a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Автор: Исаева Ольга Васильевна Опубликовано: 2019-04-14 18:21:13

Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста Исаева О. в. СЛАЙД 1. Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Исаева Ольга Васильевна. Я представляю Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Сосновский детский сад «Аленушка» Тема моего выступления «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста» СЛАЙД 2. В науке эксперимент используют для получения знаний, неизвестных человечеству в целом. Экспериментирование может выступать как метод обучения и как форма организации педагогического процесса, если применяется для передачи детям новых знаний. А также экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Детское экспериментирование – сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребёнком. В ходе экспериментирования дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности – от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке её опытным путём. Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. Ребёнок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познаёт окружающий мир, развивает интеллект. СЛАЙД 3 Экспериментальная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответ. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем. Интеллект ребенка строится на основе действия, на основе опыта действий с веществами, предметами. Чтобы познавать объекты, субъект должен действовать с ними: схватывать, ощупывать, приближать, удалять, перемещать, соотносить и т. д.   СЛАЙД 4. Данное направление широко представлено в трудах отечественных и зарубежных ученых. Иоганн Генрих Песталоцци говорил: «…созерцание( чувственное восприятие) человеком самой природы является единственным истинным фундаментом обучения» Мария Михайловна Манасеина в своих работах так же отмечала значимость опытно – экспериментальной деятельности для познания окружающего мира: «…при восприятии, детей от 1 года до 8 лет следует всегда помнить, что им прежде всего и главным образом следует по возможности полнее и лучше освоиться с окружающим миром. Следовательно, им нужны не сказки, а факты и факты, наблюдения и опыты» СЛАЙД 5 С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой- предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений. И для того, чтобы ребенок как можно лучше познал мир, в нашей группе ведется работа по экспериментальной деятельности. Все эксперименты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное освоение окружающего мира. Каждый раз даем детям возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение делать выводы. Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей. Вода один из главных источников жизни на Земле. Воды на планете очень много- суша занимает одну треть её поверхности. Рассказываем, показываем, где в природе есть вода, и какими свойствами она обладает. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека. А так же проводим эксперименты. Например: СЛАЙД 6 Опыт «Цветы кувшинки» Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, и наблюдаем, что произойдет с цветком. Ц веты распускаются. От чего это происходит? Цветы распускаются от того, что бумага намокает и становится тяжелее «Тонет, не тонет». В ванночку с водой опуска ем различные по весу предметы. Более легкие предметы вода выталкивает на поверхность СЛАЙД 7 Опыт «Воздушные пузырьки» Наливаем в стакан минеральную воду, бросаем в него несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. Почему пластилин падает на дно стакана? ( Он тяжелее воды, поэтому тонет) . Что происходит на дне? Почему кусочки пластилин а всплывают и снова падаю т? Потому что в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». Пластилин можно заменить виноградинкой. СЛАЙД 8 Опыт «Помощь солнышку» Цель данного эксперимента дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой. СЛАЙД 9 Опыт «Мандарин в соленой и пресной воде» Из опытов дети узнают, что воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку. Воздух есть везде, о н прозрачный, легкий, не заметный. Во время эксперимента с мандаринами, дети сделали вывод: что в мандариновой кожуре много пузырьков воздуха. Они выталкивают мандарин на поверхность воды. Без кожуры он тонет, потому что, в нем много воды, но мало воздуха. Что в ода растворяет соль. В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и р астворенные в ней частички соли. Поэтому- то и в море нам плавать легче, чем, например, в речке. СЛАЙД 10 Опыт «Замок принцессы пены» Цель эксперимента: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена. СЛАЙД 11 Опыт «Пчелки на лугу» Для поддержания интереса к познавательному экспериментированию можно использовать события, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом неизвестных детям. Они вызывают неподдельный интерес и исследовательскую активность Дети задаются вопросами: «Что это такое? Что с этим делать? Как это действует? ». Такими предметами могут быть магниты. При помощи магнита пчелки будут перелетать с цветка на цветок СЛАЙД 12 Опыт «Следы на песке» Продолжаем знакомить детей с песком и глиной, их свойствами. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато на мокром песке отчетливо видны следы, и он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. СЛАЙД 13 Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства. Дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Закончить свое выступление хочется словами Василия Александровича Сухомлинского « Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что- то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что- то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, ч то он узнал» Спасибо за внимание!

Коментарии
ольга написано 2019-06-03 20:29:16
99999999
Ответить

Оставить комментарий: