a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Доклад на тему: «Технологии поддержки детской индивидуализации в условиях дошкольного образования»Подготовила:Григорьева Л.М.

Автор: Чикризова Марина Сергеевна Опубликовано: 2019-06-03 15:34:59

Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования – это, прежде всего, поддержка детской инициативы.

            Проблема развития детской инициативности и индивидуальности является одной из самых важных в современной педагогике, и ставит перед системой образования основную цель – воспитание у подрастающего поколения активности, самостоятельности принятия решения, стремления к созиданию.

Индивидуализация – это процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности. Это постоянное открытие, утверждение и обособление, где ребёнок – субъект деятельности, а не объект педагогического воздействия. Индивидуализация распространяется на каждого ребенка. В основе индивидуализации лежит убеждение.

            Необходимо разграничивать понятия «индивидуализация образования» и «индивидуальный подход».

            Индивидуальный подход – организация педагогом образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка, выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка,  определение путей коррекции или дальнейшего развития. Чаще всего предметом индивидуального подхода становятся какие-либо проблемы или дефицитарные состояния в развитии ребенка, поэтому индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы.

            Индивидуализация образования  исходит, во-первых, из того, что каждый ребенок развивается в своем темпе, «по своей программе» и, следовательно, не может быть подвергнут сравнению с другим ребенком (или детьми); во-вторых, из принципов безоценочности, безусловного принятия ребенка таким, каков он есть; в-третьих, из понимания того, что не только и не столько обучение, сколько учение ведет за собой развитие.

            Ведущей идеей технологии  поддержки детской индивидуализации в условиях дошкольного образования является   утверждение значимости различий. Обладая разными способностями, представлениями о мире, индивидуальным опытом, дети помогают друг другу познавать мир: один придумывает, другой подхватывает; в личном опыте одного есть знания, которые еще не постиг второй. Действуя вместе, дети учатся друг у друга.

            Какова же роль педагога? Педагогу необходимо создать надлежащие условия, помочь детям организовать деятельность, определить, какая помощь нужна каждому ребенку для того, чтобы он продвинулся в своем развитии. Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе. От педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего.

            Педагогу важно так организовать детскую деятельность, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной         цели.                                                                                                                                     

            Технологию индивидуализации не следует воспринимать как «технологию обучения», речь идет о педагогической технологии, выявляющей принципы и способы создания образовательного пространства, способствующего личностному росту ребенка.

         Технологическая цепочка поддержки детской индивидуализации основывается на:

- выявлении субъективного опыта ребенка;

- предоставлении права выбора в условиях разнообразия возможностей;

- самостоятельности детей и педагогов.

Для обеспечения индивидуализации учения необходимо, чтобы ребенок, во-первых,  имел возможность выбора (содержания, вида деятельности, материалов, места и способов действий, партнерства); во-вторых, получал опыт осознания того, что его личная свобода заключается в способности выбирать из своих многочисленных «хочу» те, за которые он готов нести личную ответственность; в-третьих, получал поддержку в ходе поисков, проб и ошибок, в процессе которых «хочу» преобразовывались в «могу»; в-четвертых, имел опыт кооперации с другими людьми.

Соответственно педагогические условия индивидуализации обучения и учения, образования в целом должны включать:

  • создание безопасной предметно-пространственной развивающей среды для реализации ребенком своих замыслов индивидуально или в кооперации с другими;
  • поддержку или инициирование взаимодействия с людьми (сверстниками, старшими, младшими, родителями и др.), включенными в образовательную деятельность ДОО, в том числе (но не исключительно) с образовательными целями;
  • знание и принятие взрослыми индивидуальных особенностей (и индивидуальной истории взросления) ребенка;
  • готовность взрослых отступить (поступиться своими педагогическими интересами) в том случае, если их инициатива не принимается детьми;
  • отведение ничем не подменяемого времени для свободной игры.

            Выделяются несколько уровней индивидуализации: на уровне группы, подгруппы, на персональном уровне.

Методы индивидуализации обучения.

       1.Метод реагирования. В методе реагирования главное – стимулирование и поддержка инициативы, активности и самостоятельности детей. Примером обучения на основе метода реагирования является использование модели трех вопросов: Что знают? Что хотят узнать? Как хотят узнать? Метод включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Если цели были достигнуты, процесс повторяется. Если не достигнуты – условия и методы поддержки пересматриваются. Иногда этот цикл происходит неформально и быстро; в других случаях он требует больших усилий и длительного  времени.                                                                                                                              2.Метод строительных лесов. В основе этого метода – идеи Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития»  – границе между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и тем, что он может осуществить только с посторонней помощью. Сущность этого метода не в опережающем обучении ребенка тем знаниям или умениям, а  в том, чтобы, создавая условия, помочь ребенку самому сделать следующий шаг.

            3.Метод иррадирующего обучения (от слова «иррадиация» - распространение, увеличение). Основан он на признании различий интересов, мотивов и на динамике продвижения. Предлагая интересное дело тем детям, кто хочет им заниматься, можно достичь больших успехов в обучении. Все, что вводится в развивающую среду группы, предлагается как новое знание или новое умение. Часть детей обучаются новому умению, остальные занимаются другими видами деятельности. Далее дети, которые уже обучились, учат других. Таким образом, они представляют продукт своей деятельности другим и самостоятельно презентуют собственный опыт.

            4.Метод обеспечения взрослыми гибкости в инициированной ими деятельности. Здесь задача педагога – помочь тем, кому трудно начать или выполнить отдельные операции. Одному он поможет словесными указаниями, другому предложит схему, модель или рисунок и т.д.  Метод наиболее эффективен при работаете с малой группой.

            5.Метод работы в небольших группах. Любая самостоятельно выбираемая детьми или организованная взрослыми деятельность может выполняться в небольших подгруппах, где каждый ребёнок может поделиться своим опытом.

            6.Метод тщательного отбора материалов. Большинство используемых материалов должны быть гибкими и иметь различную степень сложности: от самых простых до самых сложных. Вариантность создает  возможность для индивидуализации обучения и учения, поскольку использование различных материалов предполагает естественную индивидуализацию.

            7.Метод спонтанной индивидуализации. Индивидуализация обучения часто происходит экспромтом или спонтанно. Педагог использует представившуюся возможность и индивидуально реагирует на каждого ребенка (или на небольшие группы детей).

            8.Метод саморазвития. Саморазвитие – краеугольный камень построения в каждом образовательном учреждении педагогического процесса, способствующего развитию компетентности ребенка, прежде всего в вопросах взаимодействия с социумом, ибо одним из ключевых критериев готовности к школе традиционно рассматривается социальная, мотивационная готовность ребенка (Д.Б. Эльконин).

            Одними из наиболее эффективных форм работы, для поддержки детской инициативы являются технология «План-дело–анализ», которую можно назвать «дневным циклом жизнедеятельности детей» и работа с каталогом методических материалов по технологиям поддержки детских инициатив в процессе деятельности.

Основываясь на них каждое занятие, опыт и исследование должны иметь свой  алгоритм действий для осуществления деятельности:

  • Шаг 1.Выявление проблемы.
  • Шаг 2.Выбор темы исследования(занятия, опыта)
  • Шаг 3.Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос
  • о том, зачем проводится исследование, занятие, опыт).
  • Шаг 4.Определение задач исследования (основных шагов направления
  • исследования).
  • Шаг 5.Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной
  • логически и не подтвержденной опытом).
  • Шаг 6.Составление предварительного плана исследования.
  • Шаг 7.Проведение эксперимента (опыта), наблюдения, проверка
  • гипотезы, выводы.
  • Шаг 8.Указание возможных путей дальнейшего изучения проблемы.

Для настоящего творца завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это начало работы следующей.

          Особо следует отметить регулярное взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам образования детей, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьями на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив каждой семьи.

            Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями технологии поддержки детской индивидуализации и инициативы в дошкольном образовании.

 

Документы для скачивания