"ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ДЕТЬМИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ"

Опубликовано: 22:15:52 10-04-2019

Автор: Стасив Виктория Имануиловна

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение

детский сад № 6 «Сказка»

Консультация для педагогов

«ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ДЕТЬМИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ»

Стасив В.И., воспитатель

г. Радужный

Эстетическое восприятие детьми пейзажной лирики

Детское творчество отражает окружающий мир, природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребенку увидеть волнующую прелесть белоствольных березок, пестрых лугов, дубовых рощ, еловых хороводов и испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром, пробуждает желание выразить свои чувства и переживания в рисунке.

Сопоставляя жизненные явления с их воспроизведением в поэзии, ребенок опирается, прежде всего, на собственный опыт. Он воспринимает природу не только созерцательно, но и действенно, оказывая предпочтение одним объектам и явлениям перед другими. При этом ребенок очень активен: все увиденное стремится потрогать, рассмотреть, обстоятельно обследовать со всех сторон и, конечно, по-своему ярко и образно охарактеризовать. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей и чувство бережного, заботливого отношения к растениям и животным, стремление ухаживать за ними. Примеры чуткого понимания природы и гуманного отношения к ней дают поэты в своих произведениях, с которыми педагог умело знакомит ребят.

Трудности восприятия стихов о природе обусловлены еще и тем, что у детей, особенно городских, мало знаний о явлениях природы и ее образах, поэтому они не могут активно привлекать свой опыт.

Эстетическое восприятие предполагает наличие широкого круга ассоциаций, возникших на основе опыта. Чем больше ребенок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность. А поэтическое слово, как сигнал второй сигнальной системы, помогает ребенку обобщить впечатления от наблюдений. В результате многократных повторений образов он начинает представлять такие признаки предметов и явлений, которые им ранее не воспринимались, т. е. поэтическая речь, которая отражает "понятийную" сущность вещей, помогает узнать знакомый образ в новых вариациях.

Стихи следует подбирать доступные и понятные детям по тематике, содержанию, языку. Кроме того, информация, заложенная в поэтических строчках, должна формировать в сознании маленького человека яркие, зримые, конкретные образы, т. е. неизменным условием отбора произведений является изобразительность и выразительность художественного образа, поскольку в основе рисования лежит не только отображение образов и ситуаций, но и выражение чувств ребенка.

Художественные образы, содержащиеся в том или ином стихотворении, должны побуждать детей к воспроизведению в рисунке впечатлений от стихотворения. Для этого нужно использовать произведения мелодичные, звонкие, с красивым ритмом, с четкой рифмой. Выразительность образа создается при помощи звучных слов, передающих характер природного образа, восторженное любование природой. Отдельное слово само по себе не может передать сущность образа, в произведении должна быть логическая взаимосвязь слов, стройная их согласованность.

Изобразительность и выразительность в поэзии тесно связаны между собой. Лирический образ не только передает чувства, охватившие автора, но и как отражение реальной жизни имеет эстетическую прелесть сам по себе.

Рассмотрим конкретно ту роль, которая отводится художественным средствам при передаче поэтического образа природы.

В пейзажной лирике ребенок воспринимает прежде всего ритм, проявляет особую чуткость к нему, "законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов"*. Ритм стиха создает определенное настроение у ребенка, развивает способность осмысленно запоминать стихотворные строки, слышать динамичность и звучность поэзии.

Существенное значение в произведениях, которые используются для детского рисования, имеет олицетворение в них природы. Одушевить природу в стихотворении помогают метафоры. Например, в стихотворении И. Токмаковой "Ели" говорится о том, как маленькие "внучата-елочки...водят хоровод". Это явление очень близко детям, они понимают истинный смысл строк.

Известно, что динамичные образы природы изобразить легче, поэтому подбирать следует произведения, в которых образы природы показаны в действии, в развитии.

 Природа раскрывается в поэзии в цветовой, композиционной, колористической характеристике образов. Различные краски становятся более понятными детям благодаря тому, что поэт очень тонко и выразительно выделяет их в произведении с помощью эпитетов-прилагательных, прямо или косвенно указывающих на цвет предмета. Например, в стихотворении А. Толстого "Осень" описываются листья "пожелтелые", кисти "ярко-красные", т. е. непосредственно диктуется, какую краску нужно взять для изображения того или иного объекта.

В стихотворении О. Высотской "Одуванчик" цветок - "золотистый", a Л. Квитко описывает "серебристый" одуванчик. В данном случае этитеты-прилагательные косвенно указывают на цвет. Несмотря на это, ребенок представляет истинные цвета воспринимаемых образов, так как опыт подсказывает ему значение слов.

Эпитеты определяют различные тона, оттенки цвета. Например, ребятам понятно, что "темный лес" нужно изображать насыщенной краской, а "прозрачные леса" требуют изображения более светлыми тонами.

Иногда авторы выражают цвет, присущий тому или иному образу природы, времени года, с помощью метафоры. Например, И. Суриков, характеризуя наступление зимы, употребляет выражение "поле снегом забелело" ("Первый снег"). А. С. Пушкин описывает весенние леса, которые "как будто пухом зеленеют" ("...Улыбкой ясною природа"). В указанных произведениях для обозначения цвета используется глагол, который с другими словами образует метафору. Иногда глагол обозначает цвет образа косвенно: "под снежной бахромой чудной жизнью он [лес] блестит" (Ф. Тютчев "...Чародейкою-зимою...").

Художественные средства помогают также передать определенный колорит пейзажа. Вернемся опять к стихотворению И. Сурикова "Первый снег". Зимний колорит создается в нем описанием действия - "Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится"; метафорой - "...лес, что шапкой, принакрылся чудной". Острота зрения автора, умение выделить точно и выразительно основное помогает представить конкретную картину природы и найти ее изобразительное решение.

В произведении А. С. Пушкина "Идет волшебница-зима" передать колорит помогают глаголы "пришла", "рассыпалась", "повисла", "легла".

И наконец, колорит может вырисовываться с помощью эпитетов-прилагательных, дающих яркую цветовую характеристику той или иной картины природы. Например, наступление зимы с торжеством утверждает "белый, праздничный наряд" рябинки в стихотворении Е. Трутневой "Первый снег".

Дети начинают понимать эту красоту, связывают ее с тем, что лес - богатство нашей Родины, ее могущество, т. е. у них воспитываются не только эстетические, но и нравственные, гражданские чувства. Беречь лес, природу - этому человек должен научиться с детства. Педагог должен показать детям образец гуманного отношения ко всему живому. Так, после сильного снегопада ветки деревьев гнутся под тяжестью снега и могут сломаться. Дети вместе с воспитателем стряхивают, где это возможно, снег с деревьев и кустарников, чтобы сохранить их невредимыми. Такая работа окажет положительное влияние на воспитание эмоционально-гуманных чувств детей и на развитие их в дальнейшем во время изобразительной деятельности.

Итак, эстетическое восприятие детьми пейзажной лирики способствует более глубокому познанию реальной действительности, природы, на котором базируется и детское творчество.

 

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: