a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Международная дистанционная педагогическая конференция "Педагогика и образование" доклад "Игра как средство развития слухового восприятия у дошкольников с нарушениями слуха", г. Красноярск, 2019 год

Автор: Хрипунова Елена Андрияновна Опубликовано: 2019-07-09 14:48:23

Игра как средство развития слухового восприятия у дошкольников с нарушенным слухом. Слуховое восприятие очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить. Слуховое восприятие начинается со слухового внимания – умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его предметом, приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков. Все звуки, которые человек воспринимает и анализирует, а затем воспроизводит, он запоминает благодаря слуховой памяти. Современные средства слухопротезирования обеспечивают условия для того, чтобы ребенок даже с глубоким нарушением слуха получил возможность воспринимать звуковую информацию. Однако ученые- сурдопедаго ги( И. В. Королева, Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская и др. ) обращают внимание на то, что существует огромная дистанция между понятия ми «слышу» и «понимаю». Поэтому всех малышей со слуховым нарушением необходимо научить пользоваться своим остаточным слухом. Задачей работы по развитию слухового восприятия дошкольников с нарушениями слуха является развитие остаточного слуха, осуществляемое в процессе целенаправленного обучения восприятию на слух неречевых звучаний и речевого материала. Развивающееся слуховое восприятие помогает слышать бытовые и природные звуки, которые расширяют представления об окружающем мире ребёнка. Особую роль слух имеет в восприятии устной речи.  Усвоение ребенком звуковой, фонематической системы, является базой для формирования собственной устной речи ребенка. На слуховой основе базируется восприятие музыки, которая способствует формированию эмоционально- эстетической стороны жизни ребенка, является средством развития ритмической способности, обогащает двигательную сферу. Как известно, одним из ведущих средств обучения детей дошкольного возраста выступает игра. Без игры нет, и не может быть полно ценного умственного развития( Василий Александрович Сухомлинский) . При проведении игр- упражнений учитываю возраст детей, степень снижения слуха и уровень психофизического и речевого развития, их индивидуальные особенности. Работа по развитию слухового восприятия проводится по четырем направлениям: - выработка условно- двигательной реакции на звук; - знакомство со звуками окружающего мира; - обучение восприятию на слух неречевых с речевых сигналов; - обучение восприятию на слух речевого материала. Д ля раз вития слухового восприятия дошкольников с нарушением слуха использую разнообразные игры. Игры на выработку условно- двигательной реакции. Задача: сформировать у ребенка условную двигательную реакцию на звук Игровое упражнение «Зайка прыгает». Игровая задача: ребенок, услышав звук, передвигает зайчика вперед. Игровое упражнение «Дождик». Игровая задача: ребёнок, услышав звук, рисует каплю. Игровое упражнение «Яблоня». Игровая задача: ребёнок, услышав звук, как падает яблоко, рисует линию вниз. Игровое упражнение «Кнопка». Игровая задача: ребёнок, услышав звук, жмет на кнопку со световым сигналом. Игровое упражнение «Составь пирамидку». Игровая задача: ребёнок, услышав звук, надевает кольцо. Игровое упражнение «Собери кубики в грузовик». Игровая задача: ребёнок, услышав звук, кладёт кубик в грузовик. Игровое упражнение «Мы танцуем»( с использованием аудиозаписей) Игровая задача: дети, услышав звук музыку, выполняют произвольные танцевальные движения. Игровое упражнение «Разбудим куклу». Игровая задача: дети, услышав звук будильника( телефона) поднимают куклу с кроватки. Игровое упражнение на р азличение неречевых звучаний « Музыкальные инструменты»( первоначально учу различать при выборе из двух инструментов, постепенно увел ичива количество инструментов) . Игровая задача: ребёнок, услышав звук, должен определить, что прозвучало и показать картинку( или действие) Игры на определение количества звуков. Задача: учить определять количества звуков. Игровое упражнение «Один или много барабанов». Игровая задача: ребёнок слушает, определяет количество прозвучавших звуков и показывает картинку с изображением одного барабана( один звук) или картинку с изображением много барабанов( много звуков) Игровое упражнение «Зайка слушает и прыгает». Игровая задача: ребёнок слушает, определяет количество прозвучавших звуков и выполняет действия с зайчиком, прозвучит один речевой сигнал – зайчик «подпрыгивает» один раз, прозвучат много раз звуковых сигналов- зайчик «подпрыгивает» много раз. Игровое упражнение «Зайка слушает и кушает». Игровая задача: ребёнок слушает, определяет количество прозвучавших звуков и выполняет действия с зайчиком, прозвучит один речевой сигнал – зайчик «съедает» одну морковку, прозвучат много раз звуковых сигналов- зайчик «съедает» много морковок. И гровое упражнение «Один, два, три ». Игровая задача: ребёнок слушает, определяет количество звуков. Игры на р азличение характеристик звука. Определение слитного и прерывистого сигнала. Игровое упражнение «Две дороги». Игровая задача: ребёнок слушает и определяет, как произносится речевые единицы( би, у- у) слитно или прерывисто. Прозвучит речевая единица прерывисто, малыш должен поставить машинку или паровозик на дорожку из пунктирных линий, прозвучит сигнал длительно, ставит игрушку на дорожку, которая нигде не прерывается. Игровое упражнение «Кораблик». Игровая задача: ребёнок слушает и определяет, как произносится речевые единицы( бу) слитно или прерывисто. Прозвучат речевые единицы слитно, малыш должен поставить кораблик на картинку с изображением спокойного моря. Прозвучат речевые единицы прерывисто, малыш должен поставить кораблик на картинку с изображением на море шторма. Определение длительности и краткости сигнала. Игровое упражнение «Солнышко». Вариант № 1. Игровая задача: ребёнок слушает и подставляет к солнышку лучи. Речевой сигнал звучит кратко- берёт короткий лучик, речёвой сигнал звучит долго- берёт длинный луч. Вариант №2. Игровая задача: ребёнок слушает и рисует к солнышку лучи. Речевой сигнал звучит кратко- рисует короткий лучик, речёвой сигнал звучит долго- рисует длинный луч. Игровое упражнение «Дорога к дому». Игровая задача: ребёнок слушает и выбирает дорогу к дому. Речевой сигнал звучит кратко- берёт куколку и ставит на короткую дорожку, речёвой сигнал звучит долго – на длинную дорожку. Определение темпа звучаний( речевых или музыкальных) Игровое упражнение «Пальчики идут. Пальчики бегут». Игровая задача: ребёнок слушает и определяет темп звучаний, имитируя пальчиками ходьбу и бег( топ – топ – топ; топ- топ- топ) Игровое упражнение «Идём- бежим». Игровая задача: дети встают в круг, слушают и определяют темп звучаний, выполняя движения ходьбы или бега. Определение высоты звука. Игровое упражнение «Самолет». Игровая задача: ребёнок слушает и определяет, высоту голоса при произношении звука «а» голосом низкой частоты – ребёнок опускает самолёт вниз, высокой частоты – вверх. Игровое упражнение «Медведь, заяц и воробей». Игровая задача: ребёнок слушает и определяет, кто его зовёт. Слышит голос низкой частоты- показывает на медведя, средней частоты- показывает на зайца, высокой частоты – показывает на воробья. Определение динамики звука. Игровое упражнение «Барабан: громко- тихо». Игровая задача: ребёнок слушает и определяет динамику голоса. Речевая единица( БАМ) произносится громко- показывает на большой барабан( шагает высоко поднимая ноги, хлопает в ладоши) , произносится тихо- показывает на маленький барабан( идёт на цыпочках, бьёт пальчик о пальчик) . Игровое упражнение «Девочка поёт». Игровая задача: ребёнок слушает и определяет динамику голоса. Речевая единица( ля- ля- ля) произносится громк о- показывает на большую девочку, произносится тихо- показывает на маленькую девочку. Различение звукоподражаний. Игровое упражнение «Би- би, ту- ту, в_ _ » Игровая задача: ребёнок на слух различает звукоподражания, услышал В_ _ _ усаживает пупса в самолёт, БИ- БИ_ _ _ - в машину, ТУ- ТУ_ _ _ _ - в паровозик. Игровое упражнение «Это кто? ». Игровая задача: ребёнок на слух различает звукоподражания, показывает картинки или фигурки животных Различение звуков окружающего мира( бытовые шумы и голоса птиц и животных) Игровая задача: ребёнок на слух слушает и различает звук, показывая картинку( фигурку) Различение часто используемых слов и фраз. Тема «Учебные принадлежности», игра лото. В  лото  могут играть от 1 до 5 человек. Детям раздаются большие карточки с изображением  учебных принадлежностей. Маленькие карточки находятся у педагога. Педагог достает маленькую карточку, и просит её назвать. Если дети затрудняются, тогда называет сам. Ребенок, на карточке которого имеется соответствующий названному   учебный предмет берет ее и накладывает на свою карту. Выигрывает тот, кто первым закроет все поля своей карты. Тема «Посуда». И гровые упражнения «Поставь в шкаф посуду», «Накрываем стол». Игровая задача: ребёнок на слух воспринимает поручения и проводит линию от предметов посуды к шкафу( к столу) Тема «Овощи». И гровое упражнение «Варим суп». Игровая задача: для того, чтобы сварить вкусный суп папе, ребёнок на слух воспринимает поручения и проводит линии от овощей к кастрюле. Игровое упражнение « Собери овощи в корзинку ». Игровая задача: для того, чтобы, собрать в огороде урожай, ребёнок на слух воспринимает поручения и складывает овощи в корзинку. Тема «Фрукты». И гровое упражнение «Варим компот». Игровая задача: для того, чтобы сварить вкусный компот маме, ребёнок на слух воспринимает поручения и проводит линии от фруктов к кастрюле. Игровое упражнение «Угости Вову фруктами». Игровая задача: для того, чтобы угостить Вову фруктами, ребёнок на слух воспринимает поручения и выполняет игровые действия с муляжами фруктов. Тема «Одежда». И гр овое упражнение « Помоги маме». Игровая задача: ребёнок на слух воспринимает поручения и развешивает одежду кукол на закреплённую верёвочку. Игровое упражнение «Одень Тому и Вову». Игровая задача: ребёнок на слух воспринимает поручения и одевает куклы. Таким образом, и гры на развитие слухового восприятия, помогают сделать занятия для детей с нарушенным слухом более интересными и привлекательными, позволяют активизировать их мыслительную деятел ьность и не вызывают усталость.

Оставить комментарий: