a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Подготовка руки для письма

Автор: Сибикина Елена Геннадьевна Опубликовано: 2019-06-01 16:36:29

Документы для скачивания

Начинать обучение письму нужно все-таки в домашних условиях, до школы. Процесс письма – трудоемкий, неспешный, материальный, где нельзя уничтожить написанное и видны все ошибки и ляпы – не просто утомляет ребенка, а вызывает раздражение и даже ненависть.

Когда начинать освоение процесса письма?

Подготовка к письму начинается с того момента, как малыш впервые берет в руки карандаш. Работу же в прописи желательно начинать в пять с половиной – шесть лет, т.е. примерно за год до поступления в школу.

Более раннее обучение (даже если ребенок опережает сверстников в развитии) приносит мало успехов и много огорчений потому, что рука еще не готова к обучению письму. Дело в том, что именно в 5 - 6 лет происходит активное развитие тонкой моторики рук, появляется четкость и точность движений. Развитию мелкой моторики обычно сопутствует и умение логически рассуждать, развитие памяти и связной речи. До пяти лет можно выполнять такие упражнения, как обводка по контуру, штриховка, освоение правильной осанки и захвата ручки, письмо печатными буквами.

Кто проводит занятия?

Научить ребенка писать может мама или бабушка. Если родители загружены работой, или когда занятия приводят к конфликтам с ребенком – тогда имеет смысл обратиться к репетитору. Но и в этом случае сохраняется важность домашней отработки полученных навыков.

И ещё …

Освоение письма – это не только фундамент успешного обучения.

Занятия письмом - это замечательный «тренажер» воспитания силы воли. Это мощная тренировка внимательности, старательности, организованности, которых так не хватает школьникам. При освоении письма ребенок иногда впервые сталкивается с необходимостью труда, т.е. выполнения сложной и не очень увлекательной работы (тут и монотонность занятия, и усталость руки, и необходимость оторваться от игры и выполнить домашнее задание). То есть занятия письмом помогают ребенку воспитать в себе качества, которые необходимы состоявшемуся в жизни человеку.

ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ДЛЯ ПИСЬМА.

Тетрадь. Нынешние первоклашки, закончив пропись, начинают упражняться в тетради с дополнительной верхней и редкими косыми линейками.

Такую тетрадь хорошо использовать ученику второго-третьего классов, когда навык письма уже в некоторой степени сформирован, и редкие косые линии служат напоминанием о правильном наклоне – но не первоклашке. Начинать же обучение удобно в тетради с частой косой и с дополнительными горизонтальными линейками. Ячейки между косыми линейками служат дополнительной опорой для элементов букв, задают ритм, формируют навык правильного наклона письма. Дополнительные верхняя и нижняя линейки помогают контролировать размер букв и их выносных элементов.

Еще удобнее работать в тетради с дополнительной средней линейкой. Сейчас тетради для начинающих «каллиграфов» почему-то исчезли из магазинов. Но поискать всё же стоит, они бывают в продаже.

РУЧКА.

Шариковая или перьевая? А может быть, лучше гелевая или карандаш? – вот вопрос, который репетитору приходится часто слышать от родителей ученика.

В современной школе все первоклашки пишут шариковыми ручками. Эти ручки работают практически в любом положении, лишь бы стержень касался бумаги, поэтому учителю нет необходимости ставить руку ученикам. Шариковые ручки обеспечивают ровное письмо без утолщений и клякс, но провоцируют ребенка на излишний нажим. Особое внимание нужно обратить на качество стержня. Неровная подача пасты, линия с белыми прожилками, необходимость слишком сильного нажима на стержень – с такой ручкой ребенку гораздо сложнее научиться красивому письму. При письме ребенок возит рукой по листу, и часто нижняя часть страницы покрывается незаметной глазу жировой пленкой, по которой ручка пишет особенно плохо. В этом случае можно использовать стержни со специальной пастой (т.н. масляные стержни).

Когда-то первоклашки в обязательном порядке проходили этап письма перьевой ручкой. Синие пальцы, неизбежные кляксы в тетрадках, вечно подтекающие дешевые ручки – и неизменно теряющиеся дорогие... Но, несмотря на «приятные» воспоминания, многие отдают предпочтение использованию на первом этапе обучения именно перьевой ручки.

Перьевые ручки бывают двух видов. Ручка с мягким, уплощенным на конце пером, легко отзывающимся на нажим, используется для каллиграфического письма. Такое перо очень хорошо «ставит» руку, т.к. при неправильном положении кисти оно просто не пишет и рвет бумагу, но стоит дорого и требует бережного обращения. Поэтому для обучения письму подойдет стандартная ручка для безнажимного письма с жестким, с шариком на конце, пером. Писать такой ручкой желательно на достаточно плотной бумаге. Если толщина бумаги недостаточна, то чернила проступят на обратной стороне листа. Современные ручки заправляются при помощи картриджа, но маленькому ребенку вряд ли удастся избежать синевы на пальцах пальцев и клякс на столе. Так что придется подумать о сохранности мебели.

Гелевые и капиллярные ручки пишут легко по бумаге любого качества. Увы! – слишком легкое скольжение стержня по бумаге стимулирует выработку небрежного почерка. Поэтому использовать для обучения письму их не стоит.

Карандаш удобно использовать при подготовке к обучению (рисование в тетради фигурок, первых палочек и крючочков). Он имеет хорошее сцепление с бумагой, приучает следить за нажимом (нажмешь слишком слабо – получится бледная линия, слишком сильно – сломаешь стержень). Основная проблема – необходимость постоянно подтачивать стержень, что требует постоянного присутствия взрослого рядом с учеником.

Вообще же, у специалистов по обучению письму одного мнения по поводу оптимального выбора ручки сегодня нет. Кто-то предпочитает ставить почерк шариковой ручкой, кто-то – исключительно перьевой. Наверное, наилучшее решение – это подбирать ручку индивидуально, в зависимости от темперамента ребенка и степени развития его мелкой моторики.

Для правильного формирования навыка письма важны форма и длина ручки. Наиболее удобна для ребенка ручка длиной около 15 см. Очень короткие или очень длинные ручки, даже самые модные и стильные, покупать не стоит. Диаметр ручки должен быть таким, чтобы ребенку было удобно обхватить ее пальцами. Не годятся для ребенка ручки экзотической формы, со скользким корпусом, а так же диаметром более 9 мм. Неправильно подобранная ручка требует от ребенка дополнительных усилий, излишнего напряжения мышц кисти и затрудняют процесс письма.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

Существует множество упражнений для детских пальчиков. При выполнении пальчиковой гимнастики у ребенка развивается мелкая моторика , которая не только связана с развитием речи но и подготавливает руку к письму, рисованию.

ЛЕПКА.

Старайтесь уделять этому процессу 10–15 минут на день. Не так уж много, а результат того стоит. Лепка развивает не только мелкую моторику и укрепляет кисть руки, при этом развиваем творчество и усидчивость. Лепить можно не только из пластилина, отличный материал для таких занятий — глина.

ВЫРЕЗАНИЕ НОЖНИЦАМИ.

Дети очень любят вырезать, можно ставить несложные задачи: резание по прямой, вырезание различных форм, при этом называем их — овальная, квадратная, круглая и т. д.

ИГРЫ С КОНСТРУКТОРОМ И МОЗАИКОЙ.

Игры с мелкими предметами — бусинками, камешками, пуговицами

Можно использовать и природный материал — фасоль, горох и т. д. Используйте Вашу фантазию. При этом развиваем навыки счета.

Рисование различным материалом — карандашами, красками, мелками.

ШТРИХОВКА ПРЕДМЕТОВ.

Обращайте внимание на то, что движение руки ребенка должно быть легким, без какого — либо напряжения. Давайте разные задания — заштриховка с наклоном влево, вправо, сверху вниз, снизу вверх. Обязательно покажите на примере. Обратите внимание на предметы, которые вы заштриховываете — они должны быть интересными для детского глаза.

РАСКРАШИВАНИЕ КАРТИНОК.

В книжках-раскрасках, чем меньше ребенок по возрасту, тем больше должны быть картинки, которые он раскрашивает.

ОРИГАМИ.

Помогает развитию точных движений и памяти, а еще это очень красиво!

 

Оставить комментарий: