a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Проект «Русская матрешка»

Автор: Рудова Светлана Васильевна Опубликовано: 2019-06-16 19:18:29

Цели:

 

К концу проекта дети:

  1. Узнают матрешку среди других игрушек.
  2. Растравляют матрешки в порядке убывания и возрастания.
  3. Подбирают и расписывают простейшими элементами росписи фартуки матрешек.
  4. Имеют представление о том, что русская матрешка символизирует образ семьи, любви и дружбы.

Родители:

  1. В семьях появились народные игрушки в виде матрешки.
  2. Изготовили авторские матрешки для выставки, сшили костюмы в русском стиле.
  3. Бабушки приняли активное участие в посиделках.
  4. У семьи появилось больше доверия к методам воспитания их детей.

     Тип проекта: краткосрочный - с 16.02.2015года по 20.02.2015года.

     Актуальность темы: В наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень – то чем – либо удивишь. Но игрушек, воспитывающих интерес к народной культуре, очень мало, но они есть. И одна из них – русская матрешка. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрешкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма. Дать первоначальные знания о возникновении, изготовлении матрешки – это значит расширить круг представлений детей о русской народной культуре. Отсутствие знаний о русских народных матрешках был выявлен при анкетировании детей в форме беседы. Ни у кого из детей не было дома игрушки матрешки.

     Участники проекта: дети младшей группы, родители и другие члены семьи, музыкальный руководитель, педагоги группы.

     Предметно – развивающая среда: игрушки – матрешки, фотоальбом с иллюстрациями матрешек, наряды для девочек и мальчиков, материал для творческой деятельности детей, дидактические игры, сюрпризы – сувениры для детей.

 Методы и приемы: словесный, игровой, загадки, художественное творчество, физминутки, зрительная гимнастика.

     Этапы реализации проекта:

     1этап. Подготовительный.

*Сбор информации из разных источников о видах, истории: энциклопедии, иллюстрации с разными видами матрешек, чтение стихов о матрешке,  *Планирование деятельности с детьми и их родителями.

     2 этап. Основной.

Дата

Совместная деятельность с детьми.

Деятельность с родителями.

Ожидаемый результат.

16.02.15.

Познавательное занятие «Знакомство с русской народной игрушкой – матрешкой.                   Дидактическая игра «Разноцветные матрешки»

Изготовление  авторских матрешек.

Проявляют интерес к русской народной игрушке – матрешке; имеют элементарные знания  о труде народных умельцев, о том, что матрешка символизирует образ семьи.

17.02.15.

Формирование элементарных математических представлений «Матрешка в гостях у ребят».

Изготовление костюмов для девочек и мальчиков.

Знают цветовую гамму матрешек, расставляют их по росту, строят домики для матрешек.

18.02.15.

Посиделки с бабушками «Матрешечки и Митрошечки».

Включение бабушек в образовательный процесс.

Принимают активное участие в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

19.02.15.

Декоративное рисование «Веселый хоровод матрешек».

Информация «Матрешка – образ русской матери».

Освоили некоторые художественные элементы росписи матрешек.

20.02.15.

Выставка авторской матрешки «Мастерицы наши мамы», памятные сувениры – матрешки для детей.

Оформление выставки «Мастерицы наши мамы»

Семьи приняли активное участие в творческой неделе  «Русская матрешка».

      Организация совместной деятельности. 

Познавательное развитие:

Рассказ воспитателя «Русская народная игрушка - матрешка», «Матрешка – как символ семьи, любви и дружбы».

Дидактические игры «Разноцветные матрешки», «Большие и маленькие матрешки», «Матрешки идут в гости», «Наряди матрешку».

Конструирование «Домик для матрешки».

Социально – коммуникативное развитие:

Выставка детских работ «Веселый хоровод матрешек».

Посиделки с бабушками «Матрешки и Митрошки».

Памятные сувениры – матрешки.

Выставка «Мастерицы наши мамы».

Совместное чаепитие «У самовара».

Сюжетно – ролевая игра «Магазин матрешек».

Развитие речи.

Отгадывание загадок.

Сказка «Машенькина матрешка».

Хоровод «Мы на луг ходили».

Рассказы детей о матрешке.

Художественно – эстетическое развитие.

Рассматривание наряда игрушки - матрешки.

Рассматривание фотоальбома  «Какие разные матрешки».

Рисование «Веселый хоровод матрешек».

Ряжение в русские народные костюмы.

Игра на деревянных ложках.

Физическое развитие.

Зрительная гимнастика «Матрешки».

Пальчиковая гимнастика «Мы веселые матрешки».

Подвижные игры «Мяч», «На лошадке».

Ходьба по узкой и широкой дорожке.

      3этап. Заключительный.

*Обобщение полученных детьми знаний.

Параметры

На начало проекта

На завершении проекта

инструментарий

Узнают матрешку

0%

90%

Среди других игрушек.

Растравляют матрешки в порядке убывания и возрастания.

 

25%

82%

Выбирают из группы матрешек

Подбирают и расписывают простейшими  элементами росписи фартуки матрешек.

 

20%

65%

В рисовании

Имеют  представление о том, что русская матрешка символизирует образ семьи, любви и дружбы.

 

0%

80%

В беседах с детьми

                                                                                                       

*Мини – музей «Русская матрешка».

*Фотоальбом «Русская матрешка»

* Конспект посиделок  «Матрешечки и Митрошечки».

 

 

 

 Приложение.

     1.Познавательное занятие «Знакомство с русской народной игрушкой – матрешкой. Дидактическая игра «Разноцветные матрешки».

*Воспитатель ставит перед детьми домик и говорит: - Дивное диво я нынче принесла,  диво чудесное, расписное (показывает домик) а чтобы узнать кто в домике живет, отгадайте загадку:

Есть для вас одна игрушка,                                                                                                    Не лошадка, не петрушка.                                                                                                              Алый шелковый платочек,                                                                                                                         Яркий сарафан в цветочек,                                                                                                    Упирается рука в деревянные бока.                                                                                                       А внутри секреты есть:                                                                                                                                        Может три, а может шесть.                                                                                                                 Разрумянилась немножко                                                                                                                   Наша русская – …матрешка.

- Конечно же, это матрешка! Посмотрите, какая она яркая и нарядная! Как вы думаете, из чего сделана матрешка? Рассматривают наряд матрешки:              одета она в традиционный русский костюм: сарафан, платок того же цвета, передник расписной. А что это гремит внутри? Как узнать? Что это? Тоже матрешка! (рассматривают остальных матрешек). От русского имени Матрена и возникло ласковое название – матрешка. Как вы думаете, кто они друг другу? Может большая матрешка – мама остальным, а может сестра старшая.    

*Рассказ воспитателя. Много лет тому назад один игрушечных дел мастер сделал из дерева куколку, которая открывалась. Он сначала сделал самую маленькую куколку. Потом следующую – матрешку побольше. Еще больше и еще – самую большую. И отдал этих куколок художнику. Художник расписал этих куколок красками и у него получились розовощекие девочки в простой одежде – сарафане, фартуке, в платке с цветами. Художник посмотрел на большую куколку и дал ей имя - Матрена. А маленьких куколок – сестричек назвал матрешками, так как они похожи друг на дружку. Маленьким детям очень понравились такие игрушки,  и они с большим желанием играли с ними. Прошло много лет, а Матрешка до сих пор – любимая игрушка детей. Она украшает наши квартиры, ее охотно дарят друзьям на добрую память.

*Дидактическая игра «Разноцветные матрешки».

*Рефлексия.- С какой игрушкой познакомились?                                                                          - Из чего сделана матрешка?                                                                                                               – Кто они друг другу?

  1. ФЭМП «Матрешка в гостях у ребят».

Цель. Знают цветовую гамму матрешек, расставляют их по росту, строят домики для матрешек.

*Оргмомент.  Чтение стихотворения                                                                                                                                   «Вот пять кукол деревянных,                                                                                                                 Круглолицых и румяных.                                                                                                                                В разноцветных сарафанах,                                                                                                                 На столе у нас живут –                                                                                                                       Всех матрешками зовут!

*Дидактическая игра «Большие и маленькие матрешки».

*Конструирование «Строим домик для матрешки»

*Дидактическая игра «Матрешки идут в гости».

*Рефлексия. – Какие бывают матрешки?

                         - По какой дорожке шли в гости к зайчику? к лисичке?

  1. Посиделки с бабушками «Матрешки и Митрошки».

     Цель. Включение бабушек в образовательный процесс по воспитанию у детей интереса к народному творчеству.                                                                                              * Ведущий.  Давным – давно, когда не было детских садов, а взрослые уходили на полевые работы, в лес на заготовку дров, кто оставался с детьми? Конечно же, бабушки! Вот и сегодня, пока родители Ваши на работе, с нами будут Ваши дорогие и любимые бабушки! С давних времен и до сих пор значение бабушек в воспитании детей неоценимо. Бабушки передают вам свой жизненный опыт, учат вас уму – разуму. Да и наряды сами шьют: длинные сарафаны, да платочки на голову как у матрешек, как у наших девочек, а для мальчиков длинные рубашки, подпоясанные кушачком, как у наших мальчиков и называли их ласково самыми распространенными именами на Руси – Матрешечками да Митрошечками. Нарядятся и ну хороводы водить, да песни петь. Алешина бабушка умеет хороводы водить.

Бабушка. Детей в семье было много, встанут все, возьмутся за руки – вот и хоровод получился. Идут  по кругу и поют «Во поле береза стояла». И мы с вами хоровод заведем, вставайте.

*Ведущий. Чтобы повеселить ребят загадывали им загадки, играли в игры. Вовина бабушка много загадок знает, попробуйте их отгадать?            Бабушка. Загадки народ сам придумывал: «Его  бьют, а он не плачет, только выше, выше скачет» что это? Правильно, мяч. Давайте поиграем в старинную игру «Мяч».

Отгадайте еще загадку: «Деревянные подружки звонко бьются друг об дружку?» Правильно, ложки. Мы с вами сейчас будем «Ложкари!»

Слушайте еще загадку: «Эта игрушка не покупается, она просто на земле валяется, ею можно на земле рисовать или как на коне скакать». Угадали? Конечно это палка! Много игр народ знает с палочкой. Будем на коне скакать? Вот вам и палочки.

*Ведущий. Набегались, наигрались, тут и отдохнуть пора, сказку послушать. А  Сережина бабушка мастерица сказки сказывать.

Бабушка. Сказка – сказка прибаутка, рассказать ее не шутка, чтобы сказочка сначала, словно реченька журчала, чтоб к концу ни стар, ни мал от нее не задремал. Подходите ко мне поближе, усаживайтесь поудобнее  да  слушайте:  Жили – были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька. Сидит раз Машенька, перебирает свои игрушки, да грустит. О чем Машенька грустишь? -  спрашивают ее дедушка с бабушкой. Отвечает им Машенька – Много у меня игрушек, а вот куколки нет.  Не печалься, будет тебе куколка – сказал дедушка. Пошел он во двор, принес липовую чурочку и говорит  - Вот и куколка! Рассердилась Машенька на дедушку. Какая это куколка?  Не бывает таких куколок! – сказала девочка и отвернулась.  А дедушка тем временем взял стамеску, обточил чурочку со всех сторон, зачистил фигурку специальной шкуркой, и получилась - куколка, только не раскрашенная. Взяла бабушка краски, нарисовала куколке глазки, подвела бровки, дорисовала носик, ротик, нарумянила щечки. А Машенька сидит и думает, что это дедушка с бабушкой делают? Дайка – ка, думает, погляжу одним глазком.  Повернулась и ахнула – Какая красивая куколка! А можно я сама ей сарафан и платочек раскрашу? И фартучек не забудь цветами расписать – сказала бабушка. А как же я ее назову? – спросила Машенька. Известное дело – Матрена! – сказал дедушка. Так у Машеньки появилась ее любимая куколка Матрешка. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

*Ведущий. А к вечеру, когда взрослые приходили с работы, после ужина садились все у самовара и пили чай с домашними сладостями.  Наши бабушки тоже мастерицы. Приглашают всех к столу с угощением для общения.

*Чаепитие «У самовара».

 

  1. Рисование. Веселый хоровод матрешек.

Цель. Освоение детьми некоторых художественных элементов росписи матрешек.

*Оргмомент. Матрешка просит ребят помочь ее сестричкам украсить их белые фартучки, чтобы они тоже стали яркими и нарядными.

*Воспитатель. Поможем матрешкам? Сначала давайте рассмотрим, какие узоры художники рисуют на фартучках у матрешек. Подумайте, какой узор вы будите наносить на фартучек матрешки. Рисовать мы будем ватными палочками.

*Посмотрите некоторые способы рисования ватными палочками.

*Пальчиковая гимнастика. Прежде чем рисовать нужно пальчики размять.

Мы веселые матрешки, (хлопают в ладоши)                                                                                  На ногах у нас сапожки, (указательным и средним пальцами идут по столу)               В сарафанах наших пестрых (соединяют ладошки вместе)                                                              Мы похожи словно сестры (руки в замок).

* А  сейчас мастера за работу всем пора выбирай любой узор, чтобы радовал он взор. Ватными палочками украшаем фартук матрешки.

*Зрительная гимнастика по мотивам стихотворения Э. Медведевой «Матрешка».

У меня матрешка есть, новая игрушка,                                                                                                В желтом сарафанчике славная игрушка.                                                                                                    -            Найдите глазками матрешку в желтом сарафане.                                                            А ее откроешь – в ней сидит вторая, Вся в зеленом, как травка молодая.                                      -            Найдите глазками эту матрешку.                                                                                                 А вторую отвернешь – там еще матрешка,                                                                                   Та матрешка,  в синем -  крошка,                                                                                                           -           Найдите глазками синюю матрешку.                                                                                           В ней -  любимая матрешка.                                                                                                                    Вся она, как маков цвет: сарафан на ней надет,                                                                                 Алый, как цветочек, и под цвет платочек,                                                                                                Пуще всех ее храню, больше всех ее люблю                                                                    Маленькую крошку – какого цвета матрешку?  (красную матрешку).

*Оформление выставки для родителей.

  1. Выставка авторской матрешки «Мастерицы наши мамы».

Цель. Приобщение детей к восприятию декоративно – прикладного искусства, воспитание гордости за творческие способности мамы.

*Воспитатель. Сегодня мы пойдем на выставку  «Мастерицы наши мамы». Как вы думаете, почему она так называется? Кто изготовил этих матрешек? Из чего их мамы делали, как делали?  Расскажите другим ребятам. Правильно назвали выставку – «Мастерицы наши мамы»? Обязательно похвалите свою маму, скажите ей, что она настоящая мастерица!

*Памятные сувениры – матрешки для детей

                       

Посиделки с бабушками

в младшей группе

«Матрешки и Митрошки».

 

 

Воспитатель Рудова С.В.                                                     

 

 2015

                         Посиделки с бабушками

                     «Матрешки и Митрошки».

   

 Цель. Включение бабушек в образовательный процесс по воспитанию у детей интереса к народному творчеству.

 * Ведущий.  Давным – давно, когда не было детских садов, а взрослые уходили на полевые работы, в лес на заготовку дров, кто оставался с детьми? Конечно же бабушки! Вот и сегодня, пока родители Ваши на работе, с нами будут Ваши дорогие и любимые бабушки! С давних времен и до сих пор значение бабушек в воспитании детей неоценимо. Бабушки передают вам свой жизненный опыт, учат вас уму – разуму. Да и наряды сами шьют: длинные сарафаны, да платочки на голову как у матрешек, как у наших девочек, а для мальчиков длинные рубашки, подпоясанные кушачком, как у наших мальчиков и называли их ласково самыми распространенными именами на Руси – Матрешечками да Митрошечками. Нарядятся и ну хороводы водить, да песни петь. Алешина бабушка умеет хороводы водить.

Бабушка. Детей в семье было много, встанут все, возьмутся за руки – вот и хоровод получился. Идут  по кругу и поют «Во поле береза стояла». И мы с вами хоровод заведем, вставайте, беритесь за руки.

*Ведущий. Чтобы повеселить ребят загадывали им загадки, играли в игры. Вовина бабушка много загадок знает, попробуйте их отгадать?            Бабушка. Загадки народ сам придумывал: «Его  бьют, а он не плачет, только выше, выше скачет» что это? Правильно, мяч. Давайте поиграем в старинную игру «Мяч».

Слушайте еще загадку: «Эта игрушка не покупается, она просто на земле валяется, ею можно на земле рисовать или как на коне скакать». Угадали? Конечно это палка! Много игр народ знает с палочкой. Будем на коне скакать? Вот вам и палочки.

*Ведущий. Набегались, наигрались, тут и отдохнуть пора, сказку послушать. А  Сережина бабушка мастерица сказки сказывать.

Бабушка. Сказка – сказка прибаутка, рассказать ее не шутка, чтобы сказочка сначала словно реченька журчала, чтоб к концу ни стар, ни мал от нее не задремал. Подходите ко мне поближе, усаживайтесь поудобнее  да  слушайте:  Жили – были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька. Сидит раз Машенька, перебирает свои игрушки, да грустит. О чем Машенька грустишь? -  спрашивают ее дедушка с бабушкой. Отвечает им Машенька – Много у меня игрушек, а вот куколки нет.  Не печалься, будет тебе куколка – сказал дедушка. Пошел он во двор, принес липовую чурочку и говорит  - Вот и куколка! Рассердилась Машенька на дедушку. Какая это куколка?  Не бывает таких куколок! – сказала девочка и отвернулась.  А дедушка тем временем взял стамеску, обточил чурочку со всех сторон, зачистил  фигурку матрешки специальной шкуркой, и получилась куколка, только не раскрашенная. Взяла бабушка краски, нарисовала куколке глазки, подвела бровки, подрисовала носик, ротик, нарумянила щечки, старается для внучки. А Машенька сидит и думает, что это дедушка с бабушкой делают? Дай- ка думает, погляжу одним глазком!  Повернулась и ахнула – какая красивая куколка! А можно я сама ей сарафан и платочек раскрашу? И фартучек не забудь цветами расписать – сказала бабушка. А как же я ее назову? – спросила Машенька. Известное дело – Матрена! – сказал дедушка. Так у Машеньки появилась ее любимая куколка Матрешка. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

*Ведущий. А к вечеру, когда взрослые придут с работы, после ужина садились все у самовара и пили чай с домашними сладостями.  Наши бабушки тоже мастерицы. Приглашают всех к столу с угощением для общения.

*Чаепитие «У самовара».

 

Документы для скачивания