Методическая рекомендация "Чудеса своими руками"

Опубликовано: 22:52:22 08-07-2019

Автор: Солобуева Маргарита Ивановна

                                                   Муниципальное бюджетное учреждение

                                  Информационно-методический центр управления образованием

                                                         Мысковского городского округа

 

                                                   Муниципальное казенное учреждение

                                «Управление образованием Мысковского городского округа»

                           Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                           детский сад № 3 «Ласточка»

 

 

 

                                                          «Чудеса своими руками»

                                                       Методическая рекомендация

 

 

 

 

 

                                                Мысковский городской округ,  2017

 

Автор-составитель:  Солобуева Маргарита Ивановна, воспитатель МБДОУ № 3 «Ласточка».

 

        Данная методическая рекомендация раскрывают важность практического использования овечьей шерсти  и являются важным средством в работе с дошкольниками по художественно - эстетическому воспитанию.

        Приложения содержат: конспект занятия,  фотографии детских работ, пошаговая инструкция и  способы рисования картин,  материалы для работы с родителями по данной теме: конспект  консультации, анкета.

        Методические рекомендации адресованы педагогическим работникам, родителям (законным представителям), педагогам дополнительного образования, с помощью,  которой можно  успешно решать задачи всестороннего развития детей, формировать предпосылки трудовой деятельности на основе использования овечьей шерсти.

 

                                                                                Содержание

 Введение…………………………………………………………………….….….4

  1. Чудеса своими руками или как рождаются детские шедевры………...……….9
  2. Работа с родителями………………………………………………………….….11

4.Заключение ……………………………………………………………………….14

  1. Список литературы……………………………………………………………....16
  2. Приложения …………………………………………………………………...…17

 

                                                                                  Введение

                                                                                              Истоки творческих способностей и дарования детей

                                                                                              на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,

                                                                                              идут тончайшие ручейки, которые питают источник

                                                                                              творческой мысли… чем больше мастерства в детской                                                                                                 руке, тем умнее ребенок.

                                                                                                                                                  Сухомлинский В. А.

         Детство – очень важный период в жизни детей. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

        С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования одним из актуальных направлений модернизации системы образования является художественно-эстетическое развитие.

         Современный мир перед дошкольным образованием, помимо охраны, укрепления физического и психического здоровья, на передний план выдвигает – развитие способностей и творческого потенциала детей. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной техники позволяет в полной мере развить творческие способности у дошкольников. Творчество – одно из наиболее привлекательных и эффективных направлений социальной адаптации современных подростков в жизни. Именно творчество, является огромным стимулом для развития и становления любой личности.

        Все дети любят рисовать. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание, отобразить своё отношение к действительности на листе бумаги. Огромное значение в раскрытии творческого потенциала детей имеет нетрадиционное рисование. И такая техника, как «живопись шерстью» открывает перед ними новые возможности в изобразительной деятельности. Оригинальность этой технике в том, что она позволяет детям быстро достичь желаемого  результата.    

         Техника «живопись шерстью» не только нова и интересна, но и очень красива. Картины из шерсти — это уникальный вид прикладного искусства,  своими корнями уходящий вглубь веков. Когда-то наши далекие предки придумали валяние из шерсти одежды, обуви, предметов интерьера, даже своих жилищ, которые были теплыми и легкими. Кочевники были первыми людьми, оценившими уникальные свойства войлока. Они спали на войлоке, одевались в войлочную одежду, коней укрывали войлочной попоной. Войлок оберегал их от злых духов и вражеских стрел, спасал от жары и холода.    

       Постепенно мастера научились украшать изделия из войлока цветными прядями шерсти, создавая первые узоры. Основные мотивы узоров: ромбы, треугольники, зубчатые полосы, ромбические цепи, фигуры в форме бараньих рогов, s-образные фигуры и др. Постепенно появлялись узоры в виде трав, цветов, пейзажей. Традиционно для их изготовления использовали шерсть, окрашенную естественными красителями. Полученные цвета должны были гармонировать между собой и быть устойчивыми к атмосферным влияниям и стирке, поэтому процессу окрашивания шерсти уделяли серьёзное внимание. Естественными красителями служили растения, которые, чтобы получить краситель нужного качества и цвета, собирали в конкретном месте в определенное время.

       При использовании природных красителей народные мастера добивались разнообразной палитры. Так, зелёный цвет получали из листьев ореха, шелковицы и крапивы; коричневый – из отвара ореховой скорлупы, а серый – из зрелой фасоли; розовый цвет шерсти придавали цветки дикого мака и веточки синей сливы, а желтый – луковая шелуха. Позднее путем последовательного окрашивания или смешивания красителей удалось добиться новых цветовых сочетаний.

        Как художественное направление живопись шерстью появилось на заре ХХ века в Германии, его основоположником был немецкий философ Рудольф Штайнер,   выбравший шерсть, как наиболее распространенный и дешевый  в  провинциальной местности  материал.

       Зная о способности шерсти сваливаться, он нашел способ, как окрашенную шерсть применять в качестве  материала для рисования картин.  В ходе наблюдения за детьми, регулярно использующими шерсть как краски, он заметил, что дети расслабляются психологически, становятся более уравновешенными, личность их  приобретала более целостный статус.

       Создание картин из шерсти – это увлекательное, приятное и не трудное занятие. Шерсть – отличный материал для детского творчества. Немного не пряденной шерсти разных цветов, рамка, ножницы, немного усидчивости и желание творить, и результат не заставит себя ждать. Чтобы освоить данную технику совершенно не обязательно уметь красиво рисовать, ведь все ошибки на «полотне» легко исправить. Такие  картины делаются методом послойного выкладывания цветной овечьей шерсти (приложение 1). Они всегда оригинальны и неповторимы, они получаются многослойными, емкими и очень красивыми.  Этот процесс напоминает работу акварельными красками, поэтому такие картины иногда называют «шерстяная акварель». Изображения могут быть  самыми  разнообразными – от цветов и фруктов до портретов людей. Как правило, картины создаются по образцу – это может быть уже готовая картина из шерсти  или любая другая картинка, и даже фотография.

        Рисование шерстью развивает у дошкольников творческие способности, воспитывает усидчивость, уверенность в себе, в своих способностях,  самореализации в творческой работе и целенаправленной деятельности.       Работая над такими картинами, ребенок учится разным способам рисования шерстью: выщипывание, вытягивание, обрывание, смешивание шерсти (приложение 2), а значит идет развитие мелкой моторики рук, отрабатывается точность движения пальцев. Также рисование шерстью – это прекрасная цветотерапия для детей. Взаимодействие с теплой мягкой шерстью благотворно влияет на нервную систему, снимает стрессы, успокаивает, доставляет детям массу удовольствия.

       Для создания картин в технике шерстяная акварель необходимо учитывать следующие  особенности:

  1. Работать сухими и чистыми руками, т.к. от влажности шерсть слипается и меняет форму, а также собирает на себя все мелкие частички грязи и пыли.
  2. Результат работы можно увидеть только под стеклом, а рисуем мы без стекла. Живопись без стекла выглядит немного иначе, поэтому формировать все детали немного меньше настоящего размера, т.к. после оформления картина прижмется сверху стеклом, и детали немного расплющатся. А при работе с дошкольниками из соблюдений техники безопасности вместо стекла используется ламинированная пленка.
  3. Прикладывать и прижимать ламинированную плёнку после каждого слоя, чтобы видеть, какого размера будут элементы после окончания работы. Чем больше шерсти наслаивается друг на друга, тем ярче и насыщеннее становится цвет.
  4. Для того чтобы получились красивые переходы, лучше вытягивать тонкие, редкие и сильно просвечивающие пряди и укладывать их в несколько слоев.
  5. При выкладке фона шерсть должна заходить за края подложки.

           Процесс создания картин из шерсти требует соблюдения комплекса мер по охране здоровья. Следует заранее оборудовать рабочее место, создать хорошее освещение, приготовить соответствующие инструменты. Необходимо беречь зрение и осанку. Во время работы важно делать перерывы для снятия утомления.

              Работу с детьми можно организовать как в свободной, так и в самостоятельной деятельности. Главная задача воспитателя – создать атмосферу совместной работы, заразить и увлечь детей перспективой получения продукта (приложение 3).

        В процессе обучения воспитанников  техники изготовления картин из шерсти учитываются принципы:

- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- наглядности (наличие картин, иллюстраций, показ воспитателем приемов и способов выкладывания);

- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

-  научности (обоснованность, наличие теоретической основы).

- “от простого к сложному”.

        Исходя из выше сказанного цель данной методической рекомендации: ознакомление педагогов с нетрадиционной техникой рисования – живопись шерстью

Задачи:

- познакомить педагогов с приемами нетрадиционного рисования на примере
 работы в технике «живопись шерстью»;
- способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала;
- повысить уровень мастерства педагогов в области изобразительной   деятельности в работе с детьми дошкольного возраста;

         Учитывая воспитательное значение результатов детского творчества необходимо использовать их в оформлении групп, поздравительных открыток, для участия в тематических выставках, в качестве подарков родителям, сверстникам.

        Таким образом, особенностью использования живописи шерстью  в работе с детьми состоит в том, что воспитатель, знакомя детей с новым видом рисования, поддерживает их интерес к нетрадиционной технике рисования. А также открывает перед ними новые горизонты для творчества, и способствует дальнейшему развитию дошкольников.

       

                               Чудеса своими руками или как рождаются детские шедевры

                       

             Ознакомление дошкольников старшего дошкольного возраста с живописью из шерсти осуществляется по принципу от простого к сложному.  Прежде всего, необходимо заинтересовать детей предстоящей работой. Во время беседы  дети знакомятся с традициями русского народа (создание изделий из не пряденной шерсти), с новым видом рисования (шерстяная акварель),  необыкновенно красивым и интересным искусством украшения интерьера, рассматривают готовые изделия, фотографии и иллюстрации на эту тему, знакомятся с инструментами и материалами  необходимыми для выполнения картин из шерсти. Цель бесед   - заинтересовать детей этим видом деятельности и вызвать у них желание самим делать картины.

        Затем проводятся совместные обсуждения разных приёмов  выкладывания   шерсти, с последующим показом воспитателя. В работе очень важно использовать игровые и проблемные ситуации. И такой метод как сотворчество – выполнение картин на подготовленном   воспитателем силуэте, «дорисовывание» шерстью элементов, является эффективным приемом на первом этапе обучения.

        Помимо практикования навыков рисования шерстью, проводятся игры –упражнения, во время  которых дети изучают теорию колористики – знакомятся с цветовым кругом, с основами композиционного и цветового построения. Знание законов цветоведения поможет детям подбирать гармоничные сочетания цветов для  картины (приложение 4).

            Очень хорошо активизирует воображение детей и способствует развитию детского творчества дидактические игры, например: «Волшебные пряди», «Выложи узор».  Для проведении игр используется небольшой фланелеграф, шерсть разных цветов.  С помощью таких дидактических игр дети учатся составлять не сложные композиции из шерсти, учатся разным приемам выкладывания (выщипывание, вытягивание, обрывание). Затем проводятся игры – вариации, которые предполагают самостоятельное детское творчество в построении композиций. Учитывая то, что детям в силу их возрастных особенностей трудно создать картину, такую работу лучше выполнить с опорой на образцы-картинки.

            Заключительный этап работы - импровизации. С помощью импровизаций  у детей развиваются: воображение, художественно – творческие, дизайнерские способности, проектное мышление.

        Тематика занятий и игр строится с учетом интересов детей, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми принципов работы «шерстяной акварели» учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Все это позволяет индивидуализировать работы. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность детям преодолеть страх перед трудностями. Важно в процессе обучения создать творческую для ребенка атмосферу. Следует организовать работу так, чтобы дети самостоятельно и с удовольствием придумывал картины. По мере формирования у детей уверенности в своих возможностях можно предложить им коллективную работу. В процессе совместной деятельности дети обучаются способам сотрудничества: обсуждают, договариваются об этапах работы над общей композицией. В выполнении общей работы ценен труд каждого ребенка. Навыки и склонности у всех разные и, следовательно, различен, будет вклад каждого в общее дело. А объединив индивидуальные детские работы в  коллективную, дети могут убедиться в своих возможностях, а главное осознать что  делать что – то вместе -  интересно и весело. Такая коллективная работа позволяет ребенку утвердиться в собственных силах.

        Кроме игр и занятий (приложение 5) необходимо в процессе работы использовать художественно – литературный материал (загадки, стихи о временах года, о природных явлениях и праздниках); классические музыкальные произведения для сопровождения творческой деятельности.

                                                                       Работа с родителями

 

 Работа не может быть плодотворной,  без помощи  родителей. Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Поэтому перед педагогами стоит задача заинтересовать родителей и вовлечь их в жизнь ДОУ, сделать союзниками в своей работе. Родителей необходимо держать в курсе событий, создавать условия для включения их в общие мероприятия.

           Работа с родителями предполагает: родительские встречи, индивидуальные консультации, папки раскладушки, мастер – классы, анкетирование, семинары – практикумы.

           Форма работы через родительские уголки дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме. Для родителей помещается материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, а так же советы, задания.

        Чтобы держать родителей в курсе событий в группе, необходимо   давать им  задания: собрать необходимый материал для изготовления картин.

        Проводя  индивидуальные беседы, доклады, проведение анкетирования (приложение 6), консультации (приложение 7), мастер-классы и последующие разъяснительные беседы, через семинары-практикумы,  а так же выступая на групповых собраниях, необходимо заострять внимание на то, что цель для каждого родителя на данном этапе – создать все условия для правильного всестороннего развития их ребёнка.  Обратить их внимание на то, что в процессе рисования шерстью у детей происходит развитие мелкой моторики рук, восприятия, памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления. За время обучения у детей формируются усидчивость, терпение, аккуратность в работе, целеустремленность и другие важные качества личности. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть техникой рисование шерстью, нужно превратить обучение в игру, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

           Наиболее эффективная форма сотрудничества педагогов с родителями это  совместные детско-родительские клубы. Досуговое направление в работе с родителями является самым трудным в организации,  но и самым востребованным, полезным и привлекательным. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: посмотреть и увидеть проблемы своего ребенка; приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

          Деятельность клуба направлена на развитие индивидуально-творческих способностей детей, развитие их художественных интересов, творческой фантазии.

          Задачи деятельности клуба: 

 - познакомить родителей с приемами   нетрадиционного рисования на примере работы в технике «живопись шерстью»;

- заинтересовать родителей  рисованию шерстью и вызвать у них желание самим  создавать картины;

- способствовать развитию   творческой    активности, раскрытию внутреннего потенциала;
- повысить уровень мастерства   родителей в области изобразительной  
  деятельности в работе с детьми   дошкольного возраста

- привлечь родителей к совместной деятельности с детьми в условиях ДОУ;

- формировать у родителей основы теоретических знаний и практических умений в данном виде работы;

- необходимо обеспечить  благоприятные условия для совместного  творчества родителей  с детьми.

           Совместная творческая деятельность детей и родителей  очень значима для детей. Такая деятельность способствует установлению положительного эмоционального контакта с родителями, обогащает внутренний мир дошкольника.

        Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых рецептов и технологий. Её успех определяется инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

 

                                                                           Заключение

         «Шерстяная живопись» скрывает богатый потенциал для многостороннего развития личности детей дошкольного возраста. Мотивацией успешности дошкольников является быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, ее приближенность к реально существующим образам и, наконец, новизна способа, как фактор удержания внимания.

     Таким образом, используя «живопись шерстью» в работе с детьми и учитывая изменения, происходящие в общем, психическом развитии, возросшие возможности детей старшего дошкольного возраста педагог может решить следующие педагогические задачи:

  1. Способствовать всестороннему развитию детей.
  2. Формировать предпосылки трудовой деятельности: закрепить у ребенка позицию созидателя, чувство гордости и удовлетворения результатами своего труда.
  3. Развивать мелкую моторику рук, а значит ненавязчиво готовить руку к письму.
  4. Развивать восприятие, память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление.
  5. Формировать терпение, усидчивость,  целеустремленность, аккуратность в работе.

        Совместное творчество детей и родителей открывает массу возможностей для:

- улучшения эмоционального состояния ребенка (снимается психологическое напряжение);

 - гармонизации отношений родитель – ребенок  (создает дружеские доверительные отношения, развивает чувство партнерства; дает малышу уверенность в своих силах, благодаря заинтересованности взрослого его делами, дарит радость совместной деятельности).

Исходя из выше сказанного,  можно сделать вывод: работа с шерстью предоставляет  детям безграничные возможности для создания разнообразных картин. Знакомство с новой уникальной техникой «живопись шерстью», дарит ребенку чувство тепла и гармонии. Поскольку дети творят не кистью, а руками. Дети получают возможность через тактильные ощущения улучшить мелкую моторику рук, что благоприятно сказывается на их развитии

 

                                                                     Список литература:

 

 Гандертон Л. Энциклопедия рукоделия. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА 2005. – С. 6-7, 77-103.

Доронова Т.Н. «Радуга»: Программа и методические разработки по воспитанию, развитию и образованию детей 5 – 6 лет в детском саду. – М.: Просвещение 1997. С. 10, 19, 226, 236.

Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М., 1984.

Коваленко В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. – М.: ВАКО, 2005.-С.167

Нелюбов С. Древности и старина. – М: 2007. С.20-27.

Шинковская К.А. Войлок. Все способы валяния.- М. АСТ-пресс, 2005

 

 

                                                                                                                                              Приложение 1

                                                            Послойное выкладывание картин

                                                                   цветной овечьей шерстью

 

 Первый слой - оформление заднего плана (фон)

                                                                                                                                Продолжение приложения 1

 

 Второй слой - стебель и листья

                                                                                                                                Окончание приложения 1

 

 Второй слой - лепестки цветка

 

 Третий слой - сердцевина цветка

                                                                                                                                                      Приложение 2

 Способы рисования  шерстью

 Щепание волокон.

 Вытягивание волокон.                                                

 Скручивание.           

 Резка шерсти  ножницами.

 Смешивание шерсти.

                                                                                                                                                        Приложение 3

 

 Фото: «Волшебный цветок»

                                                                                                                                                       Приложение 4

Основа цветового круга

 

       Все цвета этого круга можно условно разделить на первичные, или основные, вторичные, и третичные.

       Первичными цветами называют три чистых ключевых цвета — красный, синий и желтый. Они являются базой для создания любого другого цвета колеса - для этого нужно просто смешать основные в нужной пропорции. Как правило, первичные цвета расположены на равном расстоянии друг от друга.          

        Вторичные цвета расположены между основными. Они образуются путем смешивания в равной пропорции тех двух первичных цветов, между которых они находятся. Этим способом мы получаем зеленый (желтый + синий), оранжевый (красный + желтый), и фиолетовый (красный + синий).

        Третичные цвета появляются при смешивании опять же в равной пропорции основного и вторичного цвета, между которыми они расположены. Это дает еще 6 цветов: желто-зеленый, желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый (пурпурный), фиолетово-голубой, и зеленовато-голубой.

Сочетание любых цветов из этих 12 будет хорошо смотреться вместе.

                                                                                                                                                      Приложение 5

                                                                    Конспект занятия:

                                                    «Изготовление картины: «Цветок»

                                                                     (старшая группа)

 

Цель: Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования «живопись шерстью».

Задачи:

- помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с шерстью;

- развивать творчество, фантазию, побуждать к совместной поисковой деятельности, путём смешивания шерсти разных цветов;

- воспитывать эстетический и художественный вкус, интерес в работе с новым материалом.

Материал: твердый картон, рамка, ламинированная пленка, флизелин, ножницы, клей и шерсть разных цветов.

                                                                                   Ход занятия:

Воспитатель: Ребята  сегодня я хотела поговорить с вами о красоте, о прекрасном в нашей жизни, о том, что украшает наш мир! Вы догадались, о чем?

- А что вы считаете самым красивым на свете?

- Чем можно полюбоваться даже среди зимы, в стужу и ветер?

- Что можно увидеть в лесу ранней весной?

- Что дарят обычно женщинам на праздники: в дни рождений и на 8 марта? (Ответы детей.)

        Воспитатель: Вы совершенно правы! Да - это   цветы! Они прекрасны и удивительны. Послушайте стихотворение про цветы.

    В нашей группе на окне,

    Во зеленой во стране,

                                                                                                                                 Продолжение приложения 5

    В расписных горшочках

    Подросли цветочки.

    Вот розан, герань, толстянка,

    Колких кактусов семья.

    Их польем мы спозаранку.

    Я и все мои друзья.

                                      Н. Нищева.

Воспитатель:  Цветы растут в разных уголках Земли. И у каждого цветка свой характер, своя тайна и своя красота. Именно поэтому, я предлагаю вам совершить путешествие в прекрасный и загадочный мир цветов.

Воспитатель: Итак, путешествие начинается. Я вам предлагаю рассмотреть и просто полюбоваться на эти фотографии разных цветов, узнаете их? Как о них можно красиво сказать? (чудесные, удивительные, нежные, восхитительные, очаровательные, необыкновенные, красивые, изящные, душистые, волшебные).

        Каждый цветок имеет лепестки, стебель и листочки, видите? Обратите внимание, какой формы лепестки (они у разных цветов, разные), стебель,  листки, какого цвета цветы? (Ответы детей.) Благодаря таким прекрасным растениям как цветы, наш мир становится красивым и ярким!

Физминутка:

«Спал цветок и вдруг проснулся»

Спал цветок и вдруг проснулся (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел. (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

        Ребята посмотрите на стол. Обратите внимание, здесь много разной шерсти. Посмотрите на кусочки шерсти, какие они? Можно ли сказать, что цвет у неё яркий, сочный как акварельная краска.

                                                                                                                                 Продолжение приложения 5

- Ребята вы хотите немного порисовать?

- Но посмотрите, на наших столах нет кисточек и красок? Чем же мы будем рисовать? (Ответы детей.)

- Правильно, шерстью.

        Для начала  нужно приготовить основу - на твердом картоне  закрепить выбранную ткань-подложку. Для этого смазываем клеем  картон по краям и прикладываем ткань гладкой стороной. Эта ткань нужна для того, чтобы шерсть хорошо держалась. Основа готова.

        Затем рисуем фон картины: вытягиваем тонкие пряди шерсти голубого цвета или желтого и выкладываем сверху вниз на  основу. Выкладывать слои необходимо горизонтальными прядями. Низ покрываем зеленой шерстью. Это будет фон для травы. Не забываем заполнять углы картины. Прихлопываем работу аккуратно ладонью. Для скрепления  волокон.

        Для стебелька цветка нам нужно вытянуть  прядь шерсти зеленого цвета,   скрутить пальцами эту прядь или ладошками и выложить на рабочую поверхность, изгибая в некоторых местах.

        Теперь рисуем листья:

- вытягиваем из зеленой шерсти прядь, шерсть сильно не сжимаем т. к получатся короткие пряди:

- можно остави?

Документы для скачивания:

49779_Chudesa svoimi rukami.docx
Формат: .docx

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: