a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Познавательно-исследовательский проект для детей младшего дошкольного возраста «Календарь природы»

Автор: Сабитова Гульфия Фаритовна Опубликовано: 2019-06-11 20:11:48

Проект проводился в МБДОУ ДС №31 «Медвежонок» в младшей группе №6 г.Нижневартовска

 

1 слайд

Познавательно-исследовательский проект «Календарь природы»

 

2 слайд

Описание проекта

 

Добрый день. Вашему вниманию представлен  познавательно-исследовательский проект «Календарь природы». Тема проекта была выбрана в начале осени. И была разработана для реализации на целый год. Это не случайно! В процессе работы над проектом велось наблюдение за изменениями в природе и погоде. Это, конечно, нашло своё отражение в работе воспитанников. Хотелось обратить внимание детей и обогатить их знания об изменениях в природе, происходящих в разные времена года.

 

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь, май)

Участники проекта: дети, воспитатели и родители группы младшего дошкольного возраста №6

 

3 слайд

Проблема

 

В период детства дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о временах года, явлениях природы происходящих осенью, зимой и весной, создавать опору для фиксации наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации.

 

4 слайд

Актуальность проекта

 

Все явления в природе происходят в определенной последовательности. У ребенка, который только начинает понимать окружающий мир, все это вызывает огромнейший интерес, один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней. Ребенок наблюдает, анализирует, делает выводы. Ведя подобную работу, расширяется кругозор и представления детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности, устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес.

 

5 слайд (представлены на слайде)

Цель проекта: Уточнять и закреплять знания детей об особенностях следующих друг за другом времен года

Задачи проекта:

  • познакомить детей с понятием «время года», с сезонными изменениями в природе происходящими в каждый период времени, с цветовой гаммой присущей времени года. расширить словарный запас за счёт слов обозначающих признаки предметов;
  • вызвать интерес у детей к наблюдениям, умению замечать изменения, происходящие в природе;
  • воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года
  • ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;
  • разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с изменениями в природе в разное время года;
  • провести цикл занятий и мероприятий по темам блока;
  • организовать выставки детских рисунков;
  • организовать выставки поделок из природного материала
  • систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме «Осень»«Зима»«Весна»:
  • провести итоговые мероприятия «Осень разноцветная»«Волшебница-зима», «Весна-красна».

6 слайд

Этапы реализации проекта

 

  1. 1. Подготовительный (сентябрь)
    - Создание развивающей среды
    - Анкетирование родителей
    - Дидактические игры
    - Наглядный материал
    - Подбор художественной литературы
    - Картотека пальчиковых и подвижных игр
    - Материалы для экспериментирования

    Практический (1 октября – 15 мая)
    Организация деятельности детей

    3. Заключительный (15 мая-31 мая)
    Определение результата практической деятельности с детьми

 

7-8 слайд

Формы работы с детьми

 

9 слайд

Формы работы с родителями

 

 

10 слайд

Предполагаемый продукт 

Дети:
- выражают чувства любви и бережного отношения ко всему живому и неживому;
- частично сформированы представлений детей о мире природы;
- умеют замечать сезонные изменения в неживой природе, зависимость жизни растений и животных от времени года, их приспособляемость к среде обитания;
- сформирован познавательный опыт восприятия мира;
- включаются в исследовательскую деятельность, в ее мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- проявляют инициативу, сообразительность, пытливость, критичность и самостоятельность.

Родители:

- Взаимодействуют с педагогами по вопросам экологического воспитания
- Проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы
- Привлекают детей к совместному труду в природе
- Ведут активную работу по экологическому воспитанию со второй младшей группы
- Используют различные формы работы
- Используют современные педагогические технологии
- Распространяют и обобщают опыт

Слайд 11-23

Итоговые мероприятия по блокам

1 блок «Осень разноцветная»

- Выставка - ярмарка детско-родительских  работ «Дары осени»

- Осенний бал «Что нам осень подарила?»

- Веселый понедельник «Урожай на весь край!»

2 блок «Волшебница зима»

- Выставка «Лучшая Новогодняя ёлочка своими руками»

-  Новогодний утренник

-Зимние забавы: сооружение зимних построек совместно с родителями для физкультурно-оздоровительной деятельности «Превратим наш участок в сказку»

- Экологическая акция «Сохрани елочку»

- Экскурсия в эколого-этнографический музей «Лесная сказка». Знакомство с бытом и культурой коренных народов Севера в зимнее время

- Изготовление и закрепление на деревьях  участка  кормушек для зимующих птиц «Птичкин завтрак»

- Экологическая акция «Покормите птиц зимой»

3 блок «Весна-красна»

Весна пришла: праздник, посвященный Международному женскому дню

- Интегрированное развлечение «В гости к Весне»

- Наблюдение за весенними явлениями природы

- Трудовая деятельность на участке детского сада

 

 

24 слайд

Результаты проекта

В рамках проекта, работа получилась познавательной. Проектная деятельность спланирована с учетом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новые знания, добытые с помощью родителей и воспитателей. Расширяя кругозор и представления об окружающем мире, дети овладели конкретными знаниями. Научились делать конкретные простейшие выводы. Поняли, что надо беречь природу, любоваться ею, а не разрушать. Дети стали делиться полученной информацией из различных источников с другими детьми. Родители заинтересовались результатами и продуктами проекта.

 

25 слайд

Список источников

 

  1. КомароваТ. С. Дети в мире творчества. М.:1995. – 234 с.
  2. Трунова М. Коллективные работы на занятиях по изодеятельности // Дошкольное воспитание. – 2005. –№2. – С. 60.
  3. Комарова Т. С., Савенков А. И. «Коллективное творчество дошкольников».- М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.
  4. Дроздова Н. В. Коллективное творчестводошкольников // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2015. – № 32. – ART 132505
  5. CD-диски, компьютерные презентации, интернет ресурсы.
  6. «Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду»/ Ветлугина Н. А., Казакова Т. Н, Пантелеев Г. Н. – М.: Просвещение, 1989. – 79 с.
  7. Грибовская А. А. “ Коллективное творчество дошкольников. Конспекты занятий”. Москва Творческий центр Сфера,2004.-192с.
  8. Дубровская Н. В. «Приглашение к творчеству». – М.: - «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 128 с.
  9. Дронова Т. Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». - М.:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 96 с.