a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Формирование навыка практического употребления предлогов через дидактические игры у детей с речевыми нарушениями (из опыта работы Громышевой И.В.)

Опубликовано: 2014-11-24 09:12:04

Документы для скачивания

Формирование навыка практического употребления предлогов через дидактические игры у детей с речевыми нарушениями( из опыта работы) Учитель- логопед Громышева И. В. МАДОУ « Детский сад общеразвивающего вида №14 г. Шебекино Белгородской области» В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с общим недоразвитием речи. Я хочу рассмотреть систему педагогической коррек ции по формированию столь трудной для восприятия части речи, как предлоги, у детей с нарушениями речи. Несформированность навыка употребления предлогов объясняется различными причинами: в одних случаях дети затрудняются в ориентировке в окружающем пространстве, в других случаях – в понимании и употреблении грамматических конструкций, лексического и синтаксического значения предлога. Поэтому коррекционно- педагогическая работа направлена на пропедевтику формирования зрительно- пространственной ориентации, которая в последствие станет фундаментом в формировании предлогов.   Для оптимизации обучения, используются такие формы и приемы работы, которые помогут задействовать как можно большее количество сохранных анализаторов. Выполняя функцию компенсирующих, они вызывают живой интерес у детей, помогают осуществить плавный переход от игры к учению. Мною была сделана выборка дидактических игр и упражнений, направленных на формирование предложно- падежных конструкций, предлагаемых различными авторами: В. И Селиверстов, А. К. Бондаренко, Г. С. Швайко, В. В. Волина, Е. А. Левчук, Н. В. Серебрякова, О. С. Яцель и др. Каждая игра, упражнение должны нести коррекционную направленность: реализовать не только основную задачу( формирование предложно- падежных конструкций и пространственных представлений) , но и помогать развивать речь, зрительные функции и другие задачи, которые ставятся на логопедических занятиях. На каждом этапе работы, используемые дидактические игры, в соответствии с поставленными целями и задачами, делятся на группы: - игры, направленные на понимание предлогов и определение пространственного расположения предметов; - игры на использование пространственных предлогов в словосочетаниях и фразах; - игры на закрепление предложно- падежных конструкций в предложении; - игры на закрепление предложно- паде жных конструкций в связной речи. На первом этапе работа проводится над формированием пространственного восприятия и представления. Включаются упражнения на закрепление и дифференциацию «правых» и «левых» частей тела в играх: «Ухо- нос», «Наши ручки, наши ножки», «Будь внимательным», «Электронная муха», «Съедобное- несъедобное» и др. Продуктивными, в работе по освоению ориентировки в пространстве между объектами и развитию предложно- падежных конструкций пространственного значения показали себя игры по нахождению предмета( буквы) в таблице с опорой на зрительный анализатор – игра «Где я увидел животное». Очень важно, чтобы в ходе занятия, игры ребенок был активно действующим лицом, поэтому в занятия я включаю различные виды практических работ, что позволяет задействовать наибольшее количество сохранных анализаторов в работе по формированию ориентировки в пространстве и использованию в речи предлогов. При объяснении значений предлогов используется графическая схема, как для работы на доске, так и индивидуально для каждого ребёнка. Детям предлагаются картинки, а они поднимают соответствующую схему предлога. При этом ребёнок видит, что расположение кружочка на карточке полностью соответствует расположению реальных предметов( белка в дупле и кружочек в квадратике, т. е. и то и другое внутри) . С этой целью используются такие дидактические игры как: «Лото», «Хитрая мышка», «Ромашка»( Приложение) . Схема предлогов также используется и при составлении предложений. Первоначально предлагается ребёнку схема предложения, схематично изображён только предлог, а остальные слова представлены картинками( д/ и «Весёлые предложения») . Далее детям предлагается более сложный вариант схемы предложения, где картинки заменяются схемами- домиками( д/ и «Зашифрованные послания») ( Приложение) . Таким образом, использование правильно подобранных дидактических игр позволяет включать дошкольников в реальные жизненные ситуации, активную речевую деятельность, способствует расширению и уточнению словарного запаса, развитию связной речи, формированию грамматических средств языка, предложно- падежных конструкций. Описание дидактических игр «Электронная муха». Возраст 5- 6 лет. Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, на себе и на листе бумаги; закрепить у детей понятия «верх», «низ», «право», «лево», «центр». Оборудование: лист, с квадратной сеткой, в центре сетки находится «электронная муха». Ход игры: Д ети имеют перед собой лист, с квадратной сеткой, в центре сетки находится «электронная муха»- фигурка мухи или пчелы, которая может перемещаться только по сигналу и только на одну клетку в пределах данного поля. Начало отсчёта всегда только от центра. Даётся сигнал: вверх- вправо. Дети передвигают свою фишку по листу бумаги, отмечая, где остановилась «муха». В результате этой игры легко усваиваются понятия: верх – низ, право – лево, центр, а также дети запоминают названия квадратов. Лото: « Съедобное- несъедобное». Возраст 4- 5 лет. Цель: развивать навыки пространственного различения «правых» и «левых» частей собственного тела и на листе бумаги; упражнять детей в правильном употреблении предлог ов: «над», «под»; «между»; закрепить понятия: «вверху», «внизу»; закрепить и расширить знания об окружающем мире. Оборудование: картинки с изображением предметов, карточки с пустыми полями; игровое поле, состоящее из двух частей, слева над полем нарисован открытый рот, справа – закрытый. Ход игры: 1 вариант. Лото – увлекательная игра для детей, в которую могут играть от 2 до 4 человек. Дети должны выбрать из набора картинок только те, которые обозначают съедобные продукты. Необходимо заполнить все поля своих карточек. Дети при этом закрепляют свои представления об окружающем мире. Логопед даёт задания: «Назовите предметы, которые находятся в верхнем ряду, в нижнем ряду», «что находится над арбузом, что под морковью, между м ороженым и арбузом и т. д. » 2 вариант. Перед ребёнком игровое поле, разделённое на две половины( левую и правую) . Логопед предлагает ребёнку положить слева только, те картинки, которые обозначают съедобные продукты, а справа – несъедобные. Ориентиром для дифференциации « лева» и «права» служит «открытый и закрытый рот», нарисованный над игровым полем. «Где я увидел животное ». Возраст 4- 5 лет. Цел ь: упражнять детей в правильном употреблении предлога « в », «над», «под»; закрепить понятия: «вверху», «внизу», «верхний правый угол», верхний левый угол», «нижний правый угол», «нижний левый угол»; закреплять названия животных в контурном изображении, развивать сенсорные эталоны, ориентировку в малом пространстве, развивать зрительные, формо- и цветоразличительные функции. Оборудование: карточка с контурным изображением животных, нарисованных в цветных геометрических фигурах. Ход игры: В игру могут играть от 2 до 4 человек. Детям предлагается рассмотреть карточку, назвать, какие геометрические фигуры изображены, какого цвета. Назвать, какая фигура находится в левом верхнем углу, в правом нижнем и т. д. Рассмотреть внимательно и назвать какое животное спряталось в той или иной фигуре. Следить за тем, чтобы дети правильно употребляли предлог « в », «под», «над». «Лото». Возраст 5- 6 лет. Цель: закреплять умения соотносить схемы предлогов пространственного значения с положением изображённых предметов, учить узнавать предлоги по символам схем. Оборудование: карточки с изображёнными предметами: один внутри другого, один на другом или под другим предметом и т. д. , схема предлога пространственного значения. Ход игры: В игру могут играть сразу несколько человек( 2- 4) . Логопед называет пары предметов( например, мяч и стул) . Дети находят картинку с этими предметами и закрывают ее соответствующей схемой предлога, называя расположение мяча( мяч под стулом) . «Хитрая мышка». Возраст 5- 6 лет. Цель: закреплять умения соотносить схемы предлогов пространственного значения с положением изображённых предметов, учить узнавать предлоги по символам схем. Оборудование: круг, разделённый, на пять сегментов, в каждом сегменте схема предлога пространственного значения, изображения мышки; прищепка. Ход игры: 1 вариант: Прикрепить прищепку на той части круга, где мышка сидит на чашке( в чашке, под чашкой и т. д. ) 2 вариант: Рассмотреть схемы- символы предлогов на круге, назвать их и проверить свой ответ по отношению мышки к чашке. «Ромашка». Возраст 5- 6 лет. Цель: з акрепить умение подбирать картинки к заданному предлогу, составлять по ним предложения. Оборудование: вырезанные из картона круги, с наклеенными на них схемами предлогов и сюжетными картинками. Ход игры: Логопед выставляет перед ребёнком круг со схемой предлога и кружки с сюжетными картинками. Ребёнок должен назвать по схеме предлог и отобрать из представленных картинок те, по которым можно составить предложения с данным предлогом. Отобранные кружки с картинками подставляются к жёлтому кругу со схемой предлога как лепестки ромашки «Весёлые предложения». Возраст 5- 6 лет. Цель: Учить читать графические схемы с предлогами, использовать эти предлоги в речи при составлении предложений. Оборудование: карточки, на которых изображены два предмета, и схема предлога между ними. Ход игры: 1 вариант: логопед предлагает детям «прочитать» послание. Например, карточка( мышка – схема предлога к – норка) ; ребёнок составляет предложение: «Мышка бежит к норке». 2 вариант: ребёнок самостоятельно придумывает и «записывает» аналогичные послания с известными ему предлогами. «Зашифрованное послание». Возраст 5- 6 лет. Цель: учить детей составлять предложения с предлогом, используя схемы предложения, где слова представлены схемами- домиками. Оборудование: карточки с изображёнными схемами- домиками, заменяющими слова и схемами предлогов пространственного значения. Ход игры: 1 вариант: детям предлагается несколько карточек, педагог называет ребёнку предложение( например: «Заяц убегает от лисы») , предлагает найти нужную карточку по схеме предлога. Затем проводит анализ предложения. 2 вариант: ребёнок рассматривает карточку и самостоятельно придумывает предложение. Проводит анализ предложения.

Оставить комментарий: