a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Эссе на тему: «Доброжелательный детский сад – это…» Подготовила: Григорьева Л.М.

Автор: Чикризова Марина Сергеевна Опубликовано: 2019-06-03 15:37:11

 

         Доброжелательный детский сад – это, прежде всего, воспитатель!     Педагогика - наука о воспитании, но воспитание человека – это скорее искусство, овладеть которым за короткий срок невозможно. И научить этому искусству не могут никакие учебники, даже самые лучшие. Настоящим воспитателем является тот, кто постоянно учится науке и искусству воспитания, постоянно занимается самовоспитанием, самосовершенствуется. Необходимо помнить, что объект воспитания – ребёнок, который непрерывно растёт и развивается. Ежегодно меняются условия воспитания, и  это влечёт за собой совершенно неизбежную эволюцию воспитания. Поэтому работа воспитателя требует постоянного поиска новых форм, новых подходов к воспитанию и образованию, постоянного творчества, новых форм организации образовательной, самостоятельной и игровой деятельности.

         Воспитатель не должен забывать о главном: после родителей он для малышей – главный человек. Именно на воспитателя равняются дети. От него ждут доброты, тепла, ласки, защиты.

         Итак, каким же должен быть воспитатель, чтобы детский сад стал для ребёнка доброжелательным?

          Во-первых, воспитатель должен обладать высокими нравственными и личностными качествами, чтобы успешно работать с детьми.

         Во-вторых, воспитатель должен обладать профессиональным мастерством, чтобы сформировать всесторонне развитую творческую, активную, инициативную личность.

         Я думаю, проблема воспитания во многом заключается в проблеме общения, в котором реальной воспитывающей силой становятся такие свойства педагога, как чистота собственных поступков, искренняя открытость перед детьми и спокойное, уважительное отношение к ним. Если в период пребывания в детском саду дети растут в атмосфере доброжелательности, у них возникают приятные переживания, вырабатывается чувство уверенности. А это значит, что дети будут расти спокойными, весёлыми, встречать мир открытой улыбкой уверенного в себе человека. Если же с детьми грубы, раздражительны, они с лёгкостью будут перенимать эту манеру поведения. Потому что их научили, пусть невольно, как сердиться, как грубить, как злиться. Бессмысленно надеяться вырастить детей доброжелательными , если взрослые сними резки.

         Одно из необходимых и естественных условий воспитания – любовь к детям. Разумная любовь, предполагающая  не удовлетворение капризов, а подлинную заботу о всестороннем развитии, доброжелательное общение, внимательное отношение к здоровым запросам, тактичную настойчивость в выработке полезных навыков и привычек.

  Цели воспитания по ФГОС, прежде всего, предусматривают охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности. Очевидно, что только этим  не исчерпываются задачи воспитания растущего человека. Но, имея в виду названные ориентиры, воспитатель может целенаправленно и, следовательно, наиболее эффективно готовить детей к самостоятельной жизни.

         Воспитание не должно омрачаться назойливыми поучениями и бесконечными нотациями. Своим однообразием поучения вызовут у детей скуку и уныние. Более того, регулярные нотации со стороны воспитателя могут вызвать негативную реакцию.

         В воспитании наиболее действенны не столько словесные упражнения, сколько терпение, такт, реальная организация практических дел, всей жизни детей. Отсутствие единства слова и дела у воспитателей подрывает не только их авторитет в глазах воспитанников, но и веру в людей, их честность, добросовестность.

         По каким же критериям следует оценивать работу воспитателя? Ответ однозначен: как он общается с детьми. И здесь необходимо выделить личностную и содержательную стороны общения.

          По своей личностной характеристике общение педагога и ребёнка должно носить спокойный, добрый, внимательный характер. Воспитатель должен обращаться с уважением к ребёнку, ко всему, что он делает: занимается ли, играет, делится своими впечатлениями.

         Что же собой представляет содержательная сторона общения с детьми? Воспитатель выступает посредником между общественно-историческим опытом, накопленным человечеством, и молодым подрастающим поколением. И решение этой задачи зависит, во-первых, от того, насколько широки и разнообразны знания самого педагога и как хорошо он владеет словом, чтобы в доступной форме рассказать детям о мире, их окружающем; во-вторых, от того, как общается воспитатель с детьми. Если характер общения вызывает у детей положительный отклик, если дети тянутся к педагогу, то услышат всегда его доброе слово.

         Воспитатель должен быть интеллигентным человеком в полном смысле этого слова. Иными словами, он должен обладать высокими нравственными качествами, с уважением относиться ко всем, с кем общается. Подлинная интеллигентность не позволит педагогу неуважительно отзываться о родителях ребёнка, о самом ребёнке, разговаривать с родителями с высоты своих педагогических знаний. Если же в минуты общения педагог говорит только о недостатках ребёнка, это вызывает лишь негативную реакцию. Не будет плодотворного контакта с воспитанниками и их родителями, который так необходим для воспитания детей,  в группе нарушится положительная эмоциональная обстановка. Ведь дети так чувствительны  к оттенкам человеческих взаимоотношений.

         Хотим мы того или не хотим, детей  учит не только и не столько то, что мы внушаем им с целью воспитания. Они впитывают и перенимают общий тон, нравственные устои педагога, все тонкости его поведения, критерии оценок.

         Я желаю всем, кто посвятил себя служению детям, любить своих детей и настроиться на доброе отношение к детям, сделать их жизнь в детском саду радостной и счастливой, тогда детский сад станет действительно доброжелательным для каждого ребёнка!

 

Литература:

1.Комарова Т., Воспитатель детского сада…Каким он должен быть?//Дошкольное воспитание №3, 1990, с.5, с.103.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Миобнауки РФ. - М.: ТЦ Сфера, 2016.-96с. (Правовая библиотека образования), с.6

Документы для скачивания