a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Выступление "Развитие слухового восприятия у дошкольников с нарушенным слухом" на международной педагогической конференции "Педагогика и образование", г. Красноярск, 2018 год

Автор: Хрипунова Елена Андрияновна Опубликовано: 2019-07-09 14:29:23

Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом « Невозможность видеть отделяет человека от вещей. Невозможность слыш ать отделяет человека от людей»( Эммануил Кант) Окружающий мир наполнен разнообразными звуками. Шелест листьев, пение птиц, раскаты грома, речь человека, музыка- всё это звуки. Слух позволяет человеку различать и определять их. Орган слуха позволяет воспринимать речь, осуществлять общение и учиться. Слуховое восприятие очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить. Слуховое восприятие начинается со слухового внимания – умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его предметом, приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков. У детей с нарушением слуха природная возможность воспринимать и дифференцировать звуки окружающего мира, очень ограничена. Нарушение слухового анализатора отрицательно сказывает ся на раз личных сторонах развития малыша, и прежде всего, ведёт к тяжелым нарушения м речи, создает серьезные препятствия для общения с окружающими и влияет на весь ход психического развития. Больш ое значение в процессе обучения, имеет состояние слуха глухого или слабослышащего ребенка. Даже небольшие остатки слуха, которые есть у глухих детей, при условии систематической работы по их развитию, важны для восприятия звуков окружающего мира и оказывают помощь в работе по обучению устной речи. Развивающееся слуховое восприятие помогает слышать некоторые бытовые и природные звуки, которые расширяют представления об окружающем мире, способствуют регуляции поведения ребенка и приобщению его к участию в жизни семьи социуме. Задачей работы по развитию слухового восприятия дошкольников с нарушениями слуха является развитие остаточного слуха, осуществляемое в процессе целенаправленного обучения восприятию на слух неречевых звучаний и речевого материала. Современные средства слухопротезирования обеспечивают условия для того, чтобы ребенок даже с глубоким нарушением слуха получил возможность воспринимать звуковую информацию. Однако ученые- с урдопедаго ги( И. В. Королева, Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская и др. ) обращают внимание на то, что существует огромная дистанция между понятия ми «слышу» и «понимаю». Поэтому всех малышей со слуховым нарушением необходимо научить пользоваться своим остаточным слухом. Развитие слухового восприятия происходит поэтапно. Первоначально детей учу реагировать на различные не речевые( звучание дудочки, металлофона, погремушки, гармошки, колокольчика) и речевые звук и( слоги и их сочетания) . В ответ на воспринятый звук ими выполняются определенные действ ия( складывают кубики в кузов грузовика, составляют пирамидку, рисуют капельки дождика, нажимают на кнопочку и т. д) Сначала условно- двигательную реакцию формирую на слухо- зрительной основе, а затем звучание предлагаю только на слух. В процессе условно- двигательной реакции на речевые звуки выясняю расстояние от уха ребенка, на котором он воспринимает звуки, предъявляемые голосом нормальной громкости, а при отсутствии реакции — голосом повышенной громкости. У слабослышащих детей, дающих четкую реакцию на голос разговорной громкости на расстоянии больше 1 м, формирую условно- двигательная реакция на шепотную речь. Затем в ходе работы по развитию слухового восприятия детей учу различать звучащие музыкальные и шумовые инструменты, определять громкость, длительность и высоту звука, слитность и темп речевых единиц, ритм, дифференцировать жанры музыкальных произведений( марш, вальс, полька) , голоса людей( мужской, женский и детский) , разл ичать звуки животного мира и некоторые бытовые шумы( звук пылесоса, чайника, воды в кране и т. д) . В процессе работы по развитию речевого слуха большое внимание уделяю различению речевого материала. В качестве речевого материала в зависимости от этапа обучения и сост ояния слуха ребенка использую звукоподражания, лепетные и полные слова. Начинаю эту работа с различения двух слов( лепетных или полных) при наличии соответствующих игрушек или картинок, табличек. Слова сначала воспринимаются детьми слухо- зрительно, после этого при условии хорошего слу хо- зрительного различения речевого материала, предъявляю только на слух. Постепенно для различения увеличиваю количество слов. Наряду со сло вами для различения предлагаю словосочетания и фразы. При предъявлении вопросов- р ебенок должен ответить на них, при предъявлении фраз побудительного характера- выполнить действие с отчётом. Более высокий уровень развития слухового восприятия дошкольников связан с обучением опознавания на слух речевого материала. Опознавание на слух предполагает узнавание и воспроизведение ребенком знакомого по звучанию речевого материала, который предъявляется без какого- либо наглядного подк репления. К обучению опознавания приступаю после того, как ребенок уже научился различать большое кол ичество слов. По мере формирования навыков опознаван ия речевого материала, учу воспринимать детей на слух новые по звучанию слова, фразы, т. е. распознавать их. Обучение распознаванию связано с предъявлением сразу на слух новых по звучанию слов или фраз, которые прежде ребенок не слышал. Обучение распознаванию имеет очень большое значение для детей со сниженным слухом, так как оно стимул ирует слуховые возможности ребят, учит связывать знакомые по значению слова с их звучанием. При обучении распознаванию, побуждаю детей повторить слово так, как они его услы шали: воспроизвести его контур но или отдельные фрагменты. В случае затруднений распознавания речевой единицы, предъявляю для слухо- зрительного восприятия, затем отрабатываю на уровне различения и опознавания. Длительные целенаправленные тренировки, при условии постоянного использования качественной звукоусиливающей аппаратуры, развивают потенциальные возможности детей с нарушением с луха в восприятии устной речи и в формировании произношения. В процессе развития слухового восприятия малыш ориентируется в звуках окружающего мира, развиваются навыки речевой коммуникации. На слуховой основе базир уется восприятие музыки, которая способствует формированию эмоционально- эстетической стороны жизни ребенка, является средством развития ритмической способности, обогащает его двигательную сферу.

Оставить комментарий: