a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Программа дополнительно образовательной услуги по сюжетно-ролевым играм «Удивительный мир игры» с детьми младшего дошкольного возраста.

Автор: Шокурова Ольга Владимировна Опубликовано: 2019-05-13 23:33:10

 Программа дополнительно образовательной услуги по сюжетно-ролевым играм «Удивительный мир игры» с детьми младшего                         дошкольного возраста.

                                                       Пояснительная записка.

В настоящее время в воспитании современных детей наметились негативные тенденции: сюжетно– ролевые игры ушли на второй план, их место занял компьютер, экран телевизора, ученными замечено, что каждое десятилетие дети стали все меньше и меньше играть и, несмотря на огромное многообразие атрибутов к сюжетно ролевым играм интерес к ним пропадает, а сами игры становятся более примитивными и однообразными, игры не всегда отличаться душевностью или нравственной чистотой. В образовании дошкольников большое внимание стали уделять познавательному развитию, подготовке детей к школе, родители водят детей на дополнительные занятия, не жалея на обучение ни времени, ни денег. Покупая красочные игрушки, и не участвуя с детьми в совместной игре, взрослые все более отдаляются от детей, дети не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. А кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым, кто сформулирует и разовьёт способность сопереживать, выражать свои чувства, и оценивать их? Отличительной особенностью этой программы является система и разнообразие работы с сюжетно-ролевой игрой и является вспомогательной по отношению к основной программе. В данную программу входят не только сюжетно-ролевые игры, но и тематические беседы, с рассматриванием иллюстраций, театрализация отрывков, ритмопластика и прослушивание аудио сказки, рисование по сюжетам игр и выставки детских работ.

Программа рассчитана для детей от 3-4 лет, как форма кружковой работы, так и для совместной деятельности детей и педагога, детей и родителей. Работа по программе организуется 1 раз в неделю, во вторую половину дня, для детей второй младшей группы длительность составляет не более 15 минут.

Посредством программы «Удивительный мир игры» у детей будет развит интерес к сюжетно-ролевым играм, расширится и активизируется словарь, научаться смотреть на себя со стороны глазами других людей. Предвидеть стратегию ролевого поведения, стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре, доверять друг другу, произойдёт приобщения к сюжетно-ролевым играм и социализация личности ребенка дошкольного возраста.

Дополнительная образовательная услуга «Удивительный мир игры» проводится на бесплатной основе, на базе второй младшей группы в свободное от образовательной деятельности время 1 раз в неделю, в четверг,4 раза в месяц в 15.25 – 15.40 по подгруппам количество детей 10 человек.

Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В игре ребенок получает первые знания о правилах поведения в обществе, учиться соотносить свои интересы с интересами других детей, правилами игры, обязанностями при выполнении той или иной роли.

Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно – ролевые (творческие) игры и игры с правилами.

Основной задачей педагога при организации творческих игр во второй младшей группе является формирование у детей игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры, развитие умений пользоваться предметами – заместителями, обучение детей взаимодействию со сверстниками.

Дидактические игры и игры с элементами экспериментирования сочетают в себе познавательность, обучение и радующую детей игровую деятельность. Театрализованные игры помогают познакомить с миром художественных образов в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения. С первого же занятия важно вызвать эмоционально – положительный отклик в душе ребенка, побудить его к активному восприятию.

Подвижные игры помогают укреплять здоровье, создают благоприятные условия для развертывания активной двигательной деятельности детей.

Программа кружка рассчитана на один год обучения и направлена на усовершенствование и развитие личности ребенка, на обогащение речи, формирование положительных взаимоотношений, совершенствование двигательных навыков, укрепление здоровья.

 

Система работы, изложенная в данной программе, поможет педагогу наладить более активное и плодотворное сотрудничество с родителями, и детьми важным и необходимым, потому что игра является ведущей деятельностью дошкольника.

Цель программы: Приобщение детей к совместному игровому процессу, обогащение знаний детей о предметном мире и умению действовать с предметами, укрепление и сохранность здоровья детей.

Задачи:

  • Удовлетворять потребность детей в разнообразном общении с взрослыми и сверстниками;
  • Вводить детей в предметный мир, раскрывая способы употребления предметов и их назначения;
  • Активизировать все виды деятельности через игровые действия;
  • Развивать предпосылки творчества, эмоциональную сферу;
  • Укреплять здоровье детей;
  • Развивать и пополнять предметно – развивающую среду;
  • Познакомить родителей со значимостью игры в жизни ребенка.

Данная программа организуется во второй младшей группе с октября по май учебного года включительно в форме кружковой работы, дополняющей обогащающей реализацию образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Интеграция образовательных областей.

Образовательные области.

Цели:

Социально – коммуникативное развитие. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Познавательное. Развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе и об окружающем мире.

Речевое – развитие. Овладение речью, как средством общения и культуры.

Художественно – эстетическое развитие. Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок.

Физическое. Развитие двигательной активности.

Роль педагога.

Роль педагога в совместной кружковой работе – роль организатора, участника, партнера по игре, художника.

1) «Участник – партнер» - включенный в общую деятельность с детьми, демонстрирует разнообразные игровые действия, решает возникающие в совместной деятельности проблемы.

2) «Организатор» ставит перед детьми определенные задачи, предлагает определенные действия.

3) «Художник» - создает развивающую среду, предметный мир ребенка, но в тоже время предоставляет детям возможность действовать свободно и самостоятельно.

Краткая характеристика программы.

Данная программа направлена на развитие здоровья, умственного и физического развития детей, на формирование положительных взаимоотношений, обогащение речи, формирование творческих способностей.

Взаимодействие с родителями.

 Консультация для родителей по теме: «Игра в жизни ребенка».

 Создание атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Заключительный этап.

 Результаты проведенной работы:

Обогатили развивающую среду группы;

Повысили у детей познавательный интерес;

 У родителей расширились знания об игре детей;

Приготовили фотовыставку « Мы играли целый год»

                                                           Календарно-тематический план.

Месяц

Недели

Тема

Познавательный компонент

Практический компонент

Приемы руководства

Октябрь

«Семья»

 

1

«Утро в семье»

 Побуждать детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.

Развивать способность принимать на себя роль.

Учить играть рядом, не мешая друг другу. Содействовать развитию игр, в которых дети отображают жизнь и деятельность окружающих. Продолжать учить  связно, передавать в игре несколько последовательных эпизодов.

 

Беседа «Моя семья». Рассматривание семейных фотографий, сюжетных картин «Наша семья».

Чтение  А.Барто «Машенька», «Семья», Е.Благинина - «Вот какая мама», З.Александрова- «Купание», Е.Благинина «Посидим в тишине»

 Д/игры: «Вот какая мама», «Оденем Сашу на прогулку», «Накрой стол для гостей», «Обставим Машеньке комнату». Изготовление атрибутов к игре.

 

Обучение в дидактических играх, трудовых поручениях развернутым игровым действиям.

Введение в игру предметов-заместителей. Участие воспитателя в игре.

 

 

2

«Большая уборка в доме»

 

 

 

 

3

«Мама пришла с работы»

 

 

 

 

 

4

«Бабушка приехала»

 

 

 

Ноябрь

«Больница»

 

1

«Кукла Маша заболела»

Выделять для детей игровые роли через цепочку специфических, предметных игровых действий.

 Продолжать знакомить  с деятельностью врача. Побуждать к объединению в общий сюжет отдельно играющие подгруппы детей.

Вызвать интерес к воспроизведению ролевых действий. Учить объединять игры единым сюжетом. Развивать  элементарные навыки создания игровой обстановки.

 

Экскурсия в медицинский кабинет.

Наблюдение за работой медсестры, врача.

Беседа о профессии врача, медсестры. Беседа «Что такое процедурный кабинет?»,  «Как я с мамой ходил на прием к врачу».

Рассматривание картин из серии «Профессии»: «Доктор», «Медсестра».

Чтение «Юля грязнуля»,

К. Чуковского «Доктор Айболит».

Д/игры:

« Что нужно врачу?» (знакомство с атрибутами). «Кто назовет больше действий?», «На приеме у врача» (обучение диалогу).

 Продуктивная деятельность«Витаминки для петушка»

Создание проблемной ситуации «Доктор увез все инструменты и лекарства. Как же нам лечить кукол? (поиск - предмета - заместителя).

Включение в игру машины «Скорая помощь»

Изготовление маркера «Больница».

 

Показ воспитателем разнообразных действий с игрушками, предметами в соответствии с той или иной ролью.
Участие воспитателя в играх детей с принятием разнообразных ролей.

Введение в игру предметов-заместителей. Побуждение к принятию разнообразных ролей взрослых с передачей действий, взаимоотношений.

Обогащение предметно- игровой среды обобщенным игровым материалом, маркером «Больница».

 

 

2

«Вызов врача на дом»

 

 

 

 

3

«Работа процедурного кабинета»

 

 

 

 

4

«Поедем в Аптеку за лекарством»

 

 

 

Декабрь

«Шоферы»

 

1

«Учимся водить машину»

 

 

Нацелить детей на возможность переноса полученных знаний в игру.

Стимулировать у детей условные игровые действия с сюжетными игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами.

Продолжать знакомить детей с трудом взрослых.

Побуждать к принятию роли, называние своей роли, обращение к партнеру, как носителю роли.

 Развивать  элементарные навыки создания игровой обстановки.

Закреплять знания о правилах дорожного движения.

 

Наблюдение за транспортом; как водитель ухаживает за машиной. Беседа о труде шофера. Рассматривание иллюстраций «Транспорт», картины  «Едем на автобусе»

Д/игры «Такие разные машины», «Основные части машины»»,  «На чем ездят люди?», «Что кушают машины?», «Светофор - главный помощник шофера». Постройка автобуса из строительного материала. Чтение Л.Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике»,  

 А. Барто «Игрушки», «Умные звери».

Пение песни «Машина»

Подвижные игры: «Поезд», «Воробушки и автомобиль». Изготовление с детьми билетиков для игры; маркера  «Машина» и бензоколонки ( с участием родителей)

 

Показ способов ролевого поведения. Побуждение детей к «действию» с воображаемыми предметами. 
Побуждение к принятию разнообразных ролей взрослых с передачей действий, взаимоотношений.

Участие воспитателя в игре.

Обогащение предметно- игровой среды обобщенным игровым материалом, маркером «Машина».

 

 

2

«Шофер привез продукты в магазин»

 

 

 

 

 

3

«Ремонт и заправка машины»

 

 

 

 

4

«Мама с дочкой едут за покупками»

 

 

 

Январь

«Детский сад»

 

1

«Утро в детском саду» 

Способствовать обогащению игрового опыта детей, посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Продолжать

формировать ролевое

взаимодействие:

ориентировать ролевое

поведение ребенка на

партнера-сверстника.

Стимулировать

ролевой диалог между

детьми.

Поощрять стремление самостоятельно подбирать атрибуты.

 

Ежедневные режимные моменты в детском саду Экскурсия по детскому саду.

Беседа «Что мы знаем о детском саде?», «Кто заботится о нас в детском саду».

Рассказы о профессиях работников детского сада.

Продуктивная деятельность«Наш участок»

Рассматривание картины «Детский сад». Наблюдение за трудом няни, воспитателя, мед. сестры, повара, музыкального работника, за игрой старших детей. Чтение А. Барто «Игрушки», «Детский сад», Н. Кашнина «Первый день в детском саду», Александрова   «Катя в яслях».

 

Участие в детских играх с целью показа игровых действий, игровых высказываний.

Выбор детей на главные и второстепенные роли. Участие воспитателя в игре.

 

 

2

«Обед в детском саду»

 

 

 

 

3

«Праздник в детском саду»

 

 

 

 

4

«В яслях »

 

 

 

Февраль

«Магазин»

 

1

«Магазин игрушек»

Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты в соответствии со своей ролью, дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками.

Расширение сюжета игры с применением дополнительных ролей; расширять знания детей о профессии продавца. Развивать ролевую речь детей, умение вести диалог.

Развивать сюжет игры «Продавец заболел нужно вызвать Скорую помощь»

 

Экскурсия в магазин (с родителями). Беседа «Как я с мамой ходил в магазин», «Для чего нужны магазины,  «Что продают в магазине?», «Какие  продукты можно купить в магазине?».                    Рассказ воспитателя о профессии продавца- кто, что делает?. Рассматривание картин «Продавец» из серии «Кем быть».                    Д/игры «Кукла Катя купила игрушки», «Научим Катю, как вести себя в магазине»; игровое упражнение «Поможем кукле выбрать покупку». Изготовление атрибутов к игре: конфеты,  кошельки,  чеки.                                      Лепка «Овощи и фрукты»

Показ способов ролевого поведения. Побуждение детей к «действию» с воображаемыми предметами. 

Обогащение предметно- игровой среды обобщенным игровым материалом, маркером «Магазин».

Участие воспитателя в игре.

 

 

2

«Магазин посуды»

 

 

 

 

 

3

«Магазин одежды»

 

 

 

 

4

«В магазин привезли Новые товары»

 

 

 

Март

«Строители»

 

1

«Построим дом для куклы Маши»

Обучать детей реализации  игрового замысла и установлению взаимоотношений в игре.

Учить сооружать постройки несложной конструкции. Формировать ролевое взаимодействие. Развивать умение использовать предметы – заместители.

 

Целевая прогулка к строящемуся дому.

Беседа о труде строителей. Рассматривание картины «Дети играют в кубики», «Играем с песком». Чтение стихотворения «Строительство плотины»,

Е. Тихеева «Плотник», 

С. Баруздина

«Кто построил дом?».

Д/игры: «Опиши предмет», «Чудесный  мешочек», «Подумай и ответь».

Рисование «Большие и маленькие дома»

Конструирование «Мебель для Маши».

 

Обучение в игре и побуждение к самостоятельному проявлению умения договариваться друг с другом.

Показ воспитателем разнообразных действий с  предметами в соответствии с  ролью.

Участие воспитателя в игре.

 

 

2

«Постройка гаража для машин «(автопарк)»

 

 

 

 

3

«Постройка моста через реку»

 

 

 

 

4

«У Тани День Рождения»

 

 

 

Апрель

«Парик-махерская»

 

1

«Прически для девочек»

(Учимся заплетать косы).

 

В совместных с воспитателем играх, содержащих 2-3 роли, совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли (парикмахер - клиент), выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Развивать умение меняться ролями, вступать в ролевой диалог в соответствии с принятой ролью, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации.Развивать ролевую речь детей, умение вести диалог.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в игре.

 

Просмотр видео презентации «О работе парикмахера».

Беседа о профессии парикмахера  «действие парикмахера и клиента», «Как я ходил с мамой в парикмахерскую», «Правила поведения в парикмахерской».

Рассматривание предметов, необходимых для работы парикмахера,

альбома с образцами детских причесок.  Игровые упражнения «Накрути бигуди»,

«Сделай прическу кукле»,

«Завяжи бантик»,

«Укрась прическу»,

«Чем работает мастер?»; игровое действие «Учусь плести косичку».

 

Участие воспитателя в игре, с целью показа игровых действий с предметами в соответствии с той или иной ролью. Побуждение детей к «действию» с воображаемыми предметами. 

 

 

2

«Кукла Катя пришла в парик-

махерскую»

 

 

 

 

 

3

«Прически для мальчиков»

 

 

 

 

4

«Едем на автобусе в парикмахер-

скую»

 

 

 

 

Май

«Пароход»

 

1

«Моряки готовят пароход к отплытию»

Способствовать объединению детей в игре.

Показывать детям способы ролевого поведения, используя обучающие игры. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для своей роли. Ориентировать детей на сверстника как на партнера.

Учить  использовать предметы-заместители.

 

Рассматривание иллюстраций на тему: «Водный транспорт», Просмотр слайдов о   пароходах и работе речного транспорта. Беседа о труде моряков, о работе водного транспорта.                   Чтение А. Пушкин «Ветер по морю гуляет», А. Барто «Кораблик».                          Д/игра «На суше, на небе, на воде». Настольная  игра «Транспорт».         Аппликация «Пароход на реке».                   Оформить альбом «Водный транспорт». Изготовление атрибутов бинокля, рупора, цветных флажков для мачты, спасательного круга с привлечением родителей

Показ воспитателем разнообразных действий с предметами.

Показ ролевого поведения.

Участие воспитателя в играх детей с принятием разнообразных главных ролей. Введение в игру предметов-заместителей; 
Побуждение детей к «действию» с воображаемыми предметами.

 

 

2

«Пассажиры покупают билеты на пароход»

 

 

 

 

3

«Путешествие по реке»

 

 

 

 

 

4

«Моряки ловят рыбу»

 

 

 

 

Методическое обеспечение

  1. Программа. Программавоспитания и обучения [Текст] / под ред. М. А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2010 – 208 с.
  2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программадошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С Комаровой, М. А. Васильевой. -М.: Мозаика-Синтез, 2011 – 336 с.
  3. Власенко О. П. [и др. ] Комплексные занятия по программе«От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Первая младшая группа. [Текст] / авторы- составители О. П. Власенко [и др. ]. – Волгоград: Учитель, 2012 – 292 с.
  4. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности [Текст]: пособие/ Н. Ф. Губанова. – М.: Мозаика – Синтез, 2008 – 121 с.
  5. Музыка, О. В. Физкультурно – оздоровительная работа [Текст]: пособие/ автор– составитель Музыка О. В. – Волгоград: Учитель, 2013 – 127с.
  6. Калмыкова, Л. Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр [Текст] / Л. Н. Калмыкова. -Волгоград: Учитель, 2014.-247с.

 

 

Документы для скачивания