a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Городское методическое объединение. Квест-игра для педагогов «В поисках среды для активного, самостоятельного, инициативного, любознательного ребёнка».

Автор: Серякова Марина Ивановна Опубликовано: 2019-08-01 09:53:44

Доброе утро, коллеги! Мы рады приветствовать вас в нашей уютной лингвистической гостиной и поделится своим опытом и интересными методическими находками.

Начну с притчи:

Однажды к древнегреческому философу и мудрецу Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение. Но пришедший все время молчал. Сократ воскликнул: «Заговори, чтоб я тебя увидел!».

Ведь очень часто первые впечатления о человеке складываются у нас под влиянием его голоса. Голос - это зеркало человека, могущественное средство воздействия. Тон голоса имеет исключительную роль в устной речи, особенно в работе с детьми.

Живое слово взрослого по - прежнему остается главным средством обучения ребенка.

Всем нам, педагогам,  хотелось бы, чтобы родная речь была стихией дошкольников,  в которой наши дети ориентировались бы быстро и безошибочно? И наконец, чтобы наши дети умели говорить ясно  и понятно.

Детский сад - территория общения. Диалог, творчество, познание, саморазвитие — вот те  основные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.

 

 Образовательная область «Речевое развитие» - это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, воспитание ЗКР, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения.

  На основе анализа исследований по проблемам речевого развития детей и опыта работы детских садов следует выделить следующие методические принципы развития речи и обучения родному языку.

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Работу по развитию речи нельзя отрывать от работы, направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов.  Формирование речи осуществляется в определенной последовательности с учетом особенностей мышления: от конкретных значений к более абстрактным; от простых структур к более сложным. Усвоение речевого материала происходит в условиях решения мыслительных задач, а не путем простого воспроизведения. Следование этого принципа обязывает педагога широко привлекать наглядные средства обучения, использовать такие методы и приемы, которые бы способствовали развитию всех познавательных процессов.

Принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи. Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации. Он вытекает из цели развития речи детей в детском саду – развития речи как средства общения и познания – и указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку.
Это значит, что и основные направления работы с детьми, и подбор языкового материала, и весь методический инструментарий должны способствовать развитию коммуникативно-речевых умений. Коммуникативный подход меняет методы обучения, выдвигая на первый план формирование речевого высказывания.

Принцип развития языкового чутья («чувства языка»). Языковое чутье – это неосознанное владение закономерностями языка.  
Здесь проявляется способность запоминать, как традиционно используются слова, словосочетания. И не только запоминать, но и использовать их в постоянно меняющихся ситуациях речевого общения. Данную способность следует развивать.   Нужно поощрять различные упражнения в форме игрового манипулирования словами, на первый взгляд кажущиеся бессмысленными, но имеющие для самого ребенка глубокий смысл. В них ребенок имеет возможность развивать свое восприятие языковой действительности. С развитием «чувства языка» связано формирование языковых обобщений.

Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.  
В дошкольном возрасте сначала формируется произвольность речи, а затем происходит вычленение ее компонентов. Осознанность является показателем степени сформированности речевых умений.

Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования.   Освоение лексики, формирование грамматического строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков, диалогической и монологической речи – отдельные, в дидактических целях выделенные, но взаимосвязанные части одного целого – процесса овладения системой языка. В процессе развития одной из сторон речи одновременно развиваются и другие. Работа над лексикой, грамматикой, фонетикой не является самоцелью, она направлена на развитие связной речи. В центре внимания педагога должна быть работа над связным высказыванием, в котором суммируются все достижения ребенка в овладении языком.

Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. От мотива, как важнейшего компонента в структуре речевой деятельности, зависит качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения. Психологи отмечают, что положительная мотивация речи повышает результативность занятий. Важными задачами являются создание педагогом положительной мотивации для каждого действия ребенка в процессе обучения, а также организация ситуаций, вызывающих потребность в общении. При этом следует учитывать возрастные особенности детей, использовать разнообразные, интересные для ребенка приемы, стимулирующие их речевую активность и способствующие развитию творческих речевых умений.

Принцип обеспечения активной речевой практики.  Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка.  На занятиях следует использовать различные факторы, обеспечивающие речевую активность всех детей: эмоционально-положительный фон; субъект-субъектное общение (доброжелательность, теплые эмоции, уважение личности ребенка); индивидуально направленные приемы: широкое использование наглядного материала, игровых приемов; смена видов деятельности; задания, обращенные к личному опыту, и др. Следование этому принципу обязывает создавать условия для широкой речевой практики всех детей на занятиях, в разных видах деятельности.
Задачи:

  • Развитие речи рассматривать как составную часть общей системы обучения и воспитания ребёнка.
  • Усилить работу по развитию устной речи дошкольников по всем направлениям (произносительная сторона, словарь, грамматический строй, связная речь и т.д.).
  • Обеспечить систему работу при тесной взаимосвязи всех специалистов.
  • Обеспечить коммуникативную и игровую мотивацию дидактических заданий и упражнений.
  • С целью развития диалогического общения организовать парное взаимодействие детей в разнообразных видах детской деятельности.
  • Формировать творческие способности в речевом развитии дошкольников.

В нашем детском саду накоплен определенный опыт работы по коммуникативному развитию дошкольников:

- формирование диалогической речи  по технологии А. Арушановой;

- использование мнемотехники при формировании связной речи;

 - обновление содержания работы по коммуникативному развитию детей  дошкольного возраста в развивающей предметно – пространственной среде.

Практикум:

Коммуникативная игра «Продолжи…»

Давайте вспомним с вами разнообразные приемы по развитию речи, по цепочке назовите…

Методы и приемы работы по развитию речи

  1. Анализ ответа ребенка (выполняется для ребенка, чтобы он знал свои недостатки и мог их устранить).
  2. Беседа обобщающая (после того как дети накопят какой-то объем знаний. Например, после экскурсии).
  3. Беседа. Подготавливается воспитателем заранее, как занятие.
  4. Воображаемая ситуация.
  5. Вопросы проблемные, более сложные начинаются со слов почему, из-за чего, как, сравнить и др. то есть требуют размышлений, умозаключений.
  6. Вопросы репродуктивные = простые начинаются со слов какой, что, когда. Эти вопросы не требуют мышления, ребенку не надо догадываться, соображать.
  7. Демонстрация движений, артикуляционных позиций.
  8. Дидактические игры (чей домик, чудесный мешочек, домино) – имеют несколько игровых правил или действий.
  9. Дидактические рассказы с включением учебных заданий.
  10. Дидактические упражнения – проще чем дидактические игры имеют одно правило или действие. (скажи наоборот)
  11. Замечание.
  12. Заучивания.
  13. Звукоподражания (при освоении звуков).
  14. Имитация действия, движения (на физминутках).
  15. Инсценировки.
  16. Исправление.
  17. Интонационное выделение слова.
  18. Интригующая интонация (загадочная, таинственная, испуганная, удивленная, восторженная и др.)
  19. Конструирование (букв и др.).
  20. Моделирование (структуры текста, строения слова).
  21. Мотивация заданий (поможем Дюймовочке, подготовим Незнайку к школе, исправим ошибки у Карлсона, сделаем подарок маме, узнаем кто в группе самый быстрый и др.)
  22. Наблюдение.
  23. Напоминание.
  24. Образец правильного произношения.
  25. Образная физкультурная пауза.
  26. Образное называние звука (ЗЗЗ – звенит комарик). Обследование предметов. Обязательно проговаривать все действия обследования (поглаживание, ощупывание, сжимание, взвешивание, приподнимание и пр.), и называть получаемые ощущения (прохладный, шершавый, гладкий, тяжелый, округлый, др.)
  27. Объяснение (например, правил поведения, игры).
  28. Отраженная речь – повтор за воспитателем речевого образца.
  29. Оценка (мотивированная).
  30. Пересказ.
  31. Повторы индивидуальные ребенком.
  32. Повторы хоровые.
  33. Подбор обобщающих понятий (стол + стул + табурет = мебель)
  34. Подвижные игры с речевым сопровождением, хороводные игры. (каравай)
  35. Подсказ (начала слова).
  36. Показ артикуляционных движений.
  37. Пояснение (самосвал – сам сваливает).
  38. Прослушивание пластинок, магнитофонных записей (собственная речь, речь с дефектами, образцы речи).
  39. Разговор – не подготовленная «беседа», возникшая случайно, по ходу дела.
  40. Рассказ (о чем либо, об авторе, явлении природы и др.).
  41. Рассматривание рисунков, картин, макетов, диафильмов.
  42. Речевой образец.
  43. Речевые поручения – поручение, при выполнении которого ребенку необходимо будет обязательно использовать речь. Например: «Пойди к Тамаре Ивановне и попроси подточить карандаши. Так и скажи: «Тамара Ивановна, подточите мне, пожалуйста, карандаши». Это образец речевого поручения для ребенка с неразвитой речью или для детей в возрасте до старшей группы. Начиная со старшей группы можно давать детям поручения без образца речи, то есть вот так: «Пойди к Тамаре Ивановне и попроси подточить карандаши».
  44. Речевые ситуации – специально придуманные ситуации, в которых дети отрабатывают речевые умения. Например: «У Тани завтра день рождения, как мы её будем поздравлять?» Дети придумывают свои поздравления, а воспитатель подсказывает им те слова, которые необходимо активизировать в речи и хвалит детей, если они используют, именно, эти слова.
  45. Ролевые игры.
  46. Совет.
  47. Сопряженная речь – повтор вместе с педагогом.
  48. Составление плана высказывания – чаще устное, про что сказать вначале, про что потом и так далее.
  49. Схема ответа (моделирование) – про что сказать вначале, про что потом и так далее на наглядной основе, например с помощью схем.
  50. Толкование слов (значения слов аквариум – стеклянный ящик)
  51. Указание.
  52. Утрированное произношение (усиленное).
  53. Утрированное артикулирование (усиленный показ где находятся губы, зубы, язык в момент произнесения различных звуков, слов)
  54. Чтение.
  55. Игры парами
  56. Сценарии активизирующего общения.

Доброе утро, коллеги! Мы рады приветствовать вас в нашей уютной лингвистической гостиной и поделится своим опытом и интересными методическими находками.

Однажды к древнегреческому философу и мудрецу Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение. Но пришедший все время молчал. Сократ воскликнул: «Заговори, чтоб я тебя увидел!»

Живое слово взрослого по - прежнему остается главным средством обучения ребенка.

Всем нам, педагогам,  хотелось бы, чтобы родная речь была стихией дошкольников,  в которой наши дети ориентировались бы быстро и безошибочно? И наконец, чтобы наши дети умели говорить ясно  и понятно.

Диалог, творчество, познание, саморазвитие — вот те  основные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.

 

 

Образовательная область «Коммуникация» - это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, воспитание ЗКР, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения.

 

 

На основе анализа исследований по проблемам речевого развития детей и опыта работы детских садов следует выделить следующие методические принципы развития речи и обучения родному языку.

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Работу по развитию речи нельзя отрывать от работы, направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов.  Формирование речи осуществляется в определенной последовательности с учетом особенностей мышления: от конкретных значений к более абстрактным; от простых структур к более сложным. Усвоение речевого материала происходит в условиях решения мыслительных задач, а не путем простого воспроизведения. Следование этого принципа обязывает педагога широко привлекать наглядные средства обучения, использовать такие методы и приемы, которые бы способствовали развитию всех познавательных процессов.

 

Принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи. Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации. Он вытекает из цели развития речи детей в детском саду – развития речи как средства общения и познания – и указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку.
Это значит, что и основные направления работы с детьми, и подбор языкового материала, и весь методический инструментарий должны способствовать развитию коммуникативно-речевых умений. Коммуникативный подход меняет методы обучения, выдвигая на первый план формирование речевого высказывания.


 

Принцип развития языкового чутья («чувства языка»). Языковое чутье – это неосознанное владение закономерностями языка. 
Здесь проявляется способность запоминать, как традиционно используются слова, словосочетания. И не только запоминать, но и использовать их в постоянно меняющихся ситуациях речевого общения. Данную способность следует развивать.   Нужно поощрять различные упражнения в форме игрового манипулирования словами, на первый взгляд кажущиеся бессмысленными, но имеющие для самого ребенка глубокий смысл. В них ребенок имеет возможность развивать свое восприятие языковой действительности. С развитием «чувства языка» связано формирование языковых обобщений.

 

Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования. 

Освоение лексики, формирование грамматического строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков, диалогической и монологической речи – отдельные, в дидактических целях выделенные, но взаимосвязанные части одного целого – процесса овладения системой языка. В процессе развития одной из сторон речи одновременно развиваются и другие. Работа над лексикой, грамматикой, фонетикой не является самоцелью, она направлена на развитие связной речи. В центре внимания педагога должна быть работа над связным высказыванием, в котором суммируются все достижения ребенка в овладении языком.

 

Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. От мотива, как важнейшего компонента в структуре речевой деятельности, зависит качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения. Психологи отмечают, что положительная мотивация речи повышает результативность занятий. Важными задачами являются создание педагогом положительной мотивации для каждого действия ребенка в процессе обучения, а также организация ситуаций, вызывающих потребность в общении. При этом следует учитывать возрастные особенности детей, использовать разнообразные, интересные для ребенка приемы, стимулирующие их речевую активность и способствующие развитию творческих речевых умений, смена видов деятельности; задания, обращенные к личному опыту, и др. Следование этому принципу обязывает создавать условия для широкой речевой практики всех детей на занятиях, в разных видах деятельности.

 

 

 

 

 

 

 


Принцип обеспечения активной речевой практики.  Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка.  На занятиях следует использовать различные факторы, обеспечивающие речевую активность всех детей: эмоционально-положительный фон; субъект-субъектное общение (доброжелательность, теплые эмоции, уважение личности ребенка); индивидуально направленные приемы: широкое использование наглядного материала, игровых приемов; смена видов деятельности; задания, обращенные к личному опыту, и др. Следование этому принципу обязывает создавать условия для широкой речевой практики всех детей на занятиях, в разных видах деятельности.

 

 

 

 

 

Задачи:

  • Развитие речи рассматривать как составную часть общей системы обучения и воспитания ребёнка.

·         Усилить работу по развитию устной речи дошкольников по всем направлениям (произносительная сторона, словарь, грамматический строй, связная речь и т.д.).

  • Обеспечить систему работу при тесной взаимосвязи всех специалистов.

 

  • Обеспечить коммуникативную и игровую мотивацию дидактических заданий и упражнений.

·         С целью развития диалогического общения организовать парное взаимодействие детей в разнообразных видах детской деятельности.

·         Формировать творческие способности в речевом развитии дошкольников.

 

 

 

 

 

 


 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 21 города Кузнецка

 

 

 

 

Сообщение на тему

«Организация педагогического процесса

 по развитию коммуникативных навыков дошкольников»

 

 

 

Подготовила воспитатель Серякова М.И.

 

 

ноябрь 2013

 

 

Оставить комментарий: