из овечьей шерсти валяли валенки. В некоторых домах был ткацкий станок для изготовления холста. Утюги были железные. В них клали раскалённые угли и ставили на печь. Так как семьи в старину были многодетные, игрушки изготавливали сами( из дерева, ниток, соломы) . Девочки шили наряды для кукол из лоскутков. Многие вещи из старины перешли и в наше время, только стали современными. - А вы знаете какие? / Игра в русской избе/

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Кардымовского района Смоленской области Познавательная беседа в Кардымовском мини- музее на тему: « Нетризовский соловей»( жизнь и творчество О. В. Трушиной) Составила: воспитатель Васькина Л. А. 2017 Цель: - познакомить детей с жизнью и творчеством О. В. Трушиной –певицей, хранительницей, собирательницей и исполнительницей русских народных песен, частушек Смоленского Поднепровья. Вызвать у детей интерес и гордость к знаменитой землячке. Составлено на основании материалов Кардымовской детской районной библиотеки Дорогие ребята, сегодня мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством простой русской женщины, нашей замечательной землячки О. В. Трушиной. Ольга Владимировна родилась в деревне Семехино Спасской волости в 1919 году. Сейчас это Нетризовское сельское поселение Кардымовского района Смоленской области. На карте нашего района этой деревни уже не существует. Совсем крошечной девочкой она осталась без отца с матерью и маленьким братишкой. Потом её к себе забирает бабушка. Девочка закончила всего три класса школы, потому что её приходилось много работать, она пасла коров и помогала по хозяйству. Её бабушка очень любила петь, знала очень много самых разных песен, Оля всему училась у бабушки. Но самым любимым для неё, конечно же, была песня. В трудное военное лихолетье она работала санитаркой в госпитале, но с песней не расставалась, часто напевала раненым бойцам. В тяжёлое послевоенное время Ольга Владимировна вначале неосознанно, а потом уже более целенаправленно стала собирать народные песни. Это были грустные, лирические напевы, часто трагические: о тяжкой доле русской крестьянки. В 1981 году летом в её деревню заехали фольклористы института русской литературы АН СССР и были очень удивлены обилию песен, которые Ольга Владимировна исполняла. Особенно поразил её богатый голос. С этого момента начинаются её поездки по городам нашей страны. Она посетила Ленинград, где выступала на фольклорном концерте. Позднее была с концер тами и в Витебске, и в Москве, и в Суздале, и во Владимире, конечно, в Смоленске. Её исполнение народных песен записано на Всесоюзном радио и телевидении. Она стала лауреатом I и II Всероссийского фестивалей народного творчества, была участницей Всероссийского конкурса «Голоса России». А в 1985 году фирма «Мелодия» выпускает два диска с песнями Трушиной – «Песни Смоленского Поднепровья ». Довелось Ольге Владимировне сняться в кино. На экраны страны вышел фильм «День прощения, или кто слёз на хлеб свой не ронял». Творчество нашей знаменитой землячки – ценный вклад в культуру и историю родного края. И вы, ребята, знайте и помните о таких людях.

Оставить комментарий: