a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Выступление на муниципальном методическом объединение для воспитателей групп раннего возраста "Экологическое воспитание детей раннего возраста"

Автор: Шокурова Ольга Владимировна Опубликовано: 2019-05-16 14:09:36

Документы для скачивания

 Выступление на МО «Экологическое воспитание детей раннего возраста» (из опыта работы)

Природа - это все предметы и явления вокруг нас, не созданные руками человека. Она бывает живой и неживой.  Живая природа – это предметы, которые могут дышать, двигаться, питаться, жить, развиваться и умирать. То есть, это все живое вокруг нас животные и растения. Люди – это тоже часть живой природы.

Неживая природа – это воздух, ветер, вода, почва, камни, облака, находящиеся в земле полезные ископаемые и так далее.

Это простое определение, что такое природа, поможет ребенку правильно воспринимать значение этого слова, не обременяя его ум лишними терминами.

Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими объектами живой и неживой природы. Маленький ребёнок смотрит в мир с широко раскрытыми глазами и замечает все: маленького паучка, бегущего жучка на воде, трудолюбивого муравья на тропинке.

Экологическое воспитание можно начинать с раннего детства. Основная задача состоит в том, чтобы привлечь внимание детей к природе, её разнообразию, научить любить и беречь её. Становление первоначальных основ экологической культуры-это накопление конкретных чувственных представлений о предметах и явлениях природы.

В возрасте 2-3 лет дети должны различать, правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, познавать их сенсорные способности - форма, цвет, величина, степень твёрдости или мягкости, характер поверхности. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами функционирование в определённых условиях-это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой взаимодействия с природой. Бесспорно, природа окажет положительное влияние на развитие только тогда, когда он научится её наблюдать.

Наблюдение окружающей природы ставит перед ребёнком простые и сложные умственные задачи, решение которых требует от него выборочного использования знаний, усилий ,обобщения и умозаключения. Каждое наблюдение обогащает речь, дети приобретают обширный запас слов. Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных, эстетических и патриотических чувств.

Для того чтобы повысить эффективность экологического воспитания детей использую различные формы и методы:

- уроки доброты;

- экологические игры (дидактические, игры-путешествия);

- театрализованные игры на развитие экологического воспитания;

- инсценировки экологических сказок, образные упражнения и др.

Мною были проведены циклы занятий, прогулок, направленные на формирование экологических знаний-это элементарные знания о мире животных, о растительном мире, знания о неживой природе.

Большое внимание уделялось рассматриванию и наблюдению на природе. Рассматривали деревья в разные времена года, наблюдали за птицами , насекомыми.  Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Этому способствовали прогулки на участке.

В ходе прогулок знакомила детей с изменениями природы по сезонам (погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Наши прогулки всегда проходили очень занимательно, к ребятам приходили в гости разные лесные жители, т. е игрушки и приглашали детей на прогулку. На прогулках мы играли с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на нашем участке имеется такое оборудование, как песочница, совочки, формочки, печатки и т.д.

Детям очень нравится играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", "Разноцветные ленточки". Через такие игры дети раннего возраста  могут определить есть на улице ветер или нет и даже направление ветра.

Как я уже говорила, окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения.

В своей работе с детьми использовала циклы наблюдений на зимней прогулке: за снегопадом, следы на снегу, за зимующими птицами, за солнцем, за растениями зимой.

При формировании экологических знаний у детей придавала большое значение исследовательской деятельности - проведению опытов. Именно на прогулке в ходе опытов дети знакомились со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Ведь опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Важное внимание при формировании экологических знаний у детей уделяла прочтению художественной литературы о природе. Ведь именно она глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего, мы использовали литературу, рекомендованную программой детского сада. 

Перечень используемой литературы.

К. Бальмонт. «Осень»; 
А. Блок. «Зайчик»;
А. Кольцов. «Дуют ветры...» (из стихотворения «Русская песня»); 
А. Плещеев. «Осень наступи­ла...», «Весна» (в сокр.); 
А. Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась...» (из новогреческих песен);
А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч!..», « Свет наш, солнышко!.», «Месяц, месяц...» (из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»); 

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия.
Е. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима; 
П. Воронько. «Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака;
А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина;
«Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой

С детьми мы играли в различные экологические игры: "Что сажают в огороде", "Найди листок, как на дереве", "Вершки - корешки", "Узнай и назови", "Путешествие по лесу" и многие другие.

Организовывала опытно-экспериментальную деятельность в зависимости с сезонными изменениями. «Почему не получился куличик?», «Делаем дорожки и узоры из песка», «Определение цвета», « Из чего состоит песок»; с воздухом: «Как работает воздух», « Воздух есть везде», «Дети машут  веером»; с водой: «Вода – жидкость», «У воды нет запаха», «Вода прозрачная», «Вода меняет цвет», «Вода – растворитель»; с бумагой: «Бумага мнется», «Бумага намокает», «Снег тает и не тает», «Ледяная избушка», «Цветные льдинки», «Плавает, тонет»  и т.д.

Развитие экологического воспитания самых маленьких дошкольников включает следующие компоненты:

- разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни.

Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы;

- участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними;

- проращивание лука в зимнее время, наблюдения за растущим луком;

 - совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ;

- рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;

- проведение экологических занятий;

- проведение экологических досугов.

Заключение

Выбор мною данной темы обусловлен тем, что я сама сторонник бережного отношения к природе и поэтому решила, что необходимо дать детям экологические знания и умения о природе и её обитателях. Ведь эти знания и умения помогут увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, а также желание сохранить её.

Экологическая, а так же нравственная проблема - одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. Поэтому мы считаем, что одной из приоритетных задач, является экологическое воспитание дошкольников.

А закончить своё выступление  хотелось бы словами великого педагога

В. Сухомлинского «Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума».

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: