Городское МО на тему "Познавательное развитие младших дошкольников в новых условиях ФГОС ДО"

Опубликовано: 09:56:45 01-08-2019

Автор: Серякова Марина Ивановна

 

Здравствуйте, я рада приветствовать вас, уважаемые педагоги, на нашей встрече, посвященной достаточно интересной и актуальной теме «Познавательное развитие младших дошкольников в сфере реализации ФГОС ДО»

 Познавательное развитие начинается с рождения и продолжается всю жизнь. С вопросов «Что такое» и «Кто такой?» - берет начало познание мира.

Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании и познании. Через познавательные процессы ребёнок получает и осмысливает информацию. Ощущение, восприятие, мышление, воображение, речь являются неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира создаёт исходное для формирования личности ребёнка дошкольного возраста. Ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, ребёнок учится анализировать, обобщать, конкретизировать, т.е. мыслить и самостоятельно развиваться.

Детский дошкольный возраст – самое благоприятное время для формирования образа мира. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети через эмоциональное отношение к объекту.

Закономерности возрастных особенностей дошкольников являются основными для планирования работы с детьми по развитию познавательных способностей, которые в свою очередь являются условием для успешного овладения и выполнении деятельности, постепенного прохождения всех стадий (этапы) познавательного развития.

К первой стадии, обусловленной чисто внешними обстоятельствами, относится любопытство. Занимательность предмета, яркость объекта, обнаружение его могут являться фактором для проявления любопытства, при этом, не уделяя особого внимания его сущности. Эти особенности свойственны детям 2-3 лет. Самостоятельно постигать скрытые характеристики трёхлетний ребёнок не может, ему необходима помощь взрослых.

Воспитатель в первой младшей группе организует работу так, чтобы учитывая непроизвольность внимания, развивать познавательные способности детей. Игровая ситуация является основой для получения знаний. В игре дети знакомятся с явлениями природы, получают первоначальные навыки общения со сверстниками, учат правила общения в коллективе.

На помощь педагогу приходят различные игрушки животных, куклы, герои мультфильмов и сказок, с которыми через обыгранные ситуации дети познают мир.

Сюжетно-ролевые игры позволяют расширить возможности для развития познавательных способностей. Так, сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

позволяет получить детям знания о росте волос, о необходимости стричь волосы, вырабатывается модель поведения в парикмахерской.

Ролевые игры «Пора кушать», «Баюшки – баю» вызывает положительные эмоции у детей, т. К. для них это хорошо знакомые ситуации, которые педагог может использовать для расширения знаний детей о предметах быта.

В игре «Купание куклы Кати» дети узнают предметы личной гигиены, учатся последовательности действий при уходе за своим телом.

Игра «Доктор Айболит» учит поведению детей в больнице. Через игру дети овладевают моделью поведения врача и пациента, перестают бояться докторов.

Через ролевые игры дети опробируют модели поведения в той или иной ситуации, что в дальнейшем способствует их ровному эмоциональному состоянию.

Любопытство – первый этап познания, дети проявляют любопытство к предметам, их функциональности, яркости красок, действиям с различными предметами. Познавательное развитие получает благоприятную почву в предметной деятельности, организованной в первой младшей группе на основе парциальной программы Е.О. Смирновой «Первые шаги».

Дети в предметной деятельности знакомятся с действиями предметов в организованных играх: «Игры с кнопками», «Игры с застёжками», «Замочками».

Внимание детей 2-3 лет привлекают игры «Секреты с сюрпризом», «Волшебная коробочка», «Волшебный мешочек». Формируют познавательные способности игры на развитие восприятия и мышления: «Спрячь кубик», «Башня из мисочек», «Найди окошко для фигурки».

Целенаправленность и самостоятельность в предметной деятельности развивают игры «Гараж для машинки», «Собери цветочек»

Уже в первой младшей группе через игровую деятельность у ребёнка формируются элементарные математические представления о форме предметов (шарик - кубик- кирпичик); величине (большой – маленький); количестве предметов (один – много); однородности предметов. В процессе познавательной деятельности дети учатся группировать предметы по определённому признаку, материалам.

Сформированность познавательной деятельности, на первом этапе – любопытство, позволяет ребёнку перейти к следующему этапу познавательного развития, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, в которых игры и другие виды деятельности будут строиться с учётом развития познавательных способностей.

Второй стадией познавательного развития детей дошкольного возраста определяется любознательность, которая характеризуется стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально увиденного и воспринятого. Это ценное состояние личности, активное видение мира. На этой стадии проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, удовлетворённости деятельностью. Физиологические изменения в коре головного мозга, совершенствование психических процессов, высокая степень овладения речью, накопление определённого словарного запаса, представлений о ближайшем окружении позволяют перейти на более высокую ступень. Ребёнок получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова.

Развитие любознательности у детей 3-4 лет можно реализовать через организацию игр «Определи на ощупь», «Назови предмет по описанию», «Объедини», «Куда что положить?», «Что в коробке?», где у ребёнка формируется необходимость мыслить, использовать свой незначительный, но собственный опыт. Активно в игровую деятельность включаются речевые игры: «Назови близких», «Доскажи словечко», «Какая игрушка», игры ситуации «Короб со сказками», «Валя у парикмахера» и др., позволяющие реализовывать стремление к познанию.

Дети воспринимают сведения на уровне слов, постигая и усваивая разнообразные знания о нашем мире. При этом новая информация должна основываться на прошлом опыте детей, на их уже имеющихся представлениях об окружающем мире. Чтобы передать детям новую информацию, педагогу важно владеть глубокими разносторонними знаниями. Прежде всего, предоставлять детям информацию о непосредственно близких детям проблемах, рассказывать о природе и её представителях, живущих в непосредственной близости от нас, вызывать у детей положительные эмоции.

Следующей стадией познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, который характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной целенаправленностью на познаваемый предмет, познавательными мотивами. Ребёнок – дошкольник способен проникнуть в сущность отношений, установить связи и закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса считается стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы в ходе исследования окружающего мира, например, экспериментирования. В результате экспериментирования ребёнок активно и самостоятельно познаёт мир, играя роль исследователя свойств, качеств, предметов и материалов, взаимосвязей явлений.

Федеральный государственный стандарт ДО определяет формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.

Высоким уровнем познавательного развития детей дошкольного возраста является познавательная активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В возрасте шести лет у детей накоплено много сведений об окружающем мире. Ребёнку в старшем дошкольном возрасте требуется дифференцировать знания, упорядочить информацию, установить причинно - следственные взаимосвязи. С ростом и развитием ребёнка познавательная активность перерастает в познавательную деятельность, свойственную взрослым людям. Благодаря познавательной активности ребёнка происходит зарождение первичного образа мира, и его образа «Я» в этом мире.

ФГОС ДО рекомендует виды деятельности, обеспечивающие познавательное развитие дошкольников:

- организацию и решение познавательных задач;

- применение экспериментирования в работе ДОО;

- использование проектирования;

в процессе которых ребёнок приобретает навыки исследователя, познаёт свойства, качества предметов и материалов, устанавливает связи и зависимости явлений. При выполнении познавательных задач под руководством воспитателя получает опыт анализа, предположений, выбора правильного из ошибочного и противоречивого. В ходе проектной деятельности ребёнок учится самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Содержание познавательного развития детей предполагает:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

- формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).

- формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

- формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Образовательная область «Познавательное развитие» включает:

- Формирование элементарных математических представлений.

- Развитие познавательно – исследовательской деятельности.

- Ознакомление с предметным окружением.

Ознакомление с социальным миром.

Ознакомление с миром природы.

Значительную роль в развитии познавательных интересов дошкольников выполняет предметно - пространственная среда. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Развивающая предметно – пространственная среда должна быть трансформируемой, содержательно - насыщенной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Познавательное развитие предполагает решение самим ребёнком значимых для него задач, что возможно при Поддержке детской инициативы и Возможности выбора материалов, видов активности.

Ребёнок прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания, если чувствует себя значимым человеком, понимает, что его уважают, с ним считаются, он уверен в себе. В процессе познавательной деятельности ребёнок не боится ошибиться, задаёт вопросы.

Целевые ориентиры ФГОС позволяют оценить эффективность познавательного развития детей дошкольников.

К концу пребывания в детском саду ребёнок должен овладеть начальными представлениями в области естествознания, математики, истории, научиться принимать самостоятельно решения в разных видах деятельности, опираясь на собственные знания.

При условии правильно организованного педагогического процесса с применением методик, учитывающих особенности детского развития, с правильно организованной предметно-развивающей средой ребёнок, заканчивая обучение в дошкольном учреждении, успешно овладевает знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного начала школьного периода детства.

 Так что такое познавательная активность? Какими способами можно повысить познавательную активность дошкольника?

На эти вопросы мы постараемся ответить сегодня вместе.

Активный – значит деятельностный, энергичный, инициативный, предприимчивый. Разве не эти черты каждый родитель хотел бы видеть в своем ребенке?

Познавательная активность – это черта личности, которая проявляется в отношении к познавательной деятельности, предполагающая состояние готовности, стремление к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение ребенком знаний, накопленных человечеством. Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, возникающую по поводу познания и в его процессе: принятие информации, самостоятельный поиск ответов, уточнение и углубление знаний, умение сравнивать и задавать вопросы, применение способов познания на другом материале, проявление элементов творчества.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ формируется посредством создания условий, в которых дети:

  • Думают - анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают
  • Удивляются - радуются успехам и достижениям, новизне
  • Проявляют внимательность - целеустремленны, настойчивы, самостоятельно контролируют свою деятельность, проявляют волю
  • Фантазируют - предвосхищают, создают новые образы

Несмотря на то, что познавательная активность детей дошкольного возраста должна быть очень высокой, ведь с самого рождения ребенок является первооткрывателем, в современном обществе наблюдается снижение познавательной активности по ряду проблем:

  • недостаточный уровень владения и использования педагогами активных методов обучения, то есть методов, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер, в результате чего стимулируется познавательная активность;
  • отсутствие в развивающей среде условий для развития познавательной активности, соответствующих возрастным требованиям, в частности, отсутствие разнообразия развивающего материала, позволяющей экспериментировать, реализовывать самостоятельный, творческий поиск решения проблемной ситуации, выполнять самостоятельно контроль выполненных действий и т.д.;
  • бессистемность и несформированность знаний родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей и умений развивать познавательную активность в условиях семьи.

 

В связи с этим,  возникает необходимость   поиска  новых активных методов и технологий, которые бы стимулировали познавательную активность.   

И здесь нам  на помощь  приходят современные технологии:

- образовательная технология «Ситуация», которая  представляет собой адаптированный вариант ТДМ Людмилы Георгиевны  Петерсон для дошкольного образования;

- игровые технологии;

-интерактивные технологии;

- ТРИЗ технологии;

- ИКТ технологии.

      Важным условием осуществления деятельностного подхода Л.Г. Петерсон в дошкольной образовательной организации является реализация системы основных принципов деятельностного метода обучения. Данные приципы выступают как необходимые психолого-педагогических условия организации образовательного процесса в современном детском саду

 («Дидактические принципы деятельностного метода»)

 -принцип психологической комфортности   (является основополагающим для дошкольного возраста. Предполагает создание доверительной атмосферы, минимизацию всех стрессообразующих факторов образовательного процесса. Общение должно быть доброжелательным, ориентированным на ребенка, его интересы и потребности. Взрослый может выступать в роли друга, партнера, организатора, помощника. Его задача побуждать и поддерживать интерес.)

- принцип деятельности (предполагает освоение окружающего мира не путем получения готовой информации, а через  «открытие» детьми и освоение в активной деятельности, под умелым руководством взрослого)

-минимакса (предпогагает продвижение каждого ребенка вперед своимитемпом по индивидуальной траектории саморазвития на уровне своего возможного максимума)

--целостности (основывается на представлении о целостной жизнедеятельности ребенка)

-вариативности (предусматривает систематическое предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и пр.)

-творчества (ориентирует весь образовательный процесс на поддержку различных форм детского творчества, сотрудничества детей и взрослых.)

-неприрывности ( необходима для обеспечения преемственных связей между детским садом и начальной школой не только на уровне принципов, содержания, но и технологий, методик.)

 Не случайно рассматриваемая образовательная технология получила название – «Ситуация», т. к. в ее основе лежат различные развивающие ситуации. Часть ситуаций планируется взрослыми, часть возникает спонтанно, по инициативе детей. Технология «Ситуация» дает педагогу возможность управлять возникшей ситуацией таким образом, чтобы помочь ребенку сделать самостоятельный шаг в познании мира, приобрести опыт выполнения универсальных действий по фиксации затруднений, выявлению их причины, постановке цели, планированию своих действий, соотнесению поставленной цели с полученным результатом и др.

   Технология «Ситуация» – новый педагогический инструмент, который позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе механизмов саморазвития личности.

 Технология «Ситуация» включает в себя шесть последовательных этапов.

( «Структура образовательной ситуации «открытия» нового знания» представляется в виде макета «Яблоко» состоящего из 6 частей)

На 1 этапе /Введение в ситуацию/  создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать. Для этого воспитатель включает детей в беседу, обязательно личностно-значимую для них, связанную с их жизненным опытом. Включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будет связаны все последующие этапы. Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?». Важно понимать , что детская цель не имеет ничего общего с программными задачами. Задавая такие вопросы воспитатель формирует у детей веру в собственные силы. Голосом, взглядом дает понять, что и он в них верит. Итак на этом этапе полноценно включается методологически обоснованный механизм мотивации (надо-хочу-могу).

На 2 этапе /Актуализации знаний и умений/  в ходе совместной   деятельности с детьми, построенной в рамках реализации «детской» цели, воспитатель организует деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания. При этом у детей формируются предпосылки  УУД (умение работать по инструкции, взаимодействовать со сверстниками, согласовывать свои действия, выявлять и  исправлять свои ошибки.) При этом дети  движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог, как грамотный организатор, ведет их к Новым открытиям.

 3 этап /Затруднение в ситуации/ Данный этап является ключевым. В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности. Ребенок   выполняет некое действие для достижения своей «детской» цели, но выполнение связано с новым знанием и возникает затруднение. Воспитатель при помощи вопросов ( «Смогли?», «Почему не смогли?») помогает детям приобрести опыт  фиксации и выявление его причины затруднения. Так как затруднение является личностно-значимым для каждого ребенка, у ребенка возникает потребность в его преодолении. Таким образом, создаются условия для развития у детей познавательного интереса, дети сами хотят узнать «нечто». Причем «нечто» является абсолютно конкретным и понятным, т.т. дети сами назвали причину затруднения.

4 этап./Открытие нового знания/ На данном этапе воспитатель, вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. С помощью различных вопросов воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения. Используя различные формы организации детских видов деятельности, педагог помогает открыть новое знание.

5 этап /Включение нового знания в систему знаний и умений/ На этом этапе воспитатель создает ситуации. Предлагает различные виды деятельности, в которых новое знание используется в измененных условиях совместно с освоенным ранее. При этом педагог обращает внимание на умение детей слушать, понимать инструкции, планировать свою деятельность.

6 этап /Осмысление/ С помощью системы вопросов: «Где были ?» , «Чем занимались?» воспитатель помогает осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. А далее, с помощью вопросов: «Как  вам это удалось?», «Какие знания вам пригодились?»  и  т. д. подводит детей к тому что они достигли своей цели благодаря тому, что они что-то узнали, чему – то научились.

   Технология «Ситуация» –  педагогический инструмент, используя который я развиваю познавательную активность дошкольников. С уверенностью можно сказать, что системно-деятельностный подход дает возможность сформировать у детей познавательный интерес, желание  думать, стремление узнавать что-то новое и тем самым подготовить выпускника ДОУ, обладающего способностью и желанием получать знания.

 

 Используемая литература:

  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.
  2. Программа Н.Е. Веракса «От рождения до школы».
  3. «Основы психологии» Л.Д. Столяренко 4-е изд., Ростов н/Д: «Феникс, 2001.-672с.
  4. Выготский Л.С. «Психология развития человека». – М.: Смысл, 2010.-360с.
  5. Эльконин Д.Б. «Детская психология».- М.: Педагогика, 2010. – 304с.

Документы для скачивания:

49946_Osobennosti organizatsii obrazovatelnoy deyatelnosti DOU v sootvetstvii s FGOS DO.doc
Формат: .doc

49947_Delovaya -igra Kvik-nastroyka.docx
Формат: .docx

49948_soobshchenie rukovoditelya mo Sovremennye tendentsii razvitiya doshkolnogo obrazovaniya.doc
Формат: .doc

Оставить комментарий: