УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Статья в журнале РИНЦ "Педагогический вестник"

Опубликовано: 20:47:28 12-03-2019

Автор: КУРАЛЕВА АЛЁНА ЮРЬЕВНА

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.И. ВЕРНАДСКОГО» (г. ЯЛТА) _________________________________________________________ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК Выпуск 4 Научный журнал Новосибирск Ялта 2018

УДК 373.2 ББКЧ411.3. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

студентка 3 курса направление подготовки «Менеджмент в образовании»

Куралева Алёна Юрьевна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогіки и дошкольного образования Абибуллаева Энисе Эдемовна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)  

Постановка проблемы. Развитие инновационных процессов в образовательной системе Российской Федерации (введение федеральных государственных образовательных стандартов, реализация международных программ, информатизация образования, использование профессионального стандарта педагога и др.) определило острую потребность в готовности педагогов всех образовательных организаций к осуществлению инновационной деятельности. Мы обратили свое внимание на инновационные процессы сегодня, касающиеся системы дошкольного образования, так как оно является первым этапом, обеспечивающим развитие потенциальных способностей ребёнка, раскрытие его потенциала и творческого начала. И именно от дошкольного образования зависит качество всех следующих уровней образования человека на протяжении всей его жизни. 26 B.C. Лазарев и Б.П. Мартиросян определяют инновационную деятельность как комплексную работу педагогического коллектива по созданию, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств, позволяющих достигать качественно иных результатов образования [5]. Конечно же содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе существенно отличается от традиционного, но, педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций (ДОО) часто придерживаются консервативных, традиционных педагогических методик, систем образования и воспитания. Но так или иначе, инновационные изменения в нашей образовательной системе Российской Федерации всё более укореняются и начинают носить системный характер. Федеральный «Закон об образовании» в РФ [8] подчеркивает, что необходимо направлять дошкольные организации на организацию и осуществление исследовательской, научно-методической, экспериментальной и инновационной работы, но результаты такой работы могут носить вероятностный характер, и не все его последствия возможно предугадать. Ошибки и упущения, которые могут возникнуть, возможно предотвратить при грамотном и правильно выстроенном моделировании инновационных процессов в ДОО и компетентном управлении формированием готовности всего педагогического коллектива к инновационной деятельности. Проблемы управления инновационными процессами, в том числе в дошкольном образовании, разрабатываются А.Г. Асмоловым, К.Ю. Белой, Т.А. Данилиной, П.И. Третьяковым, И.А. Урминой и др. Но проблема управления формированием готовности к инновационной деятельности педагогов в ДОО до сих пор окончательно не решена и требует серьёзных разработок. Цель статьи: раскрыть особенности управления инновационной деятельности педагогов в ДОО. Изложение основного материала исследования. М. Кларин отмечает, что по своему основному содержанию инновационная деятельность относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к изменениям в способах деятельности, стилях мышления субъекта инноваций на освоенном уровне профессионализма [4]. Следовательно, освоение новшеств, реализация нововведений становится атрибутивной характеристикой профессионализма деятельности и профессионализма личности педагога, где достижение профессионализма связано не только с обретением высших стандартов мастерства и профессиональной компетентности, но и с развитием личности, ее активности, обеспечивающих высокопродуктивную, с высокими показателями качества профессиональную деятельность. В последние годы резко возросла актуальность поиска новых, более эффективных форм, средств, методов и технологий обучения и воспитания, и поэтому нужен новый тип педагога, умеющего реализовывать собственную субъектность, интенсивно саморазвиваться, применять нестандартные подходы и креативно мыслить, принимать новшества как данность и как возможность для дальнейшего развития участников образовательной среды. В.И. Загвязинский также утверждает, что педагогическая практика столкнулась как с отсутствием готовности и способности главных субъектов преобразований — педагогов — к восприятию нового, к пониманию сущности нововведений, так и с их неумением эффективно действовать в освоении новых идей на уровне образовательной организации [3]. Л. Подымова и В.А. Сластенин, понимая под готовностью педагога к инновационной профессиональной деятельности интегративное качество личности, представляющее собой единство личностных и операциональных компонентов, обеспечивающих эффективность этой деятельности, выделяют в структуре готовности мотивационный, креативный, технологический, рефлексивный компоненты [7]. Структура готовности оказывается тождественной структуре функциональной психологической системы инновационной педагогической деятельности и включает следующие компоненты: мотивы, цели, информационную основу и программу деятельности, а также блок принятия решения и подсистему профессионально важных качеств личности. Содержательное наполнение определения «готовности педагога образовательной организации к инновационной деятельности» дают В.С. Лазарев, Б.П. Мартиросян [5] и Г.П. Новикова, выделяя следующие компоненты готовности педагогов к инновациям: • наличие мотива включения в данную деятельность; • комплекс знаний о современных требованиях к результатам образования и управления, об инновационных моделях и технологиях образования, о достижениях практики; • компетентность в области педагогической инноватики. Следовательно, мы, вслед за А.А. Майером, можем утверждать, что готовность педагога к инновационной деятельности — это динамический многоуровневый комплекс профессиональных и личностных качеств, все компоненты которого взаимозависимы и взаимообусловлены как единство когнитивного (знания инноваций, способов их применения), аффективного (положительного отношения к инновациям) и деятельностного компонентов [6]. Таким образом, в структуре готовности педагога к инновационной деятельности целесообразно выделение мотивационного (наличие положительного отношения к инновациям и мотивационной направленности на их реализацию), когнитивного (знание теоретических основ педагогической инноватики, целей, задач, способов инновационной деятельности, методов работы), личностного (активность саморазвития), и деятельностного (активность в разработке, освоении и использовании инноваций) компонентов. В нынешних условиях действенность управления образования выступает достаточно существенным для усиления качества. Такое управление представлено деятельностью государственных органов, негосударственных организаций, направленной на усиление действенности образовательного процесса. Управление образованием рассматривается в качестве процесса, регулирующего реализацию целей политики образования, установление управленческих задач, планирование работы по выполнению задач, организацию согласованной работы субъектов, контроль. Управление образовательной системой включает такие главные элементы: 1. Образование системы взаимодействия между собой федеральных государственных органов, органов власти российских субъектов, органов местного самоуправления, непосредственно задействованных в управленческом процессе в образовательной сфере; 2. Выполнение стратегического планирования, которое нацелено на формирование образовательной системы. 27 3. Принятие и дальнейшее выполнение программ России, федеральных, региональных программ, направленных на развитие образовательной системы. 4. Осуществление мониторинга в образовательной системе для определения и контроля имеющейся ситуации. 5. Методическое, а также информационное обеспечение работы органов власти, которые управляют в сфере образования; 6. Осуществление государственной регламентации работы в области образования. 7. Осуществление независимой оценки качества образовательного процесса, общественная, профессиональная аккредитация. 8. Подготовка и повышение квалификации сотрудников федеральных органов, органов государственной власти российских субъектов, которые осуществляют управление в образовательной сфере, органов местного самоуправления, которые осуществляют управление в образовательной сфере. Образовательная система управляется непосредственно государством. Такое управление производится лицами, к которым причисляется Министерство образования и науки России. Управление образовательной системой производится на основе разработанных принципов: законность, демократия, информационная открытость образовательной системы, автономия организаций образования. Реформирование дошкольного образования, предъявляет обновленные требования к дошкольному образовательному учреждению и к его управлению. Целью данного реформирования является более полное удовлетворение запросов родителей и интересов детей. Рассматривая управление дошкольным образованием, следует отметить, что именно к руководителям ДОО предъявляются высокие требования. В целом, современная ситуация зависит от того, насколько быстро руководитель умеет реагировать на изменения и процессы происходящие в экономической, социальной сферах. Так же от навыков, которые позволяют внедрять в практику ДОО научно-педагогические достижения в области управления, и умение эффективно реализовать управленческие функции. Новая образовательная политика, проходит изменения и основным приоритетом в которой является качество образования. Данная ситуация приводит нас к пониманию того, что жизненно необходимы новые подходы применяемые в управлении образовательного процесса. Поэтому управление инновациями в дошкольном образовании является одной из главных частей административной педагогической деятельности. Управление инновациями, для профессиональных управленцев – является сравнительно новым понятием в научно-технической, производственно-технологической и административной сферой деятельности. Внедрение инноваций в процесс управления дошкольными образовательными учреждений, по мнению многих ученых, является важным условием совершенствования системы дошкольного образования. К теоретическим инновациям относятся новые подходы, концепции, направления, гипотезы, закономерности, классификации, управленческие принципы, которые были полученные в результате научноисследовательской работы и являются основополагающими для реализации инновационных процессов. Практическими новациями выступают новейшие правила, методики, программы, рекомендации в сфере образовательного управления. А. А. Майер разработал и предложил классификацию инновационных процессов в управлении дошкольным образовательным учреждением, которые соответствуют современным тенденциям в развитии дошкольного образования, а так же их гуманизации, демократизации и диверсификации [6, c. 14]: - рефлексивное соуправление, самоуправление; - расширение состава коллективного субъекта управления, децентрализация, расширение горизонтальных связей; - расширение типов и уровней управления. Таким образом, инновационный процесс в управлении дошкольным образованием – это комплексная деятельность направленная на создание, освоение, использование и распространение приемлемых новшеств. Все инновационные процессы носят вероятностный характер, вследствие чего последствия могут прогнозироваться. Для устранения ошибок на уровне проекта, модели, нужно составить аналитическое обоснование инновационной программы. Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник считают, что система инновационной работы представляется как модель. В сущность такой модели включается [2, с. 351]: 1. Возобновление сущности образования в дошкольной образовательной организации, что состоит во введении нынешних программ образования, в применении инновационных технологий, использовании программ дополнительного образования. 2. Возобновление системы, непосредственно методической работы в учреждении, состоящей из отбора инновационной сути методической работы, применения наиболее продуктивных форм, содержит мотивацию труда педагогов, которая направлена на творческой созидание, управление ходом возобновления методической работы. 3. Возобновление системы управления качеством образования в образовании, что предполагает осуществление групп условий. Сформированная управленческая модель по руководству работой инновационного подразделения педагогов содержит такие звенья: работа первого руководителя, заместителей и иных . В работу руководителя учреждения, осуществляющего управление подразделениями, причисляется обеспечение нормативно-правовой базы, планирование работы, разделение функциональных обязанностей и т.д. Работа заместителей включает обеспеченность программно-методическими материалами работы педагогов. Выводы. Таким образом, одним из путей, которые направлены на повышение эффективности управления дошкольной образовательной организации, является внедрение в практику инноваций. Следует отметить, что процесс внедрения инноваций в сферу управленческой деятельности ДОО – это достаточно сложный процесс, реализация которого предполагает постепенное обновление и одновременное усовершенствование содержания не посредственно самого образования, его методов, средств, технологий управления, конечной целью которого есть оказать влияние на качество всего педагогического процесса. Следует указать, что инновации в управлении, позволяют поднимать на более высокие уровни такие управленческие функции, как планирование, организацию и другие функции руководителя, а так же 28 развивать и улучшать органы самоуправления в ДОО, совершенствовать их организационную структуру и т.д.. Данный процесс создает благоприятные условия для профессионального и творческого роста педагогов и влияет в целом на качество всего образовательного процесса и в результате повышает конкурентоспособность дошкольной организации. 

Аннотация. В статье раскрываются пути повышения эффективности док управления дошкольной образовательной организацией через док внедрение в док практику инноваций. Ключевые слова: управление, инновационная деятельность, инновация, новация, дошкольная образовательная организация. Annotation. In this article, we are talking about the fact that one of the ways to improve the management of preschool educational organization is the introduction of innovations into practice. Keywords: management, innovative activity, innovation, innovation, preschool educational organization. 

Литература: 1. Асмолов, А. Психология парк личности / А.Г. Асмолов. клоп - Учебник. - М.: парк Изд-во МГУ, 1990. — 367 с. 2. Бабанский Ю. К. Методическая работа сорт в школе: организация и управление / Ю. К. Бабанский. - Учебное пособие. человек – М.: Просвещение, человек 2013. – 626 с. 3. Загвязинский В.И. Теории обучения и воспитания / В.И. Загвязинский - 2-е издание. - М.: Академия, 2013. — 256 с. 4. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1977. 223 с. 5. Лазарев B.C., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. 2004. № 4. С. 11–21. 6. Майер, А.А. Перспективы развития дошкольного образования в Алтайском крае / А.А. Майер // Управление ДОУ. – 2013. - № 1. – с. 14-18 7. Сластенин, В. И., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная человек деятельность. - Учебное человек пособие / В.И. Сластенин, Л.С. Подымова. – М.: Магистр, 2015. - 431 с. 8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015). URL: http://base.garant.ru/70291362/

Документы для скачивания:

Статья в научном журнале "Педагогический вестник"
Формат: .pdf

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: