a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Консультация для педагогов "Развитие диалогического общения у детей дошкольного возраста"

Автор: Карпова Наталья Михайловна Опубликовано: 2019-06-13 15:35:35

 

Цель: расширение  представлений педагогов о диалогическом общении дошкольников и ознакомление с методами и приёмами работы с детьми с целью формирования  коммуникативных навыков.

 

 Диалог — сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и; если нужно; вносить соответствующие изменения и поправки.

 

Группы диалогических умений:

 

  1. Собственно речевые умения:

— вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);

— поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора — сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;

 — говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

 

  1. Умения речевого этикета.

В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

 

  1. Умение общаться в паре, группе из 3 — 5 человек, в коллективе.

 

  1. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

 

  1. Неречевые (невербальные) умения — уместное использование мимики, жестов.

 

Задачи педагога по развитию диалогической речи у дошкольников

по возрастным группам.

 

 В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?). Развивают инициативную речь ребенка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.

 

 В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).

 

 В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.

Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Посте­пенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей. Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.

 

 В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.

Следует поощрять разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребенка, содержательное речевое общение детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов.

 

Условия, способствующие развитию диалогического общения активизированного:

  • развивающая речевая среды;
  • социальное окружение;
  • семейное благополучие;
  • индивидуальные особенности личности ребенка, его познавательная активность, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания в условиях детского сада.
  •  умение воспитателя владеть стилем общения с детьми.

Развивающая речевая среда может содержать:

  • В книжный уголок поместить произведения, содержащие разные варианты диалогических реплик, наборы иллюстраций для «озвучивания» их детьми в форме пересказов и чтения стихов по ролям, книжки-игрушки.
  • В игровом оборудовании иметь игрушечные телефоны, рации; материал для игры «Справочное бюро»; наборы для режиссерских игр (игрушки плоскостные и объемные), фланелеграф с набором фигур для показа детьми инсценировок произведений художественной литературы.
  • В театральной зоне установить занавес (ширма), наборы настольных театров (театр игрушек, театр плоскостных фигур), оборудование для театра на ширме (фигурки на пальчики, теневые, перчаточные куклы), костюмы и элементы костюмов для игр-инсценировок.

 

Методы и приемы, способствующие развитию диалогического общения

у дошкольников

 

  • Беседы-разговоры;
  • Фольклорные произведения (потешки);
  • Игры-диалоги;
  • Пальчиковые игры – потешки; 
  • Игры-инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-дидактические игры;
  • Игры-импровизации по мотивам сказок.



Используемая литература

 

Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей»: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.

Базжина Т.В. «Диалог на начальном этапе языкового развития» // Детская речь: Лингвистический аспект. - С.-Пб. - 1992. - с. 57-66.

Бахтин М.М. «Проблема речевых жанров» // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М. - 1986. - с. 250-296.

Бизикова О. А. «Развитие диалогической речи дошкольников в игре», 2008г.

А.К. Бондаренко, А.И. Матусик «Воспитание детей в игре»: Пособие для воспитателя детского сада - 2-е издание, переработанное и дополненное - М.: Просвещение, 1983.

Выготский Л.С. «Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка» // Вопросы психологии: - 1966. - № 6.

Исенина Е.И. «Развитие диалога у детей раннего возраста в связи с формированием образа себя и другого и проблема эгоцентризма» // Человек в мире диалога: Тезисы доклада. - Л. - 1990. - с. 138-141.

Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя». - М.: Просвещение, 1983.

Менг К. «Коммуникативно-речевая деятельность старших дошкольников в ситуативной обусловленности» (компоненты и градации). // Психолингвистика / Отв. ред. А. М. Шахнарович. - М. - 1984.

Поддьяков Н. Н. «Проблемы речевого и умственного развития детей дошкольного возраста» // Проблемы изучения речи дошкольника / Под ред. О. С. Ушаковой. - М. - 1994. - с. 119-126.

Пура Жанна Николаевна, учитель-логопед «Детская журналистика и диалогическая речь».- М.1977г.

М.А. Панфилова «Игротерапия общения» (Тесты и коррекционные игры), М: 2000 год.

Л.М. Шипицына «Азбука общения», Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2002 год.