a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Альбом дидактических пособий по развитию речи

Автор: Ульянова Наталья Владимировна Опубликовано: 2019-05-23 20:32:50

Документы для скачивания

 

Пояснительная записка

 

Константин Дмитриевич Ушинский писал:

     «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

 

Одним из направлений в подготовке детей к обучению грамоте является знакомство с предложением.

Работа над предложением в дошкольном возрасте способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без этой работы представление о слове и умение проводить анализ состава слова у дошкольника развивается очень медленно.

На помощь приходит дидактическая игра, так как игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности детей.

 

Достоинство игровых методов и приемов обучения заключаются в том, что они вызывают у детей  повышенный интерес, положительные эмоции, они помогают длительное время удерживать внимание (то есть концентрировать) на учебной задаче. Деятельность детей сопровождается меньшими затратами нервной  энергии. В игре ребенок применяет минимальные волевые усилия.

Наглядный материал дошкольниками усваивается лучше, использование схем, картинок позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, помогает ребенку в обогащении связного высказывания.

Таким образом, изученная мною тема представляется весьма актуальной, потому что дидактические игры и игровые упражнения, дадут нам возможность проводить занятия по грамоте более живо и интересно

Тема: «Работа с детьми старшего дошкольного возраста над предложением  с использованием дидактических игр и пособий»

 

Цель: Способствовать формированию системы знаний у детей старшего дошкольного возраста о предложении как смысловой единицы  речи.


 

 

Дидактическое пособие

 

«Составь предложение по двум картинкам»

 

Цель:формировать у детей умение составлять предложения с двумя заданными словами.

 

Описание. Пособие состоит из карточек, на которых изображены две картинки, а между ними вопросительный знак.

Возраст:пособие предназначено для работы с детьми старшегодошкольного возраста.

Ход игры: Воспитатель детям предлагает вместо вопросительного знака подобрать слово - действие, и составить предложение. Например «Курочка снесла яичко».

 

 

 

 

 

Например:

 

 

Дидактическое пособие

 

«Составь предложение с заданным словом»

 

Цель:формировать у детей умение составлять предложения с заданным словом.

 

Описание. Пособие состоит из планшета, на котором изображена графическая схема, состоящая из трех слов и набора картинок (снеговик, солнышко, зонт, яблоко и т.д.)

 

Возраст: Данное дидактическое пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста, используется во время занятий и индивидуальной работы с детьми.

Ход игры. Воспитатель детям предлагает составить предложение так, чтобы слово снеговик было в начале предложения (вставив картинку). Например: Снеговика слепили дети. Или составить предложение так, чтобы слово снеговик было в середине слова. Например: Дети снеговика слепили. В конце предложения: Дети слепили снеговика.

 

 

 

Дидактическое пособие

 

«Составь предложение по заданной схеме»

 

Цель:формировать у детей умение составлять простые предложения по заданной графической схеме, состоящей из двух слов.

 

Возраст:пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

 

Ход игры. Используется планшет, на котором изображена графическая схема, состоящая из двух слов. Сверху над схемой кармашки, которые соответствуют количеству слов в предложении. Детям предлагается подобрать картинки, вставив их в кармашки и составить предложение.

 

Например: Мальчик идет.

 

 

 

 

Дидактическое пособие

 

«Составь предложение по заданной схеме»

 

Цель:формировать у детей умение составлять простые предложения по заданной графической схеме, состоящей из трех слов.

 

Возраст: пособие предназначено для работы с детьми старшегодошкольного возраста.

 

Ход игры. Используется планшет, на котором изображена графическая схема, состоящая из трех слов. Сверху над схемой кармашки, которые соответствуют количеству слов в предложении. Детям предлагается подобрать картинки, вставив их в кармашки и составить предложение.

 

Например: Девочка кушает суп.

 

 

 

Дидактическое пособие

 

«Выложи графическую схему к предложению»

 

Цель: учить детейсоставлять предложение по сюжетной картинке и выкладывать соответствующую графическую схему.

Например:

 

 

Дидактическое пособие

 

«Карусель»

 

Цель:изменение глаголов прошедшего времени по родам, согласование слов в предложении, закрепление структуры простого предложения.

 

Описание.Два круга (один меньше другого) соединены в центре так, что маленький круг можно вращать. На большом круге нарисованы символы действий, на маленьком – люди, животные.

Возраст:пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Ход игры. Воспитатель называет действие, дети вращают маленький круг, выбирая, о ком они будут составлять предложение, и составляют предложение. Например: Мальчик рисовал дерево. И т.д.

 

 

Дидактическое пособие

 

«Предложения с предлогами»

 

Цель: развивать пространственные  представления детей, работать над простыми и сложными предлогами.

Описание. Пособие состоит из карточек.

Возраст: пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Ход игры. Работа над предлогами проводится поэтапно. Для усвоения значения предлогов с конкретным пространственным значением: в, на, над, под нужно учить детей выполнять действия с предметами. Например: «Положи книгу в ящик, а папку на стол. Расскажи, что ты сделал». «Я положил книгу в ящик».

На первом году обучения мы не знакомим детей с понятием «предлог», называя его «маленьким словом», которое нужно различать на слух и правильно употреблять в предложениях.

 

 

Дидактическое пособие

 

«Продолжи предложение»

 

Цель:учить детей согласовывать глаголы настоящего и прошедшего времени с существительными единственного и множественного числа.

 

Возраст:пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

 

Ход игры.Воспитатель называет действие предмета в единственном числе. Ребенок должен подобрать соответствующую картинку, составить предложение, согласовывая глагол с существительным во множественном числе.

Например: Дятел стучит, а дятлы стучат.

 

 

 

Дидактическое пособие

 

«Собери предложение из кубиков»

 

Цель:научить детей определять количество слов в предложении, правильно подбирать глаголы; закреплять знания о том, что в конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак; развивать связную речь детей.

 

Возраст: пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

 

Ход игры. Воспитатель, показывает детям кубики заданного предложения и еще два кубика добавляет лишние, произносит  слова и говорит что предложение рассыпалось. Затем предлагает составить правильное осмысленное предложение из этих слов, подружить его. Например: Девочка поймала бабочку.

 

 

Дидактическое пособие

 

«Предложение рассыпалось»

 

Цель:научить детей определять количество слов в предложении, правильно подбирать глаголы; закреплять знания о том, что в конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак; развивать связную речь детей.

 

Возраст: пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

 

Ход игры. Воспитатель  показывает детям картинки заданного предложения и еще две картинки добавляет лишние, произносит  слова и говорит что предложение рассыпалось. Затем предлагает составить правильное осмысленное предложение из этих слов, подружить его. Например: Мальчик идет домой.

 

 

Дидактическое пособие

 «Подбери пару»

Цель:упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.

 

Описание: Диск, разделенный на 2 половины, по краю которого слева и справа наклеено одинаковое количество кармашек (по 4 шт.). На диск в центр прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать.

Возраст:пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Ход игры.Воспитатель помещает перед детьми диск с картинками (в левой половине). Остальные картинки расположены на фланелеграфе или лежат на столе воспитателя. Предлагает детям поиграть в игру «Подбери пару». Объясняет: «Этот диск разделен на две части. В левой половине размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая – на пустой кармашек справа. В этот кармашек нужно поместить картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает стрелка слева». Ребенок произносит оба названия, голосом подчеркивая их сходство и различие («Лук – жук»). Затем воспитатель передвигает стрелку на следующую картинку.

Дидактическое пособие

 

«Собери слово»

 

 

Цель: закреплять умение детей делить слова  на слоги.

 

Описание: планшет, с кармашками. Разное количество разноцветных кругов

 

Возраст:пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Ход игры: На столе разложены круги. Ребенку предлагается выбрать круги одного цвета. Прочитать слоги на каждом круге. Собрать из слогов слово. Прочитать получившееся слово. Подобрать картинку.

 

 

Дидактические пособия

«Ракеты»

 

Цель:дифференциация гласных и согласных (твердых и мягких, звонких и глухих) звуков.

 

Описание: три ракеты с кармашками разных цветов (красная, синяя, зеленая)

Возраст:пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Ход игры: Ведущий (может быть ребёнок, показывает играющим детям по одной карточке). Ребёнок произносит звук, объясняет, почему этот звук подходит именно к этой ракете.

 

Например:  звук «З», живёт в синей ракете со звоночком, потому что звук «З» - согласный звонкий;

 

Звук «А» живёт в красной ракете, потому что звук «А» гласный, а гласный звук обозначается красным цветом.

 

Выигрывает тот, кто правильно расселит все звуки по ракетам.

 

Оставить комментарий: