a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Мастер класс для педагогов на семинаре – практикуме в ДОУ:«Лэпбук как инновационная технология в работе с детьми дошкольного возраста.

Автор: Шаипова Неля Рафаэловна Опубликовано: 2019-05-26 15:19:31

Многих педагогов дошкольного образования и родителей дошколят волнуют актуальные, на сегодняшний день, вопросы — как помочь детям преодолевать трудности и решать поставленные перед ними проблемы, какие средства будут способствовать формированию у детей умения мыслить и действовать нестандартно, что поможет развивать у дошкольников необходимые умения и навыки в различных образовательных областях, расширять кругозор детей?

Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику своей работы новые интерактивные и более эффективные методические средства и приемы, которые способствуют повышению познавательной активности дошкольников. К ним смело можно отнести лэпбук-новое для нас понятие, значение которого, я думаю уже известно всем. Коротко напомню вам.

Что такое лэпбук, спросите Вы у меня.

Слово lapbook пришло к нам из Америки, в дословном переводе – «наколенная книга» (lap – колено, book – книга). Это своего рода самодельные интерактивные папки, включающие кармашки, дверки, окошки, карточки, передвижные детали из бумаги, с помощью которых ребенок учит и закрепляет пройденный материал. Они посвящаются определенной теме, являясь заключительным этапом ее изучения.

Для чего нужен лэпбук?

Лэпбуки помогают в закреплении пройденного материала, понятии и запоминании содержания книги, проведении исследовательского проекта, приобщая к процессам детей (поиск информации, ее сортировке и анализе). Такое средство обучения – одно из направлений партнерской деятельности взрослого и ребенка, приравнивающее их друг к другу. Содержание зависит от темы, требующей изучения, освоения.

В целом лэпбук включает не только обучающие моменты, но еще и воспитательный процесс, помогающий понять потребности детей и помочь создать условия для самостоятельного освоения мира. «Наколенная книга» может составляться взрослыми (родителями, педагогами, воспитателями) и должна включать следующие моменты:

  1. Прочность. В руках детей бумажная интерактивная папка быстро превратится в тряпочку, поэтому лучше ее делать из прочных материалов.
  2. Эстетичность. Она обязана быть яркой, красочной, привлекающей внимание, иначе дети не захотят играть.
  3. Информативность. Излагайте сведения, закладываемые в лэпбук на понятном ребенку языке, полностью раскрывая тему.
  4. Доступность. Дети могут самостоятельно выбирать понравившийся раздел. Подписи, длинные тексты с описанием, рекомендации и инструкции усложнят игру, подавят интерес к книжке.
  5. Вариативность. Все разделы темы, входящие в это средство обучения, нужно делать в разных вариантах, предполагающие разные способы освоения информации.
  6. Возможность использовать эту коллективную книжку одновременно несколькими людьми, включая взрослого.

Лэпбук должен отвечать требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

* полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;

* пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

* обладать дидактическими свойствами, нести в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;

* являться средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщать  его к миру искусства;

* вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

* его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;

* обеспечивать  игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

 Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:

*  включенность воспитателя наравне с детьми,

*  добровольное присоединение детей к деятельности,

*  свободное общение и перемещение детей во время деятельности,

*  открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Лэпбук могут делать:

    * Педагоги;

 * Педагоги с детьми;

 *  Педагоги, дети и родители;

          * Дети и родители;

  * Родители

      * Дети самостоятельно, что будет последней, высшей ступенью развития познавательной деятельности детей.

Лэпбук можно использовать как в детском саду, так и дома.

Разновидности тематических папок

В зависимости от назначения:

* учебные;

* игровые;

* поздравительные,

* праздничные;

* автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.)

В зависимости от формы:

* стандартная книжка с двумя разворотами;

* папка с 3-5 разворотами;

* книжка-гармошка;

* фигурная папка.

Организация материала:

* стандартные кармашки;

* обычные и фигурные конверты;

* кармашки-гармошки;

* кармашки-книжки;

* окошки и дверцы;

* вращающиеся детали;

* высовывающиеся детали;

* карточки;

* стрелки;

* пазлы;

* чистые листы для заметок и т.д.

Значимость и преимущества технологии «лэпбук»:

  • активизирует у детей интерес к познавательной деятельности;
  • позволяет самостоятельно собирать нужную информацию (в старшем возрасте);
  • развивает креативность, творческое мышление, мелкую моторику, речь;
  • помогает разнообразить занятия, совместную деятельность со взрослым;
  • помогает детям лучше понять и запомнить информацию (особенно если ребенок визуал);
  • позволяет сохранить собранный материал;
  • объединяет педагогов, детей и родителей;
  • способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
  • способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;
  • обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми;
  • способствует творческой самореализации педагога.

Как сделать лэпбук своими руками?

Для этого вам понадобятся следующие материалы:

* картон-основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата А3);

* бумага

* принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры, краски;

* обычные и фигурные ножницы;

* клей и/или скотч;

* степлер;

* декоративные элементы по необходимости (пуговицы, пайетки, брадсы, подвески, скрепки, засушенные листья, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т.д.)

Создание лэпбука содержит все этапы проекта:

Лэпбук

Выбор темы

Составление плана

Создание макета и оформление

Презентация

Проект

Целеполагание

Разработка

Выполнение проекта

Подведение итогов.

  1. Начинаем мы с выбора темы. Не менее важным моментом перед выбором темы является обозначение возраста детей, для которых будет предназначен лэпбук. Это связано с тем, что не все темы подходят для детей, например, младшей группы ввиду своей сложности, и не все темы интересны детям старшего возраста в силу возрастных особенностей и интересов.

Тема лэпбука может быть любая:

  • интересные события, происходящие с ребенком;
  • увлечения детей;
  • темы недели;
  • литературные произведения;
  • мультипликационные герои и т.д.

Темы могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общий лэпбук на тему «Насекомые». А можно взять какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем.

Повторюсь, при создании лэпбука необходимо учесть:

  • эстетичность (должно появиться желание взять лэпбук в руки)
  • долговечность (помни, с лэпбуком будут заниматься дети, он должен быть крепким)
  • минимум подписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации)
  • приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами»
  1. План.

После того, как мы выбрали тему, составляется план, раскрывающий выбранную тему (Что вы хотите в этой папке рассказать) Содержание лэпбука будет зависеть от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной теме. Работая над определённой темой, необходимо затронуть все образовательные области, поэтому содержание лэпбука, должно отражать материал по всем пяти направлениям. Содержание может быть разнообразно, это зависит от возраста детей и задач, поставленных программой и педагогом.

  1. Создание макета и оформление.

После составленного плана можно приступать к рисованию макета. Вся предполагаемая информация размещается на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках и т.д.

После создания макета можно приступать к изготовлению и оформлению лэпбука. На этом этапе к деятельности может присоединиться ребенок. Заниматься по тематической папке желательно постепенно: одно занятие – одно задание. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать - поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

Создание лэпбука является эффективным средством для привлечения родителей к сотрудничеству. Родители могут обеспечить поддержку:

  1. организационную (экскурсии, походы);
  2. техническую (фото, видео);
  3. информационную (сбор информации для лэпбука);
  4. мотивационную (поддержание интереса, уверенности в успехе)

Результатом использования данного пособия является:

  • Объединение детей, родителей и педагогов, то есть социальная направленность.
  • Дети учатся находить информацию самостоятельно, то есть учатся учиться.
  • Развивается творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, мелкая моторика, пространственная ориентировка, что тесно связано с развитием речи.
  • Расширение представлений детей об окружающем мире.
  • Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к исследовательской деятельности.

Использование инновационной игровой технологи «лэпбук» является успешным шагом на пути внедрения ФГОС ДО. Ведь она позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду

 

Документы для скачивания