Познавательно-исследовательский проект для детей младшего дошкольного возраста «Календарь природы»
Документы для скачивания
Проект проводился в МБДОУ ДС №31 «Медвежонок» в младшей группе №6 г.Нижневартовска
1 слайд
Познавательно-исследовательский проект «Календарь природы»
2 слайд
Описание проекта
Добрый день. Вашему вниманию представлен познавательно-исследовательский проект «Календарь природы». Тема проекта была выбрана в начале осени. И была разработана для реализации на целый год. Это не случайно! В процессе работы над проектом велось наблюдение за изменениями в природе и погоде. Это, конечно, нашло своё отражение в работе воспитанников. Хотелось обратить внимание детей и обогатить их знания об изменениях в природе, происходящих в разные времена года.
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь, май)
Участники проекта: дети, воспитатели и родители группы младшего дошкольного возраста №6
3 слайд
Проблема
В период детства дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о временах года, явлениях природы происходящих осенью, зимой и весной, создавать опору для фиксации наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации.
4 слайд
Актуальность проекта
Все явления в природе происходят в определенной последовательности. У ребенка, который только начинает понимать окружающий мир, все это вызывает огромнейший интерес, один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней. Ребенок наблюдает, анализирует, делает выводы. Ведя подобную работу, расширяется кругозор и представления детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности, устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес.
5 слайд (представлены на слайде)
Цель проекта: Уточнять и закреплять знания детей об особенностях следующих друг за другом времен года
Задачи проекта:
- познакомить детей с понятием «время года», с сезонными изменениями в природе происходящими в каждый период времени, с цветовой гаммой присущей времени года. расширить словарный запас за счёт слов обозначающих признаки предметов;
- вызвать интерес у детей к наблюдениям, умению замечать изменения, происходящие в природе;
- воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года
- ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;
- разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с изменениями в природе в разное время года;
- провести цикл занятий и мероприятий по темам блока;
- организовать выставки детских рисунков;
- организовать выставки поделок из природного материала
- систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме «Осень», «Зима», «Весна»:
- провести итоговые мероприятия «Осень разноцветная», «Волшебница-зима», «Весна-красна».
6 слайд
Этапы реализации проекта
- 1. Подготовительный (сентябрь)
- Создание развивающей среды
- Анкетирование родителей
- Дидактические игры
- Наглядный материал
- Подбор художественной литературы
- Картотека пальчиковых и подвижных игр
- Материалы для экспериментирования
Практический (1 октября – 15 мая)
Организация деятельности детей
3. Заключительный (15 мая-31 мая)
Определение результата практической деятельности с детьми
7-8 слайд
Формы работы с детьми
9 слайд
Формы работы с родителями
10 слайд
Предполагаемый продукт
Дети:
- выражают чувства любви и бережного отношения ко всему живому и неживому;
- частично сформированы представлений детей о мире природы;
- умеют замечать сезонные изменения в неживой природе, зависимость жизни растений и животных от времени года, их приспособляемость к среде обитания;
- сформирован познавательный опыт восприятия мира;
- включаются в исследовательскую деятельность, в ее мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- проявляют инициативу, сообразительность, пытливость, критичность и самостоятельность.
Родители:
- Взаимодействуют с педагогами по вопросам экологического воспитания
- Проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы
- Привлекают детей к совместному труду в природе
- Ведут активную работу по экологическому воспитанию со второй младшей группы
- Используют различные формы работы
- Используют современные педагогические технологии
- Распространяют и обобщают опыт
Слайд 11-23
Итоговые мероприятия по блокам
1 блок «Осень разноцветная»
- Выставка - ярмарка детско-родительских работ «Дары осени»
- Осенний бал «Что нам осень подарила?»
- Веселый понедельник «Урожай на весь край!»
2 блок «Волшебница зима»
- Выставка «Лучшая Новогодняя ёлочка своими руками»
- Новогодний утренник
-Зимние забавы: сооружение зимних построек совместно с родителями для физкультурно-оздоровительной деятельности «Превратим наш участок в сказку»
- Экологическая акция «Сохрани елочку»
- Экскурсия в эколого-этнографический музей «Лесная сказка». Знакомство с бытом и культурой коренных народов Севера в зимнее время
- Изготовление и закрепление на деревьях участка кормушек для зимующих птиц «Птичкин завтрак»
- Экологическая акция «Покормите птиц зимой»
3 блок «Весна-красна»
Весна пришла: праздник, посвященный Международному женскому дню
- Интегрированное развлечение «В гости к Весне»
- Наблюдение за весенними явлениями природы
- Трудовая деятельность на участке детского сада
24 слайд
Результаты проекта
В рамках проекта, работа получилась познавательной. Проектная деятельность спланирована с учетом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новые знания, добытые с помощью родителей и воспитателей. Расширяя кругозор и представления об окружающем мире, дети овладели конкретными знаниями. Научились делать конкретные простейшие выводы. Поняли, что надо беречь природу, любоваться ею, а не разрушать. Дети стали делиться полученной информацией из различных источников с другими детьми. Родители заинтересовались результатами и продуктами проекта.
25 слайд
Список источников
- КомароваТ. С. Дети в мире творчества. М.:1995. – 234 с.
- Трунова М. Коллективные работы на занятиях по изодеятельности // Дошкольное воспитание. – 2005. –№2. – С. 60.
- Комарова Т. С., Савенков А. И. «Коллективное творчество дошкольников».- М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.
- Дроздова Н. В. Коллективное творчестводошкольников // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2015. – № 32. – ART 132505
- CD-диски, компьютерные презентации, интернет ресурсы.
- «Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду»/ Ветлугина Н. А., Казакова Т. Н, Пантелеев Г. Н. – М.: Просвещение, 1989. – 79 с.
- Грибовская А. А. “ Коллективное творчество дошкольников. Конспекты занятий”. Москва Творческий центр Сфера,2004.-192с.
- Дубровская Н. В. «Приглашение к творчеству». – М.: - «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 128 с.
- Дронова Т. Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». - М.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 96 с.